детские


Этапы большого пути:

Школа
Детский сад
Коляска, кроватка, манеж
Роды
Беременность
Как забеременеть


Photofunia




Многоразовые пластиковые доски для разбивания с небольшим усилием - идеальный подарок подрастающему каратисту или теквондисту! Прорезиненная поверхность = гарантия против травмы рук в процессе работы!

"Становление и развитие православия в России. Православие и культура". Программа факультативного курса

Цель факультативного курса: на основе научного анализа и исследование религиозных памятников, истории религии формировать мышление учащихся, способствовать понять сущность религиозного мировоззрения, его роль в познании исторического процесса.

Задача курса:

  • удовлетворить познавательные потребности учащихся;
  • формирование научного мировоззрения на основе религиозных верований путём их критического восприятия;
  • обеспечить учащихся информацией об основных этапах в Православной истории России;
  • развивать умения анализировать, оперировать полученными знаниями, самостоятельно извлекать их из исторических источников;
  • способность оценивать факты, явления, события, высказывать обоснованные
    суждения о действиях людей;
  • овладение учащимися методами познания истории религии поисково-исследовательскими методами обработки учебного материала при изучении источников и выражение его через речь, память, воображение;
  • научиться понимать факты, события, явления, поведение, мышление людей в древности, средневековье, новое время, связанные с религиозными верованиями;
  • помочь учащимся осознавать и обосновывать свои потребности и интересы при изучении памятников православной культуры;
  • вырабатывать личностное отношение к изучаемому курсу;
  • создавать условия для развития у них художественного вкуса, воспитанию уважительного отношения к памятникам культуры;
  • способствовать воспитанию высоконравственной личности, благородного человека.

В программе представлен оптимальный материал, который могут усвоить ученики на факультативных занятиях в пределах выделенного времени. Отсутствие специальных школьных пособий по данному предмету определяет специфику формы обучения лекционно-семинарская. На протяжении всего курса важно развивать у учащихся стремление добывать знания к самостоятельному осмыслению роли православия в нашем обществе, к накоплению этических переживаний, к развитию духовных начал личности. Для того, чтобы пробудить это стремление, следует научить их работать с литературой по предмету, диапозитивами, видеозаписями; давать некоторые навыки исследовательской и краеведческой работы. Учитель помогает старшеклассникам организовывать работу с первоисточниками - чтение, анализ, объяснение документов. В ходе изучения возможны тематические учебные экскурсии с обязательным подведением итогов, согласно индивидуальным заданиям.

Во время объяснения тем учитель использует различные технологии, но в основном опирается на технологию интенсификации и активизации деятельности учащихся, где используются знаковые схемы, как правило, они дают быстрый результат. Это хорошо прослеживается на уроках: «Роль Византии в Крещении Руси», «Церковь в 17 веке. Реформы Никона». Технология развивающего обучения способствует формированию интеллектуальных способностей, пробуждает у старшеклассников стремление к познанию, использование этой технологии удачно реализуется при изучении поисковых тем. Практически на всех уроках учитель использует технологию уровневой дифференциации.

Во время проведения факультатива проводятся и нетрадиционные формы уроков. Урок - заочное путешествие по Астраханскому кремлю и культовым сооружениям Астраханской области. В ходе урока ученики совершают воображаемые заочные экспедиции. Цель экспедиции - узнать о культовых сооружениях как можно больше (1 час). Экскурсии: в Черноярский краеведческий музей, посещение воскресной школы и церкви Петра и Павла в селе Чёрный Яр (4 часа).

Семинары: «Церковная реформа Петра Великого», «Церковь в период «смутного» времени» (2 часа).

Круглый стол: «Православная церковь и советская власть», где учащиеся учатся обмениваться мнениями, уважать суждения товарища по данному вопросу (1 час).

Конференция: «Православие в России сегодня», где старшеклассники могут показать умения работать с дополнительной литературой, составлять конспект своего выступления, работать в коллективе, самореализовываться (1 час).

Брэйн-ринг: используется на повторительно-обобщающих уроках. Эта игра групповая и содействует воспитанию чувства личной ответственности за общее дело (2 часа), после изучения второго и третьего раздела курса

Курс построен по историко - хронологическому подходу.

Введение (1 час).

Первый раздел.

Христианство Киевской Руси (6 часов) Роль Византии в крещении Руси рассматривает вопросы причин принятия христианства, значение этого шага дня Киевской Руси и влияния его на древнерусскую культуру.

Второй раздел.

Христианство в средневековой Руси (8 часов) - включают темы о роли Русской Православной Церкви в создании единого централизованного государства Значения для России введение патриаршества

Третий раздел.

Синодальный период Русской Православной Церкви(6 часов) - посвящен вопросу превращения Русской Православной Церкви в часть государственного аппарата.

Четвертый раздел.

Русская Церковь в новейшей истории (2часа) - показать как складывались отношения Православной Церкви и Советской власти, а также какую роль церковь играет в нашем обществе сегодня.

Пятый раздел.

Православная Церковь - неотъемлемая часть культуры русского народа (8 часов) -рассматривает вопросы влияния Православной Церкви на русскую культуру.

Заключение (5 час).

После завершения изучения всего курса - итоговое повторение.Экскурсии. Курс рассчитан для 10-х классов на один учебный год по 1 часу в неделю за счёт факультатива

Становление и развитие православия в России, православие и культура

Введение.

Общие сведения о теме и ее актуальность. Знакомство с литературой. Личность Иисуса Христа Возникновение христианства.

Православие: основные понятия.

Разделение церквей. Различие в культурной практике и структуре церковной иерархии. Основы православного вероучения. География православия.

Раздел 1. Христианство Киевской Руси.

Роль Византии в крещении Руси.

Расцвет Византии с конца 9 до середины 12 в. Союз государства и церкви, вмешательство императоров в церковную жизнь. Цезарепапизм. Иконоборчество. Русь - ближайший сосед и военный партнёр, культурно-историческая значимость соседства дня Руси.

Крещение Руси.

Христианство до Владимира Святославовича, Мирный договор с Византией 987 г. Крещение Владимира. Корсунская легенда. Крещение Киевлян. Создание Владимиром национальных кадров священнослужителей. Историческое значение для Киевской Руси принятие христианства

Христианство и язычество: проблема двоеверия.

Православно-языческий синкретизм. Приспособление христианства к родоплеменным воззрениям. Языческие обряды в быту. Замена языческих богов христианскими святыми, принявшими на себя их функции

Древнерусское церковное зодчество.

Софийский собор в Киеве, его архитектура, мозаика, фрески. Развитие типа крестово-купольного храма Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли. Новгородская архитектура: Софийский собор, храм Спаса Нередицы, церковь Фёдора Стрателата

Раздел 2. Христианство в средневековой Руси.

Русская Церковь и Золотая Орда.

Осквернение и разрушение храмов во время военных набегов. Веротерпимость правителей Золотой Орды. Покровительство священнослужителям. Привилегии православной церкви. Православная Церковь - сила стабилизирующая политическое развитие страны.

Церковь и светская власть в 14в.

Запустение Киева. Перенос резиденции митрополита во Владимир на Клязьме. Сотрудничество церковных иерархов с правителями Москвы. Митрополит Алексий. Совпадение интересов церкви и Московских князей. Подвижническая деятельность Сергия Радонежского.

Церковь и Московское государство в 15-16 вв.

Подчинение юго-западных русских земель Литве. Флорентийская уния. Фактическая самостоятельность Московской метрополии. Собор русских епископов 1448 г. Москва - Третий Рим. Нестяжатели. Частичная секуляризация церковных земель. Ереси. Стоглавый собор 1551 г. Противостояние митрополита Филиппа и царя Ивана Грозного.

Западнорусская православная Церковь в 16 в.

Постановление Вильнюсского сейма 1563 г. Орден иезуитов. Люблинская уния 1569 г. Введение григорианского календаря - волнение православных. Брестская уния 1596 г, Ухудшение положения православных.

Церковь в период «смутного времени».

Учреждение патриаршества в Москве 1589 г. Патриарх Иов. Лжедмитрий1, смещение патриарха Иова. Недовольство иерархов церкви невестой-католичкой. Опала Гермогена. Причина избрания Гермогена патриархом. Осада Троице-Сергиева монастыря поляками. Грамоты патриарха с призывом к всенародному восстанию против интервенции Речи Посполитой.

Церковь в 17 в. Реформы Никона.

Кружок ревнителей древнего благочестия. Прибытие в Москву иерусалимского патриарха Пансия. Патриарх Никон. Протопоп Аввакум. Суть церковных нововведений, Конфликт Алексея Михайловича и патриарха Никона.

Старообрядчество, его направления и толки.

Поповцы и беспоповцы. Преследование старообрядцев. Социальная опора старообрядчества- Старообрядцы - хранители ценностей древнерусской культуры. Секты

Раздел 3. Синодальный период истории Русской церкви.

Церковная реформа Петра Великого.

Непринятие Петром древнемосковского благочестия. Рациональное восприятие Петром православия. Смерть патриарха Адриана. Восстановление Монастырского приказа. Феофан Прокоповнч. Принятие Регламента Духовной коллегии. Синод. Политические, социальные и культурные последствия церковной реформы.

Церковь в дворянской империи.

Секуляризация монастырских земель 1762 г. Сокращение монастырей. Митрополит Арсений Мациевич. Организация школьного дела (церковноприходские школы, семинарии). Святой Паисий. Улучшение положения церкви при Павле 1.

Положение Русской Церкви в 19 в.

Православная церковь - часть государственной машины. Русское Библейское общество, Филарет- митрополит Московский. «Самодержавие, православие, народность». Славянофильство.

Церковь и освобождение крестьян.

Церковная реформа 1863 г. Расширение гражданских прав священнослужителей. Создание церковноприходских попечительских советов. Отношение церкви к освобождению крестьян. Возникновение братств. Издание Библии на русском языке. Преподобный Амвросий. Обер-прокурор К. П. Победоносцев.

Русская Церковь в начале 20 в.

Провозглашение в 1905 г свободы совести. Обращение 32-х. Предложения о созыве Собора. Русская религиозная философия: Н. Бердяев, П. Флоренский. Священный Собор Православной Русской Церкви 1917-1918 гг.

Раздел 4. Русская церковь в новейшей истории.

Православная Церковь и советская власть.

Восстановление патриаршества 1917г. Патриарх Тихон. Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Церковная политика большевиков. Обновленцы. Митрополит Сергий. Союз воинствующих безбожников. Деятельность церкви в годы Великой Отечественной войны. Патриарх Алексий 1.

Православие в России сегодня.

Переориентация церковной политики государства при М. С. Горбачёве. Национальные торжества по случаю 1000-летия крещения Руси. Восстановление и строительство храмов. Деятельность А. Меня и споры вокруг его имени. Православие и современное русское общество. Астраханская епархия.

Раздел 5. Православная Церковь - неотъемлемая часть культуры русского народа.

Церковная архитектура.

Спасский собор Андронникова монастыря. Строительство Успенского, Благовещенского и Архангельского соборов. Возведение Шатровых храмов. Храм Покрова на рву. Памятники «Нарышкинского барокко». Деревянное зодчество: памятники архитектуры в Кижах. Собор Смольного монастыря в Петербурге. Храм Христа Спасителя. Памятник тысячелетия России. Культовая архитектура Астраханской области.Астраханский кремль и его соборы. Церковь Петра и Павла в Чёрном Яру. Церковь Покрова богородицы в Солёном Займище. Церковь Рождества богородицы в Никольском.

Русская икона.

Аскетизм русской иконы. Подчинение идеи иконы архитектурному замыслу. «Богородица Нерушимая Стена». Цвет в иконе. Русские иконописцы. Образы Спаса - Христос Спаситель. Образы Спаса «Спас Нерукотворный». «Спас Вседержатель». «Спас на престоле». Образы Богородицы. «Богоматерь Владимирская». «Богоматерь Донская». «Богоматерь Великая Панагия». «Богоматерь из денсуса».

Праздники.

«Рождество Богородицы». «Введение Богородицы во храм». «Благовещение». «Рождество Христово». «Сретение». «Крещение». «Преображение». «Воскрешение Лазаря». «Причащение апостолов». «Троица».

Святые.

«Праотец Ной». «Илья Пророк». «Апостол Павел», «Святые евангелисты». «Св. Борис и Св. Глеб». Образы святого преподобного Сергия Радонежского.

Православие: литература и образование.

Жанр жития в литературе. Соединение в житие христианских, политических, государственных идеалоЕ Осуждение братоубийства в «Сказании о Борисе и Глебе». Образ государственного деятеля в «Житие Александра Невского». Духовный идеал человека в «Житие Сергия Радонежского».Монастыри -центры образования. Первые азбуковники. Типографская школа. Братья Лихуды. Создание Славяно-греко-латинской академии.

Православное церковное песнопение.

Значение песнопения в церковной службе. Божественная Литургия. Всенощное Бдение. Праздничное песнопение.

Заключение.

Подведение итогов. Некоторые выводы. Роль религии в сегодняшней духовной ситуации в России.

Учебно-тематический план

№п/п Наименование разделов Всего часов Лекции Практические занятия Семинары
1. Введение. 1 1
2. Христианство Киевской Руси. 6 3 1 2
3. Христианство в средневековой Руси. 8 4 2 2
4. Синодальный период истории Русской церкви. 6 2 2 2
5. Русская церковь в новейшей истории. Православная Церковь и советская власть. 2 1 1
6. Православная Церковь-неотъемлевая часть культуры русского народа. Церковная архитектура. 8 2 4 2
7 Заключение. 5 1 2 2
    36 13 13 10

Литература:

  1. Н.А. Барская. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М 1993г.
  2. Божественная Литургия. МЛ 1996г.
  3. С. Булгаков. Православие: очерки учения православной Церкви. М. 1991г.
  4. Всенощное Бдение. М. 1996г.
  5. А.Ф. Гольдштейн. Зодчество. м. 1979г.
  6. Дунаев. Своеобразие русской религиозной живописи 12-20вв. М. 1997г,
  7. М.Р. Зезина. История русской культуры. М.1990г.
  8. Иеромонах Филадельор. Заступница Усердная.м 1994г.
  9. А. Катунский, Старообрядчество. МЛ 1972г.
  10. Н.П. Красиков. Православная этика: прошлое и настоящее. М. 1981г.
  11. Н.И. Костомаров, И.Е.Забелин.О жизни, быте и нравах русского народа. М.1996г
  12. Л.Д. Любимов. Искусство Древней Руси. М. 1981г.
  13. А. Мень. Ветхозаветные пророки. Л Л 1991 г.
  14. А. Мень. Свет мира, М. 1991 г,
  15. В.Н. Никитин Астрахань и её окрестности.М, 1981г.
  16. Д.В. Поспеловский. Русская Православная Церковь в 20-в.М. 1995г.
  17. А.С. Свенцицская. От общины к церкви. М 1985г.
  18. Р.Г.Скрытников. Святители и властители.
  19. Е.Н.Трубецкой. Три очерка о русской культуре. М. 2000г.
  20. ГЛ. Федоров. Святые Древней Руси. М.1997г.
  21. А. Штеман. Исторический путь православия. М. 1993г.


Поиск по всей базе материалов:
";

Педагогические материалы:

Конспект урока чтения по теме "Обобщающий урок. В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»". 3-й класс (1–4)

Читайте также: состав селитры :: сценарии новогодних праздников для дошкольников :: конспект урока№2 Человек окружающий мир 3 класс школа россии ::
18 = April = 2014