детские


Этапы большого пути:

Школа
Детский сад
Коляска, кроватка, манеж
Роды
Беременность
Как забеременеть


Photofunia




Урок-дискуссия "Нужно ли идти на выборы?"

Цели урока:

-познакомить учащихся с основами избирательного права в РФ;
-раскрыть принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателей;
-сформировать понимание роли различных участников избирательного процесса;
-содействовать формированию активной гражданской позиции;
-развивать умение логически мыслить, анализировать, моделировать, решать проблемные задачи; выражать собственные взгляды, аргументировать их, вести дискуссию;
-развивать у учащихся умения применять правовые нормы на практике;
-способствовать выработке навыков исследовательской работы.

Основные понятия: федеральный закон, выборы, избиратель, избирательные права, активное избирательное право, пассивное избирательное право; всеобщее, прямое, тайное голосование, кандидат.

Основные нормативные документы: Конституция РФ, Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”

Оборудование: на доске тема дискуссии, правила ведения дискуссии, подборка статей из СМ? под рубрикой “Беды” и “Победы”, алгоритм выступления в ходе дискуссии по технологии ПОПС (позиция, обоснование, пример, суждение), алгоритм синквейна – стихотворение из пяти строк (ключевое слово, два прилагательных, три глагола, краткое предложение – вывод, слово – ассоциация).

За две недели до проведения урока учащиеся были разделены на 4 группы для осуществления ролевой дискуссии: “Теоретики”, “?сторики”, “Социологи”, “ Аналитики СМ?”, “противники” и “сторонники” активного избирательного права.

План урока.

1. Сообщение нового материала:

- история выборов в России;
- принципы демократических выборов;
- избирательная кампания;
- типы избирательных систем;

2. ?стория Государственной думы.

3. Выступления сторонника и противника осуществления активного избирательного права. Ролевая и свободная форма дискуссии.

4. Выводы по социологическому опросу.

5. Содержательная рефлексия. Синквейн.

Ход урока.

Вступительное слово учителя: “В жизни человеку всегда приходится выбирать: друзей, профессию, спутника жизни, поступки и т. д. Сделать выбор своей судьбы очень трудно, но еще труднее выбирать, когда речь идет о судьбе целого государства. Сегодня мы будем говорить об избирательном праве и избирательной системе, о демократических выборах. Наша задача – выяснить, как должны проходить выборы в демократическом государстве, по каким принципам, какие существуют этапы выборов.

Актуальность данной темы доказывает сама жизнь: в России активность граждан на выборах неуклонно снижается. Не все граждане хотят воспользоваться своим правом

избирать. Почему так происходит? Нужно ли идти на выборы? Попробуем разобраться в этих вопросах накануне выборов в V Государственную думу”.

Выступление группы “Теоретиков”, которая раскрывает основные принципы демократических выборов.

Всеобщность выборов: по Конституции РФ в выборах могут участвовать граждане, достигшие 18 лет, психически здоровые и не содержащиеся в местах лишения свободы. Принцип равенства означает, что каждый избиратель имеет один голос.

Прямое избирательное право означает, что каждый избиратель голосует непосредственно за избираемого кандидата. Тайное голосование исключает оказание давления на избирателя в момент голосования. Альтернативность – очень важный принцип выборов, дает возможность сделать выбор из нескольких кандидатов.

Характеризуются основные этапы избирательной кампании: назначение выборов, организация избирательных округов, создание избирательных комиссий, регистрация избирателей в установленном порядке, выдвижение кандидатов на выборные должности, предвыборная агитация, процесс голосования на избирательных участках, подведение итогов голосования, установление и оглашение результатов выборов.

“Теоретики” рассматривают характерные черты двух главных избирательных систем – пропорциональной и мажоритарной, напоминают об изменениях в избирательном законе, внесенных в 2007 году: выборы в парламент осуществляются только на основе пропорциональной системы и партиям необходимо преодолеть 7-процентный барьер.

Представители группы “?сториков” рассказывают о Государственной Думе начала XX века, характеризуют выборы этого периода как не прямые, не равные, создающие преимущества состоятельным слоям населения: 1 голос помещика приравнивался к 45 голосам рабочих. ?збирательного права оказалась лишена значительная часть населения: женщины, военнослужащие, мужчины моложе 25 лет и др. Сравнение с избирательной системой современной России подчеркивает ее демократический характер.

Дискуссионный этап урока: “Нужно ли идти на выборы?.

Правила ведения дискуссии:

- говорите здесь и сейчас, а не в коридоре;
- выступать можно только с разрешения ведущего;
- в дискуссии должны участвовать все;
- каждый участник дискуссии должен иметь возможность высказаться;
- обсуждению подлежат все без исключения позиции;
- постарайтесь дослушать выступающего до конца и понять его точку зрения;
- критикуйте не оппонентов, а их идеи;
- в процессе дискуссии допускается изменение позиции участников под воздействием фактов и аргументов;
- в процессе дискуссии подводятся промежуточные и конечные итоги.

Выступление ученика, который отстаивает позицию “против” осуществления активного избирательного права. Он приводит аргументы, подтверждающие эту позицию.

  1. Власть далека от народа, не признает над собой ни какого контроля. Граждане РФ не могут воспользоваться конституционными правами. Реальность такова: бедность, жилье, недоступное простым людям, очереди в детские сады; страх перед армией; ухудшение здоровья нации; платное образование.
  2. Накануне выборов некоторые лидеры политических партий дают безответственные обещания: половина населения скоро станет средним классом; пенсии увеличатся в 4 раза; заработки подскочат до 1400 долларов; продолжительность жизни вырастет до 70 лет и т. д.
  3. Растет разрыв между бедными и богатыми (10% самых богатых россиян имеют доходы в 50 раз больше, чем бедные. Афишируется буйное расточительство избранных.
  4. Молодежь в РФ лишена основных конституционных прав: права на труд, отсутствие доступного жилья для молодых семей. Складываются своеобразные ценности и идеалы: большая часть молодежи не считает привлекательной работу, приносящую пользу обществу. Все хотят быть чиновниками, т. к. это стабильно растущее содержание и защита государства.
  5. Здоровье нации становится все хуже и хуже: наркомания поселилась в школе, растет число заболевших СП?Дом, туберкулезом ( самый высокий уровень в мире в РФ).
  6. Бесплатное образование в ВУЗах – это декларация: коррупция достигла огромных масштабов, число бюджетных мест сокращается или распределяется по спискам.
  7. Растут цены на самые необходимые товары, а власти дискутируют по поводу ограничения этого роста. Реальные меры не принимаются.

Выступающий делает вывод о том, на выборы можно ходить, а можно не ходить, потому что для простого народа ничего не измениться. Государственную думу депутаты используют как место, где можно реализовать свои политические амбиции. “Они делают вид, что у нас демократия, а мы делаем вид, что законопослушны”, но жизнь от этого не меняется.

Выступление оппонента выражает прямо противоположную точку зрения: избирателям обязательно нужно идти на выборы. Почему?

1)Выборы существуют для того, чтобы проверить качество народа: насколько он разбирается в политике, в программах, в людях, которые выступают от политических партий. Насколько народ уважает себя: способен ли он отличать тех, кто реально работает на будущее России, от тех, кто обещает несбыточное.

2) Здоровье и богатство связаны и не связаны. Богатые могут объедаться и болеть, но среди них есть те, кто занимается спортом – держит форму. Среди бедных существуют любители спиртного, а также те, кто на лыжах бегает, в речке купается. Все здравомыслящие люди, независимо от материального положения, знают о вреде курения, алкоголя, самостоятельно делают выбор. Каждый человек должен заботиться о своем здоровье сам.

За последний период открывается много медицинских учреждений как на федеральном так и на местном уровне.

3) С состоянием образования тоже не все так однозначно. С 2006 года введено обязательное полное среднее образование. Но кто это оценил? Достаточно посмотреть на “успехи” некоторых учащихся нашей школы: опоздания, пропуски, плохие оценки. А ведь государство взяло на себя огромные расходы, дав детям возможность закончить одиннадцать классов. Еще один пример: за последнее время школы полностью оснащены компьютерами и ?нтернетом, это дает возможность старшеклассникам участвовать в дистанционных формах обучения, олимпиадах, конкурсах. Появились профильные классы и школы, обучаясь в которых выпускники имеют возможность подготовиться в ВУЗы без репетиторов.

Хочу сказать о высшем образовании. Почему все стремятся в ВУЗы: кто может и кто не может учиться? Нужно ли государству такое количество специалистов с высшим образованием, которое ежегодно выпускают наши ВУЗы? Будут ли выпускники обеспечены рабочими местами? Все знают, что в нашей стране не хватает специалистов-рабочих, но молодые люди выбирают платное обучение в ВУЗах – ведь платят родители.

4) Растут цены на продукты. По-другому быть и не может, так как жить в деревне и заниматься сельскохозяйственным трудом не престижно. ?менно поэтому наша страна не может обеспечить себя продовольствием, а значит, зависит от мировых цен.

5) Молодежная политика. Есть такая поговорка: “Спасение утопающих – дело рук самих утопающих”. Молодежную политику должна создавать сама молодежь, определяя, что ей интересно и полезно. Ведь сколько бы взрослые не придумывали и не предлагали своих идей, нам это будет не понятным. Вспомним, как проходили выборы президента школьного самоуправления: многие просто не явились, а теперь не довольны, что в школе мало интересных дел.

Завершить свое выступление я хочу цитатой: “Голосование – это минимальное участие в жизни демократического общества. Чем меньше людей участвуют в выборах, тем в большей степени политика государства определяется узкими интересами обособленных групп. Когда снижается явка граждан на выборы, гасятся добровольные инициативы, необходимые для жизни здорового общества. Равнодушие и безучастность граждан позволяют некомпетентным и коррумпированным чиновникам оставаться на своих местах, открывают путь для демагогии и авторитарности”. На выборы обязательно нужно идти!

Свободная дискуссия. Большинство участников выразили мнение, что на выборы нужно ходить, так как это одно из проявлений политической культуры гражданина, без которой невозможно существование демократического общества.

Выводы по социологическому опросу.

Готовясь к дискуссии, группа учащихся разработала и провела следующую анкету.

Данные о респонденте:

  1. Возраст.
  2. Пол.
  3. Образование.

Вопросы:

  1. Знаете ли вы что-нибудь о выборах?
  2. Пойдете ли вы на выборы?
  3. Если нет или да, то почему?

В опросе приняли участие родственники, друзья, знакомые, прохожие. Опрошено всего 35 человек:

молодые: от 18 до 25 лет – 10 человек (5 женщин и 5 мужчин);
среднего возраста: от 30 до 45 лет – 10 человек (5 женщин и 5 мужчин);
пожилые: от 55 до 70 лет – 15 лет (10 женщин и 5 мужчин).

По результатам опроса участники группы сделали выводы о том, что чаще других на выборы приходят люди пожилого возраста: они считают, что это их гражданский долг, который они обязаны выполнять – так воспитаны.

Молодые избиратели также собираются идти голосовать: им интересно, и, может быть, дадут подарки.

Не собираются идти на избирательные участки люди среднего возраста. Они считают выборы бесполезными и говорят о занятости. Так отвечают мужчины из этой возрастной категории. Женщины этой группы респондентов более активны в политическом отношении: их волнует будущее детей и они стремятся повлиять на него.

Содержательная рефлексия.

Всегда ли выборы являются демократическими?
Почему важно принимать участие в голосовании?
Можно ли человека заставить голосовать?
Можно ли привлечь к ответственности за неучастие в выборах?
Почему паспорт человек получает в 14 лет, а право избирать - лишь в 18?

Синквейн. Синквейн – это “стихотворение”, состоящее из пяти строк. В синквейне человек высказывает свое отношение к проблеме. Порядок написания синквейна: первая строка – ключевое слово, определяющее содержание; вторая строка – два прилагательных, характеризующие данное понятие; третья строка – три глагола, выражающие действия понятия; четвертая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к понятию; пятая строка - одно слово, через которое выражаются ассоциации, связанные с данным понятием.

Учащимся предложено написать синквейн с использованием понятий “выборы”, “избиратель”.

  1. Выборы.
  2. Демократические, свободные.
  3. Определяют, обязывают, направляют.
  4. Выборы – право человека.
  5. Демократия.

 

  1. ?збиратель.
  2. Грамотный, ответственный.
  3. Голосует, агитирует, выдвигает.
  4. Он определяет будущее страны.
  5. Народовластие.

. Список используемой литературы:

  1. Конституция Российской Федерации, глава II;
  2. Основы государства и права. Учебное пособие для поступающих в ВУЗы под редакцией О.Е. Куфатина. Москва, “Юрист”, 2005 год.
  3. Полковникова Т. А. Ролевая дискуссия. Преподавание истории и обществознания в школе, № 1, 2007 год, стр. 71 – 75.
  4. Человек и общество. Обществознание 2 ч. под редакцией Л. Н. Боголюбова. Москва, “Просвещение”, 2005 год.
  5. Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”


Поиск по всей базе материалов:
";






Педагогические материалы:

Самопрезентация классного руководителя "Один день из жизни классного руководителя"