детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.

Урок географии "Горные породы и минералы"



Цели:

  1. Сформировать представления об отличиях минералов и горных пород, происхождении магматических, осадочных и метаморфических горных пород.
  2. Научить различать происхождение горных пород по их свойствам.

Оборудование: образцы горных пород, плакат строения земной коры, презентация, раздаточный материал

Ход урока

I. Орг. момент

II. Актуализация знаний.

Постепенно углубляясь в недра Земли будем знакомиться с ее строением.

- ?з каких внутренних частей состоит земной шар?

- Что вы знаете о ядре?

Внутреннее яро твердое, внешнее – жидкое, радиус ядра 3470км, на глубине 2900км, температура 6000°С. Состоит из железа и никеля.

Ядро

Внутреннее
(твердое)
внешнее
(жидкое)

- Что вы знаете о мантии?

Высокая температура до 2000°С. Вещество мантии из-за большого давления – твердое. В верхней части мантии есть размягченный слой, который может потихоньку двигаться. (Магма – это расплавленное вещество мантии )

Мантия

Твердый слой        Размягченный слой

Что вы знаете о земной коре?

Толщина земной коры 5-7 км (под океанами), из двух слоев: осадочного, базальтового 30-40 км (суша).

Состоит из трех слоев: осадочного, гранитного и базальтового.

Земная кора

Океаническая материковая
Осадочный Осадочный
Базальтовый Гранитный
Базальтовый

Дать определение “литосфера”.

III. Новая тема.

Толща земной коры состоит из разнообразных горных пород.

А горные породы состоят из минералов. Состав и свойства горных пород будет зависит от состава минералов.

По происхождению все горные породы делят на три группы: магматические, осадочные и метаморфические.

Магматические горные породы.

Слагают основную массу земной коры, образуя тела разной формы и размеров, и зависят от химического состава магмы и ее застывания.

В зависимости от условий застывания магмы, т. е. на глубине или на поверхности магматические породы могут быть глубинные и излившиеся.

Глубинные породы: магма остывала медленно, кристаллы образовывались прочные, крупнозернистые. (Габрро, гранит)

?злившиеся – магма остыла быстро, кристаллы менее твердые, почти не видны базальт, андезит, липарит, пемза).

Запись в тетради.

Магматические горные породы

Глубинные ?злившиеся

Осадочные горные породы.

На поверхности Земли в результате действия различных внешних факторов температуры, ветра, воды, скапливаются осадки, которые в дальнейшем уплотняются и превращаются в горные породы, которые тонким чехлом покрывают поверхность континентов.

  • Обломочные породы возникают в результате механического разрушения пород и накопления образовавшихся обломков. (Щебень, галька, гравий, песок, глина)
  • Химические породы образовались в результате химических и биологических процессов в водных бассейнах. (Кальцит, доломит, известняк, соль).
  • Органические породы образуются из растительных и животных остатков (торф, уголь, нефть, сланцы)

Запись в тетрадь

Осадочные горные породы.

обломочные химические органические
песчаник гипс известняк
известняк поварен соль уголь

Метаморфические горные породы.

Горные породы со временем погружаются глубже, а выше их накапливаются новые толщи пород. На погрузившиеся породы воздействуют внутренние факторы.

Главные факторы – температура, давление, газы, вода. . и порода начинает изменяться (преобразовываться). Первичная порода изменилась и из нее образовалась новая порода.

?звестняк в мрамор, глина в глинистый сланец, песчаник в кварцит.

Стр. 43 п. 4.

Запись в тетрадь

Метаморфические горные породы.

?звестняк в мрамор, глина в глинистый сланец, песчаник в кварцит.

IV. Физ минутка.

V. Практическая работа.

?зучить свойства горных пород

Образцы:

Заполнить таблицу

Свойства

Название горной породы

 

 

 
Цвет      
Блеск      
?злом      
Твердость      

1. Цвет

Описывая цвет, следует стремиться к возможно более точному описанию цвета. Если в минерале (горной породе) цвет меняется, необходимо указать характер смены окраски.

2. Прозрачность.

Характеризуется способность минерала пропускать свет.

  • Непрозрачные – не пропускающие свет (солнечные лучи)
  • Прозрачные – пропускающие свет подобно обычному стеклу;
  • Полупрозрачные или просвечивающие – пропускающие свет подобно матовому стеклу.

3. Блеск.

Показывает способность минералов преломлять свет.

  • Металлический блеск
  • Стеклянный блеск
  • Жирный блеск
  • Перламутровый блеск
  • Восковой блеск
  • Без блеска - матовые

4. Твердость.

Способность противостоять внешним механическим воздействиям.

Шкала твердости (шкала Мооса)

  • 1 балл – карандаш
  • 2-2,5 балла – ноготь
  • 4-6 балла – гвоздь,
  • более твердые встречаются редко

5. ?злом.

Определяется поверхностью, по которой раскалывается минерал.

Раковистый, неровный, зернистый, игольчатый, землистый.

Вывод: Горные породы состоят из минералов. Состав и свойства горных пород будет зависит от состава минералов.

Показ минералов в презентации.

Полная презентация.

VI. Д/З §17

Заполнить таблицу

магматические осадочные метаморфические
излившиеся глубинные обломочные химические органические
           


Поиск по всей базе материалов:

© Блог Димы Шпилера /

Читать еще:

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

02.11.17: «Стрепсилс» изымают из аптек: почему и что это для нас значит? (Спойлер: да, в общем-то, ничего)

30.10.17: Подробности об эпидемии пневмонии-2017

25.10.17: Что такое "внебольничная пневмония" 2017 года?

22.10.17: Особенности гриппа "Мичиган" (штамм сезона 2017-2018 гг.)

09.09.17: Чемпионский титул или смартфон? Выбор для подростка

26.08.17: Букеты из чая, кофе и конфет


11.08.17: Готовимся к 1 сентября: Модные букеты 2017

16.07.17: До какого возраста и на каком сиденье необходимо автокресло ребенку. Изменения в ПДД с июля 2017

09.07.17: Влияют ли позы партнеров на вероятность успешной беременности и если да, то как.

02.07.17: Режутся зубки у ребенка: чем снимать боль



Подписаться на новые статьи:





RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Урок русского языка в 6-м класе по теме "?мя прилагательное"
контакты
Рейтинг@Mail.ru