детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Cтрах и как с ним бороться

Овладение боевыми искусствами неотделимо от овладения своим сознанием.

механизмы страха и как с ним справитьсяЦаревич Гаутама в свое время завещал нам держаться подальше от вообще всех страстей и привязанностей, но давайте пока не будем столь радикальны и разберем только основные страсти, особенно мешающие созреть душе воина. В первую очередь это Страх.

Именно Страх называл первым врагом адепта воинского пути известный теоретик поглощения пейотля Карлос Кастанеда. И не зря!

Давайте формально опишем - что такое страх?

1. Это такое эмоциональное состояние;
2. При котором доминирующим становится стремление минимизировать потери;
3. А сама вероятность критических потерь представляется очень большой.

В психологии принято определять страх, как чувство, которое охватывает нас, когда для нас существует угроза, и при этом субъект угрозы расценивается нами, как более сильный, чем мы.

Теоретически красиво, просто и точно.

Ну вот, например, вас кусает комар, вы злитесь и в гневе прихлопываете комара. А вот если вас кусает медведь - тут вы уже пугаетесь и уже в страхе прихлопываете медведя. Хотя нет, это все же специфическая реакция, свойственная в основном тем, кто не меньше года прозанимался ушу под моим чутким руководством; большинство же людей отреагируют скорее неспецифическим образом, например - обосрутся.

На практике же возникают вопросы, из которых становится ясно, что такое определение ничего не определяет.

Ну, когда нас уже кусают - понятно. А когда еще нет? Интуиция подсказывает, что гнев на комара или страх на медведя или собаку возникает не в момент укуса, а раньше, в тот момент, когда мы понимаем, что данный представитель животного мира целенаправленно приближается к нам. А может и не возникнуть - если, скажем, от комара нас отделяет сетка на окне, а от медведя - решетка клетки в зоопарке.

Выходит, субъективно оцениваем мы не силу противника, а вероятность агрессии в целом.

Более того, мы оцениваем вероятность агрессии со стороны людей (давайте перейдем уже от пестиков и тычинок к более интересному материалу), которых мы никогда в жизни не видели и, скорее всего, никогда не увидим. Если я еду на машине без документов - страх охватит меня при виде сотрудника ДПС, мирно стоящего на обочине, хотя, казалось бы, ну что тут может быть страшного? Ну стоит себе мужик, пешком, с короткой полосатой палкой. Ну захочет он, допустим, чтобы я остановился - так зачем мне его слушаться? Это же явно проигрышный вариант - он же дальше больше захочет, и в итоге приедет эвакуатор и оставит меня без машины. Но нет - разум услужливо рисует страшные последствия, которые неминуемо падут на мою голову, если я вежливо объеду это недоразумение и поеду дальше по своим делам. Погони, перестрелки, план-перехват и тюремный срок за сопротивление сотрудникам при исполнении. Не сейчас, так потом. И номер-то попадет в страшные базы. И камер-то на каждом углу понатыкано, и стоит мне мимо такой камеры проехать - как номер опознают по страшной базе и все назгулы Мордора увидят меня как наяву и устремятся на добычу. В общем, только этот страх заставляет меня останавливаться и явно финансово убыточным для себя образом договариваться с нестрашным и не особо могущественным, в общем-то, человеком.

То есть, коротко, в двух словах - причина страха лежит в негативном прогнозировании ситуации.

Соответственно, работать над устранением страха можно двумя способами. Либо подавлять прогнозирование как таковое ("делай что должен и будь что будет"), либо нарабатывать искусственным путем положительный опыт аналогичных ситуаций, что позволит подсознанию строить в ситуации опасности позитивные прогнозы.

На самом деле, никакого противопоставления здесь нет, оба подхода следует использовать. Именно поэтому в своем тренинге я активно выступаю против ранних поспешных попыток применить выученное - полученный в результате таких попыток негативный опыт потом очень тяжело будет выковырять из алгоритма подсознательного прогнозирования ситуации.



Дима Шпилер

По поводу записи на занятия обращайтесь, пожалуйста, по адресу mail@spieler.ru

© Блог Димы Шпилера / Здоровье

Читать еще:

Новые материалы:

Урок русского языка с компьютерной поддержкой во 2-м классе по теме: "Правописание букв а, и, у после шипящих" :: Сценарий занятий по овладению навыком психологической поддержки для учащихся 9—11-х классов :: Тренинг для учителей "Люби себя" :: Создание пространства успешной деятельности — путь к компетентности :: Методическая разработка муниципальной игры по информатике "Интеллектуальный марафон" для 5–6-х классов :: После тебя, 2016 :: Мебель/Мебель для дома/Шкафы/Витрины / Fratelli Barri / Витрина Palermo ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

1 сентября, в День Знаний, уроки должны быть особенными, запоминающимися и задающими тон на весь учебный год!

Cтрах и как с ним бороться

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.



RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Invalid query: Table 'u190093.poznanie_content' doesn't exist