детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.

Ушу для новичков

люди приходят к занятиям ушу с разным бэкграундом Когда 15 лет назад мы собрались в первую в России группу Илицюань, каждый из нас уже был взрослым целеустремленным энтузиастом боевых искусств с серьезным предварительным опытом. Опыт этот у всех был разным, двух людей из одного направления я, кажется, не вспомню – у одного это было Ченьши тайцзицюань, у другого - винчун, у третьего - стиль Кадочникова, у меня это было Косики карате. Всем предстояло серьезно и во многом переучиваться, но всех объединяло одно – никто уже не путался в руках и ногах, никому не надо было объяснять, как отжиматься, и что представляет из себя учебный спарринг.

Поэтому мы могли и должны были тратить часы тренировок на внутреннюю работу, на стояние в столбе, на отработку расслабления и тонкости внутренних ощущений – и это давало взрывной рост. Мы с искренним удивлением понимали, как же здорово и удобно на самом деле пользоваться всем тем арсеналом, который мы упорно изучали в прошлой жизни – если использовать его в стиле Илицюань.

Сейчас Илицюань – это уже не экзотический отблеск неведомого восточного солнца, видимый только с вершин гор Винчун или Карате, а вполне популярный стиль ушу со множеством отделений в разных городах. И, естественно, на занятия стали приходить люди (в основном, дети и подростки, но и взрослые не редкость), которые не имеют никакого предыдущего опыта.

И ответ на вопрос «что с ними делать» далеко не очевиден.

Приводит их, как правило, смесь двух мотиваций - любопытства и ожидания роста личного могущества. Но если человек может отжаться один раз, прыгнуть через скакалку – ноль раз, а повторить заданное тренером простое разминочное упражнение – три раза (потому что дальше становится только тяжелее, и скучно, и зачем - ведь сделал уже), то возникает проблема. Ведь векторы, ведущие к удовлетворению двух вышеназванных мотивационных потребностей, указывают в прямо противоположные направления. Интереснее всего для необремененного хорошей физической формой человека – сложные, но не трудные движения типа «черный лебедь достает клювом изумрудного гиппопотама с вершины горы Фудзи» и медитативное времяпровождение за внутренней работой, а для того, чтобы получить реальный рост возможностей, на первом этапе помогает только тупое упорное взращивание физической силы и выносливости.

Конечно, хорошо, когда твоя слава идет впереди тебя, и приходящие заниматься уже заранее готовы три года сидеть в сейдза перед воротами монастыря, а потом еще три года – заниматься хозяйственными работами и подглядывать в щелочку за тем, как старшие братья по кунфу изучают секретные техники. Таким ученикам что покажешь – то и хорошо, возьмут и не забудут сказать спасибо.

Но наши условия не таковы. Необходимо с первого же занятия продемонстрировать ученикам высоты духа, которые были бы 1) захватывающе желанны; 2) не так уж и недосягаемы; 3) гарантированы в будущем каждому, кто… В общем, маленькое шоу шоулиньских монахов каждый день.

Лучше всего для такого интерактивного шоу подходит свободный бой «вторым номером». То есть, это со стороны ученика должен быть свободный бой, а со стороны тренера – мягкое обезоруживание-обездвиживание-обескураживание соперника. После успешного проведения такой демонстрации ученик какое-то время готов воспринимать любые инструкции, как указания к действию, не задумываясь о том, не слишком ли это будет тяжело и скучно. Именно в этот момент надо вводить в тренировочный процесс самые тяжелые и скучные – они же самые необходимые – практики: силовую подготовку (отжимания или их разновидности вроде «железного быка»), статические упражнения (вроде столбового стояния), функциональную подготовку (вроде бега или прыжков через скакалку).

Удерживать же от угасания единожды зажженный энтузиазм юных адептов кунгфу (детей и подростков) легче всего через постоянное повторение ударной техники. Это просто, потому что в том или ином виде получается у всех (кроме людей со сломанной рукой), и полезно, потому что качество простых ударных движений в любом случае улучшается путем многократных повторений, даже если сами движения содержат множество ошибок.

Со взрослыми можно заменить простое кулакомашество в лапу на более стилевую работу, но она все равно должна иметь характер достижения простой цели. Если цель «попади кулаком в лапу» мы оставляем детям, то взрослому я лично заменяю ее на «почувствуй бьющую руку партнера» (в этом случае речь идет об остановке удара партнера из положения с предварительно взятой точкой контакта) или на «попади кулаком в лапу, не распрямляя локтя».

Главное, чтобы эта цель была и ученик оставался в потоке от начала до конца тренировки.

© Блог Димы Шпилера / Здоровье

Читать еще:

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

02.11.17: «Стрепсилс» изымают из аптек: почему и что это для нас значит? (Спойлер: да, в общем-то, ничего)

30.10.17: Подробности об эпидемии пневмонии-2017

25.10.17: Что такое "внебольничная пневмония" 2017 года?

22.10.17: Особенности гриппа "Мичиган" (штамм сезона 2017-2018 гг.)

09.09.17: Чемпионский титул или смартфон? Выбор для подростка

26.08.17: Букеты из чая, кофе и конфет


11.08.17: Готовимся к 1 сентября: Модные букеты 2017

16.07.17: До какого возраста и на каком сиденье необходимо автокресло ребенку. Изменения в ПДД с июля 2017

09.07.17: Влияют ли позы партнеров на вероятность успешной беременности и если да, то как.

02.07.17: Режутся зубки у ребенка: чем снимать боль



Подписаться на новые статьи:





RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Урок-соревнование по физике по теме "Основы молекулярно-кинетической теории"
контакты
Рейтинг@Mail.ru