детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.

Что такое ушу?

”тренировка «Пользуясь мгновениями досуга, обучаю своих сыновей и внуков, дабы стали они подобны тиграм и драконам» Чень Ван Тин, середина 17 в.

Как известно любому специалисту по истории Китая, конфу придумал Конфуций, поэтому его так и назвали...

То, что сейчас принято называть «ушу», несколько сотен лет назад являлось множеством систем психофизических практик, передававшиеся в качестве культурного наследия в семьях средневекового Китая.

По некоторым легендам, эти системы имеют индийско-буддийское происхождение, но так далеко в историческую реконструкцию я залезать не хочу, потому что, во-первых, вообще очень скептически отношусь к науке «история» - кажется, это такой конвейер заготовок для мифологем – а, во-вторых, для практического понимания сути ушу его религиозно-исторически-философские корни никакого значения не имеют.

А вот процесс передачи в семье из поколения в поколение уже оформившихся систем – тех, которые позже назовут «стилями ушу» - как раз нам очень интересен, о нем и пойдет дальше речь.

Семейная передача культурной традиции комплексна, и в ее рамках невозможно четко провести границу между ушу и не-ушу. Провести такую границу мог бы только посторонний наблюдатель, на основе собственных критериев – но откуда бы ему взяться во внутренних покоях китайской семьи 16 века? А для самих носителей внутренний императив звучал емко и коротко – «научи сына всему, что знаешь» (с девочками, как и в любом другом средневековом обществе, было несколько сложнее).

С утра отец учит сына ехать верхом (соблюдай структуру тела - поддерживай вертикальное выравнивание позвоночника - не опускай руки с поводьями - крепко сжимай лошадь внутренними поверхностями бедер - и чувствуй, чувствуй, черт возьми, и лошадь и себя), потом, вернувшись к завтраку домой, пока женщины накрывают на стол - правильно разбить ладонью черепицу (не замахивайся рукой сверху – усилие проходит через руку из тела – опускайся всем телом вниз единым импульсом), потом, за завтраком – посылает его налить и принести чаю (двигайся плавно – ты можешь донести эту полную чашку и не пролить – не дергай рукой), и так далее. Что из этого ушу, а что – бытовые навыки? Дать ответ на этот вопрос может лишь тот, кто придумал само слово «ушу». Носители же традиции не смогут ответить на этот вопрос – они просто не поймут его.

В каких-то семьях день начинался с молитвы или медитации. Кто-то практиковал медитацию сидя, кто-то стоя, кто-то – в движении. Кто-то визуализировал богов, кто-то – в мистическом трансе искал воображаемого выхода в иные миры, кто-то, как это делаем мы – концентрировался на ощущениях в собственном теле и добивался осознанной расслабленности. Кто-то, как это делаем мы, придавал большое значение правильному положению тела, кто-то, наоборот, считал сутью ментальной работы эмоциональную вложенность. Что из этого ушу, а что – религия? Не разобрать уже даже и тому самому постороннему наблюдателю. Провести границу мог бы только внутренний посторонний наблюдатель из головы самого носителя – но зачем бы ему заводиться в голове китайца 16 века?

Если семья могла себе это позволить, мальчиков целенаправленно обучали сражаться. Биться на кулаках, бороться, фехтовать на всех доступных видах оружия – или на двух-трех принятых в семье. Для этого зачастую нужны были и подготовительные упражнения, и одних заставляли часами стоять на кулаке вверх ногами, других – тянуть шпагат, третьих – и то, и другое. Что-то из этого имело практическое значение в бою, что-то – служило только самоидентификации семьи («кто так еще может, кроме нас?») Отжимания, прыжки, растяжка, множество силовых упражнений с дополнительными предметами и без – что из этого ушу, а что – ОФП? Если абстрагироваться от личных представлений об экзотике, ответ перестает казаться очевидным.

Ушу было неотделимо от общей культуры народов Китая. Никому не приходило в голову выделить одну часть семейной культуры в нечто самостоятельное и тем более дать этой части имя для поименования его во внешнем мире («атибезачем???») Выделение ушу в отдельную категорию человеческой жизнедеятельности замаячило тогда, когда им стали слишком часто меряться в стиле «мое кунгфу лучше» и окончательно оформилось, когда им стали торговать.

Это произошло в 18-19 веках, во время мощнейших экономических перемен во всем мире.

Многие знатные и уважаемые люди оказались вдруг без средств к существованию, и некоторые из них, переоценив текущую ситуацию, пришли к выводу, что для исправления ситуации можно монетизировать свою славу мастеров кунгфу. И они стали преподавать. Открыли свои школы, дали имена своим системам, и стали принимать в ученики людей со стороны.

Конечно же, это требовало значительных изменений в самих системах.

Во-первых, их пришлось стандартизировать и унифицировать. Когда ты знаешь, что старший сын Лю – усидчив, сосредоточен, но несколько тормознут, а младший, Лин – наоборот, непоседлив и импульсивен, то ты будешь регулярно посылать Лина плавно носить полные чашки с чаем, а Лю – ловить вырвавшихся из конюшни лошадей. Но что делать с десятком людей (больше учеников никто не набирал, у мастеров древности были вполне адекватные представления о размерах групп для обучения), история которых с рождения тебе незнакома?

Во-вторых, круг действий, входящих в систему, значительно сузился. Внешние ученики, приходящие на занятия строго в определенные часы, не могли тратить время на разнос чая. По-хорошему, и на отжимания с растяжками тренировочное время тратить жалко, но в отрыве от рамок семьи немногие ученики готовы дисциплинированно перестраивать тело сами. Только самые лучшие. Поэтому набор тренировочных действий стал выдаваться ученикам в более ограниченном виде, и мастера стали решать эту проблему, вводя набор формальных уровней ученичества для постепенной замены одних тренировочных техник на другие, более продвинутые.

В-третьих, пришлось искусственно повысить значимость элемента самоидентификации школы. Говоря современным языком, каждое движение ученика, принадлежащего к той или иной школе, должно было стать брендированным. Если ты победил противника, то все, кто это видел, должны понять, что победил именно представитель стиля Дракона (Цапли, Попугая или Северошаолиньского филиала школы Молодой Лес).

Именно тогда и в таком виде появились и получили дальнейшее развитие все виды ушу, которые на слуху сейчас у широкой публики – Шаолиньцюань, Тайцзицюань, Чаньцюань, Нанцюань, Синъицюань, итд.

Семейным бизнесом клана Чин, носителей системы, которую мы сейчас знаем, как Илицюань, была охрана караванов. Видимо, профессионалы этого дела по-прежнему оставались востребованными, несмотря на все экономические перипетии 18 и 19 веков, потому что необходимости выносить вовне семейную традицию у семьи Чин не возникло вплоть до второй половины 20 века. Только в 1976 году патриарх стиля Чин Ли Кюн принял такое решение и основал Ассоциацию Илицюань, впервые озвучив вслух слово Илицюань, как имя новой сущности в пантеоне стилей ушу.

© Блог Димы Шпилера / Здоровье

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:
09.09.17: Чемпионский титул или смартфон? Выбор для подростка

26.08.17: Букеты из чая, кофе и конфет


11.08.17: Готовимся к 1 сентября: Модные букеты 2017

16.07.17: До какого возраста и на каком сиденье необходимо автокресло ребенку. Изменения в ПДД с июля 2017

09.07.17: Влияют ли позы партнеров на вероятность успешной беременности и если да, то как.

02.07.17: Режутся зубки у ребенка: чем снимать боль



Подписаться на новые статьи:





RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Открытый урок-игра. Тема "Ох уж эта тригонометрия"
Рейтинг@Mail.ru