детские


Этапы большого пути:   

Школа   
Детский сад   
Коляска, кроватка, манеж   
Роды   
Беременность   
Как забеременеть   
Как ухаживать за ребенком (статьи и видео)   


Photofunia   




PSYLIB® – К. Уилбер. ВВЕДЕНИЕ В ИНТЕГРАЛЬНУЮ ТЕОРИЮ И ПРАКТИКУ

БИБЛИОТЕКА

Кен Уилбер


ВВЕДЕНИЕ
В ИНТЕГРАЛЬНУЮ ТЕОРИЮ И ПРАКТИКУ

БАЗОВАЯ ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА
И ВСЕСЕКТОРНО-ВСЕУРОВНЕВАЯ КАРТА

Перевод В.Данченко

Ken Wilber. Introduction to Integral Theory and Practice: IOS Basic and the AQAL Map
Integral Naked, 2003-2004; "AQAL", Vol.1, №1, 2006
PSYLIB, 2008


Обзор

За последние тридцать лет мы стали свидетелями исторически беспрецедентной ситуации: отныне нам доступны все культуры мира. В прошлые времена, если вы рождались, скажем, китайцем, вам, скорее всего, суждено было провести всю жизнь в условиях одной культуры, нередко в одной провинции, иногда в одном доме; вы жили, любили и умирали на небольшом клочке земной поверхности. Но сегодня люди не просто географически мобильны, – мы можем изучать и изучили практически каждую из культур, существующих на этой планете. В планетарной деревне все культуры друг у друга на виду.

Самое знание обрело ныне планетарный характер. Это значит, что, – опять же, впервые в истории, – нам доступна теперь вся совокупность человеческого знания: знание, опыт, мудрость и образ мысли всех основных человеческих цивилизаций, от древних и до новейших, отныне доступны каждому желающему их изучить.

А что если мы возьмем все то, что различные культуры могут поведать нам о потенциальных возможностях человека – возможностях его духовного, психологического и социального роста – и попробуем наглядно разложить это по полочкам? Что если мы обратимся к открывшейся нам сегодня совокупности человеческого знания и попробуем выявить сущностно-необходимые ключи к развитию человека? Что если мы возьмем все великие мировые традиции и попробуем на основе всестороннего межкультурного исследования создать их сводную карту – всеобъемлющую или интегральную карту, которая бы включала в себя лучшие элементы каждой из них?

Задача представляется тяжелой, сложной, неподъемной? С одной стороны, так оно и есть. С другой, результат оказался неожиданно простым и ясным. На протяжении последних нескольких десятилетий такой всесторонний поиск всеобъемлющей карты потенциальных возможностей человека в самом деле был предпринят. В ходе его были учтены все известные системы и модели развития человека – от наставлений шаманов и мудрецов древности до нынешних достижений науки о мышлении – и получена вытяжка их важнейших составляющих; последние сводятся к пяти сущностным элементам, пяти фундаментальным факторам, которые служат ключами к высвобождению и ускорению человеческой эволюции.

Знакомьтесь: Интегральная Модель.

Интегральная или всеобъемлющая карта

Что это за пять элементов? Мы называем их секторы, уровни, линии, состояния и типы. Как вы увидите, все они в любой момент доступны сознаванию. Указанные пять элементов – не просто теоретические понятия: они являются гранями вашего опыта, структурой вашего сознания, и вы без труда сможете убедиться в этом по ходу дальнейшего изложения.

Для чего нужна такая Интегральная Карта или Модель? Во-первых, какой бы ни была сфера вашей деятельности, будь то бизнес, медицина, психотерапия, юриспруденция, экология или просто повседневная жизнь и научение, Интегральная Карта помогает убедиться в том, что вы все учли и ничего не упустили. Когда вы желаете совершить перелет через Скалистые горы, чем более точна ваша карта, тем меньше вероятность разбиться. Интегральный подход дает возможность воспользоваться всем спектром ресурсов любой ситуации, что значительно повышает ваши шансы на успех.

Во-вторых, если вы учитесь выявлять в своем сознании эти пять элементов, – а они присутствуют в нем вне зависимости от происходящего, – то сможете легче различать их, применять и использовать, что значительно ускорит ваш рост в направлении более высоких, более широких, более глубоких способов бытия. Простое знакомство с пятью элементами Интегральной Модели позволит вам легче и лучше ориентироваться в этом захватывающем путешествии по пути развития и пробуждения.

Короче говоря, интегральный подход дает вам возможность полнее и реальнее видеть себя и окружающий мир. Важно, однако, с самого начала уяснить одну вещь. Интегральная Карта – это всего лишь карта. Это не местность. Разумеется, мы не хотим путать карту с местностью, но мы не хотим также пользоваться неточной или ошибочной картой. Интегральная Карта – всего лишь карта, однако в настоящее время это самая полная и точная из карт, которые имеются у нас в распоряжении.

Что такое Интегральная Операционная Система?

В сфере информационных технологий операционной системой называется инфраструктура, позволяющая исполнять различные прикладные программы. Мы используем термин Интегральная Операционная Система, или ИОС, в качестве синонима Интегральной Карты. Суть в том, что если вы в своей жизни выполняете какие-то "прикладные программы" – будь то бизнес, работа, игра или отношения с другими людьми, – вам требуется наилучшая из доступных операционных систем, и именно таковой является ИОС. В ней ничего не оставлено без внимания, поэтому она позволяет использовать самые эффективные программы. Это просто еще один способ говорить о всеобъемлющей природе Интегральной Модели.

Мы рассмотрим также едва ли не самую важную область применения Интегральной Карты или Интегральной Операционной Системы. Поскольку ИОС можно использовать для индексирования любой деятельности – от живописи до танца, от бизнеса до психологии, от политики до экологии, – она позволяет каждой из этих областей сообщаться с другими. Используя ИОС, бизнес получает терминологию, с помощью которой может полноценно общаться с экологией, экология может общаться с изобразительным искусством, изобразительное искусство – с юриспруденцией, юриспруденция – с поэзией, образованием, медициной, духовностью и т.д. В истории человечества такого прежде не случалось.

Использование Интегральной Карты или Операционной Системы в Интегральном Университете дало нам возможность содействовать развитию междисциплинарного и наддисциплинарного познания, и мы добились в этом направлении впечатляющих результатов, создавая тем самым первое в мире подлинно интегральное обучающее сообщество.

Но все это начинается с упомянутых пяти фундаментальных элементов в структуре вашего сознания.

Состояния сознания

Как было сказано, все грани пяти элементов Интегральной Модели в любой момент доступны сознаванию. Соответственно, последующее изложение будет своего рода экскурсией по области, доступной вашему непосредственному опыту. Так почему бы вам не присоединиться к нам и посмотреть, не заметите ли вы, как некоторые из этих элементов прямо сейчас возникают в вашем сознании.

Некоторые из них относятся к вашим внутренним субъективным реалиям, некоторые – к объективным реалиям внешнего мира, а некоторые – к коллективным или совместным реалиям, разделяемым с другими людьми. Давайте начнем с состояний сознания, которые относятся к субъективным реалиям.

Каждый человек знаком с основными состояниями сознания, такими как бодрствование, сновидение и глубокий сон. В данный момент вы находитесь в бодрствующем состоянии (или, если устали, в – полусонном). Существует множество других состояний сознания, в том числе медитативных (вызываемых занятиями йогой, созерцанием, медитацией и т.п.), измененных (вызываемых, к примеру, наркотиками) и разнообразных пиковых переживаний, многие из которых могут вызываться интенсивными переживаниями, связанными, скажем, с сексом, созерцанием природы или прослушиванием музыки.

Великие традиции (такие, как христианский мистицизм, индуизм Веданты, буддизм Ваджраяны и иудейская Каббала) утверждают, что на самом деле три естественных состояния сознания – бодрствование, сновидение и глубокий сон без сновидений – несут в себе драгоценный клад духовной мудрости и духовного пробуждения... если мы знаем, как использовать их надлежащим образом. В определенном смысле, как далее будет показано, эти три великих естественных состояния заключают в себе весь спектр духовного просветления.

Но на более простом, более мирском уровне каждый человек испытывает всевозможные состояния сознания, которые нередко становятся для него источником глубинных мотиваций, побуждений и смыслов. В зависимости от ситуации, состояния сознания могут быть несущественным или определяющим ее фактором, однако никакой интегральный подход не может позволить себе сбрасывать их со счетов. В случае применения ИОС, вы будете автоматически получать напоминание проверить, не утрачен ли контакт с этими важными субъективными реалиями.

Стадии или уровни развития

Состояния сознания имеют одну интересную особенность: они приходят и уходят. Даже мощные пиковые переживания или измененные состояния, сколь бы глубокими они ни были, приходят, задерживаются ненадолго и проходят. Сколь бы поразительной не была их сила, они имеют временный характер.

В отличие от преходящих состояний сознания, стадии сознания постоянны. Стадии представляют собой самые настоящие вехи роста. Когда вы достигаете той или иной стадии, она становится вашим устойчивым приобретением. Например, когда ребенок проходит через речевые стадии развития, он получает постоянный доступ к речи. Речь появляется не на минуту и через минуту не исчезает. То же происходит и с другими типами развития. Устойчиво выйдя на какую-то стадию развития, вы по желанию практически в любой момент можете получить доступ к ее свойствам – таким, как более широкое сознание, более объемлющая любовь, более высокие этические запросы, большая разумность и сознательность. Преходящие состояния превратились в постоянные свойства.

Сколько существует стадий развития? Тут важно помнить, что любой способ разбивки местности с последующим представлением ее на карте до некоторой степени условен. Скажем, сколько градусов между точкой замерзания воды и точкой ее кипения? Согласно шкале или "карте" Цельсия, между ними 100 градусов. Согласно же шкале Фаренгейта, вода замерзает при 32-х градусах, а кипит при 212-ти, так что между ними 180 градусов. Какой вариант верный? Оба. Пирог тот же, просто нарезан иначе.

То же верно и для стадий. Существуют самые разные способы нарезки или разбивки процесса развития и, соответственно, самые разные стадийные концепции. Все они могут быть полезны. Система чакр, например, выделяет семь основных стадий или уровней сознания. Известный антрополог Жан Гебсер говорит о пяти стадиях: архаической, магической, мифической, рациональной и интегральной. В некоторых западных психологических моделях выделяется 8, 12 и более уровней развития. Какой вариант верный? Все верны; процесс тот же, просто отслеживаются в нем разные вещи.

О "стадиях развития" говорят также как об "уровнях развития" в том смысле, что каждая стадия представляет собой определенный уровень организации или уровень сложности. Например, в эволюционной цепи атомы – молекулы – клетки – организмы каждая последующая стадия имеет больший уровень сложности. Слово "уровень" указывает не на жесткую разграниченность или изолированность стадий, а лишь на то, что новые важные качества имеют тенденцию возникать в дискретной форме, подобно квантовому скачку, и что эти эволюционные уровни являются важной стороной многих естественных явлений.

В Интегральной Модели мы, как правило, имеем дело с 8-10 стадиями или уровнями развития сознания. За годы практической работы мы обнаружили, что выделение большего числа стадий загромождает общую картину, а меньшего – смазывает детали. Нередко мы используем стадийную концепцию Интегральной Спиральной Динамики, разработанную Доном Беком на основе исследований Клера Грейвза. Кроме того, ми используем стадии само-развития Джейн Лёвинджер и Сьюзанн Кук-Гройтер, а также порядки сознания Роберта Кигана. Однако существует и много других полезных стадийных концепций, совместимых с интегральным подходом, так что если какая-то из них вам подходит, вы можете взять ее на вооружение.

Простой пример

Чтобы проиллюстрировать тему уровней или стадий, воспользуемся простой трехуровневой моделью. Обращаясь к рассмотрению, например, морального развития человека, мы находим, что новорожденный еще не приобщен к этическим нормам и условностям (конвенциям) данной культуры; он пребывает на так называемой доконвенциональной стадии развития. Эта стадия называется также эгоцентрической, потому что сознание младенца поглощено главным образом самим собой. Но по мере освоения норм и правил наличной культуры, ребенок постепенно дорастает до конвенциональной стадии морального развития. Она называется также этноцентрической, поскольку ребенок сосредотачивается на своей непосредственной группе, племени, общине или нации, и не склонен заботиться о тех, кто в данную группу не входит. Однако на следующей стадии морального развития – постконвенциональной самотождественность индивида снова расширяется, а вместе с ней расширяется и круг его заботы, так как "своими" для него становятся все люди независимо от расы, цвета кожи, пола и вероисповедания; вот почему эта стадия называется также мироцентрической.

Таким образом, моральное развитие имеет тенденцию к движению от "меня" (эгоцентризм) к "нам" (этноцентризм) и ко "всем нам" (мироцентризм), что служит хорошим примером постадийного развертывания сознания.

Еще одной иллюстрации этих трех стадий могут быть тело, ум и дух. Указанные слова имеют много значений, но в данном случае применительно к стадиям они означают следующее:

Первая стадия, на которой доминирует моя грубая физическая реальность, представляет собой стадию "тела" (в обычном для этого слова значении грубого тела). Поскольку вы отождествляете себя лишь с обособленным телесным организмом и его жизненными инстинктами, эту стадию можно назвать также стадией "меня".

На второй стадии, стадии "ума", личность начинает выходить за пределы своего изолированного грубого тела и вступать с другими людьми во множественные взаимоотношения, которые могут быть основаны на совместных ценностях, взаимных интересах, общих идеалах или разделенных мечтах. Поскольку я могу использовать свой ум для того, чтобы входить в роль других – примерять на себя их "шкуру" и чувствовать, каково это быть ими, – моя самотождественность расширяется от "меня" до "нас" (происходит движение от эгоцентризма к этноцентризму).

На третьей стадии моя самотождественность снова расширяется, на сей раз от отождествленности с "нами" до отождествления со "всеми нами" (происходит движение от этноцентризма к мироцентризму). Я начинаю понимать, что в дополнение к замечательному разнообразию людей и культур, у них имеются также схожие и объединяющие их общие черты. Открытие того, что все люди братья, представляет собой движение от этноцентризма к мироцентризму; в своем ощущении общего для всех живых существ оно "духовно".

Это один из вариантов представления процесса развития от тела к уму и духу, когда они рассматриваются как стадии, волны или уровни развертывания заботы и сознания от эгоцентризма к этноцентризму и мироцентризму.

Мы еще будем возвращаться к стадиям эволюции и развития, каждый раз исследуя их под новым углом. На данном этапе достаточно понимать, что под "стадиями" имеются в виду последовательно возникающие постоянные вехи на пути вашего эволюционного роста. Говорим ли мы о стадиях сознания, стадиях энергии, стадиях культуры, стадиях духовного постижения или стадиях морального роста и т. д., речь идет всякий раз об этих важных фундаментальных ступенях раскрытия ваших более высоких, более глубоких и более широких возможностей развития.

В случае применения ИОС, вы будете автоматически получать напоминание проверить, приняли ли вы в расчет важные стадийные аспекты ситуации, и это существенно повысит ваши шансы на успех в любой сфере – изменения своей личности, социальных преобразований, деловых свершений, заботы о других или простого удовлетворения от жизни.

Линии развития: в чем-то я хорош, а в чем-то не очень…

Вы когда-нибудь обращали внимание на то, что практически все люди развиты неравномерно? Так, некоторые обладают высокоразвитым логическим мышлением, но слабо развиты в эмоциональной сфере. Некоторые преуспели в плане когнитивного развития (весьма сообразительны), но недоразвиты в нравственном отношении (подлы и жестоки). Некоторые выделяются своими эмоциональными способностями, но неспособны сложить дважды два.

Эту тему широко популяризовал Говард Гарднер, который выдвинул идею множественных способностей. Человеческие существа обладают рядом способностей, таких как познавательные, эмоциональные, музыкальные, двигательные и т.д. Большинство людей выделяются одной-двумя способностями, а в остальных особо не блещут. Как правило, ничего плохого в этом нет; интегральная мудрость, в частности, в том и состоит, чтобы выявить свои важнейшие дарования, найти тот глубочайший дар, который можно было бы преподнести миру.

Но из этого в самом деле следует, что нам необходимо сознавать как свои сильные стороны (или способности, которым мы можем блистать), так и слабые (которыми мы обделены или не наделены вовсе). И это подводит нас к следующему из пяти сущностных элементов – нашим множественным способностям или линиям развития. Мы уже рассмотрели состояния и стадии; что представляют собой линии или множественные способности?

В число множественных способностей входят: когнитивные, межличностные, моральные, эмоциональные и эстетические. Почему мы называем их также линиями развития? Потому что эти способности растут и развиваются. Они раскрываются в ходе последовательно сменяющих друг друга стадий. Что это за стадии? Это стадии, которые мы только что описали.

Иными словами, каждая из способностей в ходе своего развития проходит, точнее, может проходить, через три основных стадии (или через любое количество стадий, в зависимости от выбранной модели развития, – их может быть три, пять, семь и больше; вспомните, как это было в случае со шкалами Цельсия и Фаренгейта). Вы можете находиться, например, на первой, на второй или на третьей стадии когнитивного развития.

Это относится и к другим способностям. Первая стадия эмоционального развития означает, что я развил способность сосредотачивать на "мне" свои эмоции – главным образом эмоции и влечения, связанные с голодом, выживанием и самозащитой. Если вы продолжаете эмоционально расти от первой стадии ко второй – или от эгоцентрической к этноцентрической, – то расширяетесь от "меня" к "нам" и начинаете проявлять эмоциональные предпочтения и привязанности к любимым людям, членам своей семьи, близким друзьям и, возможно, ко всему своему племени или нации. Дорастая до эмоций третьей стадии, вы проявляете еще бóльшую способность к заботе и состраданию, которая не ограничивается пределами вашего племени или нации и, будучи мироцентрической, стремится объять собой всех людей или даже всех живых существ.

И помните, что выходя на ту или иную стадию, вы обретаете к ней доступ на постоянной основе. До того как это произошло, любые связанные с нею способности остаются для вас не более чем преходящими состояниями. Если вы и будете входить в какие-то из них, то лишь на время – испытывая возвышенные пиковые переживания, расширения познания и бытия, удивительные догадки и озарения, мимолетные видения каких-то совершенно иных своих возможностей. Однако упражняясь в подобных состояниях, вы постепенно превратите их в стадии, постоянные свойства той местности, на которой находитесь.

Психограмма

Существует довольно простой способ наглядного представления этих способностей или множественных линий. На рисунке 1 мы изобразили простой график, где показаны три основных стадии (или уровня развития) и пять самых важных способностей (или линий развития). Разные линии проходят через одни и те же основные стадии или уровни развития. Указанные три уровня или стадии приложимы к любой линии развития – психосексуальной, когнитивной, духовной, эмоциональной, моральной и т.д.

На рисунке 1 изображен человек, который превосходно развит в когнитивном плане, делает успехи в моральном развитии, но имеет плохо развитые межличностные способности и, прямо скажем, недоразвит в эмоциональной сфере. Разумеется, у других людей "психограммы" будут другими.

Рис. 1. Психограмма

Психограмма помогает увидеть, в чем состоят ваши потенциально наиболее сильные стороны. Скорее всего, вы уже знаете, в чем преуспеваете, а в чем нет. Но интегральный подход предполагает также, что нам следует учиться уточнять, детализировать знание о структуре своей личности, чтобы увереннее иметь дело с сильными и слабыми сторонами, как своими собственными, так и других людей.

Кроме того, психограмма помогает увидеть, сколь неравномерно развит каждый из нас, и не впасть в соблазн той мысли, что раз мы бесподобны в одной сфере, то должно быть бесподобны и во всех других. В действительности же, как правило, верно обратное. Многие лидеры, и духовные, и политические, с треском провалились из-за недопонимания таких простых вещей.

"Всестороннее развитие" не означает, что вы должны блистать всеми известными способностями, или что все ваши линии развития должны быть на третьем уровне. На самом деле оно предполагает, что вы вырабатываете у себя ясное ощущение своей действительной психограммы, чтобы иметь возможность планировать свое дальнейшее развитие на основе более цельного представления о себе. У некоторых людей это и вправду будет связано с укреплением некоторых своих способностей, недоразвитость которых создает проблемы. У других – с устранением какой-то серьезной проблемы или патологии на одной из линий (например, эмоционально-сексуальной). У третьих – просто с уяснением своих сильных и слабых сторон, а также последующим планированием своих действий с учетом этого знания. Благодаря использованию интегральной карты мы можем судить о своей психограмме с большей уверенностью.

Таким образом, "всесторонняя информированность" не означает, что вы должны достичь вершин мастерства на всех линиях своего развития, – вы должны просто сознавать их. Если вы затем решите устранить какие-то неравномерности развития, это будет задачей интегрально-преобразовательной практики, которая в самом деле способствует повышению уровня разных линий развития.

Отметим еще один важный момент. На некоторых психологических и духовных тренингах вас могут сходу познакомить с целым спектром состояний сознания и телесных ощущений – в форме пиковых переживаний, медитативных переживаний, шаманских состояний, измененных состояний и т.п. Это объясняется тем, что возможность многих из основных состояний сознания (грубо-бодрствующих, тонко-сновидных и причинно-бесформенных) присутствует в нем постоянно. Поэтому вас можно быстро познакомить со многими высшими состояниями сознания.

Однако познакомить вас со всеми свойствами высших стадий невозможно вне реального развития и практики. Вам доступен пиковый опыт высших состояний сознания, поскольку многие из них присутствуют в нем постоянно. Но вам недоступен пиковый опыт более высокой стадии, поскольку стадии развертываются последовательно. Каждая последующая стадия строится исключительно на основе предшествующей, поэтому пропустить последнюю нельзя: как в случае с атомами, молекулами, клетками и организмами, вы не можете пропустить молекулы и прямо от атомов перейти к клеткам. Таково одно из многих существенных различий между состояниями и стадиями.

Однако в случае регулярной практики соприкосновения с высшими состояниями, стадии вашего развития определенно будут развертываться легче и быстрее. В самом деле, на это указывает множество экспериментальных свидетельств. Чем чаще вы входите в подлинно высшие состояния сознания (например, медитативные), тем быстрее растете и развиваетесь на любой стадии сознания. Практика высших состояний служит своего рода смазкой для спирали развития, она помогает вам растождествляться с низшей стадией, что дает возможность созерцать появление следующей, более высокой стадии сознавания – до тех пор, пока вы не сможете пребывать на ней без труда, вследствие чего преходящее состояние вашего сознания становится его постоянным свойством. Такого рода упражнения в высших состояниях (например, медитация) входят в арсенал любого целостного, интегрального подхода к преобразованию личности.

Короче говоря, вы не можете перескочить через стадии развития, однако можете ускорить последнее благодаря применению всякого рода интегрально-преобразовательных методик, которые выступают важной частью данного Интегрального Подхода.

Какой тип: мальчик или девочка?

Следующий компонент прост: все вышеупомянутые компоненты бывают двух типов, мужского и женского.

В основе тут лежат две идеи: первая связана с идеей типов как таковых, а вторая – с мужским и женским как одним из примеров типов.

Типами называются элементы, которые могут присутствовать на любой стадии и в любом состоянии. Для примера можно привести широко известную типологию Майерс-Бриггс (ее основные типы – чувствующий, мыслящий, ощущающий и интуитивный). На любой стадии своего развития вы можете относиться к любому из этих типов. Такого рода "горизонтальные типологии" могут быть весьма полезны, особенно в сочетании с уровнями, линиями и состояниями. Чтобы показать это, мы воспользуемся "мужским" и "женским".

Кэрол Гиллиган в своей чрезвычайно авторитетной книге "Другой голос" отметила, что и мужчины, и женщины, как правило, проходят через три или четыре основных стадии морального развития. Ссылаясь на большой объем исследовательских данных, Гиллиган указывает, что эти три или четыре стадии можно назвать доконвенциональной, конвенциональной, постконвенциональной и интегрированной. В самом деле, они очень схожи с теми тремя простыми стадиями развития, которые мы используем, – на сей раз в приложении к моральным способностям.

Гиллиган обнаружила, что первая стадия представляет собой мораль, всецело сосредоточенную на "мне" (в связи с чем эта доконвенциональная стадия называется также эгоцентрической). На второй стадии развития мораль сосредоточена на "нас", так что мое самоотождествление выходит за пределы "меня" и распространяется на других человеческих существ из моей группы (в связи с чем эта конвенциональная стадия нередко называется также этноцентрической, традиционалистской или конформистской). На третьей стадии морального развития мое самоотождествление снова расширяется, на этот раз от "нас" до "всех нас", всех человеческих существ (или даже всех живых существ) – вот почему данная стадия нередко называется мироцентрической. Моя забота и сострадание распространяется теперь не только на меня (эгоцентризм) и не только на мою семью, племя или нацию (этноцентризм), но на все человечество, на всех мужчин и женщин независимо от расы, цвета кожи и вероисповедания (мироцентризм). Если же мое моральное развитие на этом не закончится, и я дойду до четвертой стадии, которую Гиллиган называет интегрированной, то…

Что ж, прежде чем мы рассмотрим этот важный вывод книги Гиллиган, давайте отметим ее основной вклад. Гиллиган подчеркивает, что женщины, как и мужчины, проходят через указанные три или четыре основных иерархических стадии развития. Она совершенно верно называет их иерархическими, потому что способность к заботе и состраданию с каждой стадией возрастает. Однако женщины, как она говорит, проходят эти стадии, пользуясь другой логикой – они развиваются "по-другому", ведут в этой песне "другую партию".

Мужская логика, или мужская "партия" основана, как правило, на понятиях самостоятельности, справедливости и права, тогда как женская логика или "партия", как правило, основана на понятиях взаимоотношений, заботы и ответственности. Мужчины стремятся управлять, женщины – общаться. Мужчины следуют правилам, женщины – связям. Мужчины смотрят, женщины трогают. Мужчины склонны к индивидуализму, женщины – к взаимоотношениям. Один из любимых анекдотов Гиллиган: Играют маленькие мальчик и девочка; мальчик говорит: "Давай играть в пиратов!" Девочка отвечает: "Давай играть, будто мы соседи". Мальчик: "Нет, я хочу играть в пиратов!" – "Хорошо, ты будешь соседом-пиратом".

Мальчишки не любят, когда девочки присутствуют во время их игр вроде футбола: женская и мужская партии здесь плохо сочетаются, так что нередко получается сумбур вместо музыки. Скажем, мальчик во время игры в футбол получает вторую желтую карточку, его просят покинуть поле и поэтому он начинает плакать. Другие мальчики остаются безучастны к его слезам и ждут, пока он уйдет; в конце концов, правило есть правило, и правило гласит: две желтые карточки – и тебя удаляют. Гиллиган указывает, что если в этот момент у поля будет девочка, она вероятнее всего начнет кричать: "Да ну, ребята, дайте ему еще один шанс!" Она видит, что мальчик плачет и хочет ему помочь, хочет к нему прикоснуться, хочет его исцелить. Однако мальчишек ее поведение бесит, ведь для них участие в игре служит посвящением в мир правил и мужской логики. Поэтому, говорит Гиллиган, мальчики будут ранить чувства, дабы спасти правила, а девочки нарушать правила, дабы спасти чувства.

У них другая партия, другой голос. Девочки, как мальчики, проходят через три или четыре стадии морального развития (эгоцентрическую, этноцентрическую, мироцентрическую, интегрированную), но делают это по-другому, используя другую логику. Гиллиган называет эти чисто женские иерархические стадии развития себялюбием (соответствует эгоцентрической стадии), заботой (соответствует этноцентрической стадии), вселенской заботой (соответствует мироцентрической стадии) и интегрированной стадией. Опять-таки, почему это иерархия? Потому что способность к заботе и состраданию с каждой стадией возрастает. (Не все иерархии плохи, и это хороший тому пример.)

Итак, что собой представляет четвертая, интегрированная стадия? Согласно Гиллиган, на четвертой и высочайшей из доступных нашему сознаванию стадий морального развития, мужская и женская партия в каждом из нас проявляют тенденцию к интеграции, то есть объединению в одно целое. Это не значит, что человек на этой стадии постепенно перестает отличать мужское от женского и посему становится каким-то пресным андрогинно-бесполым существом. Более того, мужское и женское измерения личности на этой стадии могут даже усилиться. Но это и в самом деле означает, что человек начинает по-дружески относиться к мужским и женским тональностям в своей личности, даже если обычно он исполняет преимущественно ту или иную партию.

Вы когда-нибудь видели кадуцей (символ врачебной профессии)? Это жезл, обвитый двумя змеями, и увенчанный крыльями (см. рис. 2). Жезл как таковой представляет собой позвоночный столб; места пересечений жезла со змеями представляют отдельные чакры, расположенные вдоль позвоночника снизу до верху; а сами змеи символизируют солнечную и лунную (или мужскую и женскую) энергии в каждой из чакр.

Рис. 2. Кадуцей

Это ключевой момент. Семь чакр, которые являются усложненной версией трех фундаментальных уровней или стадий развития, представляют семь уровней сознания и энергии, которые доступных всем человеческим существам. (Первые три чакры – пища, секс и власть, – приблизительно соответствуют первой стадии; четвертая и пятая чакры – сердце как основа отношений и общение – относятся главным образом ко второй стадии; а шестая и седьмая чакры – душевная и духовная – вкратце раскрывают содержание третьей стадии.) Важно то, что, согласно традиционным представлениям, каждый из этих семи уровней имеет женский и мужской аспект, тип, или "партию". Ни мужское, ни женское не выше и не лучше друг друга, – это два равноценных типа на каждом из уровней сознания.

Это означает, например, что существует мужская и женская версии третьей чакры (эгоцентрической чакры власти): на этом чакральном уровне мужчины стремятся к власти, которая проявляется в самостоятельности ("Делай по-моему или убирайся!"), женщины – к власти, которая проявляется в общении ("Делай по-моему или я не буду с тобой разговаривать"). Подобным же образом остальные чакры имеют как солнечное, так и лунное, как мужское, так и женское измерение; ни одно из них не фундаментальнее, ни одно из них нельзя сбрасывать со счетов.

Обратите внимание, однако, что на уровне седьмой чакры змеи мужского и женского исчезают в своем источнике. У вершины жезла мужское и женское встречаются и объединяются – они буквально становятся одним. Именно это и происходит на открытой Гиллиган четвертой стадии морального развития: две партии, которые звучат в каждом человеке, интегрируются, образуя парадоксальный союз самостоятельности и взаимосвязанности, прав и обязанностей, управления и общения, мудрости и сострадания, справедливости и милосердия, мужественности и женственности.

Важно, что в случае использования ИОС вы автоматически проверяете любую ситуацию – в себе, в других, в организации, в культуре – и убеждаетесь, что учли и мужской, и женский типы, дабы быть как можно более объемлющими в своем подходе. Если же вы считаете, что между женским и мужским нет существенных различий – или если сомневаетесь в их существенности, – это тоже нормально, так что при желании вы можете относиться к ним одинаково. Речь идет попросту о том, чтобы непременно убедиться, что в расчет принято и женское и мужское, как бы вы к ним ни относились.

Однако наряду с этой существует множество других "горизонтальных типологий", которые в составе всеобъемлющей ИОС могут быть весьма полезны; поэтому Интегральный Подход при необходимости обращается к любой из них. "Типы" так же важны, как секторы, уровни, линии и состояния.

Больной мальчик, больная девочка

Типы имеют одну интересную особенность. Они бывают здоровыми и нездоровыми. Указание на то, что некто попал в ловушку какого-то нездорового типа, служит не осуждению, а пониманию, и направлено на то, чтобы сделать общение с таким человеком более ясным и продуктивным.

Так, поскольку каждая стадия развития имеет мужское и женское измерение, каждое из них может быть как здоровым, так и нездоровым; в последнем случае мы называем их иногда "больным мальчиком" и "больной девочкой". Это просто еще один вид горизонтальной типологизации, который, однако, может оказаться чрезвычайно полезным.

В то время как здоровый мужской принцип стремится к самостоятельности, силе, независимости и свободе, его нездоровье приводит к тому, что все эти положительные качества оказываются либо сыроватыми, либо подгоревшими. Мы получаем не самостоятельность, а отчужденность, не силу, а подавление, не независимость, а смертельную боязнь взаимоотношений и обязательств, не стремление к свободе, а стремление к разрушению. Нездоровый мужской принцип не свободно превосходит, а испуганно подминает.

В то время как здоровый женский принцип стремится к текучести, взаимоотношениям, заботе и состраданию, нездоровая женственность тонет в этих качествах. Вместо того, чтобы находиться в отношениях, она теряется в них. Вместо здорового общения с другими, она полностью теряет себя и попадает во власть данных отношений. Имеет место не соприкосновение, а слияние, не состояние потока, а состояние паники, не общение, а растворение. Уделом нездорового женского принципа оказывается не полнота единения, а хаос слияния.

Используя ИОС, вы получите средства распознавания здоровых и нездоровых женских и мужских измерений в себе и других людях. Однако основная идея этого раздела проста: польза различных типологий в том, что они помогают нам понимать друг друга и общаться между собой. И в любых типологиях существуют здоровые и нездоровые версии выделяемых ими типов. Указание на нездоровый тип человека служит не осуждению, а пониманию, и направлено на то, чтобы сделать общение с ним более ясным и продуктивным.

Нашлось даже место для нескольких тел

Прежде чем подытожить сказанное и сделать общий вывод, давайте вернемся к состояниям сознания, чтобы сформулировать последний важный пункт.

Состояния сознания не просто парят в пространстве, ни к чему не привязанные и бесплотные. Напротив, у каждого ума есть тело. В каждом состоянии сознания присутствует ощущаемый энергетический компонент, определенное телесное ощущение; последнее является носителем, который обеспечивает опору для любых состояний сознания.

Давайте воспользуемся простым традиционным примером. Поскольку каждому из нас доступны три великих состояния сознания – бодрствование, сновидение и глубокий сон, – мировые традиции мудрости утверждают, что каждый из нас обладает тремя телами, которые нередко называют грубым, тонким и причинным.

Три тела? Вы что, шутите? Разве одного тела недостаточно? Однако тут следует принять во внимание несколько вещей. Для традиций мудрости "тело" означает просто определенного вида переживание или энергетическое ощущение. Соответственно, последнее может быть грубым, необработанным, тонким или очищенным, и очень тонким или причинным. Это то, что философы назвали бы "феноменологическими реалиями", или реалиями, каковыми они предстают нашему непосредственному сознаванию. В настоящее время вы имеете доступ к грубому телу с его грубой энергией, тонкому телу с его тонкой энергией и причинному телу с его причинной энергией.

Можно ли проиллюстрировать идею трех тел с помощью примеров? Обратите внимание, что сейчас, пребывая в бодрствующем состоянии, вы сознаете свое грубое тело – физическое, вещественное, сенсомоторное тело. Однако во сне грубого физического тела нет; кажется, будто оно исчезло. Во сне вы сознаете не грубое тело из плотного вещества, а тонкое тело, которое состоит из света, энергии, эмоций, чувств, изменчивых и текучих образов. В состоянии сновидения ум и душа вольны творить все, что им заблагорассудится, представлять бескрайние миры, которые не привязаны к грубым чувственным реалиям, но словно по волшебству простираются за их пределы, соприкасаясь с другими душами, другими людьми и самыми далекими местами, – необузданные сверкающие образы, волнами накатывающие в ритме стремлений вашего сердца. Когда кто-нибудь вроде Мартина Лютера Кинга говорит: "У меня есть мечта", это служит хорошим примером подключения к великому потенциалу провидческого сно-видения,* в котором ум волен воспарять к высочайшим из открытых для него возможностей.

* Игра слов; англ. "dream" означает и "сон" и "мечту". – Прим. пер.

Когда от состояния сновидения с его тонким телом вы переходите к состоянию глубокого сна, исчезают даже мысли и образы: остается лишь безбрежная пустота, не имеющее форм распространение за пределы какого бы то ни было индивидуального "я", эго или личности. Великие традиции мудрости утверждают, что погружаясь в это состояние, – которое может казаться совершенно бессодержательным и несущественным, – мы на самом деле вступаем в бескрайнее царство бесформия, великую Пустоту или Основу сущего, простор сознания, который кажется почти бесконечным. Наряду с этим почти бесконечным пространством присутствует и почти бесконечное тело или энергия – причинное тело, массив тончайших, едва различимых переживаний, великое бесформие, из которого могут возникать творческие возможности.

Разумеется, не многие люди испытывают это глубокое состояние с такой полнотой. Но традиции единодушно утверждают, что в состояние бесформия и его причинное тело можно войти в полном сознании, и что наградой за это служат заключенные в них удивительные возможности роста и сознавания.

Суть в том, что когда используется ИОС, она напоминает, чтобы мы учитывали реалии нашего бодрствующего состояния, мечты, видения и новые передовые идеи нашего тонкого состояния, а также нашу открытую, не имеющую формы основу, источник наших нескончаемых творческих возможностей. Важная особенность данного Интегрального Подхода состоит в том, что мы стремимся принимать в расчет максимальное число потенциально существующих возможностей, дабы не упустить никаких возможных решений.

Сознание и сложность

Может быть, идея трех тел все же "чересчур безумна"? Что ж, не следует забывать, что "тела" представляют собой феноменологические, непосредственно переживаемые реалии; тем не менее, есть и более простой, не столь "безумный" способ их рассмотрения, на сей раз основанный на трезвой науке. Вот он: каждому уровню внутреннего сознания соответствует определенный уровень сложности внешней физической системы. Чем выше сознание, тем сложнее система, которая служит ему домом.

Например, стволу мозга, который появляется уже у пресмыкающихся, соответствует рудиментарное внутреннее сознание основных влечений, таких как влечение к пище или голод, физиологических ощущений и сенсомоторных действий (все, что мы ранее называли "грубым", или сосредоточенным на "мне"). Когда у живых существ возникает более сложная лимбическая система, спектр основных ощущений расширяется и эволюционирует, включая в себя довольно сложные чувства, желания, эмоционально-половые побуждения и потребности (здесь начинается то, что мы называли тонким телом, которое может расширяется от "меня" к "нам"). По мере того, как в ходе эволюции появляются еще более сложные физические структуры вроде триединого мозга с его новой корой, сознание вновь расширяется до мироцентрического сознавания "всех нас" (и, соответственно, начинает знакомиться с тем, что мы называли причинным телом).

Это очень простой пример того факта, что росту внутреннего сознания сопутствует возрастание сложности обеспечивающих его внешних систем. Используя ИОС, мы нередко рассматриваем одновременно и внутренние уровни сознания, и соответствующие им уровни сложности внешних физических систем, поскольку учет того и другого дает в результате более взвешенную и объемлющую картину. Сейчас станет ясно, что мы имеем в виду.

Итак: каким образом все это между собой связано?

ИОС, или Интегральная Модель, была бы просто беспорядочным нагромождением разнородных компонентов, если бы не предлагала некоего способа их взаимосвязи. Каким образом все это между собой связано? Одно дело просто высыпать на стол части мозаики нашего межкультурного обзора, заявив: "Все они важны!", и совсем другое – выявить узоры, которые на самом деле связывают их между собой. Главным достижением Интегрального Подхода является именно открытие таких глубинных организующих схем.*

* Досл. "связующих узоров" (patterns that connect). – Прим. пер.

В данном заключительном разделе мы вкратце опишем эти схемы, для обозначения совокупности которых иногда используется сокращение ВСВУ,* подразумевающее "все секторы, все уровни, все линии, все состояния, все типы"; собственно говоря, все они, за исключением секторов, уже были описаны выше. ВСВУ, или "всесекторно-всеуровневая карта", – просто еще одно название ИОС или Интегральной Модели, но для указания на данный конкретный подход нередко используется именно этот термин.

* Англ. AQAL (произносится как а-квал), сокращенная аббревиатура словосочетания "all quadrants, all levels, all lines, all states, all types". – Прим. пер.

В самом начале статьи мы отметили, что все пять компонентов Интегральной Модели в любой момент доступны сознаванию, – это касается и секторов.

Вы когда-нибудь обращали внимание, что в основных языках мира имеются так называемые местоимения первого, второго и третьего лица? Первое лицо означает "того, кто говорит", и включает такие местоимения, как я, меня, мое (в единственном числе) и мы, нас, наше (в множественном числе). Второе лицо означает "того, к кому обращаются", что включает местоимения ты, твое и вы, ваше. Третье лицо означает "человека или предмет, о котором идет речь"; это может быть он, его, она, ее, они, их, оно, это или эти.

Так, если я говорю вам о моей новой машине, "я" – первое лицо, "вы" – второе лицо, а новая машина (или "она") – третье лицо. Далее, если между мной и вами завязывается беседа, то есть начинается общение, на это будет указывать употребление слова "мы", в таких фразах, например, как "мы понимаем друг друга". С формальной точки зрения "мы" – множественное число первого лица, но если вы и я общаемся, ваше второе лицо и мое первое лицо оказываются частью этого удивительного "мы". Таким образом, второе лицо иногда обозначается как "вы/мы", или "ты/мы", а иногда просто как "мы".

Поэтому мы можем упростить список, сократив обозначения первого, второго и третьего лица до "я", "мы" и "это".

Звучит банально, не так ли? Даже скучновато? Что ж, давайте попробуем другой подход. Что, если вместо "мы", "это" и "я", говорить Благо, Истина и Красота? И что, если сказать, что Благое, Истинное и Прекрасное являются измерениями вашего собственного существа на каждом уровне его роста и развития? Если сказать, что посредством интегрально-преобразующей практики вы можете открывать все более и более глубокие измерения вашего собственного Блага, вашей собственной Истины и вашей собственной Красоты?

Хм-м, спору нет, звучит поинтересней. Благое, Истинное и Прекрасное – просто разновидности местоимений первого, второго и третьего лица, которые обнаруживаются во всех основных языках мира; обнаруживаются же они во всех основных языках потому, что Истина, Благо и Красота представляют собой реальнейшие измерения реальности, к которой приспособился язык. Третье лицо ("это") имеет отношение к объективной истине, наилучшим средством исследования которой является наука. Второе лицо ("вы/мы") связано с Благом, или тем, как мы – то есть вы и я – обращаемся друг с другом, свойственна ли нашим отношениям порядочность честность и уважительность. Иными словами, речь идет об основах морали. А первое лицо имеет дело с "я", личностью и самовыражением, искусством и эстетикой, с красотой, которая, как известно, пребывает в оке зрящего.

Таким образом, измерения опыта, связанные с "я", "мы" и "это", тесно связаны с искусством, моралью и наукой. Или личностью, культурой и природой. Или Прекрасным, Благим и Истинным.

Суть в том, что каждое событие явленного мира обладает всеми этими тремя измерениями. Вы можете рассмотреть любое событие с точки зрения "я" (или того, как я сам воспринимаю его и переживаю), с точки зрения "мы" (или того, как его воспринимают и другие люди), а также с точки зрения "это" (или объективных обстоятельств данного события).

Поэтому всесторонне информированный путь будет учитывать все эти измерения, вырабатывая таким образом более всеобъемлющие и эффективные подходы к решению задач, связанных с "я" "мы" и "это" – или личностью, культурой и природой.

Если вы сбросите со счетов науку, или искусство или мораль, то чего-то будет не хватать, не будут сходиться какие-то концы с концами. Личность, культура и природа освобождаются либо вместе, либо не освобождаются вообще. Измерения "я", "мы" и "это" настолько фундаментальны, что мы называем их "секторами" и кладем в основу интегральной системы координат или ИОС. (Всего получается четыре сектора, поскольку, как будет показано, "это" разделяется на собственно "это" – единственное число – и "эти" – множественное число.) Далее приводятся несколько схем, которые помогут нам прояснить эти основные положения.

Рис. 3. Секторы

Рисунок 3 – схематическое отображение четырех секторов. На нем изображено "я" (внутренняя сторона индивидуального), "это" (внешняя сторона индивидуального), "мы" (внутренняя сторона коллективного) и "эти" (внешняя сторона коллективного).* Иными словами, четыре сектора – четыре фундаментальные точки зрения на любое событие (или четыре основных способа рассмотрения чего угодно) – оказываются не такой уж и сложной вещью: это внутренняя и внешняя сторона индивидуального и коллективного.

* В нынешней русскоязычной литературе уилберовское it принято переводить на фрейдистский манер как "оно". Данный перевод нельзя признать удачным, так как "оно" (не говоря уже о "них") имеет выраженный субъектный оттенок. Между тем определяющей характеристикой правосторонних секторов, по Уилберу, выступает именно их объектность. Поэтому уилберовское it предпочтительнее переводить не в духе Фрейда, а в духе Бубера – как "это". – Прим. пер.

На рисунках 4 и 5 представлены примеры детализации секторов. (Пусть вас не волнует содержание технических терминов; в рамках этой вводной статьи достаточно будет просто взглянуть на приведенные схемы, чтобы получить общее представление о разных типах объектов, которые можно обнаружить в каждом из четырех секторов.)

Рис. 4. Примерная детализация секторов

Рис. 5. Схема секторов применительно к человеку

Так, в Верхнем Левом секторе (внутренней стороне индивидуального) вы встречаетесь со своими непосредственными мыслями, чувствами, ощущениями и т.д. (все они описываются от первого лица). Однако если вы посмотрите на себя, как индивидуальное существо, со стороны, – не с субъективной, непосредственно сознаваемой, а с объективной, научной точки зрения, – то обнаружите нейромедиаторы, лимбическую систему, новую кору, сложные молекулярные структуры, клетки, системы органов, ДНК и т.п.; все это описывается в терминах третьего лица ("это" и "эти"). Таким образом, Верхний Правый сектор – это то, как любое событие выглядит снаружи. Сюда входит главным образом его внешнее поведение, его физические составляющие, его вещество, его энергия и его плотное тело – ибо все это предметы, о которых так или иначе можно говорить, как об объекте, то есть, как о третьем лице, как об "это".

Это то, как вы или ваш организм выглядите снаружи в качестве "этого"-объекта, состоящего из вещества, энергии и других объектов; между тем, взглянув на себя изнутри, вы находите не нейромедиаторы, а чувства, не лимбическую систему, а сильные желания, не новую кору, а внутренние видéния, не вещество-энергию, а сознание, – причем все это описывается непосредственно от первого лица. Которая из картин верна? Согласно интегральному подходу, обе. Это два разных взгляда на одно и то же событие, а именно, на вас. Проблемы начинаются тогда, когда вы пытаетесь отвергать или отрицать какую-то из этих точек зрения. Любой интегральный, целостный подход требует учета всех четырех секторов.

Далее. Обратите внимание, что любое "я" взаимосвязано с другими "я", а это значит, что любое "я" является членом множества "мы". Эти "мы" представляют не просто индивидуальное, но групповое (или коллективное) сознание, не просто субъектное, но межсубъектное сознавание – или культуру в самом широком смысле слова. Это показано в Нижнем Левом секторе. Подобно "я", любое "мы" имеет внешнюю сторону, или то, как оно выглядит снаружи; ей соответствует Нижний Правый сектор. Нижний Левый сектор нередко называется культурным измерением (или внутренним сознаванием группы – ее картиной мира, совместными ценностями, чувствами и т.д.), а Нижний Правый – социальным измерением (или внешними формами и поведенческими актами группы, которые изучаются разными науками о третьем лице, вроде теории систем).

Итак, секторы представляют собой просто внутреннюю и внешнюю сторону индивидуального и коллективного; суть в том, что если мы хотим быть максимально всесторонними, нам следует учитывать все четыре сектора.

А теперь мы подошли к моменту, когда можем начать складывать все части мозаики воедино. Ранее мы исследовали такие главные ее компоненты, как состояния, уровни, линии и типы. Давайте начнем с уровней, или стадий.

Во всех четырех секторах наблюдается рост, развитие, эволюция. Иными словами, во всех секторах обнаруживаются какие-то стадии или уровни развития, которые подобны не столько жестким перекладинам лестницы, сколько последовательно развертывающимся и перетекающим друг в друга волнам. В мире природы это происходит повсеместно: появляясь из желудя, дуб проходит ряд стадий роста, оплодотворенная яйцеклетка уссурийского тигра на пути к взрослому организму проходит несколько ясно очерченных стадий развития. То же происходит и с людьми. Мы уже рассмотрели некоторые из таких стадий человеческого развития. Так, в Верхнем Левом секторе ("я"), личность развивается от тела к уму, а затем духу. В Верхнем Правом секторе энергия тела феноменологически расширяется от грубой к тонкой, а затем к причинной. В Нижнем Левом секторе "мы" расширяется от эгоцентрического до этноцентрического, а затем и мироцентрического. Это расширение группового сознавания позволяет социальным системам – в Нижнем Правом секторе – расширяться от простых групп к более сложным системам вроде наций и, в конце концов, системам планетарного масштаба. Эти три простых стадии в каждом из секторов показаны на рисунке 6.

Рис. 6. ВСВУ

Перейдем от уровней к линиям. Линии развития имеются во всех четырех секторах, но поскольку мы уделяем первоочередное внимание развитию личности, давайте посмотрим, как некоторые из этих линий проявляются в Верхнем Левом секторе. Ранее было сказано, что существует более дюжины разных множественных способностей, или линий развития человека. К числу наиболее важных относятся:

  • когнитивная линия (или сознавание того, что есть)
  • моральная линия (сознавание того, что должно быть)
  • эмоциональная, или аффективная линия (спектр эмоций)
  • межличностная линия (как я веду себя в отношениях с другими)
  • линия потребностей (наподобие иерархии потребностей Маслоу)
  • линия самоотождествления (или ответа на вопрос "кто я?", вроде стадий развития эго Левинджер)
  • эстетическая линия (или линия самовыражения, красоты, искусства и ощущения смыслов)
  • психосексуальная линия, которая означает в широком смысле весь спектр Эроса (от грубого до тонкого и причинного)
  • духовная линия (где "дух" рассматривается не как Основа сущего и не как высшая стадия, а как самостоятельная линия раскрытия)
  • линия ценностей (или того, что человек считает самым важным, – линия, исследованная в работах Клера Грейвза и популяризованная Спиральной Динамикой)

Все эти линии развития могут проходить через основные стадии или уровни. Все они могут быть включены в психограмму. Если мы воспользуемся стадийными или уровневыми концепциями вроде тех, что предлагают Роберт Киган, Джейн Лёвинджер или Клер Грейвз, то получим 5, 8 или даже больше уровней развития, с помощью которых сможем проследить естественное развертывание линий или потоков развития. Опять же, вопрос не в том, которая из этих концепций верна, а в том, какой вам требуется уровень "детализации" или "сложности", чтобы лучше понять даную ситуацию.

Мы уже приводили одну схему с психограммой (рис. 1). На рисунке 7 представлен другой ее вариант, заимствованный из презентации Нотр-Дамской школы бизнеса, которая использует всесекторно-всеуровневую модель:

Рис. 7. Один из вариантов психограммы

Как было отмечено, линии развития имеются во всех секторах. Просто мы сосредоточились на линиях развития Верхнего Левого сектора. В Верхнем Правом секторе, если говорить о человеке, одной из самых важных выступает линия телесного вещества-энергии, которая, как мы видели, простирается от грубой до тонкой и причинной энергии. Представляя собой ряд последовательных стадий развития, данная линия связана с обретением устойчивой способности к сознательному управлению энергетическими компонентами вашего существа (в противном случае последние проявляются лишь в форме состояний). Верхний Правый сектор связан также со всеми поведенческими проявлениями, действиями и движениями моего объективно существующего тела (грубого, тонкого или причинного).

Культурное развитие в Нижнем Левом секторе развертывается нередко в форме волн, проходит ряд стадий, которые Жан Гебсер назвал архаической, магической, мифической, ментальной, интегральной и т.д. В Нижнем Правом секторе теория систем изучает развивающиеся коллективные общественные системы; последние, если говорить о людях, также проходят ряд стадий от кормодобывающей до огородной, землепашеской, промышленной и информационной. На рисунке 5 мы сократили их число до трех (групповой, национальной и планетарной), однако общая идея сводится к появлению уровней все более высокой социальной сложности, которые включаются во все более широкие системы. Опять же, в контексте этого вводного обзора детали не важны, важно усвоить общее представление о том, что всем четырем секторам свойственно развертываться, что сферы сознания, заботы, культуры и природы могут расширяться. Короче говоря, "я", "мы" и "это" способны эволюционировать. И личность, и культура, и природа – все они способны развиваться и эволюционировать.

Теперь можно быстро закончить рассмотрение оставшихся компонентов. Состояния встречаются во всех секторах (от состояний погоды до состояний сознания). Мы сосредотачивались на состояниях сознания в Верхнем Левом секторе (бодрствование, сновидение, глубокий сон) и на энергетических состояниях в Верхнем Правом (грубое, тонкое, причинное). Разумеется, если какое-то из них становится постоянным, то превращается из состояния в стадию.

Кроме того, во всех секторах встречаются также типы, однако в этом обзоре мы уделили внимание только типам мужского и женского и тому, как они проявляются в индивидах. Принцип мужественности отождествляется преимущественно с управлением, а принцип женственности с – общением, но суть в том, что в каждом человеке присутствуют оба принципа. И наконец, как мы видели, на любых стадиях возможно появление нездоровых типов мужского и женского – больных мальчиков и больных девочек.

Что, замысловато получается? В каком-то смысле так оно и есть. С другой стороны, необычайную сложность человеческих существ и их отношений с миром можно чрезвычайно упростить, если подходить к ней с учетом секторов (того факта, что каждое событие может быть рассмотрено с точки зрения "я", "мы" или "это"), линий развития (или множественных способностей), которые проходят через уровни развития (от тела к уму и духу), а также состояний и типов на каждом из этих уровней.

Данная Интегральная Модель, учитывающая "все секторы, все уровни, все линии, все состояния, все типы", – это простейшая модель, способная иметь дело со всеми подлинно существенными компонентами действительности. Иногда мы сокращенно называем ее просто "всесекторно-всеуровневой" (или ВСВУ), где секторами выступают, скажем, личность, культура и природа, а уровнями – тело, ум и дух, в связи с чем говорится, что Интегральный Подход связан с улучшением тела, ума и духа в себе, культуре и природе. Простейший вариант данной модели представлен на рисунке 6, и если вы в целом понимаете эту схему, понять остальное не составляет труда.

Применение ИОС

В завершение Введения в основы ИОС мы хотим вкратце привести несколько примеров ее применения.

Интегральная медицина

В медицинской сфере польза непосредственного применения Интегральной Модели наиболее очевидна, и последняя становится все более популярной в здравоохранительных учреждениях по всему миру. Чтобы показать, чем она может быть полезной, давайте быстро пройдемся по секторам.

Ортодоксальная или общепринятая медицина представляет собой классический ВП-секторный подход.* За редкими исключениями она работает только с физическим организмом и при помощи физического вмешательства: хирургии, лекарств, лечебных процедур и коррекции поведения. Ортодоксальная медицина твердо убеждена, что физические болезни вызываются физическими причинами, и поэтому предписывает для их устранения главным образом физическое воздействие. Но Интегральная Модель утверждает, что у любого физического события (ВП) есть, по меньшей мере, четыре измерения (сектора), и что физическую болезнь поэтому дóлжно рассматривать через призму всех четырех "секторов" (а также "уровней", о которых речь пойдет ниже). Интегральная Модель не отрицает важность Верхнего Правого сектора, она утверждает лишь, что он, так сказать, может поведать нам лишь четверть всей истории.

* Здесь и далее: ВП – Верхний Правый, ВЛ – Верхний Левый, НП – Нижний Правый, НЛ – Нижний Левый. – Прим. пер.

Наблюдаемый в последнее время взрыв интереса к альтернативной медицине – не говоря уже о появлении дисциплин вроде психонейроиммунологии – сделал довольно очевидным тот факт, что внутренние состояния человека (его эмоции, психологические установки, воображение и намерения) играют важнейшую роль как в причинении, так и в излечении даже физических болезней. Иными словами, Верхний Левый сектор представляет собой ключевой компонент любой всесторонней медицинской помощи. Оказалось, что визуализация, аффирмация и сознательное применение воображения могут играть важную роль в лечении большинства болезней, и что исход заболевания зависит от строя мысли и эмоциональных состояний пациента.

Однако несмотря на всю важность этих субъективных факторов, индивидуальное сознание не пребывает в вакууме; оно неразрывно связано с общими для его культуры ценностями, верованиями и представлениями о мире. То, как данное заболевание воспринимается культурой (НЛ) – с заботой и состраданием или с насмешкой и презрением, – может серьезно повлиять на отношение к нему индивида (ВЛ), что непосредственно отразится на течении болезни как таковой (ВП). Нижний Левый сектор включает все несметное множество межсубъектных факторов, которые играют чрезвычайно важную роль в любом человеческом взаимодействии. К их числу относятся, например, характер общения между врачом и пациентом; отношение к заболеванию родственников и друзей и то, как они выражают его пациенту; принятие или неприятие данного заболевания (например, СПИДа) культурой; и самое ценности наличной культуры, которым данная болезнь угрожает. Все эти факторы до некоторой степени влияют на любую физическую болезнь и ее лечение (просто потому, что любое событие имеет четыре сектора).

Разумеется, на практике Нижний Левый сектор нужно сузить до тех факторов, с которыми можно эффективно работать – это могут быть коммуникативные навыки врача и пациента, группы поддержки из родственников и друзей, а также общее понимание культурных оценок и их влияния на болезнь. Исследования показывают, например, что раковые больные в группе поддержки живут дольше, чем больные, у которых такой поддержки нет. Таким образом, некоторые из наиболее существенных факторов Нижнего Левого сектора чрезвычайно важно учитывать в любой комплексной медицинской помощи.

Нижний Правый сектор касается всех тех материальных, экономических и социальных факторов, которые почти никогда не рассматриваются как часть болезни, но на самом деле – подобно факторам любого другого сектора – относятся к числу причин, влияющих как на само заболевание, так и на его лечение. Социальная система, неспособная обеспечивать доставку продовольствия, убьет вас (что, увы, ежедневно демонстрируют опустошаемые голодом страны). В реальном мире, где любой объект имеет все четыре сектора, можно сосредоточиться на вопросе борьбы с болезнетворным вирусом (ВЛ), но если ваша социальная система (НП) не сможет обеспечить должного лечения, вы умрете. Это не "другой" вопрос; это центральный вопрос, поскольку у всех событий есть четыре сектора. Нижний Правый сектор включает такие факторы, как экономическое положение, страховка, общественные системы доставки и даже такие простые вещи, как обстановка в больничной палате (легко ли по ней передвигаться, возможен ли доступ посетителей и т.д.), – не говоря уже о таких вещах, как загрязнение окружающей среды ядовитыми отходами.

Затронутые выше вопросы касались "всесекторного" аспекта рассмотрения причин и лечения болезни. "Всеуровневая" часть обращает нас к тому факту, что в каждом из этих секторов индивид имеет несколько уровней, – как минимум, физический, эмоциональный, интеллектуальный и духовный (см. рис. 6). Некоторые болезни обусловлены в основном физическими причинами и лечатся физическими средствами (попал под автобус, сломал ногу). Но причины большинства заболеваний включают эмоциональные, интеллектуальные и духовные компоненты, – и требуют соответствующего лечения. Буквально сотни исследователей по всему миру неизмеримо расширили наше понимание "многоуровневой" природы болезни и ее лечения (включая бесценные наблюдения великих традиций мудрости, от шаманских до тибетских). Суть в том, что когда к секторам добавляется рассмотрение уровней, мы получаем более объемлющую – и более эффективную – модель лечения.

Короче говоря, подлинно эффективный и всеобъемлющий лечебный план будет всесекторно-всеуровневым: идея проста и состоит в том, что у каждого сектора или измерения (рис. 3) – "я", "мы" и "это" – имеется физический, эмоциональный, интеллектуальный и духовный уровень (рис. 6), и что воистину интегральное лечение будет учитывать все эти реалии. Данный тип интегрального лечения не только более эффективен, он в связи с этим и более экономичен – вот почему им заинтересовалась даже организационная медицина.

Интегральный бизнес

В последнее время Интегральная Модель стала широко применяться в бизнесе, вероятно, опять-таки по причине очевидной и непосредственной возможности такого применения. Секторы дают нам четыре "среды" или измерения, в которых придется выживать продукту, а уровни – типы ценностей, которыми будет обусловлено его производство и потребление. Исследования иерархии ценностей – вроде тех, что проводились Маслоу и Грейвз, и уже оказали огромное влияние на бизнес и "VALS"*, – можно совместить с секторами (это показывает, как соответствующие уровни ценностей проявляются в четырех разных средах) и получить поистине всеобъемлющую карту рынка (которая покрывает и традиционные и интернет-рынки).

* VALS, сокр. от values and lifestyles (ценности и образ жизни) – система классификации потребителей, разработанная для предсказания их покупательского поведения. – Прим. пер.

Более того, стали множиться также основанные на интегральной модели программы управленческих тренингов. В настоящее время есть четыре основных теории управления коммерческими организациями (Теория X, которая делает упор на индивидуальном поведении; Теория Y, которая делает упор на индивидуальном понимании; культурный менеджмент, который делает упор на организационной культуре; и системный менеджмент, который делает упор на социальных системах и управлении последними). На самом деле эти четыре теории представляют собой четыре сектора, так что всесторонняя модель управления обязательно должна включать их всех. Добавим к этому уровни и линии, и получим чрезвычайно мощную и разработанную модель управления, несомненно, самую всеобъемлющую из всех ныне существующих.

Межличностная и социально вовлеченная духовность

Основной смысл всесекторно-всеуровневого подхода к духовности состоит в указании на то, что физические, эмоциональные, интеллектуальные и духовные уровни бытия нужно развивать одновременно и в себе, и в культуре и в природе (т.е. в сферах "я", "мы" и "это"). Существует множество вариаций на эту тему, от интегрально-преобразовательной практики, до социально вовлеченной духовности и межличностных отношений как духовного пути. Идея интегральной духовности влечет за собой далеко и глубоко идущие выводы, и ее влияние только начинает набирать силу.

Интегральная экология

Несколько коллег из Интегрального Института уже заложили основы для интегральной или всесекторно-всеуровневой экологии, которая обещает революционизировать как наше понимание экологических проблем, так и нашу практику разрешения последних.

Основная мысль проста: любой частичный, не всеобъемлющий подход к проблемам окружающей среды обречен на провал. Необходимо учитывать и внутренние (или левосторонние) и внешние (или правосторонние) секторы. Ясно, что требуется экологически рациональное обращение с внешней окружающей средой; но если во внутренних сферах при этом не происходит ценностного роста и развития сознания до мироцентрического уровня, будущее окружающей среды остается под большим вопросом. Те, кто сосредотачивается лишь на внешних решениях, усугубляют данную проблему. Личность, культуру и природу нужно освобождать всех вместе, иначе никому из них свободы не видать. Центральный вопрос Интегральной Экологии в том и состоит, как это делать.

Итоги и выводы

Таковы некоторые из возможных применений Интегральной Модели. Теперь мы можем подвести итоги, вкратце изложив ее основные положения.

ВСВУ – это аббревиатура словосочетания "всесекторно-всеуровневый"; последнее, в свою очередь, является сокращенным вариантом словосочетания "все секторы, все уровни, все линии, все состояния, все типы", в котором перечислены пять необходимых фундаментальных элементов любого подлинно интегрального, то есть целостного и всестороннего подхода.

Когда всесекторно-всеуровневый подход используется в качестве ведущей системы координат для организации или понимания какой-либо деятельности, мы называем его Интегральной Операционной Системой или, сокращенно, базовой ИОС. Существуют и более продвинутые формы ИОС, но базовая ИОС содержит в себе все существенные элементы, необходимые для разработки более всестороннего, всеобъемлющего и эффективного подхода в любой прикладной сфере.

Разумеется, ИОС – это просто карта, не более. Это не местность. Тем не менее, мы можем утверждать, что это самая полная карта из всех доступных нам в настоящий момент. Более того (и это важно) на самой Интегральной Карте указано, что нам нужно выходить на реальную местность, а не попадаться в сети описывающих ее слов, идей или концепций. Как было сказано, секторы служат просто для обозначения реалий первого, второго и третьего лица. Что ж, Интегральная Карта и ИОС – это всего лишь слова для описания третьих лиц, отвлеченные абстракции, серии "этих"-знаков и символов. Но эти описывающие третьих лиц слова настаивают, что мы должны учитывать кроме того непосредственные чувства, переживания и сознание первого лица, а также диалог, общение со вторым лицом, заботу о другом лице. На самой Интегральной Карте начертано: эта карта представляет собой карту третьего лица и только, так что памятуйте об остальных важных реалиях, ибо все они должны быть включены в любой всеобъемлющий подход.

Еще один важный вывод. ИОС – это нейтральная система координат; она не говорит, о чем вы должны думать, не навязывает какой-то определенной идеологии и не загоняет ваше сознание в какие-то рамки. Например, в указании на то, людям свойственны состояния бодрствования, сновидения и глубокого сна, не говорится, о чем вам следует думать в бодрствующем состоянии и что вам надлежит видеть во сне. Речь идет попросту о том, что если вы стремитесь к всесторонности, проверьте, учтены ли вами бодрствование, сновидение и глубокий сон.

Подобным же образом говорить, что у всех событий есть четыре сектора – или что их можно рассматривать через призму "я", "мы" и "это" – не значит говорить, что должен делать "я", что должны делать "мы" или что должно делать "это". Речь идет попросту о том, что если вы желаете учесть все значимые возможности, убедитесь, что учли точку зрения первого, второго и третьего лица, ибо они присутствуют во всех основных языках мира не случайно.

Именно по причине того, что ИОС является неопределенной системой координат, с ее помощью можно привнести больше ясности, внимания и полноты в понимание практически любой ситуации, значительно повысив тем самым вероятность успешного ее разрешения, в чем бы этот успех ни выражался – в терминах изменения своей личности, социальных преобразований, деловых свершений, заботы о других или простого удовлетворения от жизни.

Но, пожалуй, самое важное состоит в том, что, поскольку ИОС применима в любой сфере человеческой деятельности – от медицины до искусства, от бизнеса до духовности, от политики до экологии, – мы впервые в истории можем начать широкий и плодотворный диалог между всеми этими дисциплинами. Человек, который применяет ИОС в бизнесе, может легко и продуктивно говорить с человеком, применяющим ИОС в поэзии, танце или изобразительном искусстве, так как у них теперь появился общий язык общения (или общая операционная система). Применяя ИОС, вы не только можете запускать в ней сотни разных программ, – теперь все эти программы могут общаться друг с другом и учиться друг у друга, способствуя тем самым раскрытию дальнейших эволюционных измерений бытия, познания и действия.

Вот почему Интегральный Университет представляет собой первое в мире интегральное обучающее сообщество. Поскольку разные виды человеческой деятельности, ранее разделенные несообразными языками описания и терминологиями, могут начать эффективно сообщаться между собой на основе Интегральной Операционной Системы, каждая из них может начать говорить с другими и усваивать их опыт. На предыдущих этапах истории наладить такой продуктивный диалог никогда не удавалось, так что интегральное приключение на самом деле еще только начинается.

Как бы там ни было, все это сводится к нескольким простым положениям. В ходе своего развития вы способны приводить себя, культуру и природу к все более высоким, широким и глубоким формам бытия, расширяясь от изолированного тождества со своим "я" к более широкому тождеству с "нами", а затем еще более глубокому тождеству со "всеми нами" – всеми живыми существами, – по мере углубления и расширения своей способности к Истине, Благу и Красоте. Все более возвышенное и объемлющее сознание осуществляется в личности, воплощается в природе и выражается в культуре.

Итак, улучшать тело, ум и дух в себе, культуре и природе. Такова замечательная цель и задача, которую ставит перед собой Интегральный Университет, и мы будем рады, если вы присоединитесь к нам в этом захватывающем путешествии.

Библиография

  • Beck, Don E., & Cowan, Chris C. (1996). Spiral dynamics: Mastering values, leadership and change. Cambridge, MA: Blackwell Publishers.
  • Cook-Greuter, Susanne (1999). Postautonomous ego development: A study of its nature and measurement. Unpublished doctoral dissertation, Harvard University.
  • Gardner, Howard (1993). Frames of mind: The theory of multiple intelligences (10th anniversary ed.). New York: Basic Books.
  • Gebser, Jean (1949/1986). The ever-present origin. (N. Barstad and A. Mickunas, Trans.). Athens, OH: Ohio University Press.
  • Gilligan, Carol (1982). In a different voice: Psychological theory and women's development. Cambridge, MA: Harvard University Press.
  • Graves, Clare W. (2002). Clare W. Graves: Levels of human existence (W.R.Lee, Ed.). Santa Barbara, CA: ECLET Publishing.
  • Kegan, Robert (1982). The evolving self: Problem and process in human development. Cambridge, MA: Harvard University Press.
  • Kegan, Robert (1998). In over our heads: The mental demands of modern life (revised ed.). Cambridge, MA: Harvard University Press.
  • Kohlberg, Lawrence (1984). The psychology of moral development. San Francisco: Harper & Row.
  • Loevinger, Jane (1987). Paradigms of personality. New York: Freeman Publishing.






Педагогические материалы:

"Цветок, плод, семя"