детские


Этапы большого пути:   

Школа   
Детский сад   
Коляска, кроватка, манеж   
Роды   
Беременность   
Как забеременеть   
Как ухаживать за ребенком (статьи и видео)   


Photofunia   




PSYLIB® – КНИГА ЭККЛЕСИАСТ

БИБЛИОТЕКА


КНИГА ЭККЛЕСИАСТ


ГЛАВА I

  1. Слова Проповедующего в собрании, сына Давидова, царя в Иерусалиме:

  2. Суета сует, – сказал Проповедующий, – суета сует: всё суета. [1]

  3. Что пользы человеку от всех его трудов, над чем он трудится под солнцем?

  4. Род уходит, и род приходит, а Земля остается навек.

  5. Восходит солнце, и заходит солнце, и на место свое поспешает,
    Чтобы там опять взойти;

  6. Бежит на юг и кружит на север, кружит, кружит на бегу своем ветер,
    И на круги свои возвращается ветер;

  7. Бегут все реки в море – а море не переполнится,
    К месту, куда реки бегут, –
    Туда они продолжают бежать:

  8. Всё – одна маята, и никто рассказать не умеет, –
    Глядят, не пресытятся очи, слушают, не переполнятся уши.

  9. Что было, то и будет, и что творилось, то творится,
    И нет ничего нового под солнцем.

  10. Бывает, скажут о чем-то: смотри, это новость!
    А уже было оно в веках, что прошли до нас.

  11. Не помнят о прежнем – так и о том, что будет, –
    О нем не вспомнят те, кто будут позднее.

  12. Я, Проповедующий, царил над Израилем в Иерусалиме.

  13. И предал я сердце тому, чтобы мудростью изучить и изведать
    Всё, что делается под небесами:
    Тяжкую задачу дал Бог решать сынам человека!

  14. Видел я все дела, что делаются под солнцем,
    И вот – всё это тщета и ловля ветра: [2]

  15. Кривое нельзя расправить, и чего нет, нельзя исчислить!

  16. Сам себе промолвил я так:
    Вот я мудрость свою умножил более всех,
    Кто был до меня над Иерусалимом,
    И много видело сердце мое и мудрости и знанья.

  17. Так предам же я сердце тому, чтобы мудрость познать,
    Но познать и безумье и глупость, –
    Я узнал, что и это – пустое томленье,

  18. Ибо от многой мудрости много скорби,
    И умножающий знанье умножает печаль.
ГЛАВА II

  1. Я сказал себе: давай испытаю тебя весельем, –
    Познакомься с благом!
    Но вот – это тоже тщета:

  2. О смехе промолвил я: он безумен,
    И о веселии: что оно творит?

  3. Попытался я увлечь свою плоть вином
    И, хотя сердце оставалось мудрым,
    Придержаться и глупости, пока не увижу,
    Как лучше поступать сынам человека под небесами
    За считанные дни их жизни?

  4. Я великие делал дела,
    Я виноградники насаждал, я дома себе строил,

  5. Я устроил себе цветники и сады, насадил в них дерев плодовых,

  6. Я устроил себе пруды – орошать из них рощи, растящие деревья,

  7. Приобрел я рабов и наложниц, и были у меня домочадцы, [3]
    А коров и овец приобрел я больше, чем все до меня в Иерусалиме;

  8. Серебра и золота я тоже собрал и сокровищ от царей и сатрапий,
    Завел я певцов, и певиц, и наслажденье людей – плясунов и плясуний. [4]

  9. И стал велик я более всех, кто был до меня в Иерусалиме
    (А мудрость осталась со мною),

  10. Ни в чем, что очи мои просили, я не отказывал им,
    Ни от какой я радости не удерживал сердце:
    Ибо ликовало мое сердце из-за моих трудов, –
    Ведь была мне вся эта доля из-за моих трудов!

  11. Но оглянулся я на дела, что сделали мои руки,
    И на труды, над чем я трудился, –
    И вот, всё – тщета и ловля ветра,
    И нет в том пользы под солнцем!

  12. И я оглянулся – посмотреть на мудрость, на безумье и глупость, –
    Ибо что может тот, кто следует царю? То, что делали раньше!

  13. И увидел я, что полезнее мудрость, чем глупость,
    Как полезнее свет, чем тьма:

  14. У мудрого есть глаза, а глупый бродит во тьме, –
    Но и то я узнал, что единая участь постигнет их всех.

  15. И подумал я про себя:
    Раз участь глупца и меня постигнет,
    То зачем же я был столь премудрым?
    И сказал я себе, что это тоже – тщета,

  16. Ибо вместе с глупцом и о мудром вовек не вспомнят,
    Потому что в грядущие дни все будет давно забыто, –
    Как же это мудрый должен равно с глупцом умирать?

  17. И возненавидел я жизнь,
    Ибо злом показалось мне дело, что делается под солнцем,
    Ибо всё – тщета и ловля ветра.

  18. И возненавидел я сам весь труд, над чем я трудился под солнцем,
    Потому что оставлю его человеку, что будет после,

  19. И кто знает, мудрый ли он будет или глупый, –
    А будет владеть моими трудами,
    Над чем я трудился, явив себя мудрым под солнцем:
    Это тоже – тщета.

  20. И обратил я к отчаянью сердце
    Из-за всего труда, над чем я трудился под солнцем, –

  21. Ибо был человек, чей труд был мудрым, умелым, успешным, –
    А отдаст свою долю тому, кто над ней не трудился, –
    Это – тоже тщета и большое зло.

  22. Что же остается человеку
    За его труды и томление сердца,
    Над чем он трудится под солнцем?

  23. Ибо все его дни – печали, и заботы его – это скорби,
    Даже ночью нет сердцу покоя,
    Даже это – тоже тщета.

  24. Нет человеку блага, кроме как есть и пить –
    Чтобы было ему хорошо от его труда;
    И, однако, я увидел, что и это дано от Бога,

  25. Ибо кто, и поевши, узнает вкус без него?

  26. Ибо тому, кто благ для него, дает он мудрость, и знанье, и радость,
    А тому, кто согрешает, дает он заботу: копить и сбирать,
    Чтобы отдать тому, кто благ для Бога, –
    Это тоже тщета и ловля ветра.
ГЛАВА III

  1. Всему свой час, и время всякому делу под небесами:

  2. Время родиться и время умирать,
    Время насаждать и время вырывать насажденья,

  3. Время убивать и время исцелять,
    Время разрушать и время строить,

  4. Время плакать и время смеяться,
    Время рыданью и время пляске,

  5. Время разбрасывать камни и время складывать камни,
    Время обнимать и время избегать объятий,

  6. Время отыскивать и время дать потеряться,
    Время хранить и время тратить,

  7. Время рвать и время сшивать,
    Время молчать и время говорить,

  8. Время любить и время ненавидеть,
    Время воине и время миру.

  9. Что пользы творящему в том, над чем он трудится?

  10. Я понял задачу, которую дал Бог решать сынам человека:

  11. Всё он сделал, прекрасным в свой срок,
    Даже вечность вложил им в сердце, –
    Но чтоб дела, творимые Богом;
    От начала и до конца не мог постичь человек.

  12. Я узнал, что блага нет человеку,
    Кроме как есть, и пить, и делать благое в жизни,

  13. Но даже если кто ест, и пьет, и видит благо в труде,
    То это – божий дар.

  14. Я узнал: все, что Бог творит, – это будет вовек:
    Нельзя ничего прибавить, и нельзя ничего отнять,
    А сотворил так Бог, чтобы его боялись.

  15. Что было – уже есть, и чему быть – уже было,
    А исчезнувшее Бог отыщет.

  16. И то еще я увидел под солнцем:
    Место суда – а там нечестье,
    Место праведного – а там нечестивый.

  17. Подумал я про себя:
    Праведного с нечестивым Бог рассудит,
    Ибо там есть время для каждой вещи и каждого дела.

  18. Подумал я про себя:
    Это бог ради человеков, чтобы их просветить,
    Дабы поняли сами, что они – это скот, и только!

  19. Ибо участь сынам человека и участь скоту –
    Одна и та же им участь:
    Как тому умирать, так умирать и этим,
    И одно дыханье у всех, и не лучше скота человек;
    Ибо всё – тщета.

  20. Всё туда же уходит,
    Всё – из праха, и всё возвратится в прах;

  21. Кто знает, что дух человека возносится ввысь,
    А дух скота – тот вниз уходит, в землю?

  22. Я увидел: нет большего блага, чем радоваться своим делам,
    Ибо в этом и доля человека, –
    Ибо кто его приведет – посмотреть, что будет после?
ГЛАВА IV

  1. И еще я увидел всё угнетение, творимое под солнцем:
    Вот слезы угнетенных, – а утешителя нет им,
    И в руке угнетателя – сила, а утешителя нет им!

  2. И прославил я мертвых, – что умерли давно, –
    Более, чем живых, – что живут поныне;

  3. Но больше, чем тем и другим, благо тому, кто совсем не жил,
    Кто не видел злого дела, что делается под солнцем.

  4. Поглядел я на весь труд, – а весь успех работы –
    Зависть человека к другому человеку;
    Это – тоже тщета и ловля ветра:

  5. Глупец сложит руки, а завистью себя пожирает!

  6. Лучше покоя на одну ладонь,
    Чем полные горсти тщеты и ловли ветра.

  7. И еще я увидел тщету под солнцем:

  8. Есть одинокий, и с ним никого: ни сына, ни брата,
    И нет конца всем его трудам,
    И не сыты его очи богатством:
    "И для кого я тружусь и себя лишаю блага?"

  9. Вдвоем быть лучше, чем одному,
    Ибо есть им плата добрая за труды их:

  10. Ибо если упадут – друг друга поднимут;
    Но горе, если один упадет, а чтоб поднять его – нет другого,

  11. Да и если двое лежат – тепло им; одному же как согреться?

  12. И если кто одного одолеет,
    То двое вместе против него устоят;
    И втрое скрученная нить не скоро порвется.

  13. Лучше бедный мальчик, но умный, чем царь престарелый, но глупый,
    Что уже не умеет понять предостереженья –

  14. Ибо этот из темницы выйдет царить,
    Ибо тот рожден даже в царственном сане нищим;

  15. Видел я, как все живое, все, что движется под солнцем, –
    Вместе с мальчиком, с тем другим, кто займет его место:

  16. Нет конца народу, всем, кто был по началу!
    Но не порадуются ему те, кто будут позже, –
    Ибо это тоже тщета и пустое томленье.
ГЛАВА V

  1. Следи, как ступаешь, в дом божий идя:
    Подойти, чтобы слушать, лучше, чем жертвы приносить с глупцами,
    Ибо, сами не зная, творят они зло. [5]

  2. Не торопись языком и в сердце своем не спеши
    Слово вымолвить, предстоя перед Богом:
    Ибо Бог – на небесах, а ты – на земле,
    Потому да будут твои речи кратки.

  3. Ибо возникает мечтанье из множества забот,
    И речь глупца – из множества слов.

  4. Что ты Богу обещал по обету – то исполни неотложно,
    Ибо не жалуют глупцов: обещал – исполни!

  5. Лучше не обещать, чем обещать и не исполнить;

  6. Не давай устам ввести тебя в грех,
    И посланцу не говори, что случилась ошибка: [6]
    На звук твоей речи зачем гневаться Богу,
    И дело твоих рук зачем губить?

  7. Ибо от множества мечтаний – много тщетных слов,
    Ибо Бога ты должен бояться.

  8. Если увидишь в стране угнетение бедных,
    Извращение суда и правды –
    Не удивляйся таким делам:
    Ибо начальник за начальником следит, а за ними – начальство;

  9. Но польза земли – во всем: и царю служит поле!

  10. Любящий деньги не насытится деньгами,
    Ни доходом – тот, кто любит копить:
    Это тоже тщета.

  11. Чем больше добра, тем больше едоков,
    А владельцу какая прибыль? Разве что посмотрит!

  12. Сладок сон работящего, поел ли мало он или много,
    А сытость богача не даст ему сном забыться;

  13. Есть злой недуг, – видал я под солнцем, –
    Богатство, хранимое на беду владельцу!

  14. А пропадет то богатство среди тяжкой заботы, –
    Породивши сына, он тому ничего не оставит,

  15. Ибо как вышел он наг из утробы материнской,
    Так вернется, чтоб уйти, как пришел,
    И за труд свой в руке унести ничего не сможет.

  16. И это тоже – злой недуг:
    Одинаково всякий как приходит, так уходит,
    И что пользы ему, что трудился на ветер?

  17. И все-то дни свои он ест во тьме,
    И много скорбей, и болезни у него, и злобы!

  18. Вот что я увидел благого:
    Что прекрасно есть, и пить, и видеть благо в своих трудах –
    Над чем кто трудится под солнцем
    В считанные дни своей жизни, что дал ему Бог, –
    Ибо то его доля.

  19. Так и всяк человек – кому дал Бог добра и богатства,
    И дал ему власть воспользоваться ими,
    И брать свою долю, и радоваться своим трудам, –
    То это есть божий дар:

  20. Ибо нечего ему вспоминать о днях своей жизни,
    Ибо Бог посылает ему ответ в его радости сердца.
ГЛАВА VI

  1. Есть зло, что я увидел под солнцем, велико оно для людей:

  2. Человек, кому Бог дал добра, и богатства, и почета,
    И все у него есть, чего б душа ни пожелала, –
    Но не дано ему Богом власти воспользоваться этим,
    Так что пользуется чужой человек, –
    Это – тщета и злая болезнь.

  3. Если сотню, сынов породит и многие годы пребудет,
    То сколько бы лет ни прожил,
    Но коль душа не насытилась благом
    Или если не было ему погребенья, –
    Я подумал: лучше выкидышу, чем ему.

  4. Ибо в тщете тот пришел и во тьму уйдет,
    И тьмою его имя сокрыто,

  5. Даже солнца не знал и не ведал –
    Но тому покойней, чем ему:

  6. Если б даже дважды две тысячи лет он прожил,
    А блага не видел –
    То разве всё не туда же уходит?

  7. Трудится человек для рта, а сам недоволен:

  8. Ибо чем превосходит мудрый глупца,
    Чем – бедный, кто умеет лицом к лицу быть с жизнью?

  9. Лучше зримое очами, чем то, к чему тянется душа,
    Это тоже – тщета и ловля ветра.

  10. Все, что было, уже имеет имя,
    И каково оно – известно:
    Человек не может тягаться с сильнейшим, чем он,
    Ибо много есть слов, что множат тщету, –
    И чем от них лучше человеку?

  11. Ибо кто знает, что есть благо человеку в жизни
    В считанные дни его тщетной жизни?
    А ее он сделал себе сенью,
    Потому что – кто же объявит человеку,
    Что будет после него под солнцем?
ГЛАВА VII

  1. Лучше доброе имя, чем добрый елей,
    И день смерти лучше дня рождения.

  2. Лучше пойти в дом плача, чем пойти в дом пира,
    Потому что таков конец для всякого человека,
    И живой это сердцем запомнит.

  3. Лучше скорбь, чем смех, ибо с худым лицом добреет сердце, –

  4. Сердце мудрых в доме плача, а сердце глупых в доме веселья.

  5. Лучше слушать от мудрого порицанье,
    Чем слушать человеку песню глупца,

  6. Ибо как терниев треск на костре под котлом, так и смех глупца:
    И это – тоже тщета.

  7. Лучше бедность, чем неправедная нажива, [7]
    Ибо лихва превращает мудреца в безумца,
    А подачка разрушает сердце.

  8. Лучше конец дела, чем начало дела,
    Лучше терпение, чем гордыня:

  9. Не спеши скорбеть, ибо скорбь обитает в груди глупцов,

  10. Не говори: "Как случилось, что прежние дни были лучше этих?",
    Ибо не от мудрости ты спросил об этом.

  11. Наравне с наследием мудрость – благо,
    Даже лучше она для видящего солнце:

  12. Ибо под сенью мудрости – под серебряной сенью, [8]
    А польза знания: мудрость знающему жизнь продлевает.

  13. Посмотри на деяния Бога,
    Ибо кто может расправить, что он искривил?

  14. В день благой будь блажен, а в день худой – пойми:
    Бог наравне с тем днем и этот создал,
    Чтобы после себя человек не нашел ничего.

  15. Всякое я видел в мои тщетные дни:
    Есть праведник, гибнущий в праведности своей,
    И есть нечестивец, долговечный в своем нечестье:

  16. Не очень будь праведным и не слишком мудрым –
    Зачем тебе ужасаться?

  17. Не очень будь нечестивым и не будь глупцом –
    Зачем тебе умирать до срока?

  18. Благо, если ты придержишься одного
    И от другого не отпустишь руку, –
    Но боящийся Бога от всего уйдет.

  19. Мудрость поможет мудрому лучше,
    Чем в городе десять могучих,

  20. Ибо праведника нет на земле такого,
    Чтобы благо творил и не погрешил бы.

  21. И не всё, что говорят, принимай ты к сердцу,
    Чтоб не слышать, как клянет тебя раб твой, –

  22. Ибо сколько раз было – твое сердце знает,
    Что и сам ты тоже клял других.

  23. Мудростью поверял я все это,
    Думал: "Стану мудрым", – а она от меня далека.

  24. Далеко то, что было, и глубоко, –
    Глубоко – кто его отыщет?

  25. Старался я и сердце мое
    Узнавать, и разведывать, и разыскивать замысел и премудрость, –
    Чтоб узнать, что нечестие – глупость, а глупость – безумье.

  26. А горше смерти нахожу я женщину, потому что она – ловушка,
    И сердце ее – тенета, и руки ее – узы:
    Кто благ для бога, ее избежит, а согрешающий попадется.

  27. Вот это постиг я, – сказал Проповедовавший в собрании, –
    Мало-помалу замысел постигая;

  28. Что еще искала душа моя, чего не нашел я?
    Мужа – одного из тысячи нашел я,
    А женщины – ни одной из всех их не нашел я.

  29. Только вот это я нашел: что сделал бог человека прямым,
    Они же ищут многих ухищрений.
ГЛАВА VIII

  1. Кто подобен мудрецу, кто знает толкование слова:
    "Мудрость человека просветлит его лик,
    И переменится дерзость его лика"?

  2. По мне – приказ царя соблюдай,
    Но только ради клятвы перед богом;

  3. Не спеши от него идти, [9] при деле злом не присутствуй,
    Ибо все, что желает, творит он,

  4. Потому что царское слово властно,
    И кто ему скажет: "Что творишь ты?"

  5. Соблюдающий заповедь злого дела не познает,
    А срок и приговор узнает сердце мудреца.
    Ибо всякой вещи есть свой срок и приговор.

  6. Ибо зло на совершившего тяжко ляжет;

  7. Ибо никто не знает, что еще будет,
    Ибо о том, что будет, кто ему объявит?

  8. Нет человека, властного над ветром,
    Удержать умеющего ветер,
    И над смертным часом нет власти,
    И отпуска нет на войне,
    И не выручит нечестие нечестивца.

  9. Все это видал я, принимая к сердцу
    Все дела, что делаются под солнцем
    В срок, когда властвует человек над человеком, ему на беду.

  10. А потом видал я нечестивцев, несомых в могилу,
    Пришли они в святое место, но уйдут
    И будут забыты в городе, где так они поступали;
    Это тоже тщета.

  11. Оттого лишь, что указ о сделавшем злое исполняется не быстро,
    И осмеливаются люди делать зло

  12. (Оттого-то грешник делает сотню зол, и ему дается время);
    Однако знаю я и то,
    Что благо – бояться бога и тем, кто его боится,

  13. А блага нет нечестивцу, не удлинятся дни его, подобно тени,
    Потому что бога он не боялся.

  14. Бывает на земле и такая тщета:
    Есть праведники, а дана им участь в меру деяния нечестивцев,
    И есть нечестивцы, а дана им участь в меру деяния добрых, –
    Я подумал, что это тоже – тщета;

  15. И восхвалил я радость, потому что блага нет человеку под солнцем,
    Кроме как есть, и пить, и веселиться,
    И да последует это за трудами дней его жизни,
    Которые дал ему Бог под солнцем.

  16. Когда склонил я сердце мудрость познать
    И увидеть заботу, что создана под солнцем
    (Ибо ни днем, ни ночью сна не знают очи),

  17. То увидел я все дело Бога:
    Что не может человек найти суть дела, что делается под солнцем, –
    Сколько б ни трудился искать человек – не найдет;
    И если даже скажет мудрец, что сумеет, – не найдет.
ГЛАВА IX

  1. Ибо это все я запомнил в сердце,
    Дабы это все объяснить, –
    Что праведные и мудрые и дела их – в руке у Бога:
    Человек не знает, что предстоит –
    Любовь или ненависть? Все возможно;

  2. Всё, как всем: одна участь праведному и нечестивцу,
    Благому и чистому – и нечистому;
    Приносящему жертвы – и тому, кто не приносит жертвы,
    Как благому – так и грешному,
    Как клянущемуся всуе – так и боящемуся клятвы;

  3. Это – беда во всем, что делается под солнцем,
    Ибо участь для всех одна;
    Потому-то осмеливаются люди на зло,
    И пока они живы, в их сердцах – безумье,
    А после этого – к мертвым.

  4. Ибо тому, кто сопричислен ко всему живому, есть надежда,
    Ибо живой собаке лучше, чем мертвому льву;

  5. Ибо живые знают, что умрут, но мертвые ничего не знают,
    И нет им более платы, ибо память о них исчезла,

  6. А любовь их, и ненависть их, и зависть – это сгинуло давно,
    И доли нет им более в мире,
    Во всем, что делается под солнцем.

  7. Так ешь же в радости хлеб твой и с легким сердцем пей вино,
    Ибо Бог уже давно предрешил твои деянья.

  8. Во всякое время да будут белы твои одежды,
    И пусть не оскудевает на голове твоей умащенье;

  9. Наслаждайся жизнью с женщиной, которую любишь,
    Все дни твоей тщетной жизни,
    Потому что дал тебе он под солнцем
    Все твои тщетные дни,
    Ибо это – твоя доля в жизни и в твоих трудах,
    Над которыми сам ты трудишься под солнцем. [10]

  10. Все, что готова рука твоя делать, – в меру сил твоих делай,
    Ибо нет ни дела, ни замысла, ни мудрости, ни знанья
    В преисподней, куда ты уходишь.

  11. Оттого лишь, что указ о сделавшем злое исполняется не быстро,
    Что не быстрым удача в беге, не храбрым – в битве
    И не мудрым – хлеб, не разумным – богатство,
    И не сведущим – благословенье,
    Но срок и случай постигает их всех;

  12. Ибо так и человек не знает срока,
    Как рыбы, захваченные злою сетью,
    И как птицы, попавшие в силок, –
    Как они, в злой час уловляются сыны человеков,
    Когда он внезапно их настигнет.

  13. Также ту я видел мудрость под солнцем,
    И велика она мне показалась:

  14. Небольшой городок, и людей в нем мало,
    А вышел против него великий царь,
    И осадил его, и воздвиг великие осадные валы, –

  15. Но нашелся в нем мудрый бедный человек,
    И он умел избавить город мудростью своею, –
    Но никто не вспомнил того бедного человека.

  16. И я подумал: лучше мудрость, чем храбрость,
    Но мудрость бедного презирают и не слушают его речей:

  17. Речи мудрого в спокойствии слышнее,
    Нежели крик начальника глупцов;

  18. Блага в мудрости больше, чем в орудиях войны, –
    Но один согрешающий погубит много блага.
ГЛАВА X

  1. От подыхающих мух смердит и бродит елей умащенья,
    Немного глупости перевесит почет и мудрость,

  2. Думы мудрого дельны, а думы глупого бездельны,

  3. И даже на пути, которым глупец идет, ему не хватает смысла,
    А он говорит о каждом: "Вот глупец!"

  4. Если прогневится на тебя начальник – не покидай своего места,
    Ибо уступчивость прекращает большие грехи.

  5. Есть зло, – видал я под солнцем, –
    Что от имеющего власть исходит заблужденье:

  6. Поставлена глупость на высокие посты,
    А достойные внизу пребывают.

  7. Видел я рабов на конях
    И князей, шагавших пешком, как рабы!

  8. Копающий яму в нее упадет,
    И сносящего стенку укусит змея.

  9. Разбивающий камни о них ушибется,
    И колющему дрова от них угроза.

  10. Если затупело железо, – не заточив лезвие, только силы потратишь:
    Польза мудростью преуспеет!

  11. Если прежде заклинания змея укусит, то в болтунах уже пользы нет,

  12. Речи мудрого – благостыня, а уста глупца его же и поглотят:

  13. Начало речей его – глупость,
    И конец речей его – злое безумье, –

  14. А глупец все множит слова.
    Не знает человек, что будет,
    И о том, что случится после, кто ему объявит?

  15. Труды глупца его утомят,
    Потому что не знает он дороги в город!

  16. Горе тебе, страна, чей царь – невольник [11]
    И чьи князья пируют спозаранку,

  17. Блаженна ты, страна, чей царь – свободный
    И чьи князья едят в положенное время,
    Для укрепления мужества, а не для пьянства.

  18. От ленивых рук обрушится остов дома,
    И кто опускает руки, у того протекает крыша;

  19. Для того чтоб смеяться, ставят хлеб на столы,
    И увеселяет жизнь вино;
    А серебро разрешает все.

  20. Даже в мыслях не кляни царя,
    И в спальном покое не кляни богатых,
    Ибо птицы небесные перенесут твою речь,
    И пернатые объявят дело.
ГЛАВА XI

  1. Посылай свой хлеб по водам,
    Ибо спустя много дней ты его найдешь, [12]

  2. Давай долю семи и даже восьми,
    Ибо ты не знаешь, какая беда на земле может статься:

  3. Если наполнятся тучи, то на землю дождь они проливают,
    И если упало дерево, – на юг ли, на север, –
    То дерево – там, куда оно упало.

  4. Следящий за ветром не будет сеять,
    И глядящий на тучи не будет жать:

  5. Точно так, как не знаешь ты, откуда стало дыханье
    И кости откуда в беременной утробе,
    Так не знаешь ты дел Бога, создающего все.

  6. Сей семена с утра и руке до вечера не давай отдохнуть,
    Ибо ты не знаешь, что удастся – то или это,
    Или то и другое равно хорошо.

  7. И сладок свет, и благо очам – видеть солнце,

  8. Ибо если много дней человек проживет,
    То да радуется каждому из них –
    И помнит о днях темноты, ибо тех будет больше:
    Все, что наступит, – тщета.

  9. Радуйся, юноша, молодости своей,
    И в дни юности твоей да будет сердцу благо;
    И ходи по путям, куда влечет тебя сердце,
    И по зримым твоими очами,
    И знай, что за все это Бог призовет тебя к суду;

  10. Но скорбь отвергни от сердца
    И худое отведи от плоти,
    Ибо молодость и черные волосы – тщета.
ГЛАВА XII

  1. И о своем создателе помни с юных дней,
    Еще до поры, как настанут дни худые,
    И приблизятся годы, о которых ты скажешь: "Я их не хочу",

  2. До поры, как затмится солнце,
    И свет, и луна, и звезды,
    И после дождя будут снова тучи, –

  3. В день, когда трясущимися станут обходящие дом,
    И скрючатся твои бойцы,
    И будут мельничихи праздны, ибо станет их мало,
    И потускнеют Глядящие в окошки,

  4. И запрутся на улицу двери,
    Как затихнет голос зернотерок,
    И еле слышен станет голос птиц,
    И поющие девушки притихнут;

  5. Малого холмика станешь бояться,
    И препоны будут на дороге,
    И цветы миндаля опадут,
    И наестся саранча,
    И осыплется каперс желанья –
    Ибо уходит человек в свой вечный дом,
    И наемные плакальщики на улице кружат;

  6. До поры, как порвется серебряный шнур,
    И расколется золотая чаша,
    И разобьется кувшин у ключа,
    И сломается ворот у колодца.

  7. И прах возвратится в землю, которою он был,
    И возвратится дыхание к богу, который его дал.

  8. Суета сует, – сказал Проповедовавший в собрании, – всё суета. [13]

9-10.   А сверх того, что был мудрым Проповедующий, он еще учил народ знанию, и взвешивал, и исследовал, и складывал многие притчи. Искал Проповедующий, как найти слова дельные и написанные верно, слова истины.

  1. Слова у мудрых – как стрекало погонщика,
    И как вбитые гвозди – у собирателей пословиц:
    От единого пастыря даны.
    А кроме них, мой сын, остерегись:

  2. Много книг составлять – конца не будет.
    И много читать – утомительно для плоти.

  3. Послушаем всему заключенье:
    Бога бойся, храни его заветы,
    Ибо это каждому подобает,

  4. Ибо всякое дело Бог призовет к суду
    Над всем сокрытым в тайне – худым и хорошим.


";






Педагогические материалы:

Способы изображения образов легендарных героев в балладе А.К. Толстого "Василий Шибанов"