детские


Этапы большого пути:   

Школа   
Детский сад   
Коляска, кроватка, манеж   
Роды   
Беременность   
Как забеременеть   
Как ухаживать за ребенком (статьи и видео)   


Photofunia   




PSYLIB® – П. Д. Успенский. В ПОИСКАХ ЧУДЕСНОГО

БИБЛИОТЕКА


П. Д. Успенский

В ПОИСКАХ ЧУДЕСНОГО

ФРАГМЕНТЫ НЕИЗВЕСТНОГО УЧЕНИЯ

Перевод Н.В.фон Бока

Издательство Чернышева. СПб., 1992
P.D.Ouspensky. In Search of the Miraculous: Fragments of An Unknown Teaching. N.Y., 1949



ГЛАВА 1

Возвращение из Индии. – Война и "поиски чудесного". Старые мысли. – Вопрос о школах. – Планы дальнейших путешествий. – Восток и Европа. – Заметка в московской газете. – Лекции об Индии. – Встреча с Гурджиевым. "Переодетый". – Первая беседа. – Мнение Гурджиева о школах. – Группа Гурджиева. "Проблески истины". Дальнейшие встречи и беседы. – Организация московской группы Гурджиева. – Вопрос о плате и средствах для работы. – Вопрос о тайне; обязательства, принимаемые учениками. – Беседа о Востоке. "Философия", "теория" и "практика". – Как была найдена эта система? – Идеи Гурджиева. – "Человек – это машина", управляемая внешними влияниями. – "Всё случается". – Никто ничего не "делает". – Чтобы "делать", необходимо "быть". – Человек отвечает за свои поступки, а машина – нет. – Нужна ли психология для изучения машины? – Обещание "фактов". Можно ли прекратить войны? – Беседа: планеты и Луна как живые существа. – "Разум" Солнца и Земли. – "Субъективное" и "объективное" искусство.

ГЛАВА 2

Петербург в 1915 году. – Гурджиев в Петербурге. Беседа о группах. – Упоминание об "эзотерической" работе. – "Тюрьма" и "побег из тюрьмы". – Что нужно для побега? – Кто и как может помочь? – Начало встреч в Петербурге. Вопрос о перевоплощении и будущей жизни. Как можно достичь бессмертия? – Борьба между "да" и "нет". – Кристаллизация на правильной и ложной основе. Необходимость жертвы. – Беседы с Гурджиевым и наблюдения. – Продажа ковров и рассказы о коврах. – Что Гурджиев рассказал о себе. – Вопрос о древнем знании: почему оно скрыто? – Ответ Гурджиева. – Знание не скрыто. – Материальность знания и отказ человека от знания, которое ему даётся. – Вопрос о бессмертии. – "Четыре тела" человека. – Пример реторты, наполненной порошкообразными металлами. – Путь факира, путь монаха и путь йогина. "Четвёртый путь". – Существуют ли культура и цивилизация?

ГЛАВА 3

Фундаментальные идеи Гурджиева о человеке. – Отсутствие единства. – Множественность "я". – Конструкция человеческой машины. – Психические центры. – Метод Гурджиева для объяснения идей его системы. – Неизбежное повторение. – Что значит эволюция? – Механический прогресс невозможен. – Европейское понимание эволюции человека. – Всеобщая связь в природе. – Человечество и Луна. – Преимущества индивида перед массами. – Необходимо знать человеческую машину. – Отсутствие постоянного "я" у человека. – Роли малых "я". – Человек лишён индивидуальности и воли. – Восточная аллегория: дом и слуги. – "Заместитель управляющего". – Беседы о факире на гвоздях и о буддийской магии.

ГЛАВА 4

Общее впечатление от системы Гурджиева. – Взгляд назад. – Одно из фундаментальных положений. – Линия знания и линия бытия. – Бытие на разных уровнях. Расхождение между линиями знания и бытия. – Что даёт развитие знания без соответствующего изменения бытия? Что даёт изменение бытия без увеличения знания? – Что значит "понимание"? – Понимание как равнодействующая знания и бытия. – Различие между пониманием и знанием. Понимание как функция трёх центров. – Почему люди стараются назвать вещи, которых не понимают? – Наш язык. Почему люди не понимают друг друга? – Слово "человек" и его разнообразные значения. – Язык, принятый в системе. Семь градаций понятия "человек". – Принцип относительности в системе. – Градации, параллельные градациям человека. – Слово "мир". – Многообразие его значений. Исследование слова "мир" с точки зрения законов принципа относительности. – Фундаментальный закон вселенной. Закон трёх принципов или трёх сил. – Необходимость трёх сил для проявления какого-либо феномена. – Третья сила. Почему мы не видим третью силу? – Три силы в древних учениях. – Создание миров силой воли Абсолютного. Цепь миров, или "луч творения". – Число законов в каждом мире.

ГЛАВА 5

Лекция о "механике вселенной". – Луч творения, его рост из Абсолютного. – Противоречия в научных гипотезах. – Луна: конечный пункт луча творения. – Воля Абсолютного. – Идея чуда. – Наше место в мире. – Луна питается органической жизнью. – Влияние Луны и освобождение от Луны. – Различная "материальность" разных миров. – Мир как мир "вибраций". – Вибрации замедляются. пропорционально расстоянию от Абсолютного. – Семь родов материи. – Четыре тела человека и их отношение к разным мирам. – Где находится Земля? – Три силы и космические свойства материи. – Атомы сложных веществ. – Определение материи в соответствии с проявляющимися через неё силами. – "Углерод", "кислород", "азот" и "водород". – Три силы и четыре вида материи. – Бессмертен человек или нет? – Что означает бессмертие? – Человек с четвёртым телом. – Рассказ о семинаристе и всемогуществе Божием. Беседы о Луне. – Луна как часовая гиря. – Беседа об универсальном языке. – Объяснение Тайной Вечери.

ГЛАВА 6

Беседа о целях. – Может ли учение преследовать определенную цель? – Цель существования. – Личные цели – предвидение будущего, существование после смерти, господство над самим собой, достижение уровня подлинного христианина, помощь человечеству, прекращение войн. – Объяснения Гурджиева. – Судьба, случай и воля. – "Безумные машины". Эзотерическое христианство. Что может быть целью человека? – Причины внутреннего рабства. – С чего начинается путь к освобождению? – "Познай самого себя!". – Разное понимание этой идеи. – Самоизучение. – Как изучать себя? – Самонаблюдение. – Регистрация и анализ. – Фундаментальный принцип работы человеческой машины. – Четыре центра: мыслительный, эмоциональный, двигательный, инстинктивный. Различие работы разных центров. – Создание изменений в работе машины. – Нарушение равновесия. – Как машина восстанавливает своё равновесие? – Случайные перемены. – Неправильная работа центров. – Воображение. – Грёзы. – Привычки. – Противодействие привычкам в целях самонаблюдения. – Борьба против выражения отрицательных эмоций. Регистрирование механистичности. – Изменения как следствие правильного самонаблюдения. – Идея двигательного центра. – Обычная классификация действий человека. – Классификация, основанная на делении центров. – Автоматизм. Инстинктивные действия. – Различие между инстинктивными и двигательными функциями. – Деление эмоций. – Разные уровни центров.

ГЛАВА 7

Достижимо ли "космическое сознание"? – Что такое сознание? – Вопрос Гурджиева о том, что мы замечаем при самонаблюдении. – Наши ответы. – Замечание Гурджиева о том, что мы пропустили самое важное. – Почему мы не замечаем, что помним себя? – Что-то "наблюдает", "думает", "говорит". Попытки вспомнить себя. – Пояснения Гурджиева. – Значение новой проблемы. Наука и философия. – Наши переживания. – Попытки разделить внимание. – Первые ощущения намеренного вспоминания себя. – Что мы помним из прошлого? – Дальнейшие переживания. – Сон в бодрствующем состоянии. – Пробуждение. – Что просмотрела европейская психология? – Различия в понимании идеи сознания. – Изучение человека идёт параллельно изучению мира. – За законом трёх следует закон семи, или закон октав. – Отсутствие непрерывности в вибрациях. – Октавы. – Гамма семи тонов. – Закон "интервалов". – Необходимость дополнительных толчков. – Что происходит при отсутствии дополнительных толчков? – Чтобы делать, надо уметь контролировать "дополнительные толчки". – Подчинение октавы. – Внутренние октавы. – Органическая жизнь в "интервале". – Влияние планет. – Боковая октава "соль-до". – Значение нот "ля", "соль", "фа". – Значение нот "до" и "си". Значение нот "ми" и "ре". – Роль органической жизни в изменении поверхности земли.

ГЛАВА 8

Разные состояния сознания. – Сон. – Состояние бодрствования. – Самосознание. – Объективное сознание. – Отсутствие самосознания. – В чём заключается первое условие для приобретения самосознания? – Высшие состояния сознания и высшие центры. – "Бодрственное состояние" обыкновенного человека. – Это не что иное, как сон. – Жизнь спящего человека. – Как можно пробудиться? – Что такое человек, когда он родился? Что делают "воспитание" и пример окружающих? – Возможности человека. – Самоизучение. – "Умственные фотографии". – Разные люди в одном человеке. – "Я" и Успенский. – Кто активен и кто пассивен? – Человек и его маска. – Разделение самого себя как первая стадия работы над собой. – Фундаментальное качество человеческого бытия. Почему человек не помнит себя? – "Отождествление". – "Мы считаемся с другими". – "Внимательность" и "мнительность". – Что такое "мнительность"? – Машина "считается с другими". – "Несправедливость". – Искренность и слабость. – "Буфера". – Совесть. – Мораль. – Существует ли общая для всех идея морали? – Существует ли христианская мораль? – Существуют ли общие для всех понятия добра и зла? – Никто не делает ничего ради зла. – Разные понятия добра и зла и результаты этих разных понятий. – На чём может быть основана постоянная идея добра и зла? – Идея истины и лжи. – Борьба с "буферами" и ложью. – Методы работы школы. – Подчинённость. – Понимание собственного ничтожества. – Личность и сущность. – Мёртвые люди. – Общие законы. – Вопрос о деньгах.

ГЛАВА 9

"Луч творения" в виде трёх октав излучения. – Отношение форм материи и силы разных планов мира к нашей жизни. – Интервалы в космических октавах и заполняющие их толчки. – "Точка вселенной". – Плотность вибраций. – Три вида сил, четыре вида материи. – "Углерод". – "Кислород". "Азот". – "Водород". Двенадцать триад. – "Таблица форм водорода". – Материя в свете её химических, физических, психических и космических свойств. – Разум материи. "Атом". – Каждая функция, каждое состояние человека зависит от энергии. – Субстанции, заключённые внутри человека. – Человек обладает достаточной энергией для начала работы над собой, если он сберегает энергию. – Трата энергии. "Учись отделять тонкое от грубого". – Производство тонких форм водорода. – Изменение бытия. – Рост внутренних тел. Человеческий организм как трёхэтажная фабрика. – Три вида пищи. – Поступление в организм пищи, воздуха и впечатлений. – Преобразование субстанций управляется законом октав. – Октава пищи и октава воздуха. – Извлечение "высших форм водорода". – Октава впечатлений не развивается. Возможность создания искусственного толчка в момент получения впечатлений. – Сознательное усилие. – "Вспоминание себя". – Развитие октав впечатлений и воздуха как результат первого толчка. – Второй сознательный толчок. – Усилие, связанное с эмоциями. – Подготовка к этому усилию. – Аналогия между человеческим организмом и вселенной. – Три стадии в эволюции человеческой машины. – Трансмутация эмоций. Алхимия. – Центры работают с разными формами водорода. Два высших центра. – Неправильная работа низших центров.

ГЛАВА 10

С чего начинается путь? – Закон случая. – Виды влияний. – Влияния, созданные в жизни. – Влияния, созданные вне жизни и сознательные лишь по своему происхождению. Магнетический центр. – Поиски пути. – Встреча с человеком, который знает. – Третий вид влияния: сознательное и непосредственное. – Освобождение от закона случая. – "Ступень", "лестница" и "путь". – Особые условия четвёртого пути. Возможен ложный магнетический центр. – Как распознать ложные пути? – Ученик и учитель. – Знание начинается с учения о космосах. – Обычное понимание двух космосов: "макрокосмос" и "микрокосмос". – Полное учение о семи космосах. Отношение между космосами как отношение нуля к бесконечности. – Принцип относительности. – "Путь вверх есть в то же время путь вниз". – Что такое чудо? – "Цикл измерений". – Обзор системы космосов с точки зрения теории многих измерений. – Замечание Гурджиева о том, что "время – это дыхание". "Что такое микрокосмос – человек или атом?".

ГЛАВА 11

"Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно". – Книга афоризмов. – Пробудиться, умереть, родиться. – Что мешает человеку вновь родиться? – Что мешает человеку "умереть"? – Что мешает человеку пробудиться? – Отсутствие понимания собственного ничтожества. – Что значит понять собственное ничтожество? – Что препятствует такому пониманию? – Гипнотическое влияние жизни. – Сон, в котором живут люди, – это гипнотический сон. – Волшебник и овцы. – "Кундалини". – Воображение. – Будильники. Организованная работа. – Группы. – Можно ли работать в группах без учителя? – Работа по самоизучению в группах. Зеркала. – Обмен наблюдениями. – Общие и индивидуальные условия. – Правила. – "Главный недостаток". – Понимание собственного ничтожества. – Опасность подражания в работе. – "Преграды". – Истина и ложь. – Искренность с самим собой. – Усилия. – Аккумуляторы. – Большой аккумулятор. – Интеллектуальная и эмоциональная работа. – Необходимость чувства. – Чувством можно понять то, чего нельзя понять умом. – Эмоциональный центр – более тонкий аппарат, нежели интеллектуальный центр. – Объяснение зевания в связи с аккумуляторами. – Роль и значение смеха в жизни. Отсутствие смеха, в высших центрах.

ГЛАВА 12

Робота в группах становится более напряжённой. – Ограниченный "репертуар ролей". – Выбор между работой над собой и "спокойной жизнью". – Трудности повиновения. – Место "задач". – Гурджиев даёт определённую задачу. – Реакция друзей на идеи. – Система выявляет лучшее или худшее в людях. – Как люди могут подойти к работе? – Подготовка. Необходимо разочарование. – Больной вопрос для человека. Переоценка друзей. – Беседа о типах. – Гурджиев даёт дальнейшую задачу. – Попытки рассказать историю своей жизни. – Интонации. – "Сущность" и "личность". – Искренность. – Гурджиев обещает ответить на любой вопрос. "Вечное возвращение". – Опыт по отделению личности от сущности. – Беседа о поле. – Пол как главная движущая сила всей механичности. – Пол как главная возможность освобождения. – Новое рождение. – Трансмутация половой энергии. – Злоупотребление полом. – Полезно ли воздержание? Правильная работа центров. – Постоянный центр тяжести.

ГЛАВА 13

Напряжённость внутренней работы. – Подготовка к "фактам". – Посещения Финляндии. – "Чудо" начинается. "Мысленные разговоры" с Гурджиевым. – "Вы не спите". Вид "спящих людей". – Невозможность исследовать высшие явления обычными методами. – Изменившийся взгляд на "методы действия". – "Главная черта". – Гурджиев определяет главные черты людей. – Реорганизация группы. – Те, кто оставляет работу. – Между двумя стульями. – Трудность возвращения назад. – Квартира Гурджиева. – Реакция на молчание. – "Видна ложь". – Демонстрация. – Как пробудиться? – Как создать необходимое эмоциональное состояние? – Три пути. – Необходима жертва. – "Пожертвовать своим страданием". – Расширенная "таблица видов водорода". – "Движущаяся диаграмма". – "У нас очень мало времени".

ГЛАВА 14

Трудность передачи "объективных истин" обычным языком. – Объективное и субъективное знание. – Единство в многообразии. – Передача объективного знания. – Высшие центры. – Мифы и символы. – Словесные формулы. – "Как вверху, так и внизу". – "Познай самого себя!" – Двойственность. – Преобразование двойственности. – Линия воли. – Четверица. – Пятерица. – Конструкция пентаграммы. – Пять центров. – Печать Соломона. – Символика чисел, геометрических фигур, букв и слов. – Дальнейшие образцы символики. Правильное и неправильное понимание символов. – Уровень развития. – Союз знания и бытия: Великое Делание. – "Никто не может дать человеку того, чем он не обладал раньше". – Достижение только благодаря собственным усилиям. Различные известные "линии", пользующиеся символогией. – Данная система и её место. – Один из главных символов учения. – Энеаграмма. – Закон семи в его единстве с законом трёх. – Рассмотрение энеаграммы. – "Того, что человек не может вложить в энеаграмму, он не понимает". Символ в движении. – Переживание энеаграммы в движении. – Упражнения. – Универсальный язык. – Объективное и субъективное искусство. – Музыка. – Объективная музыка основана на внутренних октавах. – Механическое человечество может иметь только субъективное искусство. – Различные уровни человеческого бытия.

ГЛАВА 15

Религия есть относительное понятие. – Религии соответствуют уровню бытия человека. – "Может ли помочь молитва?" – Учиться молитве. – Общее невежество относительно христианства. – Христианская церковь как школа. Египетские "школы повторения". – Важность обрядов. "Техника религии". – Где в человеке звучит слово "я"? – Две части подлинной религии; чему учит каждая из них, – Кант и идея масштаба. – Органическая жизнь на Земле. – Рост луча творения. – Луна. – Человечество есть эволюционирующая часть органической жизни. – Застой человечества. Изменения возможны только на "перекрёстках". – Процесс эволюции всегда начинается с образования сознательного ядра. – Существует ли сознательная сила, которая борется против эволюции? – Эволюционирует ли человечество? "Двести сознательных людей могли бы изменить всю жизнь на Земле". – Три "внутренних круга" человечества. – "Внешний круг". – Четыре "пути" как четыре входа в "экзотерический круг". – Школы четвёртого пути. – Псевдо-эзотерические системы и школы. – "Истина в форме лжи". – Эзотерические школы на Востоке. – Посвящение и мистерии. Возможно только самопосвящение.

ГЛАВА 16

Исторические события зимы 1916-1917 гг. – Система Гурджиева как руководство в лабиринте противоречий, или "Ноев ковчег". – Сознательность материи. – Степени её разумности. – Машины из трёх, двух и одной частей. Человек состоит из человека, овцы и червя. – Классификация всех живых существ по трём признакам: что они едят, чем дышат, в какой среде живут. – Возможность изменения пищи человека. – "Диаграмма всего живого". – Гурджиев последний раз покидает Петербург. – Интересное событие: "преображение" или "пластика"? – Впечатления журналиста о Гурджиеве. – Падение Николая II. – "Конец русской истории". – Планы выезда из России. – Весть от Гурджиева. – Продолжение работы в Москве. – Дальнейшее изучение диаграмм и идеи космосов. – Развитие идеи о том, что "время – это дыхание". – Её отношение к человеку, Земле, Солнцу, крупным и мелким клеткам. – Построение "таблицы времени" в разных космосах. – Три космоса, взятые вместе, включают в себя все законы вселенной. – Применение идеи космосов к внутренним процессам в человеческом организме. – Жизнь молекул и электронов. – Меры времени в различных космосах. – Применение формулы Минковского. – Отношение разных видов "времени" к центрам человеческого тела. – Отношение к высшим центрам. "Космические отношения времени" в гностической и индийской литературе. – "Если хотите отдохнуть, приезжайте ко мне". Поездка к Гурджиеву в Александрополь. – Как укрепить чувство "я"? – Кратковременное возвращение в Москву и Петербург. – Послание тамошним группам. – Возвращение в Пятигорск. – Группа из двенадцати человек собралась в Ессентуках.

ГЛАВА 17

Август 1917 года. – Шесть недель в Ессентуках. – Гурджиев раскрывает план работы в целом. – "Школы настоятельно необходимы". – "Сверхусилие". – Согласованность центров. – Главная трудность работы над собой. – Человек – раб своего тела. – Трата энергии вследствие ненужного напряжения мускулов. – Гурджиев показывает упражнения для управления мускулами и для их расслабления. – Упражнение "стой". – Требования к упражнению "стой". – Гурджиев рассказывает об одном случае с упражнением "стой" в Средней Азии. – Влияние упражнения "стой" в Ессентуках. – Привычка к разговорам. – Опыт поста. – Что такое грех? – Гурджиев показывает упражнения на внимание. Эксперимент с дыханием. – Понимание трудностей пути. Необходимость больших знаний, усилий и помощи. – Нет ли какого-нибудь пути за пределами "путей"? – "Пути" как помощь, которая даётся людям в соответствии с типом. "Субъективные" и "объективные" пути. – Обыватель. Что значит "быть серьёзным"? – Только одна вещь является серьёзной. – Как достичь подлинной свободы. – Трудный вопрос о рабстве и повиновении. – Чем готов пожертвовать человек? – Сказка о волке и овцах. – Астрология и типы. Демонстрация. – Гурджиев объявляет о роспуске группы. Последняя поездка в Петербург.

ГЛАВА 18

Петербург в октябре 1917 года. – Большевистская революция. – Возвращение к Гурджиеву на Кавказ. – Отношение Гурджиева к одному из учеников. – Небольшая группа с Гурджиевым в Ессентуках. – Прибывают люди. – Возобновление работы. – Упражнения, ещё более трудные и разнообразные, чем раньше. – Умственные и физические упражнения, пляски дервишей, изучение психических "фокусов". – Продажа шёлка. – Внутренняя борьба и решение. – Выбор гуру. – Решение отделиться. – Гурджиев едет в Сочи. – Трудное время: война и эпидемии. – Дальнейшее изучение энеаграммы. "События" и необходимость покинуть Россию. – Конечная цель – Лондон. – Практические результаты работы над собой: чувство нового "я", "странная уверенность". – В Ростове собирается группа, излагается система Гурджиева. Гурджиев открывает свой институт в Тифлисе. – Отъезд в Константинополь. – Собираются люди. – Приезжает Гурджиев. – Гурджиеву представлена новая группа. – Перевод песни дервишей. – Гурджиев как художник и поэт. – Институт начинает работу в Константинополе. – Гурджиев разрешает написать и опубликовать книгу. – Гурджиев едет в Германию. – Решение продолжать константинопольскую работу в Лондоне. – Гурджиев организует свой институт в Фонтенбло. – Работа в замке "Аббатства". – Беседа с Кэтрин Мэнсфилд. – Гурджиев говорит о разных типах дыхания. "Дыхание при помощи движений". – Демонстрация в парижском театре на Елисейских Полях. – Отъезд Гурджиева в Америку. – Решение продолжать самостоятельную работу в Лондоне.
ПРИЛОЖЕНИЕ
"ВЗГЛЯДЫ ИЗ РЕАЛЬНОГО МИРА"
Записи бесед и лекций Гурджиева
(отрывки)

СКАЧАТЬ ВЕСЬ ТЕКСТ


Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)

";






Педагогические материалы:

Мастер-класс по теме "Развитие коммуникативной компетенции на занятиях элективного курса «Основы журналистики» в рамках предпрофиль