детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Урок, посвященный творчеству В.И. Сурикова : МХК и ИЗО

Тип урока: урок расширения и углубления в тему.

Жанр урока: урок-экскурсия.

Форма урока: урок-диалог.

Цель урока: Познакомить учащихся с творчеством великого летописца русской истории В.И. Сурикова.

Задачи урока:

  1. Создание атмосферы восприятия произведений В.И. Сурикова, дать основные сведения об истории создания наиболее известных полотен о творчестве художника, некоторых моментах его жизни.
  2. Развитие способностей к анализу выразительных средств живописи на примере картин В.И. Сурикова.
  3. Воспитание у учащихся чувства понимания особого содержания искусства, хранимого художественной культурой человечества.

Материально-техническое обеспечение урока: магнитофон, видеомагнитофон, эпидиаскоп, телевизор. (Можно эпипроектор, диапроектор).

Репродукции:

  1. Альбом “Суриков и Сибирь” - Е. Безызвестных. – Красноярск: КОА “Русская энциклопедия, 1995г.
  2. Произведения Василия Сурикова в Музее – усадьбе художника в Красноярске. Е. Безызвестных. – Красноярск, 1997г.
  3. Газ. Искусство №23 авг. 1998г.
  4. Слайды: репродукции картин В.И. Сурикова.

Фотографии: дом-музей В.И. Сурикова в г. Красноярске.

Набор открыток “В.И. Суриков”

Музыка: “Из-за острова на стрежень”, “Степь да степь кругом…”.

Роль учителя: Быть координатором, консультантом во время работы в малых творческих группах.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Приветствие

Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Меня зовут Евгения Геннадьевна, а ваши имена я вижу. Сегодня я проведу у вас урок по необычному для вас предмету МХК.

Объявление темы урока

А посвятить свой урок я решила творчеству известнейшего русского художника, работы которого наверняка вам знакомы. Но прежде, чем я назову этого человека, мне бы хотелось услышать от вас ответ на следующий вопрос:

- Что такое талант?

(Ответы детей)

Конечно, ответить одной фразой на этот вопрос практически невозможно, так как талант – это загадочное явление.

Ведь никто точно не может объяснить, почему вдруг в семье известных математиков рождается балерина или музыкант – человек совсем с другим типом одаренности. Правда, это может объяснить генетика, но почему-то ближе мнение, что талант накапливается в поколениях и потом вдруг прорывается в одном человеке мощно и неудержимо. И примером такого человека для меня является Василий Иванович Суриков, с творчеством которого вы сегодня и познакомитесь поближе.

А для начала, откройте, пожалуйста, свои тетради и запишите тему сегодняшнего урока.

 II. КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Можно рассказать о художнике, ограничившись лишь сухой биографической справкой, но в этом случае у вас не возникнет совершенно никакого интереса к творчеству такого человека. И мне думается, что Василий Иванович Суриков заслуживает большего, поэтому о нем и его творчестве я попытаюсь рассказать, с вашей помощью “языком” его картин.

Чтобы это стало возможным, попытайтесь, как бы воссоздать образно историю рода Суриковых…

Известно, что далекий предок художника в XVI веке шел с Дона в дружине Ермака, перевалил через Урал, воевал на Иртыше с татарским ханом Кучумом, да и осел на новых местах – привольных сибирских просторах, на берегу Енисея.

Вместе с товарищами строили Суриковы Красноярск, пахали землю, ловили рыбу, били зверя в тайге, бунтовали против царских воевод, берегли русские границы. И триста лет спустя здесь все дышало почти нетронутой стариной: население – пестрое, но народ крепкий, смелый, вольнолюбивый. Дома, в основном, деревянные. Одежда, иконы, лубочные картинки, песни, сказания, обряды, молодецкие забавы, одним словом, весь поэтический и бытовой уклад жизни казаков.

Максимилиан Волошин писал, что “в творчестве и личности Василия Ивановича Сурикова русская жизнь осуществила изумительный парадокс: к нам в двадцатый век она привела художника, детство и юность которого прошли в XVI и XVII веках русской истории.

Действительно, Сибирь многое объясняет в творчестве художника, но для того, чтобы красноярский юноша, выучившийся в академии художеств на стипендию местного купца-мецената Кузнецова, стал великим русским живописцем Суриковым, нужны были могучий талант, причем талант истинно русский, глубоко национальный, целеустремленность и сила воли. Наконец, неповторимый дар угадывания истории, ее духа и правды давно минувших веков. Всего этого в Василии Ивановиче было в избытке, и поэтому его произведения вполне могут сказать сами за себя.

Показ фотографий Красноярска того времени, дома В.И. Сурикова.

III. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ

А так как кисти Сурикова принадлежит немало произведений, но место и значение художника в отечественной и мировой живописи определили, прежде всего, исторические картины, то до знакомства с ними мы и начнем нашу, в какой-то степени исследовательскую работу. Начнем с анализа трёх полотен, часто объединяемых в одну группу, так как это картины о людях, находящихся накануне гибели: “Боярыня Морозова”, “Утро стрелецкой казни”, “Меншиков в Березове”.

Сейчас разбейтесь, пожалуйста, на три группы. Каждая группа получает по репродукции, и ваша задача будет заключаться в следующем: вы должны будете всмотреться в эти полотна, как бы погрузится в атмосферу и, выбрав несколько образов, наиболее значимых на ваш взгляд, воссоздать эмоционально-чувственный фон картины, чтобы через несколько минут представить всем нам как бы “говорящий” вариант этого полотна.

Приступайте к работе, а я вам немного помогу.

[Музыкальный фон – “Степь, да степь кругом…”]

(Обязательно подойти к каждой группе, и дать консультацию. Продолжительность подготовки не больше 5 минут).

Думаю, что уже пора представить нашему вниманию результат ваших рассуждений. Пожалуйста, 1 группа, что увидели вы в картине “Утро стрелецкой казни”.

После представления картины 1 группой, проводим всем классом ее анализ по спроецированному через эпидиаскоп изображению. И такая работа должна проводится с каждой группой.

Необходимая информация о картинах.

1.“Утро стрелецкой казни” - первая значительная работа художника, сюжетом для которой послужил бунт стрельцов 1968года. Хотя картина и называется “Утро стрелецкой казни”, в ней изображена не сама казнь, а минуты перед казнью. Поэтому в картине нет крови, но есть ее ощущение, так как художник использовал в работе все оттенки красного цвета. Алые пятна разбросаны по всей картине. Как лужа крови воспринимается брошенный на землю кафтан стрельца.

Большую часть полотна занимает народ. Фигуры размещены так, что можно рассмотреть лицо каждого персонажа. Вот стоит на коленях старуха. Вот кричит от горя молодая женщина. Вот тянет ручки к зрителям девочка - сирота, которую Суриков писал со своей трехлетней дочери. Но в этой толпе есть фигура, которая резко выделяется на фоне других. Это стрелец в распахнутой рубахе, в красной шапке на рыжих кудрях. Он с силой сжимает в кулаке горящую свечу, гневно и яростно смотрит на царя. С его взглядом скрестился твердый взгляд Петра 1. Вот оно – противоборство двух сил!

Суриков долго и тщательно искал модели для персонажей картины. Он сделал множество зарисовок и этюдов со случайных прохожих, со своих друзей и родственников. Так, дядя художника послужил моделью для чернобородого стрельца. А “чудо-тип” для непокорного стрельца нашел среди могильщиков Ваганьковского кладбища. (Он сам именно будет похоронен на этом кладбище). Резкий, злой, непокорный, он долго отказывался позировать, и художник с трудом уговорил его. Единственное лицо в картине, написанное со старинного портрета – это лицо Петра 1. Все остальные персонажи и все детали одежды и обстановки писались с натуры.

У каждого стрельца в рукаве зажата горящая свеча – как жизнь, как душа. Свеча едва теплится на холодном ветру пасмурного дня. Чтобы огонек светился ярче, художник сделал фон темнее. Поэтому свечи горят на полотне, отбрасывая на мертные рубахи стрельцов красноватые блики.

2. “Боярыня Морозова” - картина, названнаяа по имени центрального действующего лица, одной из видных участниц раскола. Сюжетом картины стал эпизод ее мученической жизни: по царскому указу ее везут московскими улицами в ссылку. (Она была обречена на голодную смерть. Умирает в Боровске).

Верный себе художник и в этой картине изобразил событие как народную драму. Народ, его думы и чувства в эпоху раскола – вот что привлекло, и что раскрыл Суриков в своей картине.

Зимним утром по рыхлому влажному снегу везут закованную в цепи раскольницу. Черным пятном смотрится она на этом фоне. Цветное решение картины пришло к художнику случайно. Это была увиденная им черная ворона на белом снегу.

Суриков настойчиво стремился найти людей, социально и психологически близких к его историческим персонажам. Решая картину как сцену на открытом воздухе, он стремился и эти этюды делать в тех же условиях.

Моделью фигуры “юродивого” Суриков нашел на толкучке, он торговал там огурцами. Для достоверности образа пришлось уговаривать этого человека позировать сидя в одной холщовой рубахе, босиком на снегу. Так он и был написан.

Боярыня Морозова является единственным собирательным образом.

Рядом с розвальнями, в молчании ломая сплетенные пальцы, идет княгиня Авдотья Прокопьевна Урусова, родная сестра Морозовой, которой суждено было разделить горькую участь сестры.

Вглядитесь в лицо мальчика, который идет рядом. Он явно потрясен увиденным и охвачен одним лишь желанием понять.

А фигура мальчика в дубленом полушубке, бегущая сбоку розвальней? Обратите внимание на непомерно длинные рукава его верхней одежды. (Тогда носили такие, отворачивая их по мере надобности во время работы: отсюда и пошло выражение – “спустя рукава”).

Каждая деталь картины была выискана, найдена и любовно написана, но не все это подчинено общему замыслу.

3. “Меншиков в Берёзове” - очень красноречивая картина. Свет зимнего дня сочится сквозь заледенелое слюдяное оконце сибирской избы, где проходят последние годы “Алексашки”, “полудержавного властелина “светлейшего князя Александра Данилыча, брошенного с детьми в далекую ссылку. Фигура переднего плана, старшая дочь Меншиков а Мария, которой 16 лет, еще недавно невеста царевича, теперь отвергнутая и смертельно больная, была написана с жены художника. Сохранился акварельный этюд – Елизавета Августовна, закутанная в бархатную шубку, сидит на низкой скамеечке.

Сына Меншиков а Суриков нарисовал со знакомого юноши. А младшую дочь (на картине читающую книгу) угадал в случайной прохожей и долго преследовал ее до самого дома, но, все же добившись доверия, сделал с нее эскиз.

В образе Меншиков а был увековечен простой московский учитель, которого художник увидел во время одной из своих прогулок по Москве.

Нарушения перспективы, которые хорошо видны на картине: слишком низкий потолок, непропорционально большая фигура Меншиков а были допущены специально. Меншиков – это удивительный человек, вознесенный из самого низа и поднявшийся благодаря своему уму, хитрости, смелости и везению до самых больших высот, должен был не помещаться в избе. Вчера еще самовластный правитель огромной страны, владелец несметных богатств, вершитель судеб, на картине – уже никто, прошлое, и другого будущего у него нет.

Точно так же художник дает почувствовать дальнейшие судьбы детей Меншиков а. Фигуры сына и старшей дочери – оба были названы именем отца – на заднем плане. Лица их грустны, но спокойны. Они выживут и вернутся из ссылки. В фигурах переднего плана – обреченность. Особенно в фигуре старшей дочери, шестнадцатилетней Марии. Её лицо бледное, вокруг глаз глубокие тени, взгляд в никуда…

Трагическая атмосфера, суровое мерцание красок, чувство холода и сумеречного одиночества, подчеркнутое теплящимися огоньком лампады говорят сами за себя.

IV. РАБОТА С ЭПИДИАСКОПОМ

[Музыкальный фон – “Из-за острова на стрежень”]

А сейчас я хочу познакомить вас еще с несколькими известными полотнами В.И. Сурикова, которые были написаны им уже после кризиса, испытанного художником в результате смерти любимой жены. Картины, написанные им после глубокой травмы, дышат как бы новым восприятием жизни.

  1. Взятие снежного городка – небольшой рассказ
  2. Покорение Сибири Ермаком – несколько слов о создании картины
  3. Степан Разин

V. ПРОСМОТР ВИДЕОФИЛЬМА

А сейчас давайте посмотрим небольшой фрагмент видеофильма, который посвящен истории создания картины “Переход Суворова через Альпы”.

(12 минут)

VI. ОБОБЩЕНИЕ УРОКА

Вот мы с вами познакомились с наиболее известными работами В.И. Сурикова, и я думаю, что у каждого из вас сложился какой-то свой особый образ художника. Каким он вам представился? Что вы можете сказать об этом человеке?

Я с вами полностью согласна. В.И. Суриков – удивительный человек. Каждая его картина – это большой пласт русской истории. А тема каждой работы – темы народа, творящего эту историю.

В.И. Суриков – самобытный талант, не исчезнувший бесследно во времени – потомки его по сей день прославляют его имя, но уже другими делами: Сергей Михалков, Андрей Кончаловский, Никита Михалков…

VII. САМОСТОЯТЕЛЬАЯ РАБОТА

Ну а сейчас я бы хотела проверить вашу внимательность. Вам будет представлена небольшая самостоятельная работа. Вы должны будете записать названия картин В.И. Сурикова в том порядке, в каком они будут появляться на экране.

Название картины Порядковый номер при показе
  1. Боярыня Морозова.
  2. Переход Суворова через Альпы.
  3. Меншиков в Березове.
  4. Степан Разин.
  5. Взятие снежного городка.
 

Порядок проецирования репродукцией картин через эпидиаскоп:

  1. Меншиков в Березове.
  2. Боярыня Морозова.
  3. Степан Разин.
  4. Переход Суворова через Альпы.
  5. Взятие снежного городка.

Ответ:

Название картины.

Порядковый номер при показе.

  1. Боярыня Морозова.
  2. Переход Суворова через Альпы.
  3. Меншиков в Березове.
  4. Степан Разин.
  5. Взятие снежного городка.
2
4
1
3
5

VIII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Спасибо вам за работу. Мне очень помогла ваша активность, и от работы с вами я получила большое удовольствие. Благодарю вас за внимание. На этом урок окончен.

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Сложение и вычитание одночленов, арифметические действия над одночленами :: Урок геометрии в 8-м классе на тему: "Четырёхугольники. Свойства, признаки, площади четырёхугольников" :: Сказка - для светлого ума закваска :: Конкурсно-игровая программа: "Посвящение в кружковцы" :: Истинные и ложные утверждения в равенствах и неравенствах :: Не стучи дважды ( Don't Knock Twice ), 2016 :: Колесо чудес ( Wonder Wheel ), 2017 ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

1 сентября, в День Знаний, уроки должны быть особенными, запоминающимися и задающими тон на весь учебный год!

Урок, посвященный творчеству В.И. Сурикова : МХК и ИЗО

Тип урока: урок расширения и углубления в тему.

Жанр урока: урок-экскурсия.

Форма урока: урок-диалог.

Цель урока: Познакомить учащихся с творчеством великого летописца русской истории В.И. Сурикова.

Задачи урока:

  1. Создание атмосферы восприятия произведений В.И. Сурикова, дать основные сведения об истории создания наиболее известных полотен о творчестве художника, некоторых моментах его жизни.
  2. Развитие способностей к анализу выразительных средств живописи на примере картин В.И. Сурикова.
  3. Воспитание у учащихся чувства понимания особого содержания искусства, хранимого художественной культурой человечества.

Материально-техническое обеспечение урока: магнитофон, видеомагнитофон, эпидиаскоп, телевизор. (Можно эпипроектор, диапроектор).

Репродукции:

  1. Альбом “Суриков и Сибирь” - Е. Безызвестных. – Красноярск: КОА “Русская энциклопедия, 1995г.
  2. Произведения Василия Сурикова в Музее – усадьбе художника в Красноярске. Е. Безызвестных. – Красноярск, 1997г.
  3. Газ. Искусство №23 авг. 1998г.
  4. Слайды: репродукции картин В.И. Сурикова.

Фотографии: дом-музей В.И. Сурикова в г. Красноярске.

Набор открыток “В.И. Суриков”

Музыка: “Из-за острова на стрежень”, “Степь да степь кругом…”.

Роль учителя: Быть координатором, консультантом во время работы в малых творческих группах.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Приветствие

Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Меня зовут Евгения Геннадьевна, а ваши имена я вижу. Сегодня я проведу у вас урок по необычному для вас предмету МХК.

Объявление темы урока

А посвятить свой урок я решила творчеству известнейшего русского художника, работы которого наверняка вам знакомы. Но прежде, чем я назову этого человека, мне бы хотелось услышать от вас ответ на следующий вопрос:

- Что такое талант?

(Ответы детей)

Конечно, ответить одной фразой на этот вопрос практически невозможно, так как талант – это загадочное явление.

Ведь никто точно не может объяснить, почему вдруг в семье известных математиков рождается балерина или музыкант – человек совсем с другим типом одаренности. Правда, это может объяснить генетика, но почему-то ближе мнение, что талант накапливается в поколениях и потом вдруг прорывается в одном человеке мощно и неудержимо. И примером такого человека для меня является Василий Иванович Суриков, с творчеством которого вы сегодня и познакомитесь поближе.

А для начала, откройте, пожалуйста, свои тетради и запишите тему сегодняшнего урока.

 II. КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Можно рассказать о художнике, ограничившись лишь сухой биографической справкой, но в этом случае у вас не возникнет совершенно никакого интереса к творчеству такого человека. И мне думается, что Василий Иванович Суриков заслуживает большего, поэтому о нем и его творчестве я попытаюсь рассказать, с вашей помощью “языком” его картин.

Чтобы это стало возможным, попытайтесь, как бы воссоздать образно историю рода Суриковых…

Известно, что далекий предок художника в XVI веке шел с Дона в дружине Ермака, перевалил через Урал, воевал на Иртыше с татарским ханом Кучумом, да и осел на новых местах – привольных сибирских просторах, на берегу Енисея.

Вместе с товарищами строили Суриковы Красноярск, пахали землю, ловили рыбу, били зверя в тайге, бунтовали против царских воевод, берегли русские границы. И триста лет спустя здесь все дышало почти нетронутой стариной: население – пестрое, но народ крепкий, смелый, вольнолюбивый. Дома, в основном, деревянные. Одежда, иконы, лубочные картинки, песни, сказания, обряды, молодецкие забавы, одним словом, весь поэтический и бытовой уклад жизни казаков.

Максимилиан Волошин писал, что “в творчестве и личности Василия Ивановича Сурикова русская жизнь осуществила изумительный парадокс: к нам в двадцатый век она привела художника, детство и юность которого прошли в XVI и XVII веках русской истории.

Действительно, Сибирь многое объясняет в творчестве художника, но для того, чтобы красноярский юноша, выучившийся в академии художеств на стипендию местного купца-мецената Кузнецова, стал великим русским живописцем Суриковым, нужны были могучий талант, причем талант истинно русский, глубоко национальный, целеустремленность и сила воли. Наконец, неповторимый дар угадывания истории, ее духа и правды давно минувших веков. Всего этого в Василии Ивановиче было в избытке, и поэтому его произведения вполне могут сказать сами за себя.

Показ фотографий Красноярска того времени, дома В.И. Сурикова.

III. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ

А так как кисти Сурикова принадлежит немало произведений, но место и значение художника в отечественной и мировой живописи определили, прежде всего, исторические картины, то до знакомства с ними мы и начнем нашу, в какой-то степени исследовательскую работу. Начнем с анализа трёх полотен, часто объединяемых в одну группу, так как это картины о людях, находящихся накануне гибели: “Боярыня Морозова”, “Утро стрелецкой казни”, “Меншиков в Березове”.

Сейчас разбейтесь, пожалуйста, на три группы. Каждая группа получает по репродукции, и ваша задача будет заключаться в следующем: вы должны будете всмотреться в эти полотна, как бы погрузится в атмосферу и, выбрав несколько образов, наиболее значимых на ваш взгляд, воссоздать эмоционально-чувственный фон картины, чтобы через несколько минут представить всем нам как бы “говорящий” вариант этого полотна.

Приступайте к работе, а я вам немного помогу.

[Музыкальный фон – “Степь, да степь кругом…”]

(Обязательно подойти к каждой группе, и дать консультацию. Продолжительность подготовки не больше 5 минут).

Думаю, что уже пора представить нашему вниманию результат ваших рассуждений. Пожалуйста, 1 группа, что увидели вы в картине “Утро стрелецкой казни”.

После представления картины 1 группой, проводим всем классом ее анализ по спроецированному через эпидиаскоп изображению. И такая работа должна проводится с каждой группой.

Необходимая информация о картинах.

1.“Утро стрелецкой казни” - первая значительная работа художника, сюжетом для которой послужил бунт стрельцов 1968года. Хотя картина и называется “Утро стрелецкой казни”, в ней изображена не сама казнь, а минуты перед казнью. Поэтому в картине нет крови, но есть ее ощущение, так как художник использовал в работе все оттенки красного цвета. Алые пятна разбросаны по всей картине. Как лужа крови воспринимается брошенный на землю кафтан стрельца.

Большую часть полотна занимает народ. Фигуры размещены так, что можно рассмотреть лицо каждого персонажа. Вот стоит на коленях старуха. Вот кричит от горя молодая женщина. Вот тянет ручки к зрителям девочка - сирота, которую Суриков писал со своей трехлетней дочери. Но в этой толпе есть фигура, которая резко выделяется на фоне других. Это стрелец в распахнутой рубахе, в красной шапке на рыжих кудрях. Он с силой сжимает в кулаке горящую свечу, гневно и яростно смотрит на царя. С его взглядом скрестился твердый взгляд Петра 1. Вот оно – противоборство двух сил!

Суриков долго и тщательно искал модели для персонажей картины. Он сделал множество зарисовок и этюдов со случайных прохожих, со своих друзей и родственников. Так, дядя художника послужил моделью для чернобородого стрельца. А “чудо-тип” для непокорного стрельца нашел среди могильщиков Ваганьковского кладбища. (Он сам именно будет похоронен на этом кладбище). Резкий, злой, непокорный, он долго отказывался позировать, и художник с трудом уговорил его. Единственное лицо в картине, написанное со старинного портрета – это лицо Петра 1. Все остальные персонажи и все детали одежды и обстановки писались с натуры.

У каждого стрельца в рукаве зажата горящая свеча – как жизнь, как душа. Свеча едва теплится на холодном ветру пасмурного дня. Чтобы огонек светился ярче, художник сделал фон темнее. Поэтому свечи горят на полотне, отбрасывая на мертные рубахи стрельцов красноватые блики.

2. “Боярыня Морозова” - картина, названнаяа по имени центрального действующего лица, одной из видных участниц раскола. Сюжетом картины стал эпизод ее мученической жизни: по царскому указу ее везут московскими улицами в ссылку. (Она была обречена на голодную смерть. Умирает в Боровске).

Верный себе художник и в этой картине изобразил событие как народную драму. Народ, его думы и чувства в эпоху раскола – вот что привлекло, и что раскрыл Суриков в своей картине.

Зимним утром по рыхлому влажному снегу везут закованную в цепи раскольницу. Черным пятном смотрится она на этом фоне. Цветное решение картины пришло к художнику случайно. Это была увиденная им черная ворона на белом снегу.

Суриков настойчиво стремился найти людей, социально и психологически близких к его историческим персонажам. Решая картину как сцену на открытом воздухе, он стремился и эти этюды делать в тех же условиях.

Моделью фигуры “юродивого” Суриков нашел на толкучке, он торговал там огурцами. Для достоверности образа пришлось уговаривать этого человека позировать сидя в одной холщовой рубахе, босиком на снегу. Так он и был написан.

Боярыня Морозова является единственным собирательным образом.

Рядом с розвальнями, в молчании ломая сплетенные пальцы, идет княгиня Авдотья Прокопьевна Урусова, родная сестра Морозовой, которой суждено было разделить горькую участь сестры.

Вглядитесь в лицо мальчика, который идет рядом. Он явно потрясен увиденным и охвачен одним лишь желанием понять.

А фигура мальчика в дубленом полушубке, бегущая сбоку розвальней? Обратите внимание на непомерно длинные рукава его верхней одежды. (Тогда носили такие, отворачивая их по мере надобности во время работы: отсюда и пошло выражение – “спустя рукава”).

Каждая деталь картины была выискана, найдена и любовно написана, но не все это подчинено общему замыслу.

3. “Меншиков в Берёзове” - очень красноречивая картина. Свет зимнего дня сочится сквозь заледенелое слюдяное оконце сибирской избы, где проходят последние годы “Алексашки”, “полудержавного властелина “светлейшего князя Александра Данилыча, брошенного с детьми в далекую ссылку. Фигура переднего плана, старшая дочь Меншиков а Мария, которой 16 лет, еще недавно невеста царевича, теперь отвергнутая и смертельно больная, была написана с жены художника. Сохранился акварельный этюд – Елизавета Августовна, закутанная в бархатную шубку, сидит на низкой скамеечке.

Сына Меншиков а Суриков нарисовал со знакомого юноши. А младшую дочь (на картине читающую книгу) угадал в случайной прохожей и долго преследовал ее до самого дома, но, все же добившись доверия, сделал с нее эскиз.

В образе Меншиков а был увековечен простой московский учитель, которого художник увидел во время одной из своих прогулок по Москве.

Нарушения перспективы, которые хорошо видны на картине: слишком низкий потолок, непропорционально большая фигура Меншиков а были допущены специально. Меншиков – это удивительный человек, вознесенный из самого низа и поднявшийся благодаря своему уму, хитрости, смелости и везению до самых больших высот, должен был не помещаться в избе. Вчера еще самовластный правитель огромной страны, владелец несметных богатств, вершитель судеб, на картине – уже никто, прошлое, и другого будущего у него нет.

Точно так же художник дает почувствовать дальнейшие судьбы детей Меншиков а. Фигуры сына и старшей дочери – оба были названы именем отца – на заднем плане. Лица их грустны, но спокойны. Они выживут и вернутся из ссылки. В фигурах переднего плана – обреченность. Особенно в фигуре старшей дочери, шестнадцатилетней Марии. Её лицо бледное, вокруг глаз глубокие тени, взгляд в никуда…

Трагическая атмосфера, суровое мерцание красок, чувство холода и сумеречного одиночества, подчеркнутое теплящимися огоньком лампады говорят сами за себя.

IV. РАБОТА С ЭПИДИАСКОПОМ

[Музыкальный фон – “Из-за острова на стрежень”]

А сейчас я хочу познакомить вас еще с несколькими известными полотнами В.И. Сурикова, которые были написаны им уже после кризиса, испытанного художником в результате смерти любимой жены. Картины, написанные им после глубокой травмы, дышат как бы новым восприятием жизни.

  1. Взятие снежного городка – небольшой рассказ
  2. Покорение Сибири Ермаком – несколько слов о создании картины
  3. Степан Разин

V. ПРОСМОТР ВИДЕОФИЛЬМА

А сейчас давайте посмотрим небольшой фрагмент видеофильма, который посвящен истории создания картины “Переход Суворова через Альпы”.

(12 минут)

VI. ОБОБЩЕНИЕ УРОКА

Вот мы с вами познакомились с наиболее известными работами В.И. Сурикова, и я думаю, что у каждого из вас сложился какой-то свой особый образ художника. Каким он вам представился? Что вы можете сказать об этом человеке?

Я с вами полностью согласна. В.И. Суриков – удивительный человек. Каждая его картина – это большой пласт русской истории. А тема каждой работы – темы народа, творящего эту историю.

В.И. Суриков – самобытный талант, не исчезнувший бесследно во времени – потомки его по сей день прославляют его имя, но уже другими делами: Сергей Михалков, Андрей Кончаловский, Никита Михалков…

VII. САМОСТОЯТЕЛЬАЯ РАБОТА

Ну а сейчас я бы хотела проверить вашу внимательность. Вам будет представлена небольшая самостоятельная работа. Вы должны будете записать названия картин В.И. Сурикова в том порядке, в каком они будут появляться на экране.

Название картины Порядковый номер при показе
  1. Боярыня Морозова.
  2. Переход Суворова через Альпы.
  3. Меншиков в Березове.
  4. Степан Разин.
  5. Взятие снежного городка.
 

Порядок проецирования репродукцией картин через эпидиаскоп:

  1. Меншиков в Березове.
  2. Боярыня Морозова.
  3. Степан Разин.
  4. Переход Суворова через Альпы.
  5. Взятие снежного городка.

Ответ:

Название картины.

Порядковый номер при показе.

  1. Боярыня Морозова.
  2. Переход Суворова через Альпы.
  3. Меншиков в Березове.
  4. Степан Разин.
  5. Взятие снежного городка.
2
4
1
3
5

VIII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Спасибо вам за работу. Мне очень помогла ваша активность, и от работы с вами я получила большое удовольствие. Благодарю вас за внимание. На этом урок окончен.

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Invalid query: Table 'u190093.poznanie_content' doesn't exist