детские
Хелси и Смарт официальный сайт
Хелси и Смарт официальный сайт

Интегрированный урок по литературе Ямала и эстетике по теме: "Любовь и восхищение — тебе, Ямал!" : МХК и ИЗО

ЦЕЛИ УРОКА:

  • показать бережное отношение коренного населения к своему краю, его любовь к Родине, восхищение красотой Севера на примере произведений поэтов, художников и писателей;
  • на примере произведений художественного творчества (сказок, картин, рисунков, поделок) продемонстрировать и наш интерес к жизни и творчеству коренного населения, к миру природы Севера;
  • расширить представление о творческой и духовной жизни народов Севера;
  • воспитывать уважительное отношение к чувствам людей коренного населения, к их образу жизни, бережное отношение к природе;
  • развивать навыки выразительного чтения, монологической речи, видеть эстетическую ценность произведений художественного творчества, умение сочинить сказку на северную тематику.

Оформление и оборудование урока: оформленная доска, выставка работ местных художников, выставка книг писателей Севера, выставка работ учащихся.

Интегрированный урок (литература Ямала и эстетика).

К морю стремился, морем дышал на юге,
Но если мне сердце слушать начнут врачи,
Они услышат отчетливо посвист вьюги
И голос филина ухающего в ночи.
Бьет кабарга копытцами дробно-дробно.
Бьется над логом сохатого трубный зов.
Это Сибирь в груди моей дышит ровно
Всей протяженностью древних моих лесов.
Это во мне снега по весне не тают
И ноздреватый наст у краев примят.
Птицы Сибири в груди у меня летают.
Реки Сибири в крови у меня гремят.
Это во мне медведи заводят игры,
Грузно кряжи качаются на волне.
Ветер низовой. Кедры роняют иглы.
Хвойные иглы – это во мне, во мне.

Юрий Левитанский

СПРАВКА: Левитанский Юрий Давыдович (родился в 1922 году)

– Русский поэт. Участник Великой Отечественной войны. Долгое время жил в Сибири. Автор книг: “Листья летят” /1966/, “Теченье лет” /1969/, “Два времени” /1980/ и др. Выступает как переводчик и пародист. Живет в Москве.

ХОД УРОКА

1. Слово учителя. Чтение эпиграфа (стихотворение Ю.Д.Левитанского).

- Мы не случайно взяли эпиграфом к нашему уроку стихотворение Ю.Д.Левитанского. Он участник Великой Отечественной войны, долгое время жил на Севере. Полюбил этот край.

И это “чувство Севера” появляется почти у всех, кто жил и работал в Сибири. А для многих из вас, ребята, это еще и родина.

Поднимите руки, кто родился в Уренгое?

- Вот видите, как много из вас могут назвать Север своей родиной. А о своей родине человек должен знать все; знать географию Ямала, богатство этого края, искусство и литературу Севера, коренное население, его обычаи, традиции и с уважением относиться к их особому миру, учиться жить у них в полном согласии с миром природы, беречь и охранять ее.

Первое представление о северном народе мы встречаем в летописи Нестора “Повесть временных лет” ХI века: “Югра же есть людье язык в нем и сидят с самоядью в ношных странах”. Затем в новгородском сказании ХV века “О человецах незнаемых в Восточной стране”: “На Восточной стране, за Югорскою землею, над морем живут люди Самоедь, зовомые малгонзеи. Ядь их мясо оленье да рыба”. “Сии люди не в великии возрастом, плосковидны, носы малы, но резвы велмы и стрельцы скоры и горазды. А ездят на оленях и собаках, а платье носят соболье и оленье, а товар их соболи …” Есть в этом сказании и даже страшное описание: "голов нет, шеи нет, а глаза – между плеч".

2. Чтение стихотворения Ю.Н.Шесталова “Северная Азия”.

а/ Историческая справка;
б/ Стихотворение;
в/ Основная мысль стихотворения.

Шесталов Юван Николаевич /1937 года рождения - мансийский писатель и поэт. В 1961 году вышла его книга “Пойте, мои звезды”, в 1966 году – “Огонь на огонь”, в 1969году – “Песня последнего лебедя”, в 1979 году – “Огонь и снег”. Выступает в основном как прозаик и фольклорист. Лауреат Государственной премии РСФСР имени М.Горького.   Живет в Санкт-Петербурге.

СЕВЕРНАЯ АЗИЯ

Где-то там в заморской дали, шепчутся лукаво,
Называя Зауралье ведьмою костлявой.
Мол, туземец желтокожий в ледяной пещере
Рысьим рыком алчно гложет человечий череп.
И такою будет вечно нечисть узкоглазая,
Желтая старуха ведьма – Северная Азия…
Вы, кто с тупостью бараньей верите доныне,
Будто все мы, северяне, люди ледяные,
Приходите, спорьте с нами!
Спорить мы охотники,
Мудрость русских книг познали рыбаки-охотники.
Не сломили нас недуги, не страшны метели.
В наших душах чувства-вьюги песней зазвенели!
Мы для вас, как в снежной сказке снежные паяцы,
Людоеды в дикой пляске – люди нас боятся.
Мы в снегу, но с кровью южной, кружим в легком танце.
Так чего ж от нас вам нужно, злые иностранцы.
Мы рожденные природой, мы еще как дети,
Любим рыбу, лес и воды, горы на рассвете…
И скрывать мы не умеем наши мысли, чувства.
И бледнеем, и краснеем, плачем, если грустно.
Глянь же, гость, душою зоркой на просторы эти.
И, как Миснэ, встав на зорьке, край мой свеж и светел.
Надышись кедровой смолью, травами лесными.
Если болен - тотчас боль как рукою снимет.
Если в сердце горе-льдина, всю растопит враз ее.
Край мой дивный, край родимый, Северная Азия!
От медвежьих снов воспряла юная красавица,
Из-за древнего Урала миру улыбается!

Юван Шесталов в своем стихотворении стремится разрушить то старое историческое преставление о Сибири и ее людях. Коренное население любит свой край, свою родину, они рождены природой, они - ее дети, в их душах – “чувства-вьюги”. Народ Севера не искушен достижениями прогресса цивилизации, его мысли, жизнь – открытая книга для всех. Он живет в полной гармонии с природой, просит у матери – природы помощи, пользуется ее дарами и благодарит ее исполнением ритуальных танцев. Такое благодарное поклонение природе, любовь к ней вряд ли можно увидеть у других народов нашей Земли.

Шесталов Юван Николаевич называет свой край “юной красавицей”, “краем дивным, родным”.

3. Ханты, ненцы, манси, населяющие Север, бережно относятся к своим обычаям, передают свое мастерство, искусство, творческое наследие из поколения в поколение. Для них мир вокруг одушевлен, и этот мир живой природы Севера они за всю историю своего существования хорошо познали, научились понимать и любить язык природы.

ЯЗЫК

Это вот - рыбы плывут в струях воды ледяной.
Это – олени бредут по мхам тайги вековой…
О мой родной язык, как ты мне дорог, мил!
Через тебя я постиг этот огромный мир.
Ладен, звучен, пригож – жить без тебя не могу.
Остер, как охотничий нож, ярче костра на снегу.
Огромен, словно тайга. Глубок, как могучая Обь.
Предскажешь, когда пурга, предскажешь, где гиблая топь.
Для друга, для милой моей, для тех, кто к добру не глух,
Журчишь ты, словно ручей, нежно лаская слух.
Но если объявится враг, не кончится дело добром:
Огнем, разрывая мрак, ты прогремишь, как гром!
И этот могучий зык услышит седой Урал.
О мой родной язык, ты песней моей стал!

4. Стихотворение Микуля Шульгина “Язык”. Прекрасное знание своего языка дает возможности духовного развития человека. Шульгин Микуль /Иван Иванович/- хантыйский поэт. Автор книги “Медовая Обь”. Родился в 1940 году, живет в Ханты-Мансийске.

Без языка люди перестанут понимать друг друга. И это мы хорошо понимаем. Для Микуля Шульгина – его язык – это постижение мира природы, это язык любви. Хантыйский язык прекрасен, “пригож, ладен”, “журчит, словно ручей”, “огромен, словно тайга”, “глубок, словно могучая Обь”, а для врага он прогремит, “словно гром”. “Песней” называет свой язык Микуль Шульгин.

5. Стихотворение Л.Лапцуя “Далекое селение”. Лапцуй Леонид Васильевич /1932-1982/ - ненецкий поэт. Работал пастухом, рыбаком, председателем райисполкома, редактором газеты. В 1962 году вышла его книга “Рассказы о Ямале”, в 1977 году – “На Севере-утро”.

У самой воды притулился поселок Се-Яха.
Его материнскою грудью вскормила река.
Метели его осыпают игольчатым прахом,
Сияньем полярным прошиты над ним облака.
Корнями он накрепко врос в мерзлоту вековую,
И панцирь ледовый сковали морозы ему.
Сгущаются тучи, и злобные ветры лютуют,
И снежные вихри его окунают во тьму.
Но в дружбе со всеми охотники, ненцы селенья.
Зимою из нор выползают подобно песцам,
И смотрят с прищуром, и высмотрят тропы тюленьи,
И что там морозы охотничьим сильным сердцам!
Когда же река забурлит половодьем веселым
И снежную корку слизнет хлопотливой волной,
Далеко он виден, оттаявший добрый поселок,
Радушный поселок с его лебединой весной.
Обласканный Обью, напьется воды животворной
И взглядом проводит в моря уплывающий лед,
И весь-то овеян он крыльями стаи проворной,
Когда для приветствия лебеди снизят полет.
А нынче Се-Яха расправил широкие плечи,
Охотничьим ухом прислушался к добрым вестям.
И вот с вездеходом повел он степенные речи,
Помощником умным он вышел к желанным гостям.
Геолога русского встретил охотник как брата,
И вырвалась нефть из-под спуда коры ледяной,
И в шапке песцовой красуется ныне богатый
Поселок Се-Яха, обласканный обской волной.

Поэт с любовью пишет о людях и о своем суровом крае: Приход весны сулит радость и оживление, весна у поэта “лебединая”, “река забурлит половодьем веселым”, “поселок овеян крыльями стаи проворной”, ласковая Обь напоит его “животворной водой”. Ненцы – добрые, приветливые, смелые охотники, привыкшие к морозам и метелям. Они готовы быть добрыми соседями русскому человеку, помогать ему, чтобы увидеть свой край богатым, а людей – счастливыми.

6. Учитель эстетики проводит экскурсию.

7. Выставка книг писателей Севера. /Показать и указать авторов/.

Многие писатели–публицисты, очеркисты, сказочники пишут о природе с особой нежностью. Они умеют видеть необычное, делать открытия, восхищаться каждым кустиком, былинкой: глазами неба смотрит на мир голубика, заморозки хитрые, снег – это “белые комары”, зимние дни – месяцы Большой темноты, у недоброго человека сердце – льдина, а брусника – красавица.

8. Чтение сказки Е.Г.Сусой “Первые заморозки”.

Вот какой сказочный, добрый, образный и поэтический мир создала писательница!

9. А теперь давайте послушаем сказки, которые сочинила группа ребят. /Оценка каждой сказки/.

10. Работа экскурсоводов.

“Чувство Севера” живет, нам кажется, в каждом из нас. Северная природа заставляет восхищаться своей необычной красотой, думать и активно выступать в защиту экологии Севера. И каждый это делает по-своему: художники создают картины, писатели – статьи, книги.

11. Работа группы художников класса. /Показ своих рисунков/.

12. Поделки.

13. Выводы.

14. Оценки.

Презентация урока

© Блог ВМЭШ / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Урок-путешествие по теме: "Одноклеточные водоросли" :: Разработка комбинированного урока "Черная металлургия" :: Урок информатики во 2 классе по курсу "Информатика в играх и задачах" :: Занятие по курсу "Технология предпринимательства" на тему: "Реклама и бизнес" :: Учебный проект "Чудеса и загадки Земли" :: Интегрированный урок биологии и географии в 9-м классе: "Экология города и здоровье человека" :: Обобщающий урок-игра по биологии на тему: "Доберемся до вершины" ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:


Школьные занятия: Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD