детские
Хелси и Смарт официальный сайт
Хелси и Смарт официальный сайт

Программа занятий школьного научного экологического общества "Зеленый мир" : Биология

Встречаем год свиньи!

Информационная карта

Продолжительность освоения программы 1 учебный год

Возрастной диапазон начала освоения программы 14–17 лет

Образовательная область: эколого-биологическая

Уровень освоения программы: углубленный

Тип программы: ориентационная

Вид программы по целевой установке: научно-исследовательской ориентации

Вид программы по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности: интегративная

Пояснительная записка

При изучении школьных естественнонаучных дисциплин необходим экологический подход. В предлагаемом курсе учебных занятий основное внимание сосредоточено на тех явлениях, которые вызывают серьезную тревогу о состоянии природной среды и перспективах развития цивилизации. К таким явлениям можно отнести глобальное потепление климата, истощение атмосферного озонового слоя, кислотные дожди, накопление в почве токсичных тяжелых металлов и пестицидов, загрязнение больших территорий радионуклидами, истощение природных ресурсов планеты.

Современные вопросы экологии и охраны окружающей среды рассматриваются на примере Пензенской области и, где это необходимо, на примере краеведческого материала – применительно к Никольскому району.

Занятия в школьном экологическом обществе дадут учащимся научно обоснованное понимание взаимоотношений человека и окружающей среды, помогут выработать способность анализировать факты и материалы, выявить причинно-следственные связи, сформировать практические умения учащихся по анализу различных экологических ситуаций.

Материалы, полученные в процессе занятий общества помогут учащимся 9-11 классов лучше понимать экологические проблемы родного края, сформировать экологическое мышление и окажут большую помощь в изучении школьного курса экологии, биологии и географии.

Программа занятий школьного экологического общества рассчитана на 1 год из расчета трех занятий (3 академических часа) в учебную неделю. Практические работы, проблемные конференции и экскурсии проводятся по мере изучения предложенных тем.

Структура программы

Часть I (вводная). Содержит основные проблемы и задачи, которые предстоит решить в ходе занятий, раскрывает перспективы экологической науки; знакомит учащихся с основными терминами, принятыми в экологии. Основной теоретический материал содержит следующие компоненты: экология как предмет, экология как широчайшая синтетическая наука, общая экология, частная экология, глобальная экология, окружающая среда, природная среда, окружающая среда и современное общество.

Часть II. Рассматривается абиотический аспект взаимодействия организмов с окружающей средой. Основные компоненты: периодичность температурного фактора; жизненные формы растений в зависимости от температурного фактора, адаптации; солнечный свет и его составляющие; экологические характеристики света; группы растений по их отношению к свету, фотопериодизм; вода (свойства и классификация организмов по отношению к воде); экологические свойства атмосферного воздуха и их значение для организмов; свойства почв и их роль в жизнедеятельности организмов; фитоиндикация почв; почва - среда жизни; взаимодействие экофакторов; формы биотических отношений; наиболее простые примеры зоогенных и фитогенных факторов; понятие "биосфера", "биомасса", "энергетика биосферы"; водная среда и ее биота; автотрофное звено сухопутных местообитаний; круговорот воды и ее баланс; химические элементы в биосфере; биогенная миграция и круговорот химических элементов.

Часть III. Основные компоненты: термин "природные ресурсы"; водные ресурсы планеты, России, родного края; хозяйственное водопользование; ресурсная база Мирового океана; биологические ресурсы суши; почвенные ресурсы России и родного края; ресурсы сырья и энергии; рациональное и нерациональное природопользование.

Часть IV. Основные компоненты: разнообразие заповедных объектов; понятия - биосферный заповедник, национальный парк, заказники, зоны покоя, буферные зоны, памятники природы, уникальные ландшафты, искусственные природные объекты; "Красные книги" - основные принципы и положения.

Часть V. Основные компоненты: геомагнитное поле; космическое излучение; ионизирующее излучение; земная радиоактивность; землетрясения; вулканическая деятельность; цунами; ураганы и смерчи; наводнения; засуха.

Часть VI. Основные компоненты: демография как наука; демографические проблемы и возможности биосферы; прогнозы и перспективы; демографическая ситуация и продовольственная проблема; пути решения продовольственной проблемы; основы знаний о антропогенном загрязнении биосферы; атмосфера: смог и кислотные осадки; гидросфера: органическое и неорганическое загрязнение, pH воды; почвы: загрязнение ТМ, нитраты и пестициды как загрязняющий фактор; радиоактивное загрязнение биосферы; тепловое загрязнение оболочек Земли; шум как загрязнитель среды обитания; электромагнитное воздействие на биосферу; война - губительный для биосферы фактор; международная деятельность по охране окружающей среды и природоохранительного просвещения.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  • основные понятия: глобальная экология, мониторинг, ландшафт, антропогенный ландшафт, демография, заповедные объекты, биосфера, биомасса, природные ресурсы, биологические ресурсы, антропогенное воздействие, рациональное и нерациональное природопользование;
  • последствия влияния человека на рельеф, климат, воду, почвы, биоту;
  • характерные черты различных видов антропогенного воздействия на природу Пензенской области;
  • взаимосвязи экологии с другими естественными науками;
  • целостность человека и природы;
  • теоретическое и практическое значение экологических знаний;
  • основные метолы контроля за состоянием окружающей среды;
  • причины экологического кризиса;
  • природоохранные проблемы родного края и возможные пути улучшения экологической обстановки;
  • ценности и нормы, определяющие гуманистическую ориентацию людей в решении глобальных проблем человечества;
  • необходимость личного участия в решение отдельных природоохранных задач.

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры влияния местных проблем на решение глобальных проблем;
  • аргументировать свое мнение по ходу обсуждения конкретных экологических ситуаций;
  • самостоятельно анализировать различные экологические ситуации;
  • прогнозировать развитие событий в природоохранном аспекте на примерах родного края;
  • элементарно оценивать состояние окружающей среды своей местности;
  • анализировать литературу и составлять конспекты и рефераты;
  • грамотно работать с дополнительной литературой, картографическим и статистическим материалом;
  • составлять экологическую характеристику местности;
  • оценивать природные и биологические ресурсы родного края;
  • объяснять многоаспектное значение окружающей природы в жизни и хозяйственной деятельности человека.

Тематическое планирование работы школьного научного экологического общества

Лекционные занятия

Часть I. Экология: основные понятия и предмет исследования

Основные представления об экологии. Краткий обзор истории экологических наук.

1 час

Экология и управление природными ресурсами. Будущее экологии

1 час

Термины, принятые в экологии

1 час

Количественные и качественные показатели в экологии

1 час

Часть II. Среда и условия существования организмов. Биосфера

Раздел 1. Среда и экологические факторы абиотического типа

1 час

Температура и солнечный свет

1 час

Вода (свойства и классификация организмов в зависимости от потребностей в воде)

1 час

Атмосфера (состав и его значение для живого)

1 час

Почвенный покров Земли (почва среда жизни, орографические и эдафические факторы)

1 час

Взаимодействие экологических факторов (обобщение)

1 час

Раздел 2. Биотические факторы и типы взаимоотношений организмов

1 час

Формы биотических отношений

1 час

Наиболее простые примеры зоогенных и фитогенных факторов

1 час

Раздел 3. Биосфера

1 час

Живое вещество биосферы

1 час

Водные и сухопутные местообитания. Экосистемы

1 час

Круговорот веществ и химических элементов в биосфере

2 часа

Часть III. Природные ресурсы

Раздел 1. Природные ресурсы гидросферы

1 час

Ресурсная база Мирового океана

1 час

Хозяйственное водопользование

1 час

Раздел 2. Ресурсы суши

1 час

Биологические ресурсы

1 час

Почвенные ресурсы

1 час

Ресурсы сырья и энергии

1 час

Часть IV. Охрана растительного и животного мира. Заповедные объекты

Заповедники: критерии и характеристика

1 час

Заповедные объекты Пензенской области

1 час

Красные книги. Основные принципы и положения

2 часа

Часть V. Естественные факторы воздействия на биосферу

Геомагнитное поле. Космическое излучение

1 час

Землетрясения. Вулканическая деятельность. Цунами

2 часа

Ураганы. Смерчи. Наводнения

2 часа

Засуха

1 час

Часть VI. Воздействие человека на биосферу и охрана природы

Раздел 1. Демографические проблемы и возможности биосферы

1 час

Демографические прогнозы и перспективы

1 час

Народонаселение и продовольственная проблема

1 час

Раздел 2. Антропогенное загрязнение биосферы

1 час

Загрязнение атмосферы. Смог. Кислотные дожди

2 часа

Загрязнение гидросферы. Кислотность воды

1 час

Загрязнение почв. Нитраты. Пестициды. Кислотность

2 часа

Радиоактивное загрязнение планеты

1 час

Радиоактивное загрязнение России

1 час

Тепловое загрязнение

1 час

Шум как загрязнитель окружающей нас природы

1 час

Воздействие на человека электромагнитных излучений

1 час

Война – губительный для биосферы фактор

1 час

Международная деятельность по охране окружающей среды

1 час

 

итого 52

Проблемные конференции

Биосфера - хрупкое естественное образование?

1 час

Природные уникумы Митищинского района

1 час

Антропогенные ландшафты Мытищ - зло или благо?

1 час

Нужны ли "Красные книги" Московской области?

1 час

Особо охраняемые территории Московской области

1 час

Естественные факторы воздействия на биосферу

1 час

Воздействие человека на биосферу

1 час

Антропогенное загрязнение оболочек Земли на примерах родного края

1 час

Главные принципы охраны природы Московской области

1 час

Для чего нам генофонд животных и растений?

1 час

 

итого 10

Практические работы
  1. Кислотность различных сред и растворов (Т)

1 час

  • Определение кислотности почвенного образца

1 час

  • Методика отбора проб снега и определение кислотности снежного покрова

1 час

  • Наблюдения за прозрачностью атмосферы в различное время суток

3 часа

  • Методики контроля за радиоактивным фоном в помещении (Т)

1 час

  • Исследование радиационного фона различных ландшафтов

2 часа

  • Демонстрация способности СО2 поглощать ИФ-излучение (“парниковый эффект”)

1 час

  • Методики исследования содержания тяжелых металлов в продуктах питания (Т)

1 час

  • Исследование пищевой металлической упаковки на избыток свинца

1 час

  • Влияние коррозии металлов на загрязнение окружающей природы

1 час

  • Отработка методик поиска геопатогенных участков города Никольска (Т)

2 часа

  • Изучение влияния оксида серы (IV) на растения

3 часа

  • Основы биоиндикации на основе липы

2 часа

  • Оценка микроклимата школьного помещения

1 час

  • Оценка микроклимата жилой комнаты

1 час

  • Составление экологической карты Никольского района

3 часа

 

итого 25

Экскурсии в природу

12 часов

   

Итого: 99 академических часов + резервное время 3 часа

(Т) - теоретическое занятие, основанное на сообщениях учащихся

Литература

  1. Бухвалов В. Методы экологических исследований. – М.: "Варяг". 1995. 167 с.
  2. Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. Учеб. для 10–11 кл. профил. шк. – М.: Просвещение, 1998. 270 с.*
  3. Дорогань Л., Филиппов В. Экологический практикум. – Воронеж: Изд. Воронеж. обл. ин-та повышения квалификации и переподготовки работников образования. 1994. 39 с.
  4. Израэль Ю. Экология и контроль состояния природной среды. – М.: Гидрометеоиздат. 1984. С.5–15.
  5. Колбовский Е. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. - Ярославль: "Академия развития", "Академия и К0". 1998. 255 с.*
  6. Методика экологических мониторинговых исследований организмов, популяций, сообществ. Методические рекомендации. – Пенза, 1998. 103 с.
  7. Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. В 2-х т. – М.: Мир. 1993.
  8. Пензенская лесостепь. Учебное пособие по экологии под общ. ред. Т.А. Чернецовой. – Пенза. 1999. 176 с.*
  9. Польский Б.Н. Рассказы о почве. Пособие для учащихся. – Изд. 2-е, перераб. – М.: Просвещение. 1977. 144 с.*
  10. Раймерс Н. Природопользование. М.: Мысль. 1990. С. 31–129.*
  11. Ревелль П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания. Т.1. – М.: "Мир". 1994. 340 с.
  12. Ревелль П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания. Т.3. – М.: "Мир". 1995. 294 с.
  13. Сытник К., Брайон А., Гордецкий А. Биосфера, экология и охрана природы. Справочное пособие. – Киев: "Наукова думка". 1987. С. 24-471.
  14. Таранина Л. Экологический практикум для студентов и школьников (биоиндикация загрязненной среды). – М.: "АРГУС". 1997. 80 с.
  15. Углубленное изучение экологии в школе. – Н. Новгород. 1991. 37 с.
  16. Шустов С.Б., Шустова Л.В. Химические основы экологии. Учебное пособие. – М.: Просвещение. 1995. 240 с.
  17. Экология. Школьный справочник. - Ярославль: "Академия развития". 1998. 240 с.
  18. Экология и охрана природы. пособие для слушателей экологической школы. – Н. Новгород. 1991. 30 с.*
  19. Экологический практикум. – Н. Новгород. 1995. 128 с.
  20. Экология человека (словарь-справочник). Под общей ред. Н. Агаджаняна. – М.: Крук. 1997. С. 5-21.*

_________________

Значком * помечена литература, рекомендованная для учащихся.

© Блог Хелси и Смарт / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Урок физики: "Кипение" :: Внеклассное мероприятие по физике. Тема: "Физика человека" :: Игра по естествознанию "Счастливый случай" :: Краеведение в начальной школе. Уроки развития речи с использованием материала по краеведению :: Из опыта работы: сценарий вечера, посвященного истории государственной символики, и сценарий игры "Аукцион" :: Обеспечение разноуровневого обучения физике учащихся 10-го класса средствами интегральной технологии :: Программированный опрос по физике в малокомплектных школах ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:


Школьные занятия: Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD