детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Урок-лекция-провокация "Развитие органического мира в Мезозое" : Биология

Задачи: Выявить главные события, происходящие в мезозое, ароморфозы, возникшие в растительном и животном мире. Развивать навыки работы со звучащим текстом, анализировать его, делать выводы, а также развивать внимание и критическое мышление.

Учитель: Сегодня вы прослушаете лекцию о развитии органического мира в Мезозое. По ходу лекции вы должны составить сложный план, а также в излагаемом материале, обнаружить ошибочные сведения, противоречивые утверждения, неточности и зафиксировать их в своих тетрадях. Записи делаем в тетради в виде таблицы.

План лекции.

Ошибки.

Правильный ответ.

Лекция.

Мезозойская эра (от греч. “мезос” - “средний” и “зоэ” - “жизнь” - эра “средней жизни”.) наступила после каменноугольного периода. Она продолжалась 165 млн. лет и состояла из трех последовательных периодов: триасового, юрского и мелового.

Триас (от греч. “триас” – “троичность”) – время господства земноводных на суше, в воздухе и в воде. На значительной части земного шара установился континентальный климат, шло сокращение внутренних водоемов, развиваются пустынные ландшафты. Наблюдается хорошо выраженная ботанико-географическая зональность. Уже появляются морские пресмыкающиеся – ихтиозавры (рыбоящеры), летающие ящеры (птерозавры), полуводные ящеры (плезиозавры). Преобладают архозавры, предшественники многочисленных и разнообразных динозавров. Из древних пресмыкающихся триасового периода до наших дней дожили черепахи и гаттерия. Гаттерия – настоящее “живое ископаемое”, сохранившееся ныне лишь на нескольких островах близ Новой Зеландии. Распространяются крылатые рептилии – птерозавры и гигантские птеродактили с размахом крыльев до 15 м. Морские головоногие моллюски – аммониты – весьма разнообразны, но к концу триаса вымирают. Зато появляются черепахи и крокодилы, а в конце периода и первые примитивные млекопитающие: небольшие по размерам, с волосяным покровом. Они возникли от одной из групп травоядных пресмыкающихся – тераспид, или звероподобных. Млекопитающие пока занимают подчиненное положение среди других наземных позвоночных. Они имели двухкамерное сердце и постоянную температуру тела, тогда как у других животных она была не постоянной. Эти особенности способствовали усилению обмена веществ и превращению энергии, которой они обладали. Млекопитающие получили возможность вести деятельную жизнь в то время, когда пресмыкающиеся погружались в спячку. Зародыши у млекопитающих развивались внутри тела матери, после рождения вскармливались ее молоком и по сравнению с потомством других животных истреблялись в меньшей степени. Вместе с постоянной температурой тела защитой от холода им служил волосяной покров. У современных яйцекладущих – утконоса, кенгуру и ехидны – сохранились некоторые черты, приближающие их к пресмыкающимся.

Увеличивается многообразие споровых растений. Именно в триасовом периоде возникают практически все существующие и поныне их порядки и семейства: не только саговники и гинкго, но и хвойные, образующие обширные леса. Голосеменные перешли к новому способу оплодотворения. Половые клетки у них стали развиваться во внутренних тканях. Мужская половая клетка двигалась к женской по пыльцевой трубке без участия воды. Это был ароморфоз исключительно крупного значения, во многом обеспечивший дальнейшее завоевание суши растениями.

Юрский период более важный по сравнению с триасом. В нем возрастает число и разнообразие морских черепах и крокодилов, процветают плезиозавры и ихтиозавры. Появляются первые птицы – археоптериксы. Они произошли от вполне сформированных рептилий – мелких ящерообразных хищных пресмыкающихся, обитавших на деревьях. У лазающих рептилий чешуя видоизменилась в перья. Развитие перьевого покрова и приспособлений к полету вместе с повышением организации нервной (усложнение головного мозга и более сложное поведение) и кровеносной систем было тем крупным ароморфозным изменением, которое привело к возникновению птиц. Летающие ящеры к концу мезозоя вытесняют птиц, обладая важными преимуществами, выработанными естественным отбором на основе наследственных изменений. Крылья приводились в движение сильными мышцами; теплокровность, четырехкамерное сердце, утрата одной из двух дуг аорты (левой) обеспечивали усиленное развитие обмена веществ и превращение их энергии; забота о потомстве облегчала выживание. Это время безраздельного господства динозавров, которые достигли удивительного многообразия и приспособились к различным условиям, заселив многие районы Земли. В растительном мире по-прежнему лидируют мхи, папоротники, хвощи.

В меловой период в морях и океанах преобладают хищные морские пресмыкающиеся. Возникают новые группы динозавров, порой особо причудливой внешности (среди гигантских хищников – тиранозавры, достигавшие 14 м. в длину и 6 м в высоту). На суше также много растительноядных динозавров, например “утконосых”. Прибрежные участки водоемов населяют гигантские крокодилы – дейнозухии, до 12 м. в длину. В воздухе парят “летающие змеи” – кетцалькоатли. В морях водились различные виды моллюсков, иглокожих, хотя многие из них вымерли к концу мезозойской эры. Поразительного развития достигли корненожки, известковые раковины которых образовали громадные залежи мела. Древние костистые рыбы были вытеснены возникшими еще в триасе настоящими хрящевыми рыбами, которые быстрее плавали и активнее захватывали добычу при помощи хорошо развитых челюстей.

К концу мелового периода состав растительного и животного мира начинает коренным образом меняться. Появляются и быстро завоевывают сушу голосеменные растения. Их развитие способствует росту разнообразия насекомых. У покрытосеменных произошел крупный ароморфоз – развитие цветка. Покрытосеменные приобрели ряд важных приспособлений по сравнению с голосеменными. Семяпочки покрытосеменных скрыты в завязи, семена развиваются внутри плода, лучше защищены и обеспечены питательным материалом. У них яркие душистые цветки, привлекающие насекомых, и огромная поглощающая поверхность листьев и корней. Развитие листьев, стеблей, характер ветвления обеспечили наилучшее поглощение и использование солнечного света.

Однако животный мир несет потери: вымирают многие группы пресмыкающихся, в том числе динозавры и птерозавры, а также аммониты и многие другие морские животные.

Далее учащиеся называют допущенные ошибки, а учитель воспроизводит соответствующий отрывок лекции. Происходит обсуждение ошибки и выяснение того, почему утверждение неверно.

Ошибки.

1. Мезозойская эра (от греч. “мезос” – “средний” и “зоэ” – “жизнь” – эра “средней жизни”) наступила после пермского периода. (Каменноугольный период – это промежуточный период между девонским и пермским периодом Палеозоя.)

2. Триас (от греч. “триас” – “троичность”) – время господства пресмыкающихся на суше, в воздухе и в воде. (Господство земноводных происходило в Палеозойскую эру, когда на Земле были соответствующие условия среды.)

3. Они возникли от одной из групп хищных пресмыкающихся – тераспид, или звероподобных. (Звероподобные не могут быть травоядными.)

4. Они имели четырехкамерное сердце и постоянную температуру тела, тогда как у других животных она была не постоянной. (Двухкамерное сердце имеют – рыбы.)

5. У современных яйцекладущих – утконоса, кенгуру и ехидны – сохранились некоторые черты, приближающие их к пресмыкающимся. (Кенгуру – сумчатое животное.)

6. Увеличивается многообразие хвойных растений. (Споровые растения господствовали в Палеозое. В связи с изменением климатических условий происходило уменьшение их количества.)

7. Птицы к концу мезозоя вытесняют летающих ящеров, обладая важными преимуществами, выработанными естественным отбором на основе наследственных изменений. (Летающие ящеры не могут конкурировать с птицами.)

8. В растительном мире по-прежнему лидируют папоротники и голосеменные растения. (Мхи, папоротники, хвощи уступают место высшим растениям в связи с изменением климатических условий.)

9. Древние костистые рыбы были вытеснены возникшими еще в триасе настоящими хрящевыми рыбами, которые быстрее плавали и активнее захватывали добычу при помощи хорошо развитых челюстей. (Хрящевые рыбы в процессе эволюции возникли раньше, чем костные рыбы.)

10. Появляются и быстро завоевывают сушу покрытосеменные растения. (Покрытосеменные растения к концу мелового периода заняли господствующее положение.)

Все работы оцениваются, в том числе и аргументированность “ошибки”.

Задание: Посмотрите отрывок видеофильма о причинах исчезновения крупных пресмыкающихся в процессе эволюции. Какие еще гипотезы исчезновения крупных пресмыкающихся в процессе эволюции вы можете назвать?

Учащиеся называют гипотезы исчезновения динозавров, среди которых:

  1. тектонические гипотезы, согласно которым причина вымирания лежит в изменении конфигурации континентов и океанов, обусловленных тектоническими движениями;
  2. гипотеза климатических изменений – изменение климата является причиной глобального кризиса;
  3. гипотеза газовых факторов – вымирание происходит вследствие изменения соотношения газов в атмосфере;
  4. вымирание происходит из-за резких изменений количества микроэлементов;
  5. вымирание является следствием воздействия радиоактивных элементов;
  6. повышение температуры от падения метеоритов – в этом основная причина;
  7. ультрафиолетовая радиация;
  8. космические факторы (например, взрыв сверхновой звезды) есть причина массовой гибели организмов;
  9. от отравления стрихнином из-за того, что ели непривычную пищу – покрытосеменные растения.

 

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Записи в тетрадях проверяет сам учитель или ученик – лаборант.

Домашнее задание: Прочитать параграф №55. Продолжить заполнение таблицы “Важнейшие ароморфозы растительного и животного мира в ходе эволюции ”.

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Урок математики "Путешествие в цирк" на тему: "Доли" (школа России) :: Урок геометрии в 1-м классе по теме: "Из чего город построен" :: Сочинение-описание по картине Н.П.Крымова "Зимний вечер" с использованием искусствоведческого текста и элементами комплексного анализа текста :: Специфика формирования учебного плана лицея естественных наук :: "Решение задач в зоологическом саду" (урок математики в 5-м класс) :: Джон Уик 2 ( John Wick: Chapter Two ), 2017 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list36.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 44

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list36.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 44

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list36.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 44
Сила мечты ( The Soviet Revolution Told Through its Cinema ), 2017 ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:


Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 329

Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www) [function.include]: failed to open stream: No such device in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 329

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/detishka.ru/www/' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 329

1 сентября, в День Знаний, уроки должны быть особенными, запоминающимися и задающими тон на весь учебный год!

Урок-лекция-провокация "Развитие органического мира в Мезозое" : Биология

Задачи: Выявить главные события, происходящие в мезозое, ароморфозы, возникшие в растительном и животном мире. Развивать навыки работы со звучащим текстом, анализировать его, делать выводы, а также развивать внимание и критическое мышление.

Учитель: Сегодня вы прослушаете лекцию о развитии органического мира в Мезозое. По ходу лекции вы должны составить сложный план, а также в излагаемом материале, обнаружить ошибочные сведения, противоречивые утверждения, неточности и зафиксировать их в своих тетрадях. Записи делаем в тетради в виде таблицы.

План лекции.

Ошибки.

Правильный ответ.

Лекция.

Мезозойская эра (от греч. “мезос” - “средний” и “зоэ” - “жизнь” - эра “средней жизни”.) наступила после каменноугольного периода. Она продолжалась 165 млн. лет и состояла из трех последовательных периодов: триасового, юрского и мелового.

Триас (от греч. “триас” – “троичность”) – время господства земноводных на суше, в воздухе и в воде. На значительной части земного шара установился континентальный климат, шло сокращение внутренних водоемов, развиваются пустынные ландшафты. Наблюдается хорошо выраженная ботанико-географическая зональность. Уже появляются морские пресмыкающиеся – ихтиозавры (рыбоящеры), летающие ящеры (птерозавры), полуводные ящеры (плезиозавры). Преобладают архозавры, предшественники многочисленных и разнообразных динозавров. Из древних пресмыкающихся триасового периода до наших дней дожили черепахи и гаттерия. Гаттерия – настоящее “живое ископаемое”, сохранившееся ныне лишь на нескольких островах близ Новой Зеландии. Распространяются крылатые рептилии – птерозавры и гигантские птеродактили с размахом крыльев до 15 м. Морские головоногие моллюски – аммониты – весьма разнообразны, но к концу триаса вымирают. Зато появляются черепахи и крокодилы, а в конце периода и первые примитивные млекопитающие: небольшие по размерам, с волосяным покровом. Они возникли от одной из групп травоядных пресмыкающихся – тераспид, или звероподобных. Млекопитающие пока занимают подчиненное положение среди других наземных позвоночных. Они имели двухкамерное сердце и постоянную температуру тела, тогда как у других животных она была не постоянной. Эти особенности способствовали усилению обмена веществ и превращению энергии, которой они обладали. Млекопитающие получили возможность вести деятельную жизнь в то время, когда пресмыкающиеся погружались в спячку. Зародыши у млекопитающих развивались внутри тела матери, после рождения вскармливались ее молоком и по сравнению с потомством других животных истреблялись в меньшей степени. Вместе с постоянной температурой тела защитой от холода им служил волосяной покров. У современных яйцекладущих – утконоса, кенгуру и ехидны – сохранились некоторые черты, приближающие их к пресмыкающимся.

Увеличивается многообразие споровых растений. Именно в триасовом периоде возникают практически все существующие и поныне их порядки и семейства: не только саговники и гинкго, но и хвойные, образующие обширные леса. Голосеменные перешли к новому способу оплодотворения. Половые клетки у них стали развиваться во внутренних тканях. Мужская половая клетка двигалась к женской по пыльцевой трубке без участия воды. Это был ароморфоз исключительно крупного значения, во многом обеспечивший дальнейшее завоевание суши растениями.

Юрский период более важный по сравнению с триасом. В нем возрастает число и разнообразие морских черепах и крокодилов, процветают плезиозавры и ихтиозавры. Появляются первые птицы – археоптериксы. Они произошли от вполне сформированных рептилий – мелких ящерообразных хищных пресмыкающихся, обитавших на деревьях. У лазающих рептилий чешуя видоизменилась в перья. Развитие перьевого покрова и приспособлений к полету вместе с повышением организации нервной (усложнение головного мозга и более сложное поведение) и кровеносной систем было тем крупным ароморфозным изменением, которое привело к возникновению птиц. Летающие ящеры к концу мезозоя вытесняют птиц, обладая важными преимуществами, выработанными естественным отбором на основе наследственных изменений. Крылья приводились в движение сильными мышцами; теплокровность, четырехкамерное сердце, утрата одной из двух дуг аорты (левой) обеспечивали усиленное развитие обмена веществ и превращение их энергии; забота о потомстве облегчала выживание. Это время безраздельного господства динозавров, которые достигли удивительного многообразия и приспособились к различным условиям, заселив многие районы Земли. В растительном мире по-прежнему лидируют мхи, папоротники, хвощи.

В меловой период в морях и океанах преобладают хищные морские пресмыкающиеся. Возникают новые группы динозавров, порой особо причудливой внешности (среди гигантских хищников – тиранозавры, достигавшие 14 м. в длину и 6 м в высоту). На суше также много растительноядных динозавров, например “утконосых”. Прибрежные участки водоемов населяют гигантские крокодилы – дейнозухии, до 12 м. в длину. В воздухе парят “летающие змеи” – кетцалькоатли. В морях водились различные виды моллюсков, иглокожих, хотя многие из них вымерли к концу мезозойской эры. Поразительного развития достигли корненожки, известковые раковины которых образовали громадные залежи мела. Древние костистые рыбы были вытеснены возникшими еще в триасе настоящими хрящевыми рыбами, которые быстрее плавали и активнее захватывали добычу при помощи хорошо развитых челюстей.

К концу мелового периода состав растительного и животного мира начинает коренным образом меняться. Появляются и быстро завоевывают сушу голосеменные растения. Их развитие способствует росту разнообразия насекомых. У покрытосеменных произошел крупный ароморфоз – развитие цветка. Покрытосеменные приобрели ряд важных приспособлений по сравнению с голосеменными. Семяпочки покрытосеменных скрыты в завязи, семена развиваются внутри плода, лучше защищены и обеспечены питательным материалом. У них яркие душистые цветки, привлекающие насекомых, и огромная поглощающая поверхность листьев и корней. Развитие листьев, стеблей, характер ветвления обеспечили наилучшее поглощение и использование солнечного света.

Однако животный мир несет потери: вымирают многие группы пресмыкающихся, в том числе динозавры и птерозавры, а также аммониты и многие другие морские животные.

Далее учащиеся называют допущенные ошибки, а учитель воспроизводит соответствующий отрывок лекции. Происходит обсуждение ошибки и выяснение того, почему утверждение неверно.

Ошибки.

1. Мезозойская эра (от греч. “мезос” – “средний” и “зоэ” – “жизнь” – эра “средней жизни”) наступила после пермского периода. (Каменноугольный период – это промежуточный период между девонским и пермским периодом Палеозоя.)

2. Триас (от греч. “триас” – “троичность”) – время господства пресмыкающихся на суше, в воздухе и в воде. (Господство земноводных происходило в Палеозойскую эру, когда на Земле были соответствующие условия среды.)

3. Они возникли от одной из групп хищных пресмыкающихся – тераспид, или звероподобных. (Звероподобные не могут быть травоядными.)

4. Они имели четырехкамерное сердце и постоянную температуру тела, тогда как у других животных она была не постоянной. (Двухкамерное сердце имеют – рыбы.)

5. У современных яйцекладущих – утконоса, кенгуру и ехидны – сохранились некоторые черты, приближающие их к пресмыкающимся. (Кенгуру – сумчатое животное.)

6. Увеличивается многообразие хвойных растений. (Споровые растения господствовали в Палеозое. В связи с изменением климатических условий происходило уменьшение их количества.)

7. Птицы к концу мезозоя вытесняют летающих ящеров, обладая важными преимуществами, выработанными естественным отбором на основе наследственных изменений. (Летающие ящеры не могут конкурировать с птицами.)

8. В растительном мире по-прежнему лидируют папоротники и голосеменные растения. (Мхи, папоротники, хвощи уступают место высшим растениям в связи с изменением климатических условий.)

9. Древние костистые рыбы были вытеснены возникшими еще в триасе настоящими хрящевыми рыбами, которые быстрее плавали и активнее захватывали добычу при помощи хорошо развитых челюстей. (Хрящевые рыбы в процессе эволюции возникли раньше, чем костные рыбы.)

10. Появляются и быстро завоевывают сушу покрытосеменные растения. (Покрытосеменные растения к концу мелового периода заняли господствующее положение.)

Все работы оцениваются, в том числе и аргументированность “ошибки”.

Задание: Посмотрите отрывок видеофильма о причинах исчезновения крупных пресмыкающихся в процессе эволюции. Какие еще гипотезы исчезновения крупных пресмыкающихся в процессе эволюции вы можете назвать?

Учащиеся называют гипотезы исчезновения динозавров, среди которых:

  1. тектонические гипотезы, согласно которым причина вымирания лежит в изменении конфигурации континентов и океанов, обусловленных тектоническими движениями;
  2. гипотеза климатических изменений – изменение климата является причиной глобального кризиса;
  3. гипотеза газовых факторов – вымирание происходит вследствие изменения соотношения газов в атмосфере;
  4. вымирание происходит из-за резких изменений количества микроэлементов;
  5. вымирание является следствием воздействия радиоактивных элементов;
  6. повышение температуры от падения метеоритов – в этом основная причина;
  7. ультрафиолетовая радиация;
  8. космические факторы (например, взрыв сверхновой звезды) есть причина массовой гибели организмов;
  9. от отравления стрихнином из-за того, что ели непривычную пищу – покрытосеменные растения.

 

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Записи в тетрадях проверяет сам учитель или ученик – лаборант.

Домашнее задание: Прочитать параграф №55. Продолжить заполнение таблицы “Важнейшие ароморфозы растительного и животного мира в ходе эволюции ”.

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Invalid query: Table 'u190093.poznanie_content' doesn't exist