детские
Хелси и Смарт официальный сайт
Хелси и Смарт официальный сайт

Урок-лекция-провокация "Развитие органического мира в Мезозое" : Биология

Задачи: Выявить главные события, происходящие в мезозое, ароморфозы, возникшие в растительном и животном мире. Развивать навыки работы со звучащим текстом, анализировать его, делать выводы, а также развивать внимание и критическое мышление.

Учитель: Сегодня вы прослушаете лекцию о развитии органического мира в Мезозое. По ходу лекции вы должны составить сложный план, а также в излагаемом материале, обнаружить ошибочные сведения, противоречивые утверждения, неточности и зафиксировать их в своих тетрадях. Записи делаем в тетради в виде таблицы.

План лекции.

Ошибки.

Правильный ответ.

Лекция.

Мезозойская эра (от греч. “мезос” - “средний” и “зоэ” - “жизнь” - эра “средней жизни”.) наступила после каменноугольного периода. Она продолжалась 165 млн. лет и состояла из трех последовательных периодов: триасового, юрского и мелового.

Триас (от греч. “триас” – “троичность”) – время господства земноводных на суше, в воздухе и в воде. На значительной части земного шара установился континентальный климат, шло сокращение внутренних водоемов, развиваются пустынные ландшафты. Наблюдается хорошо выраженная ботанико-географическая зональность. Уже появляются морские пресмыкающиеся – ихтиозавры (рыбоящеры), летающие ящеры (птерозавры), полуводные ящеры (плезиозавры). Преобладают архозавры, предшественники многочисленных и разнообразных динозавров. Из древних пресмыкающихся триасового периода до наших дней дожили черепахи и гаттерия. Гаттерия – настоящее “живое ископаемое”, сохранившееся ныне лишь на нескольких островах близ Новой Зеландии. Распространяются крылатые рептилии – птерозавры и гигантские птеродактили с размахом крыльев до 15 м. Морские головоногие моллюски – аммониты – весьма разнообразны, но к концу триаса вымирают. Зато появляются черепахи и крокодилы, а в конце периода и первые примитивные млекопитающие: небольшие по размерам, с волосяным покровом. Они возникли от одной из групп травоядных пресмыкающихся – тераспид, или звероподобных. Млекопитающие пока занимают подчиненное положение среди других наземных позвоночных. Они имели двухкамерное сердце и постоянную температуру тела, тогда как у других животных она была не постоянной. Эти особенности способствовали усилению обмена веществ и превращению энергии, которой они обладали. Млекопитающие получили возможность вести деятельную жизнь в то время, когда пресмыкающиеся погружались в спячку. Зародыши у млекопитающих развивались внутри тела матери, после рождения вскармливались ее молоком и по сравнению с потомством других животных истреблялись в меньшей степени. Вместе с постоянной температурой тела защитой от холода им служил волосяной покров. У современных яйцекладущих – утконоса, кенгуру и ехидны – сохранились некоторые черты, приближающие их к пресмыкающимся.

Увеличивается многообразие споровых растений. Именно в триасовом периоде возникают практически все существующие и поныне их порядки и семейства: не только саговники и гинкго, но и хвойные, образующие обширные леса. Голосеменные перешли к новому способу оплодотворения. Половые клетки у них стали развиваться во внутренних тканях. Мужская половая клетка двигалась к женской по пыльцевой трубке без участия воды. Это был ароморфоз исключительно крупного значения, во многом обеспечивший дальнейшее завоевание суши растениями.

Юрский период более важный по сравнению с триасом. В нем возрастает число и разнообразие морских черепах и крокодилов, процветают плезиозавры и ихтиозавры. Появляются первые птицы – археоптериксы. Они произошли от вполне сформированных рептилий – мелких ящерообразных хищных пресмыкающихся, обитавших на деревьях. У лазающих рептилий чешуя видоизменилась в перья. Развитие перьевого покрова и приспособлений к полету вместе с повышением организации нервной (усложнение головного мозга и более сложное поведение) и кровеносной систем было тем крупным ароморфозным изменением, которое привело к возникновению птиц. Летающие ящеры к концу мезозоя вытесняют птиц, обладая важными преимуществами, выработанными естественным отбором на основе наследственных изменений. Крылья приводились в движение сильными мышцами; теплокровность, четырехкамерное сердце, утрата одной из двух дуг аорты (левой) обеспечивали усиленное развитие обмена веществ и превращение их энергии; забота о потомстве облегчала выживание. Это время безраздельного господства динозавров, которые достигли удивительного многообразия и приспособились к различным условиям, заселив многие районы Земли. В растительном мире по-прежнему лидируют мхи, папоротники, хвощи.

В меловой период в морях и океанах преобладают хищные морские пресмыкающиеся. Возникают новые группы динозавров, порой особо причудливой внешности (среди гигантских хищников – тиранозавры, достигавшие 14 м. в длину и 6 м в высоту). На суше также много растительноядных динозавров, например “утконосых”. Прибрежные участки водоемов населяют гигантские крокодилы – дейнозухии, до 12 м. в длину. В воздухе парят “летающие змеи” – кетцалькоатли. В морях водились различные виды моллюсков, иглокожих, хотя многие из них вымерли к концу мезозойской эры. Поразительного развития достигли корненожки, известковые раковины которых образовали громадные залежи мела. Древние костистые рыбы были вытеснены возникшими еще в триасе настоящими хрящевыми рыбами, которые быстрее плавали и активнее захватывали добычу при помощи хорошо развитых челюстей.

К концу мелового периода состав растительного и животного мира начинает коренным образом меняться. Появляются и быстро завоевывают сушу голосеменные растения. Их развитие способствует росту разнообразия насекомых. У покрытосеменных произошел крупный ароморфоз – развитие цветка. Покрытосеменные приобрели ряд важных приспособлений по сравнению с голосеменными. Семяпочки покрытосеменных скрыты в завязи, семена развиваются внутри плода, лучше защищены и обеспечены питательным материалом. У них яркие душистые цветки, привлекающие насекомых, и огромная поглощающая поверхность листьев и корней. Развитие листьев, стеблей, характер ветвления обеспечили наилучшее поглощение и использование солнечного света.

Однако животный мир несет потери: вымирают многие группы пресмыкающихся, в том числе динозавры и птерозавры, а также аммониты и многие другие морские животные.

Далее учащиеся называют допущенные ошибки, а учитель воспроизводит соответствующий отрывок лекции. Происходит обсуждение ошибки и выяснение того, почему утверждение неверно.

Ошибки.

1. Мезозойская эра (от греч. “мезос” – “средний” и “зоэ” – “жизнь” – эра “средней жизни”) наступила после пермского периода. (Каменноугольный период – это промежуточный период между девонским и пермским периодом Палеозоя.)

2. Триас (от греч. “триас” – “троичность”) – время господства пресмыкающихся на суше, в воздухе и в воде. (Господство земноводных происходило в Палеозойскую эру, когда на Земле были соответствующие условия среды.)

3. Они возникли от одной из групп хищных пресмыкающихся – тераспид, или звероподобных. (Звероподобные не могут быть травоядными.)

4. Они имели четырехкамерное сердце и постоянную температуру тела, тогда как у других животных она была не постоянной. (Двухкамерное сердце имеют – рыбы.)

5. У современных яйцекладущих – утконоса, кенгуру и ехидны – сохранились некоторые черты, приближающие их к пресмыкающимся. (Кенгуру – сумчатое животное.)

6. Увеличивается многообразие хвойных растений. (Споровые растения господствовали в Палеозое. В связи с изменением климатических условий происходило уменьшение их количества.)

7. Птицы к концу мезозоя вытесняют летающих ящеров, обладая важными преимуществами, выработанными естественным отбором на основе наследственных изменений. (Летающие ящеры не могут конкурировать с птицами.)

8. В растительном мире по-прежнему лидируют папоротники и голосеменные растения. (Мхи, папоротники, хвощи уступают место высшим растениям в связи с изменением климатических условий.)

9. Древние костистые рыбы были вытеснены возникшими еще в триасе настоящими хрящевыми рыбами, которые быстрее плавали и активнее захватывали добычу при помощи хорошо развитых челюстей. (Хрящевые рыбы в процессе эволюции возникли раньше, чем костные рыбы.)

10. Появляются и быстро завоевывают сушу покрытосеменные растения. (Покрытосеменные растения к концу мелового периода заняли господствующее положение.)

Все работы оцениваются, в том числе и аргументированность “ошибки”.

Задание: Посмотрите отрывок видеофильма о причинах исчезновения крупных пресмыкающихся в процессе эволюции. Какие еще гипотезы исчезновения крупных пресмыкающихся в процессе эволюции вы можете назвать?

Учащиеся называют гипотезы исчезновения динозавров, среди которых:

  1. тектонические гипотезы, согласно которым причина вымирания лежит в изменении конфигурации континентов и океанов, обусловленных тектоническими движениями;
  2. гипотеза климатических изменений – изменение климата является причиной глобального кризиса;
  3. гипотеза газовых факторов – вымирание происходит вследствие изменения соотношения газов в атмосфере;
  4. вымирание происходит из-за резких изменений количества микроэлементов;
  5. вымирание является следствием воздействия радиоактивных элементов;
  6. повышение температуры от падения метеоритов – в этом основная причина;
  7. ультрафиолетовая радиация;
  8. космические факторы (например, взрыв сверхновой звезды) есть причина массовой гибели организмов;
  9. от отравления стрихнином из-за того, что ели непривычную пищу – покрытосеменные растения.

 

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Записи в тетрадях проверяет сам учитель или ученик – лаборант.

Домашнее задание: Прочитать параграф №55. Продолжить заполнение таблицы “Важнейшие ароморфозы растительного и животного мира в ходе эволюции ”.

© Блог Хелси и Смарт / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Реализация концепции личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании младших школьников :: Модель интегрированного урока здоровья (урок здоровья – ЛФК). 1–2-е классы :: О положительном опыте изучения проверяемых безударных гласных в корне слова :: Урок-экскурсия "Фабрика слов" :: Психокоррекционный комплекс индивидуальной помощи подросткам группы риска "Преодоление" :: Интегрированный урок: математика + природоведение на тему: "Литр". 1-й класс :: Нетрадиционные формы промежуточного контроля знаний учащихся на уроках русского языка и литературы ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:
Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет! - Хелси и Смарт

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Карта ветров и загрязнения воздуха в режиме реального времени

Пока сайт Мосэкомониторинга никак не откроется вновь, предлагаю посмотреть на глобальную карту ветров с данными загрязненности воздуха диоксидом серы, предоставляемую NASA. Эта карта настолько завораживает, что на нее можно смотреть вечно.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет! - Хелси и Смарт

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Карта ветров и загрязнения воздуха в режиме реального времени

Пока сайт Мосэкомониторинга никак не откроется вновь, предлагаю посмотреть на глобальную карту ветров с данными загрязненности воздуха диоксидом серы, предоставляемую NASA. Эта карта настолько завораживает, что на нее можно смотреть вечно.

Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD