детские
Научный Центр Детского Здоровья И Подготовки К Школе
Научный Центр Детского Здоровья И Подготовки К Школе
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Элективный курс «Диковины грибного царства» : Биология

Пояснительная записка

Элективный курс “Диковины грибного царства”предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 7 класса. Необходимость курса определяется недостаточностью теоретических знаний о грибах как типичных представителях северной флоры и недостаточность развития экспериментальных умений школьников. В учебно-методическом комплекте Н.И.Сонина изучение данной темы рассматривается в контексте следующего содержания: многообразие, строение и значение грибов, всего 3 часа учебного времени и одна практическая работа по изучению плодовых тел базидиомицетов. В условиях крайнего севера с целью формирования биологической картины мира на основе использования регионального компонента, данный курс способствует решению основных задач биологического образования и развивает умение применять полученные знания на практике.

Цель курса: Расширить и углубить знания о грибах и способах их изучения.

Задачи курса:

  • расширить представления школьников о многообразии, распространении и значении грибов;
  • сформировать знания о микологии – науке о грибах;
  • сформировать умение изготавливать гербарий грибов, изучить методы сбора грибов;
  • рассмотреть химический состав и морфофизиологическое строение грибов, произрастающих в окрестностях Уренгоя;
  • развивать умение идентифицировать грибы при помощи определительных карточек;
  • сформировать умение разрабатывать биологические проекты.
  • формировать бережное отношение к природе.

В содержании программы курса выделяем две части: теоретическую и практическую.

В теоретической части раскрываются особенности химического состава, морфофизиологического строения грибов, изучаются методы их сбора.

В практической части предлагаются практические работы, направленные на исследование химического состава клеток грибов, идентификации грибов, изучение базидиомицетов, изготовление проектов.

Элективный курс “Диковины грибного царства”предусматривает как классно-урочную систему, так и использование технологии. Практическая часть предполагает использование типового школьного оборудования кабинетов химии, биологии и натуральных объектов.

Предполагаемый элективный курс рассчитан на 16 часов, не менее чем 1 час в неделю. Он может быть использован для углубления и расширения ЗУНов.

Содержательная часть программы

Введение (1час)

Многообразие, распространение и значение грибов.

Тема 1. История науки о грибах.

Микология – наука о грибах. Краткая история микологии: первые описания грибов (V-IV в.д.н.э. Аристотель, Теофрост, Гиппократ). Разделение грибов на съедобные и ядовитые (I в.н.э. Плиний Старший). Грибы и христианская религия. Противоречивое отношение к грибам в разных странах. Споры среди ученых натуралистов о принадлежности грибов к царству растений или животных. 1834 год - открытие грибницы (французский ботаник Дютроше). Развитие отечественной микологии. XVII в. выделение грибов в отдельное царство (Фриз, Колард, Геккель). XX в. изучение грибной клетки под электронным и сполирующим микроскопами. Определение грибов в отдельное царство живой природы.

Практическая работа:Ознакомление с методами сбора грибов.

Экскурсия: “Разнообразие грибов в окрестностях Уренгоя”. Сбор материала для биологических проектов.

 Тема 2.Химический состав грибной клетки.

Процентное содержание макроэлементов в мицелии гриба. Неорганические и органические вещества, входящие в состав грибов. Ядовитые вещества, образующиеся при метаболизме грибов. Механизмы синтеза ядов у грибов. Грибы – настоящая природная кладовая витаминов. Грибные ферменты. Лекарственные вещества грибов.

Практическая работа: Проведение цитохимических реакций для обнаружения неорганических (Ca2+,Mg2+,H2O) и органических (белки, липиды, целлюлоза) веществ.

Тема 3. Морфофизиологическое строение базидиомицетов.

Эволюция вегетативного тела грибов. Периферические кольца плодовых тел шляпочных грибов. Видоизменение мицелия. Строение и особенности грибной клетки. Общие черты грибной клетки с животной и растительной клеткопии Значение плектеихимы. Роль мицелия в образовании плодовых тел грибов. Разнообразие плодовых тел грибов.

Практическая работа: Определение плодовых тел шляпочных грибов с помощью определительных карточек.

Тема 4. Размножение, пути и способы распространения грибов.

Способы размножения грибов. Особенности грибного спорогенеза. Типы полового размножения грибов. Плеоморфизм грибов. Способы распространения спор грибов. Геотропизм грибов.

Практическая работа: Изучение спорангиев базидиомицетов.

Тема 5. Биологический проект.

Сущность проектной работы. Выбор темы. Определение методов и ресурсов. Этапы работы над проектом. Презентация проекта.

 Требования к уровню усвоения учебного материала

В результате изучения программы элективного курса “Диковины грибного царства”учащиеся получают возможность

Знать:

  • определение понятия “микологии”- как науки о грибах;
  • методы сбора и изучения грибов;
  • происхождение, эволюцию плодовых тел грибов;
  • взаимосвязь строения и функций органов гриба;
  • способы размножения и распространения грибов;
  • условия и образ жизни грибов;
  • многообразие представителей царства “Грибы”;
  • особенности полевых работ (экскурсия);
  • ТВ при сборе грибов и постановки эксперимента;
  • правила работы с основным оборудованием биологической лаборатории;
  • алгоритм и технику составления грибного гербария и биологического проекта;

Уметь:

  • работать с микроскопом;
  • распознавать вегетативные и плодовые тела грибов;
  • определять наличие органических и неорганических веществ в клетках гриба с помощью цитохимических реакций;
  • наблюдать строение и функционирование различных органов гриба;
  • идентифицировать грибы при помощи определителей;
  • овладеть основными методами составления грибного гербария и биологического проекта.

 Методические рекомендации

При реализации программы целесообразно:

  • смещение акцентов с подачи знания на овладение способами самостоятельного поиска и получения знаний; использование модулярной технологии;
  • адаптировать учебный материал соответственно уровню подготовки учащихся. Так в начале курса уровень доступности должен быть максимальным, а в дальнейшем постепенное усложнение и углубление материала;
  • предельно ориентировать содержание на практическое применение;
  • в качестве результата предполагает выполнение творческого проекта, что обуславливает развитие естественно-научного мировоззрения;
  • развитию коллективной деятельности, умению дискутировать;
  • уделяет большое внимание рефлексии;
  • использовать различные формы контроля (промежуточный контроль – отчеты о практических работах и экскурсии; итоговый контроль – защита проектов).

 Литература

1. Журков А.М., Миловидова Л.С. Грибы – друзья и враги леса. Новосибирск, 1980.

2. Рягин С.Н. Общая биология клеточный уровень организации жизни. Омск, 2003.

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Вопросы и задания для групповой учебной деятельности по истории России :: "Буря мглою небо кроет…" (конспект интегрированного занятия по ГО и ЧС) :: Проектная методика как способ реализации личностно-ориентированного подхода в обучении иностранному языку :: Контрольная работа с использованием рисунка по немецкому языку (5-й класс) :: Урок истории по теме "СССР накануне Великой Отечественной войны". 11-й класс :: Реальный Рокки ( The Bleeder ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для кухни/Новый Год/Праздничный стол/Столы обеденные / Woodville / Стол обеденный TB017-26 1159 ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:


Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 341

Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www) [function.include]: failed to open stream: No such device in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 341

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/detishka.ru/www/' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 341

1 сентября, в День Знаний, уроки должны быть особенными, запоминающимися и задающими тон на весь учебный год!

Элективный курс «Диковины грибного царства» : Биология

Пояснительная записка

Элективный курс “Диковины грибного царства”предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 7 класса. Необходимость курса определяется недостаточностью теоретических знаний о грибах как типичных представителях северной флоры и недостаточность развития экспериментальных умений школьников. В учебно-методическом комплекте Н.И.Сонина изучение данной темы рассматривается в контексте следующего содержания: многообразие, строение и значение грибов, всего 3 часа учебного времени и одна практическая работа по изучению плодовых тел базидиомицетов. В условиях крайнего севера с целью формирования биологической картины мира на основе использования регионального компонента, данный курс способствует решению основных задач биологического образования и развивает умение применять полученные знания на практике.

Цель курса: Расширить и углубить знания о грибах и способах их изучения.

Задачи курса:

В содержании программы курса выделяем две части: теоретическую и практическую.

В теоретической части раскрываются особенности химического состава, морфофизиологического строения грибов, изучаются методы их сбора.

В практической части предлагаются практические работы, направленные на исследование химического состава клеток грибов, идентификации грибов, изучение базидиомицетов, изготовление проектов.

Элективный курс “Диковины грибного царства”предусматривает как классно-урочную систему, так и использование технологии. Практическая часть предполагает использование типового школьного оборудования кабинетов химии, биологии и натуральных объектов.

Предполагаемый элективный курс рассчитан на 16 часов, не менее чем 1 час в неделю. Он может быть использован для углубления и расширения ЗУНов.

Содержательная часть программы

Введение (1час)

Многообразие, распространение и значение грибов.

Тема 1. История науки о грибах.

Микология – наука о грибах. Краткая история микологии: первые описания грибов (V-IV в.д.н.э. Аристотель, Теофрост, Гиппократ). Разделение грибов на съедобные и ядовитые (I в.н.э. Плиний Старший). Грибы и христианская религия. Противоречивое отношение к грибам в разных странах. Споры среди ученых натуралистов о принадлежности грибов к царству растений или животных. 1834 год - открытие грибницы (французский ботаник Дютроше). Развитие отечественной микологии. XVII в. выделение грибов в отдельное царство (Фриз, Колард, Геккель). XX в. изучение грибной клетки под электронным и сполирующим микроскопами. Определение грибов в отдельное царство живой природы.

Практическая работа:Ознакомление с методами сбора грибов.

Экскурсия: “Разнообразие грибов в окрестностях Уренгоя”. Сбор материала для биологических проектов.

 Тема 2.Химический состав грибной клетки.

Процентное содержание макроэлементов в мицелии гриба. Неорганические и органические вещества, входящие в состав грибов. Ядовитые вещества, образующиеся при метаболизме грибов. Механизмы синтеза ядов у грибов. Грибы – настоящая природная кладовая витаминов. Грибные ферменты. Лекарственные вещества грибов.

Практическая работа: Проведение цитохимических реакций для обнаружения неорганических (Ca2+,Mg2+,H2O) и органических (белки, липиды, целлюлоза) веществ.

Тема 3. Морфофизиологическое строение базидиомицетов.

Эволюция вегетативного тела грибов. Периферические кольца плодовых тел шляпочных грибов. Видоизменение мицелия. Строение и особенности грибной клетки. Общие черты грибной клетки с животной и растительной клеткопии Значение плектеихимы. Роль мицелия в образовании плодовых тел грибов. Разнообразие плодовых тел грибов.

Практическая работа: Определение плодовых тел шляпочных грибов с помощью определительных карточек.

Тема 4. Размножение, пути и способы распространения грибов.

Способы размножения грибов. Особенности грибного спорогенеза. Типы полового размножения грибов. Плеоморфизм грибов. Способы распространения спор грибов. Геотропизм грибов.

Практическая работа: Изучение спорангиев базидиомицетов.

Тема 5. Биологический проект.

Сущность проектной работы. Выбор темы. Определение методов и ресурсов. Этапы работы над проектом. Презентация проекта.

 Требования к уровню усвоения учебного материала

В результате изучения программы элективного курса “Диковины грибного царства”учащиеся получают возможность

Знать:

Уметь:

 Методические рекомендации

При реализации программы целесообразно:

 Литература

1. Журков А.М., Миловидова Л.С. Грибы – друзья и враги леса. Новосибирск, 1980.

2. Рягин С.Н. Общая биология клеточный уровень организации жизни. Омск, 2003.

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок истории в 5-м классе по теме "Жизнь египетского вельможи"

Данная статья включает организацию самостоятельной работы учащихся на разных этапах урока с использованием различных методов и приемов.

Задания для проведения школьной олимпиады по химии для учащихся 8–10-х классов

В работе представлены задачи для проведения школьного тура олимпиады по химии для обучающихся 8–10-х классов. Олимпиада может включать заочный и очный туры. Задания должны быть разнообразными по содержанию и типу. Уровень сложности заданий должен быть доступен для большинства школьников, но по своей форме задания должны отличаться от контрольной работы по химии необычностью постановки вопроса, а в ответах на них должны допускаться приемы решений, которые не являются стандартными.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD