детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Биолого-экологическое обучение и воспитание со здоровьесберегающими технологиями : Биология

Сегодня человечество ежегодно
тратит на вооружение, на уничтожение
жизни 1 трлн. долларов, а на поддержание жизни,
на все экологические программы ООН около
10 млрд долларов, т.е. в 100 раз меньше.
В настоящее время в мире производится 2465 химических соединений .
Из них детально проверено в отношении безопасности для человека и
окружающей среды только 31 соединение.

Очевидно, что наше время - время максимально негативного влияния антропогенных факторов на биосферу. Мы обязаны сохранить самую уникальную ценность человека – его здоровье и здоровую природную среду. Поэтому особенно в преподавании биологии приоритетным, я считаю, экологическое направление со здоровьесберегающими технологиями. В результате чего, учащиеся должны научиться строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы.

При этом учащиеся должны понимать и ощущать свою ведущую роль в поддержание устойчивости природной среды.

В процессе обучения и воспитания я обязана формировать ответственное отношение к окружающей среде, экокультуру мышления и поведения, здоровый образ жизни, гигиенические нормы и правила, что без сомнения помогает моим ученикам-выпусникам правильно оценивать своё место в жизни, осознанно себя профессионально ориентировать.

Нового я ничего не открою, но хотелось бы поделиться наиболее эффективными и интересными моментами в моей работе, которые помогают мне с учащимися находить оптимальные решения многих жизненно важных проблем.

В первую очередь, это интегрированные уроки. Значительную часть тем курса “Биология растений” и курса “Биология животных” провожу интегрированными уроками (используя знания и понятия биологии – географии – экологии, или биологии – географии – экологии - изобразительного искусства), используя при этом географические карты, диаграммы; конструируя и анализируя с учащимися всевозможные таблицы, графики с основами экологии. Например, тема “Закономерности размещения животных. Ареалы обитания. Миграции” - очень объёмна и интересна. Ребята с особым увлечением выполняют и удачно комментируют суть таблицы “Зоогеографические области мира”, а некоторые учащиеся ещё успевают и нанести на контурную карту:

- возрастную миграцию животных;

- сезонную миграцию животных.

В курсе “Биология растений” темы “Роль бактерий в природе и в жизни человека”, “Распространение и разнообразие растений”, “Взаимосвязь растений в сообществе” и многие другие очень информативно объёмны, поэтому анализируя таблицы, диаграммы, схемы, интегрируя знания по биологии, географии и основам экологии, удачнее усваиваются новые понятия, составляются правильные выводы по соответствующей теме.

Ну а интеграция междисциплинарных знаний и человеческих ценностей в изучении практически всех тем курса “Биология человека в большей степени помогают утверждать необходимость здорового образа жизни, что, как считаю я, особенно важно для соответствующей возрастной категории учащихся. Некоторые темы позволяют интегрировать сведения, знания и понятия таких наук, как анатомия – физиология – химия - экология; или анатомия – физиология – психология – экология. Иногда такие уроки реализуются сложно, но вызывают особую заинтересованность и увлечённость со стороны учащихся.

Например, такая объемная тема как “Пищеварение и гигиена питания” эффективнее усваивается учащимися с помощью интегрированных уроков, которые сопровождаются творческой работой учащихся (индивидуальной или групповой) в виде:

  • выполнения схем:

-“режим питания и рацион питания”

-“функции питательных веществ”

-“правила гигиены питания”

  • выполнения таблиц:

-“расщепление питательных веществ в различных органах пищеварительной системы”;

-“виды регуляции отделения пищеварительных соков”

В ходе работы по отдельным вопросам темы возникает стремление отдельных учащихся подготовить сообщения и плакаты о влиянии вредных привычек и нездорового образа жизни на органы пищеварения и на организм в целом. В данном случае удается нам интегрировать знания по анатомии, физиологии, химии, экологии, этики, медицины и изобразительному искусству.

Буквально при изучении любой темы курса “Биология человека” уделяем внимание негативному влиянию вредных привычек на здоровье, самочувствие человека и его трудоспособность. А также ежеурочно утверждаем необходимость здорового образа жизни.

С учащимися старших классов мы обратили внимание на такую информацию, что XXI век объявлен ЮНЕСКО веком образования. Система образования названа стратегически важной сферой человеческой деятельности в решении глобальных проблем выживания и развития человечества.

Названы две взаимосвязанные глобальные функции образования: гуманистическая и экологическая. Я считаю, что на сегодняшний день реализация этих функций только через повседневную урочную работу будет не совсем достаточна, интересна и удачна. Поэтому мы выполняем биолого-экологические проекты, которые могут быть коллективными, масштабными по своему содержанию и целям, и малые индивидуальные. Работа над проектами развивает умения самостоятельно конструировать систему своих знаний, ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое мышление, исследовательские и творческие навыки. Увлеченно работают над проектами старшеклассники; восьмиклассники, изучая курс “Человек и его здоровье”, более старшие, изучая курс “Общая биология”. Учащиеся могут выбрать тему и объекты исследований самостоятельно, а могут работать над темой, предложенной мною.

Такой проект как “Красота и здоровье неразделимы” включает в себя три составные блока:

- теоретический

- исследовательский

- творческий.

Теоретический блок представляет собой информацию по теме проекта; исследовательский блок состоит из практической работы “Оценка состояния здоровья” в результате чего подростки учатся оценивать функциональное состояние организма, используя субъективные и объективные показатели, зависимость здоровья от особенностей психосоциальных условий жизни и режима дня. Наблюдения проводят в течение двух недель и результаты фиксируют в таблице:

После наблюдений и исследований формируется учащимися вывод о характере зависимости состояния здоровья от особенностей психосоциальных условий и режима дня, что в значительной степени поможет моим детям управлять своими эмоциями и придерживаться режима дня.

И, наконец, творческий блок проекта. Дети представляют видеофильм, в котором участвуют члены семьи, родные и друзья.

Такой проект “Наше здоровье – национальное богатство” представляет собой теоретическую часть и практическую. Практическая часть представлена исследовательской работой “Определение влияния образа жизни на состояние здоровья”. Результаты исследований фиксируются в примерной таблице:

В результате наблюдений, исследований и заполнения таблицы формируются собственные выводы, которые служат серьезным ориентиром в поведении, в поступках и образе жизни.

Обсуждая результаты работы, мы убеждаемся с детьми, что лучший способ уберечь себя от болезней – следовать принципам здорового образа жизни.

Некоторые биоэкологические проекты учащихся представляют серьезную исследовательскую работу. Учащиеся, определяя объекты и методы исследования, сами формируют цели, задачи и выводы исследований.

Почти каждая исследовательская , практическая работа требует интеграции, знаний многих школьных предметов : химии, физики, географии, биологии, основ экологии и многих других.

Выполнение коллективного проекта “Вода – основа жизни” вызвало особый интерес как у учащихся 7-х классов, так и у учащихся 9-11-х классов. Был проведен мониторинг водопроводной воды школы и воды природных водоемов.

А такой проект, как “Лес – уникальное природное сообщество” увлек уч-ся наблюдать и исследовать природные объекты с апреля месяца по октябрь. Учащиеся 6-х классов изучали многообразие, условия обитания и особенности произрастания растений, отмечали взаимоотношения с другими растениями и взаимосвязь с животными. Учащиеся 7-х классов наблюдали с особым интересом за птицами, насекомыми, млекопитающими и другими животными. Учащиеся 11-х классов изучали сложные взаимосвязи живых организмов в этом природном сообществе, а также отмечали влияние человеческой деятельности на лесные сообщества. Выводы своих исследовательских работ мы оформляли в виде таблиц, графиков и диаграмм.

Как правило, результаты наших проектов мы выносим на более массовое обсуждение, проводим школьные конференции, “круглые столы”. Тем самым утверждаем здоровый образ жизни, обращаем внимание многих на необходимость сбережения своего здоровья, а также здоровья природной среды, опять-таки используя межпредметное взаимодействие (биология, химия, экология, психология, этика).

Желаемым результатом моей работы является способность моих учащихся самим правильно и своевременно решать проблемы сохранения и укрепления своего здоровья. Приятно видеть и у сегодняшних учеников, и у бывших выпускников стремление выработать свой собственный здоровый образ жизни.

Далее привожу краткое содержание биоэкологических проектов, каждый из которых реализовывался в процессе всего учебного года.

Экологический проект «Наши дела на благо Подмосковья»

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Использование национально-регионального компонента, как один из способов творческих способностей учащихся при обучении иностранному языку :: Обучение переводу в многопрофильном лицее :: Интегрированный урок технологии и литературы в 6-м классе по теме: "Соединение деталей из древесины" :: "Помните, как мы на Каме…" В.Боков и Б.Пастернак: штрихи к литературному портрету :: Из опыта работы. "Я – классный руководитель" :: Цепной пёс ( Bullet Head ), 2017 ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

06.12.17: Ямагатский грипп, надвигающийся на Россию: чем страшен, а чем нет? (Спойлер: прививки в данном случае не помогут)

05.12.17: Травля в детских коллективах (да и не только детских): коротко и образно в изложении Валерия Воскобойникова

01.12.17: Напоминаем, что мы уже больше 10 лет отбираем для Вас самые лучшие сценарии новогодних праздников и утренников для детей!

02.11.17: «Стрепсилс» изымают из аптек: почему и что это для нас значит? (Спойлер: да, в общем-то, ничего)

30.10.17: Подробности об эпидемии пневмонии-2017

25.10.17: Что такое "внебольничная пневмония" 2017 года?

22.10.17: Особенности гриппа "Мичиган" (штамм сезона 2017-2018 гг.)

09.09.17: Чемпионский титул или смартфон? Выбор для подростка

26.08.17: Букеты из чая, кофе и конфет

11.08.17: Готовимся к 1 сентября: Модные букеты 2017

16.07.17: До какого возраста и на каком сиденье необходимо автокресло ребенку. Изменения в ПДД с июля 2017

09.07.17: Влияют ли позы партнеров на вероятность успешной беременности и если да, то как.

02.07.17: Режутся зубки у ребенка: чем снимать боль



Подписаться на новые статьи:


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

?гра "Умники и умницы" по теме "Цитология"
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru