детские
Хелси и Смарт официальный сайт
Хелси и Смарт официальный сайт

Свободнорадикальное присоединение к алкенам : Химия

Встречаем год свиньи!

Два ненасыщенных углеродных атома группы связаны p - и d - связями. Негибридные р - орбитали атомов углерода перекрываются над и под плоскостью, в которой расположены sp2 -гибридные орбитали и образуемые ими d -связи молекулы. Благодаря такому пространственному расположению p -электроны легче, чем d -электроны, подвергаются атаке электронодефицитными частицами. Поэтому алкены – более реакционноспособные соединения, чем алканы.

Так как алкен может предоставить свои p - электроны для завершения внешней электронной оболочки радикала, возможна атака p -связи радикалами. Результатом этого является присоединение некоторых частиц к молекуле алкена. Данные реакции протекают через образование промежуточных радикалов, а не ионов, как в случае реакций электрофильного присоединения.

Рассмотрим свободнорадикальное присоединение (АdR) к алкенам на примере гидробромирования изобутилена. Реакция идет в присутствии пероксида дибензоила – инициатора свободнорадикальных процессов.

Общая схема реакции.

В процессе реакции атом водорода присоединяется к наименее гидрогенизированному атому углерода при двойной связи. Таким образом, реакция протекает против правила Марковникова.

Механизм реакции.

Под механизмом реакции понимают описание процессов, в результате которых реагенты превращаются в продукты реакции.

Первая стадия – инициирование.

Разрушение связей по гомолитическому типу обеспечивает реализацию радикального механизма реакции. Непрочная связь – О – О – делает пероксиды хорошими инициаторами свободнорадикальных процессов.

Вторая стадия – рост цепи.

Она начинается с атаки молекулы алкена радикалом брома.

Реакция идет с образованием наиболее стабильного радикала. Порядок устойчивости радикалов определяется последовательностью: третичный > вторичный > первичный > · СН 3. Он обусловлен взаимодействием неспаренного электрона со связями С – Н соседних атомов углерода. Так как число этих связей возрастает при переходе от первичного к вторичному и затем к третичному радикалу, это согласуется с наблюдаемым порядком устойчивости радикалов. Радикал брома реагирует с p-системой молекулы алкена и быстрее образуется наиболее стабильный радикал. Затем этот радикал взаимодействует с молекулой НВr, образуя конечный продукт реакции и радикал брома, который далее участвует в следующем цикле роста цепи.

Образование в процессе этого взаимодействия именно связи объясняется тем, что она является более прочной чем связь, что подтверждается значениями энергии этих связей (99 ккал/моль и 64 ккал/моль соответственно).

Третья стадия – обрыв цепи.

Обрыв цепи может произойти по следующим уравнениям. Такой способ обрыва цепи называется рекомбинация.

Другой способ уничтожения радикалов носит название диспропорционирование, или самоокисление – самовосстановление.

В процессе реакции диспропорционирования один и тот же элемент (в нашем случае углерод) и окисляется, и восстанавливается, в связи с чем и возникло название самоокисление – самовосстановление. Процесс диспропорционирования радикалов равнозначен переносу атома водорода от одного радикала к другому.

К рассмотренному выше присоединению не способны ни хлористый водород, ни йодистый водород. В случае НСl процесс энергетически невыгоден, так как связь Н – Сl является прочной, что препятствует стадии роста цепи. Для НУ процесс невыгоден из-за высокой энергии активации присоединения радикала У· к двойной связи. Способность НВr присоединяться к двойной связи по радикальному механизму получила название перекисный эффект Караша.

Галогены Сl2 и Вr2 также могут присоединяться к p -связи по свободнорадикальному механизму. Эти реакции протекают гораздо быстрее, чем соответствующее ионное присоединение, и могут инициироваться светом.

Подобные реакции являются цепными, т.е. стадия инициирования приводит к двум (а иногда и более) самоподдерживающимся реакциям (росту цепи), заканчивающимся обрывом цепи.

© Блог Хелси и Смарт / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Повышение квалификации :: Стимулы и мотивы самообразования школьников :: Урок-игра "Колесо истории"на тему: "Петровские реформы делопроизводства в учреждениях России XVIII века" :: Авторский проект "Девичьи Кузьминки" :: Классный час на тему: "Славим женщину" :: Урок-конкурс "Лучший по профессии" :: Методическая разработка урока по материаловедению ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:


Школьные занятия: Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD