детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Особенности организации работы учащихся в группах при изучении информатики : Информатика

Важной задачей обучения является развитие у школьников таких важных качеств, как способность к осуществлению свободного выбора, контроля и оценки процесса и результатов учебной деятельности. Определенными возможностями в этом отношении обладает такая форма организации учебной деятельности учащихся, когда они объединены общими учебными целями, но каждый из них выполняет свою определенную роль в этой работе. Такая форма организации учебной деятельности учащихся получила в литературе название совместной или коллективно-распределенной деятельности.

Многие педагоги-исследователи приходят к выводу, что основы формирующихся у учащихся личностных качеств закладываются в недрах тех отношений, которые возникают между учениками, между учениками и учителем в условиях учебной деятельности. Поэтому одна из целей современного образования заключается в том, чтобы научить детей получать знания, умения и навыки, взаимодействуя друг с другом, сделать эту форму содержанием образования каждого ребенка.

При организации коллективного способа обучения возможен такой вариант, который приучает детей обращать внимание не только на свои знания и умения, но и контролировать усвоение знаний и качество работы товарища. Это умение не рождается стихийно, а является результатом организованной педагогом деятельности ребенка.

В данной статье мы опишем некоторый опыт организации совместной работы учащихся на уроках информатики.

На одном из уроков при рассмотрении темы “Относительная и абсолютная адресация ячеек” учителем были предложены следующие задания:

I группа

1) В ячейке B8 записана формула: =D12+5. Ее скопировали в ячейку A8. Какой вид будет иметь формула в ячейке A8?

2) В ячейке H10 записана формула: =B12+E5. Ее скопировали в ячейку H9. Какой вид будет иметь формула в ячейке H9?

3) В ячейке E7 записана формула: =C10*2. Ее скопировали в ячейку E3. Какой вид будет иметь формула в ячейке E3?

4) В ячейке E7 записана формула: =C$10*. Ее скопировали в ячейку E3. Какой вид будет иметь формула в ячейке E3?

5) В ячейке F5 записана формула: =E$3+4. Можно ли ее скопировать в ячейку:

  • B5?
  • A5?
  • F3?
  • F1?

6) При копировании формулы из ячейки C6 в ячейку B5 в последнюю была занесена формула =C4+3. Что было записано в ячейке C6?

7) При копировании формулы из ячейки E6 в ячейки B6 и E3 в них были занесены формулы =A5*2 и =D2*2 соответственно. Что было записано в ячейке E6?

8) При копировании формулы из ячейки E6 в ячейки E3 и C4 в них были занесены формулы =F$5*10 и =D$5*10 соответственно. Что было записано в ячейке E6?

II группа

1) В ячейке F15 записана формула: =А12*5. Ее скопировали в ячейку F16. Какой вид будет иметь формула в ячейке F16?

2) В ячейке В4 записана формула: =A3+D5. Ее скопировали в ячейку В5. Какой вид будет иметь формула в ячейке В5?

3) В ячейке В7 записана формула: =A$2*2. Ее скопировали в ячейку D7. Какой вид будет иметь формула в ячейке D7?

4) В ячейке В7 записана формула: =A$2-. Ее скопировали в ячейку D7. Какой вид будет иметь формула в ячейке D7?

5) В ячейке D4 записана формула: =2*. Можно ли ее скопировать в ячейку:

  • A4?
  • D2?
  • D1?
  • A1?

6) При копировании формулы из ячейки В3 в ячейку С4 в последнюю была занесена формула =D5*5. Что было записано в ячейке В3?

7) При копировании формулы из ячейки В4 в ячейки B2 и E4 в них были занесены формулы =С1-11 и =F3-11 соответственно. Что было записано в ячейке В4?

8) При копировании формулы из ячейки В2 в ячейки D4 и C4 в них были занесены формулы =F$4+4 и =E$4+4 соответственно. Что было записано в ячейке В2?

III группа

1) В ячейке Е8 записана формула: =В12*5. Ее скопировали в ячейку F8. Какой вид будет иметь формула в ячейке F8?

2) В ячейке Е7 записана формула: =B4-E10. Ее скопировали в ячейку E6. Какой вид будет иметь формула в ячейке E6?

3) В ячейке H5 записана формула: =F$5-5. Ее скопировали в ячейку E5. Какой вид будет иметь формула в ячейке E5?

4) В ячейке H5 записана формула: =F$5-. Ее скопировали в ячейку E5. Какой вид будет иметь формула в ячейке E5?

5) В ячейке E5 записана формула: =$4*4. Можно ли ее скопировать в ячейку:

  • D2?
  • D1?
  • B5?
  • A5?

6) При копировании формулы из ячейки В4 в ячейку С3 в последнюю была занесена формула =B2-10. Что было записано в ячейке В4?

7) При копировании формулы из ячейки A4 в ячейки D4 и A6 в них были занесены формулы =E3*3 и =B5*3 соответственно. Что было записано в ячейке A4?

8) При копировании формулы из ячейки A4 в ячейки C4 и B2 в них были занесены формулы =D$7-1 и =D$7-1 соответственно. Что было записано в ячейке A4?

IV группа

1) В ячейке А10 записана формула: =D12/5. Ее скопировали в ячейку A9. Какой вид будет иметь формула в ячейке A9?

2) В ячейке F5 записана формула: =C4-D8. Ее скопировали в ячейку E5. Какой вид будет иметь формула в ячейке E5?

3) В ячейке В6 записана формула: =A$6+6. Ее скопировали в ячейку В7. Какой вид будет иметь формула в ячейке В7?

4) В ячейке В6 записана формула: =A$6+. Ее скопировали в ячейку В7. Какой вид будет иметь формула в ячейке В7?

5) В ячейке D4 записана формула: =$3*3. Можно ли ее скопировать в ячейку:

  • D2?
  • D1?
  • B4?
  • A4?

6) При копировании формулы из ячейки D3 в ячейку С4 в последнюю была занесена формула =B3+100. Что было записано в ячейке D3?

7) При копировании формулы из ячейки D4 в ячейки A4 и D7 в них были занесены формулы =B3*3 и =E6*3 соответственно. Что было записано в ячейке D4?

8) При копировании формулы из ячейки D5 в ячейки D2 и F3 в них были занесены формулы =B$7*2 и =D$7*2 соответственно. Что было записано в ячейке D5?

Разбив класс на группы по четыре человека, учитель объясняет цель и порядок выполнения работы. В каждой группе выбирается ведущий, который распределяет работу между членами группы.

Время, отводимое на работу, доводится до сведения учащихся, оно зависит от уровня сформированности навыка организации работы в группе и умения учащихся решать задачи данного вида.

Групповой отчет происходит таким образом: один ученик рассказывает условие, другой анализирует задачу, третий определяет, что он будет узнавать, четвертый выбирает действие и данные и доказывает целесообразность своего выбора. Высказываются группы поочередно. Учащиеся класса внимательно следят за ходом обоснования решения задач, делая в случае необходимости соответствующие замечания. Этот прием способствует развитию внимания. Причем, очень важным моментом является то, что к доске может быть вызван любой представитель от группы.

Опыт показывает, что на первых порах овладения приемами групповой работы учащиеся не очень внимательны к тому, что и как отвечают их одноклассники. После того как они действительно поймут, что оценивается работа всей группы, а не каждого ученика в отдельности, и что любой ученик может быть вызван к доске для ответа по заданию другой группы, они начинают вслушиваться в ответы товарищей, контролировать их, а там, где необходимо, тактично оказывать помощь.

Для того чтобы этого достигнуть, работа организуется следующим образом. Класс делится на группы по четыре человека, сидящих за партами, стоящими друг за другом. Каждый участник группы получает карточку, либо задания записываются на доске. Ученики сначала знакомятся со всеми заданиями, предложенными группе, затем каждый выполняет в тетради свое задание. Допустим, что Саша и Юра справились со своей работой. Они садятся вместе, и Юра объясняет Саше процесс выполнения своего задания, дает необходимые теоретические обоснования, а Саша – Юре. Затем мальчики меняются заданиями и каждый самостоятельно выполняет его в своей тетради, сверяясь с ходом решения по тетради товарища и меняется партнером: Юра продолжает работу с Таней, а Саша – с Мариной. Работа каждой пары начинается снова с ознакомления с текстом карточки товарища. Юра опять объясняет необходимый теоретический материал и выполнение своего задания, а Таня таким же образом ему. За самостоятельной работой следует этап взаимоконтроля.

Когда каждый ученик группы ознакомился с заданиями трех товарищей, группа сигнализирует о выполнении задания. При опросе Юра, например, отчитывается о проделанной работе по карточке Саши, Саша – по карточке Юры и т. д. Таким образом, контролируются сразу два ученика: и тот кто учил, и тот, кто учился. Для этого, целесообразно сформировать группы таким образом, чтобы в каждой из получившихся групп были ученики и с высоким, и со средним и с низким уровнями обучения.

Время выполнения задания вначале не учитывается, чтобы не вносить нервозности в работу, чтобы учащиеся спокойно повторили учебный материал и проконтролировали друг друга.

При анализе работы учитель смещает акцент с правильности выполнения задания на согласованность действий школьников, на умение общаться доброжелательно, умение доказывать свои суждения. Учитель каждый раз подчеркивает, что организуя проверку нужно стараться не называть или исправлять ошибки самому, а задавать вопросы, касающиеся порядка или способа выполнения задания.

Различные виды сотрудничества учащихся способствуют росту осознанности при формировании умений и навыков. Учащиеся, сталкиваясь с необходимостью не только учиться, но и учить, уясняют проблему, задумываются над вопросами, которых раньше не осознавали, стоят перед необходимостью правильной их формулировки и поиска средств их решения.

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Цикл экскурсий по городу: "Мы – муравленковцы" :: Дети и этикет (комплексно-целевая программа) :: Урок по теме "Travelling" из цикла "Это моя земля" :: Развитие навыков монологического высказывания на основе использования дидактических материалов и ТСО :: "Мой город – моя гордость" :: Kingsman: Золотое кольцо ( Kingsman: The Golden Circle ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Гостиная/Шкафы/Стеллажи / Skyland / Стеллаж комбинированный Imago СТ-1.1 ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:


Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 329

Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www) [function.include]: failed to open stream: No such device in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 329

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/detishka.ru/www/' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 329

1 сентября, в День Знаний, уроки должны быть особенными, запоминающимися и задающими тон на весь учебный год!

Особенности организации работы учащихся в группах при изучении информатики : Информатика

Важной задачей обучения является развитие у школьников таких важных качеств, как способность к осуществлению свободного выбора, контроля и оценки процесса и результатов учебной деятельности. Определенными возможностями в этом отношении обладает такая форма организации учебной деятельности учащихся, когда они объединены общими учебными целями, но каждый из них выполняет свою определенную роль в этой работе. Такая форма организации учебной деятельности учащихся получила в литературе название совместной или коллективно-распределенной деятельности.

Многие педагоги-исследователи приходят к выводу, что основы формирующихся у учащихся личностных качеств закладываются в недрах тех отношений, которые возникают между учениками, между учениками и учителем в условиях учебной деятельности. Поэтому одна из целей современного образования заключается в том, чтобы научить детей получать знания, умения и навыки, взаимодействуя друг с другом, сделать эту форму содержанием образования каждого ребенка.

При организации коллективного способа обучения возможен такой вариант, который приучает детей обращать внимание не только на свои знания и умения, но и контролировать усвоение знаний и качество работы товарища. Это умение не рождается стихийно, а является результатом организованной педагогом деятельности ребенка.

В данной статье мы опишем некоторый опыт организации совместной работы учащихся на уроках информатики.

На одном из уроков при рассмотрении темы “Относительная и абсолютная адресация ячеек” учителем были предложены следующие задания:

I группа

1) В ячейке B8 записана формула: =D12+5. Ее скопировали в ячейку A8. Какой вид будет иметь формула в ячейке A8?

2) В ячейке H10 записана формула: =B12+E5. Ее скопировали в ячейку H9. Какой вид будет иметь формула в ячейке H9?

3) В ячейке E7 записана формула: =C10*2. Ее скопировали в ячейку E3. Какой вид будет иметь формула в ячейке E3?

4) В ячейке E7 записана формула: =C$10*. Ее скопировали в ячейку E3. Какой вид будет иметь формула в ячейке E3?

5) В ячейке F5 записана формула: =E$3+4. Можно ли ее скопировать в ячейку:

6) При копировании формулы из ячейки C6 в ячейку B5 в последнюю была занесена формула =C4+3. Что было записано в ячейке C6?

7) При копировании формулы из ячейки E6 в ячейки B6 и E3 в них были занесены формулы =A5*2 и =D2*2 соответственно. Что было записано в ячейке E6?

8) При копировании формулы из ячейки E6 в ячейки E3 и C4 в них были занесены формулы =F$5*10 и =D$5*10 соответственно. Что было записано в ячейке E6?

II группа

1) В ячейке F15 записана формула: =А12*5. Ее скопировали в ячейку F16. Какой вид будет иметь формула в ячейке F16?

2) В ячейке В4 записана формула: =A3+D5. Ее скопировали в ячейку В5. Какой вид будет иметь формула в ячейке В5?

3) В ячейке В7 записана формула: =A$2*2. Ее скопировали в ячейку D7. Какой вид будет иметь формула в ячейке D7?

4) В ячейке В7 записана формула: =A$2-. Ее скопировали в ячейку D7. Какой вид будет иметь формула в ячейке D7?

5) В ячейке D4 записана формула: =2*. Можно ли ее скопировать в ячейку:

6) При копировании формулы из ячейки В3 в ячейку С4 в последнюю была занесена формула =D5*5. Что было записано в ячейке В3?

7) При копировании формулы из ячейки В4 в ячейки B2 и E4 в них были занесены формулы =С1-11 и =F3-11 соответственно. Что было записано в ячейке В4?

8) При копировании формулы из ячейки В2 в ячейки D4 и C4 в них были занесены формулы =F$4+4 и =E$4+4 соответственно. Что было записано в ячейке В2?

III группа

1) В ячейке Е8 записана формула: =В12*5. Ее скопировали в ячейку F8. Какой вид будет иметь формула в ячейке F8?

2) В ячейке Е7 записана формула: =B4-E10. Ее скопировали в ячейку E6. Какой вид будет иметь формула в ячейке E6?

3) В ячейке H5 записана формула: =F$5-5. Ее скопировали в ячейку E5. Какой вид будет иметь формула в ячейке E5?

4) В ячейке H5 записана формула: =F$5-. Ее скопировали в ячейку E5. Какой вид будет иметь формула в ячейке E5?

5) В ячейке E5 записана формула: =$4*4. Можно ли ее скопировать в ячейку:

6) При копировании формулы из ячейки В4 в ячейку С3 в последнюю была занесена формула =B2-10. Что было записано в ячейке В4?

7) При копировании формулы из ячейки A4 в ячейки D4 и A6 в них были занесены формулы =E3*3 и =B5*3 соответственно. Что было записано в ячейке A4?

8) При копировании формулы из ячейки A4 в ячейки C4 и B2 в них были занесены формулы =D$7-1 и =D$7-1 соответственно. Что было записано в ячейке A4?

IV группа

1) В ячейке А10 записана формула: =D12/5. Ее скопировали в ячейку A9. Какой вид будет иметь формула в ячейке A9?

2) В ячейке F5 записана формула: =C4-D8. Ее скопировали в ячейку E5. Какой вид будет иметь формула в ячейке E5?

3) В ячейке В6 записана формула: =A$6+6. Ее скопировали в ячейку В7. Какой вид будет иметь формула в ячейке В7?

4) В ячейке В6 записана формула: =A$6+. Ее скопировали в ячейку В7. Какой вид будет иметь формула в ячейке В7?

5) В ячейке D4 записана формула: =$3*3. Можно ли ее скопировать в ячейку:

6) При копировании формулы из ячейки D3 в ячейку С4 в последнюю была занесена формула =B3+100. Что было записано в ячейке D3?

7) При копировании формулы из ячейки D4 в ячейки A4 и D7 в них были занесены формулы =B3*3 и =E6*3 соответственно. Что было записано в ячейке D4?

8) При копировании формулы из ячейки D5 в ячейки D2 и F3 в них были занесены формулы =B$7*2 и =D$7*2 соответственно. Что было записано в ячейке D5?

Разбив класс на группы по четыре человека, учитель объясняет цель и порядок выполнения работы. В каждой группе выбирается ведущий, который распределяет работу между членами группы.

Время, отводимое на работу, доводится до сведения учащихся, оно зависит от уровня сформированности навыка организации работы в группе и умения учащихся решать задачи данного вида.

Групповой отчет происходит таким образом: один ученик рассказывает условие, другой анализирует задачу, третий определяет, что он будет узнавать, четвертый выбирает действие и данные и доказывает целесообразность своего выбора. Высказываются группы поочередно. Учащиеся класса внимательно следят за ходом обоснования решения задач, делая в случае необходимости соответствующие замечания. Этот прием способствует развитию внимания. Причем, очень важным моментом является то, что к доске может быть вызван любой представитель от группы.

Опыт показывает, что на первых порах овладения приемами групповой работы учащиеся не очень внимательны к тому, что и как отвечают их одноклассники. После того как они действительно поймут, что оценивается работа всей группы, а не каждого ученика в отдельности, и что любой ученик может быть вызван к доске для ответа по заданию другой группы, они начинают вслушиваться в ответы товарищей, контролировать их, а там, где необходимо, тактично оказывать помощь.

Для того чтобы этого достигнуть, работа организуется следующим образом. Класс делится на группы по четыре человека, сидящих за партами, стоящими друг за другом. Каждый участник группы получает карточку, либо задания записываются на доске. Ученики сначала знакомятся со всеми заданиями, предложенными группе, затем каждый выполняет в тетради свое задание. Допустим, что Саша и Юра справились со своей работой. Они садятся вместе, и Юра объясняет Саше процесс выполнения своего задания, дает необходимые теоретические обоснования, а Саша – Юре. Затем мальчики меняются заданиями и каждый самостоятельно выполняет его в своей тетради, сверяясь с ходом решения по тетради товарища и меняется партнером: Юра продолжает работу с Таней, а Саша – с Мариной. Работа каждой пары начинается снова с ознакомления с текстом карточки товарища. Юра опять объясняет необходимый теоретический материал и выполнение своего задания, а Таня таким же образом ему. За самостоятельной работой следует этап взаимоконтроля.

Когда каждый ученик группы ознакомился с заданиями трех товарищей, группа сигнализирует о выполнении задания. При опросе Юра, например, отчитывается о проделанной работе по карточке Саши, Саша – по карточке Юры и т. д. Таким образом, контролируются сразу два ученика: и тот кто учил, и тот, кто учился. Для этого, целесообразно сформировать группы таким образом, чтобы в каждой из получившихся групп были ученики и с высоким, и со средним и с низким уровнями обучения.

Время выполнения задания вначале не учитывается, чтобы не вносить нервозности в работу, чтобы учащиеся спокойно повторили учебный материал и проконтролировали друг друга.

При анализе работы учитель смещает акцент с правильности выполнения задания на согласованность действий школьников, на умение общаться доброжелательно, умение доказывать свои суждения. Учитель каждый раз подчеркивает, что организуя проверку нужно стараться не называть или исправлять ошибки самому, а задавать вопросы, касающиеся порядка или способа выполнения задания.

Различные виды сотрудничества учащихся способствуют росту осознанности при формировании умений и навыков. Учащиеся, сталкиваясь с необходимостью не только учиться, но и учить, уясняют проблему, задумываются над вопросами, которых раньше не осознавали, стоят перед необходимостью правильной их формулировки и поиска средств их решения.

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Урок математики в 7-м классе по теме "Тождество"
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD