детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Путешествие по устройствам компьютера : Информатика

Раздел программы: первоначальные приёмы работы с компьютером.

Цели урока:

  • формирование первоначальных представлений об основных устройствах компьютера;
  • освоение клавиатуры – важнейшего устройства ввода информации в память компьютера.

Задачи урока:

Образовательные:

  • систематизация и расширение знаний учащихся об устройствах компьютера и их назначении;
  • активизация и закрепление знаний учащихся по теме «Группы клавиш и их назначение»;

Развивающие:

  • развитие логического мышления учащихся – умений выделять главное, существенное, обобщать имеющуюся информацию;
  • развитие у школьников навыков самостоятельной работы;
  • развитие воображения;

Воспитательные:

  • формирование у учащихся познавательной потребности, интереса к предмету ;
  • повышение грамотности устной речи учащихся;
  • формирование чувства здорового соперничества;
  • воспитание стремления к преодолению возможных негативных последствий для здоровья при работе на компьютере за счёт соблюдения техники безопасности.

Тип урока: урок совершенствования и контроля знаний.

Метод обучения: игровой с элементами частично-поискового.

Формы учебной работы:

  • фронтальная работа;
  • командная работа;
  • индивидуальная работа.

Оборудование и ПО:

  • 13 компьютеров, объединённых в локальную компьютерную сеть;
  • операционная система Windows 98 и выше;
  • программа Microsoft Power Point для создания презентаций;
  • проектор;
  • экран.

Оформление кабинета:

  • проектор и экран;
  • на стенде «Кабинет информатики» размещены правила техники безопасности (приложение 1), требования к организации рабочего места (приложение 2), правила работы на клавиатуре (приложение 3);
  • на экране во время проведения урока демонстрируется презентация к уроку (приложение 4).

План урока.

1. Организационный момент – 1 мин.

2. Контроль уровня знаний, умений и навыков по теме «Устройства компьютера» - 15-20 мин.:

а) работа в группах – 10 мин;
б) тест - 10 мин.

3. Изучение нового материала по теме «Группы клавиш и их назначение» - 10 мин.

4. Подведение итогов урока. Домашнее задание – 3 мин.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель. Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть. Посмотрим друг другу в глаза, улыбнёмся, пожелаем удачи и начнём наш урок.

Эпиграфом нашего урока я взяла слова известного французского писателя - лингвиста Гюстава Гийома «Дорогу осилит идущий, а информатику- мыслящий».

В течение месяца мы с вами осваивали азы компьютерной грамотности: изучали виды и носители информации, информационные процессы, основные устройства компьютера. Демонстрируется слайд 1.

2. Контроль уровня знаний, умений и навыков по теме «Устройства компьютера»

а) Сегодня мы подведём первые итоги нашей работы. Для этого я предлагаю разбиться на группы по 4 человека (4 группы) и выполнить следующее задание: продолжить устно рассказ: «Жили-были клавиатура, монитор, память и процессор. Жили они дружно, пока не возник у них спор, кто из них главнее…».

В это время на экране демонстрируется слайд 2.

На задание отводится 10 минут. Далее каждая группа продолжает рассказ. Из всех рассказов выбирается наиболее интересный, показывающий знание ребятами устройств компьютера. Этот рассказ будет опубликован в школьной электронной газете.

б) Далее вашему вниманию предлагается тест по основным устройствам компьютера. Он демонстрируется на экране (2 слайда с номерами 3,4).

Далее предлагается ребятам обменяться тетрадями с тем, чтобы проверить правильность выполнения теста. За каждый правильный ответ начисляется по 1 баллу. А в это время верные ответы (они отмечены зелёным цветом) ребята могут увидеть на экране (слайды 5,6).

Так как в тесте было 10 заданий, то максимальная отметка за тест – 10 баллов.

4. Изучение нового материала по теме «Группы клавиш и их назначение».

Демонстрируется слайд с номером 7.

Современные компьютеры могу обрабатывать числовую, текстовую, графическую, звуковую и видеоинформацию.

Для ввода в компьютер звуковой информации применяются микрофоны; сканеры, цифровые фотоаппараты и видеокамеры используются для ввода сложных графических изображений, фотографий и видеофильмов; числовая и текстовая информация также может быть введена в память компьютера с помощью сканера. Но для того чтобы успешно работать на компьютере, необходимо знать клавиатуру – важнейшее устройство ввода в память компьютера.

Учитель. Скажите мне, что общего у клавиатуры, сканера, мыши, микрофона? (Ответы ребят) Да, все эти устройства предназначены для ввода информации.

Интересно, а какое же между ними различие?

Сканер предназначен для ввода графической информации, мышь – для выбора и перемещения объектов, микрофон – для ввода звуковой информации, а клавиатура – для ввода символьной информации

Внимательно рассмотрите клавиатуру компьютера.

Все клавиши можно условно разделить на несколько групп:

1) Алфавитно-цифровые клавиши;
2) функциональные клавиши;
3) управляющие клавиши;
4) клавиши управления курсором;
5) цифровые клавиши.

Функциональные клавиши F1 – F12, размещенные в верхней части клавиатуры, запрограммированы на выполнение определенных действий (функций). Так, очень часто клавиша F1 служит для вызова справки.

В центре расположены алфавитно-цифровые клавиши, очень похожие на клавиши обычной пишущей машинки. На них нанесены цифры, специальные символы («!», «:», «*» и т.д.), буквы русского алфавита, латинские буквы. С помощью этих клавиш вы будете набирать всевозможные тексты, арифметические выражения, записывать свои программы. В нижней части клавиатуры находится большая клавиша без символов на ней – «Пробел». «Пробел» используется для отделения слов и выражений друг от друга.

Место ввода очередного символа на экране монитора отмечается мигающей черточкой – курсором. Для перемещения курсора служат клавиши управления курсором, на них изображены стрелки, направленные вверх, вниз, влево и вправо. Эти клавиши перемещают курсор на одну позицию в соответствующем направлении. Клавиши PageUp и PageDown позволяют «листать» документ вверх и вниз, а клавиши Home и End переводят курсор в начало и конец строки.

Очень часто используются управляющие клавиши. Они не собраны в одну группу, а размещены так, чтобы их было удобно нажимать.

Клавиша Enter (иногда изображается со стрелкой) завершает ввод команды и вызывает ее выполнение. При наборе текста служит для завершения ввода абзаца.

Клавиша Esc расположена в верхнем углу клавиатуры. Обычно служит для отказа от только что выполненного действия.

Клавиши Shift, Ctrl, Alt корректируют действия других клавиш.

Цифровые клавиши – при включенном индикаторе Num Lock удобная клавишная панель с цифрами и знаками арифметических операций. Расположенными, как на калькуляторе. Если индикатор Num Lock выключен, то работает режим управления курсором.

Клавиатура – это электронное устройство, содержащее внутри микросхемы и другие детали. Поэтому обращаться с ней следует бережно и аккуратно. Нельзя допускать загрязнения клавиатуры пылью, мелким мусором, металлическими скрепками пр. Нет нужды сильно стучать по клавишам. Движения ваших пальцев должны быть легкими, короткими и отрывистыми.

На каждый компьютер загружается клавиатурный тренажер.

4.   Подведение итогов урока.

Учитель. Какова была задача урока? Как вы считаете, мы с ней справились?

А теперь, прежде чем вы себя оцените, мы проведем информационную минутку. Когда мы говорим с кем-то по телефону или лично, наши эмоции проявляются через смех, выражение лица, интонации голоса, позу… При разговоре мы предаем собеседнику не только слова, но и эмоциональную информацию, которая не выражается словами. Когда мы общаемся с человеком с помощью электронной почты, то наше единственное средство – это текст, набранный на экране. Собеседник не видит лица и не слышит голоса. Поэтому ему порой трудно бывает понять весь смысл послания. Для того чтобы передать эмоциональное настроение, при работе на компьютере используют, так называемые, смайлики (от англ. smile – «улыбаться»). Смайлик – это картинка, составленная из букв и специальных знаков, которая выражает какое-то чувство или настроение. Смайлики вы можете употреблять и в записках, которые пишите своим друзьям. Большинство из смайликов – это изображение глаз или маленьких рожиц. Чтобы рассмотреть эти рожицы, нужно повернуть голову набок.

А теперь оцените свою работу на уроке, используя смайлики. Если вы считает, что хорошо поработали, справились со всеми заданиями, то нарисуйте улыбающийся смайлик. Если поработали недостаточно хорошо и считаете, что вам еще нужно поработать над этой темой, то нарисуйте наполовину веселый смайлик. Если разобрались с темой урока, но считаете, что могли поработать лучше, изобразите грустный смайлик . Демонстрируется слайд 8.

5. Домашнее задание (ребятам раздаются карточки с заданиями) .

1.   Заполните таблицу.

Операция Клавиша или комбинация клавиш
Переключение клавиатуры с режима ввода латинских букв на режим ввода русских букв и обратно  
Переключение клавиатуры с режима ввода строчных букв на режим ввода прописных букв и обратно  
Функция режима ввода прописных букв/ отказ от фиксации этого режима  
Получение символов, расположенных вместе с цифровыми в верхнем ряду клавиатуры  
Удаление символа, стоящего справа от курсора  
Удаление символа, стоящего слева от курсора  
Включение на дополнительной клавиатуре режима работы с цифрами и знаками арифметических операций  

2. Разгадайте кроссворд «Надписи на клавишах».

По горизонтали:

1. Название клавиши переключения регистров клавиатуры (SHIFT).
3. Краткое название клавиши, с помощью которой можно удалить символ, расположенный справа от курсора (DEL).
4. Надпись на клавише, с помощью которой удаляют символ, расположенный слева от курсора (BACKSPASE).
7. Надпись на клавише, переводящаяся на русский язык как «пауза» (PAUSE).
9. Сокращенное название клавиши Control (CTRL).
10. Надпись на клавише табуляции (TAB).
12. Надпись на клавише, находящейся рядом с клавишей Pause (SCROLLLOCK).
13. Надпись на клавише, при нажатии которой происходит отмена действия или выход из некоторого состояния (ESC).
14. Надпись на клавише, которую иногда называют самой главной клавишей (ENTER).
16. Краткая надпись на клавише, переводящей курсор на страницу вниз (PgDn).

По вертикали:

2. Краткая надпись на клавише, предназначенной для переключения режимов «вставка»/ «замена» (INS).
3. Полное название клавиши, с помощью которой удаляют символ, расположенный слева от курсора (DELETE).
5. Надпись на клавише, при нажатии которой происходит фиксация верхнего регистра (CAPSLOCK).
6. Надпись на клавишах, расположенных по обе стороны от клавиши «Пробел» (ALT).
8. Надпись на клавише, фиксирующей числовой режим работы цифровой клавиатуры (NUMLOCK).
11. Надпись на клавише, обеспечивающей перемещение курсора в начала текущей строки (HOME).
15. Надпись на клавише, обеспечивающей перемещение курсора в конец текущей строки (END).

Как вы думаете, мы полностью научились работать на компьютере? Конечно, нет. Нас с вами ждет еще не одно путешествие в удивительный компьютерный мир.

Приложения:

Приложение 1.  Правила техники безопасности при работе в компьютерном классе

Приложение 2. Организация рабочего места.

Приложение 3. Правила работы на клавиатуре

Литература, использованная при разработке урока:

  1. Журнал «Информатика и образование». 2005. №3.
  2. Журнал «Информатика в школе». 2004. №6.
  3. Журнал «Информатика и образование». 2004. №6.
  4. Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике. 8-9 классы. Москва. «Вако».2005.

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Солнце разлито поровну :: Тема урока: "Внутренняя среда организма. Кровь" :: Кодирование и обработка звуковой информации :: Развитие мышления на уроках творческой самореализации личности :: Работа над однокоренными словами на уроках русского языка :: Монстры на каникулах 3 ( Hotel Transylvania 3 ), 2018 :: Все для офиса/Мебель/Офис/Офисные кресла/Компьютерные кресла / Креслов / Кресло компьютерное Атлант КВ-02-130112_0429 ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Тихое место (A Quiet Place), 2018

Мистический триллер о семье фермеров, которые жили в тишине и уединении, – пока не стали мишенью для незримого преследователя потусторонней природы.

План-конспект урока по повести А.Алексина "А тем временем где-то" В 8-м классе

План-конспект урока-диспута в 8-м классе проводившегося с целью пробудить в учащихся чувство сострадания и понимания переживаний другого человека. Для решения поставленных целей на уроке создавались проблемные ситуации для размышления учащихся.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

?ндивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа для работы с гиперактивным ребенком
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD