детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Моделирование учебных ситуаций на уроках информатики

Проблема связи усваиваемых знаний в рамках предмета с жизнью не утратила своей актуальности. Темы, рассматриваемые в рамках школьного курса информатики не всегда просто представить как жизненно необходимые. Если ребенок не видит практической ценности материала, возникает вопрос: “А зачем нам это надо?”. В этом случае есть несколько путей преодоления мотивационного кризиса учеников: подбор ярких примеров из жизни, возможно с иллюстрациями, разработка заданий, направленных на решение именно задач, тесно связанных с повседневной деятельностью или, по крайней мере, часто решаемых, и моделирование на уроке некоторой ситуации, для решения которой необходим изучаемый материал.

Наиболее эффективным мне видится именно последний способ, а именно, моделирование ситуации.

Ситуация – это, прежде всего, некоторая совокупность условий, вызывающих определенные действия, эмоциональные состояния и приводящая к определенному результату, как следствию из произведенных действий. Ситуация может происходить в первые, в этом случае, человек ищет путь решения на основании имеющейся у него информации, а может происходить повторно, здесь вызывается опробованный алгоритм, причем необязательно приводящий к положительному результату и соответствующему эмоциональному состоянию. Здесь, если количество и качество имеющейся информации было изменено, происходит корректировка алгоритма.

Так или иначе, применение знаний в определенной ситуации, привязывает теоретический материал при помощи прочных ассоциативных связей к образам, связанным с этой ситуацией, эмоциональным состояниям и действиям с ней связанным, находя, таким образом, практическое применение.

Одним из разделов, дающихся с трудом, является раздел “Социальная информатика” изучаемые в нем законодательные нормы и акты.

Предварительно познакомившись с содержанием основных законодательных актов, принятых в нашей стране, регулирующих информационную сферу, я предложила учащимся самим “побывать” в ситуации применения законодательных актов.

На уроке моделировалась ситуация судебного заседания, конспект которого я и хочу Вам предложить.

Правонарушения в информационной сфере

Раздел: Социальная информатика

Тип структуры урока: Обобщение.

Цель: Учить ориентироваться в сфере информационных отношений и норм, определяемых государством в сфере информационных технологий

Задачи:

  • Закрепить и обобщить теоретический материал по теме “Правонарушения в информационной сфере”
  • Способствовать формированию основных навыков ориентирования в области правового регулирования в сфере новых информационных технологий
  • Способствовать воспитанию информационной грамотности.

Оборудование

  • Печатные экземпляры нормативных документов, правовых актов и законов, а так же проектов законов в области информационных технологий;
  • “Материалы” рассматриваемого дела: “улики” (рисунок1, рисунок 2, приложение 1), заключение “экспертизы” (приложение 2)
  • Бланки судебных документов, подлежащие заполнению и приобщению к “делу” (приложение 3, приложение 4)

Рис. 1

Рис. 2

Дополнительные материалы

ДОКТР?НА ?НФОРМАЦ?ОННОЙ БЕЗОПАСНОСТ? РОСС?ЙСКОЙ ФЕДЕРАЦ??

  • Разработан в 2003 году коллективом экспертов (М. Гордеева, Н. Дмитрик, Д. Лазарев, В.
  • Уголовный кодекс Глава 28. ПРЕСТУПЛЕН?Я В СФЕРЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ?НФОРМАЦ??
  • Федеральный закон "О персональных данных" ПРОЕКТ
  • Федеральный закон "О персональных данных" ПРОЕКТ
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ?НФОРМАЦ??, ?НФОРМАТ?ЗАЦ?? ? ЗАЩ?ТЕ ?НФОРМАЦ??", ОТ 20 ФЕВРАЛЯ 1995 Г. N 24-ФЗ,(с изменениями от 10 января 2003 г.), Принят Государственной Думой 25 января 1995 года
  • Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и защите информации" ПРОЕКТ
  • Федеральный закон "Об обеспечении информационной безопасности" ПРОЕКТ
  • Федеральный закон "Об обеспечении информационной безопасности" ПРОЕКТ

 Ход урока

№ этапа Этап урока Содержание Теория/ практика Длительность
I Организационный момент Подготовка кадет к уроку, рапорт, приветствие кадет учителем - 1 мин
II Сообщение темы, целей и задач урока Достаточно большое количество учебного времени, мы изучали правовые нормы, связанные с регулированием в сфере новых информационных технологий. Сегодня я предлагаю подвести своеобразный итог. Форму такого итога я выбрала следующую, надеюсь, что и вам она будет интересна: мы попытаемся смоделировать судебный процесс в отношении одного из случаев правонарушений в информационной сфере и вынести вердикт о виновности или, может, невиновности ответчика. Сам ответчик, к сожалению, присутствовать не будет, но адвокатом мы его обязаны обеспечить.   2 мин
III Повторение Прежде, чем приступить к рассмотрению данного “дела”, прошу напомнить мне, какие законодательные акты, нормативные документы могут помочь нам в решении вопроса о вине ответчика?   3-4 мин
IV Закрепление ?так, начнем слушание дела о правонарушении в области информационных технологий. Чтобы смоделировать ход судебного заседания, необходимо обеспечить все его составляющие: судья, управляющий ходом рассмотрения, способствующий тому, чтобы участники сами не приступили рамки, отведенные им. Сторона обвинения, естественно, будет представлена прокурором, а сторона защиты – адвокатом. Остальным участникам я предлагаю роли присяжных заседателей, а я постараюсь вам помочь в качестве секретаря суда.(распределение участников процесса по местам). В дополнение хотелось бы сказать, что все возможные совпадения – простая случайность.   5 мин
V Знакомство с “обстоятельствами дела” Слушается дело Неизвестного Программиста Сидоровича. Гражданин Неизвестный (далее обозначаемый, как “ответчик”) обвиняется в присвоении себе авторских прав на разработку программного обеспечения и последующую его коммерческую реализацию с целью получения личной выгоды. ?стец: Микрософтова Лицензия Долларовна.

К обстоятельствам дела отнесем:

  1. Попытку сокрытия полученного дохода от продажи программного обеспечения
  2. Отсутствие прямых доказательств непосредственного авторства ответчика
  3. Выявленные в ходе следствия признаки сходства реализуемого ответчиком программного обеспечения с программным обеспечением, представленным пострадавшей в качестве исходного текста.
  4. Полное отрицание своей вины ответчиком
  5. Представленные ответчиком исходные файлы программного продукта, заявленного в качестве присвоенного.
  6. Отрицание ответчиком получения коммерческой выгоды на основании того, что сделка с заказчиком не была осуществлена

Представлены следующие материалы дела

  • исходные коды программного продукта со стороны истца и ответчика
  • снимки экранов программного продукта истца и ответчика
  • экспертный анализ файлов справки к программному продукту истца и ответчика
  • заключение экспертной комиссии об охране программных разработок истца
  • заключение экспертной комиссии об анализе изъятого жесткого диска ответчика
  5 мин
VI Рассмотрение обстоятельств участниками процесса Уважаемый суд, стороны защиты и обвинения, господа присяжные заседатели, прошу приступить к рассмотрению и обсуждению материалов дела на основании существующих правовых норм и законодательных актов, действующих на территории РФ. На обсуждение отводится 15 мин   15 мин
VII Обсуждение На слушание стороны защиты, обвинения отводится 5 мин. Уважаемый суд, разрешите приступить к прениям.   5 мин.
VIII Вердикт Уважаемые господа присяжные заседатели, прошу вынести свой вердикт на основании представленных доказательств, законов РФ и совести.   2 мин.
IX ?тог Господин судья, огласите, пожалуйста, окончательное решение   1 мин
X   ?так, мы рассмотрели практическое применение законодательной базы в области информационных правонарушений. Надеюсь, что даже из благих побуждений, вы не станете пренебрегать существующими нормами в этой области. Спасибо за урок. До свидания.    


Поиск по всей базе материалов:

© Блог Димы Шпилера / Учебные материалы

Читать еще:

Новые материалы:

О принципе наглядности в обучении студентов неязыковых вузов иностранному языку :: Решение уравнений с параметрами :: Сумма углов треугольника. 7 класс. :: Урок-игра "Кто хочет стать миллионером?" :: План-конспект урока по теме "Владимир Мономах и его время" :: Самый счастливый день в жизни Олли Мяки ( Hymyilevä mies ), 2016 ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

06.12.17: Ямагатский грипп, надвигающийся на Россию: чем страшен, а чем нет? (Спойлер: прививки в данном случае не помогут)

05.12.17: Травля в детских коллективах (да и не только детских): коротко и образно в изложении Валерия Воскобойникова

01.12.17: Напоминаем, что мы уже больше 10 лет отбираем для Вас самые лучшие сценарии новогодних праздников и утренников для детей!

02.11.17: «Стрепсилс» изымают из аптек: почему и что это для нас значит? (Спойлер: да, в общем-то, ничего)

30.10.17: Подробности об эпидемии пневмонии-2017

25.10.17: Что такое "внебольничная пневмония" 2017 года?

22.10.17: Особенности гриппа "Мичиган" (штамм сезона 2017-2018 гг.)

09.09.17: Чемпионский титул или смартфон? Выбор для подростка

26.08.17: Букеты из чая, кофе и конфет

11.08.17: Готовимся к 1 сентября: Модные букеты 2017

16.07.17: До какого возраста и на каком сиденье необходимо автокресло ребенку. Изменения в ПДД с июля 2017

09.07.17: Влияют ли позы партнеров на вероятность успешной беременности и если да, то как.

02.07.17: Режутся зубки у ребенка: чем снимать боль



Подписаться на новые статьи:


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Классный час на тему "?.?. Шишкин — великий художник"
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru