детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

"?мя прилагательное" (урок русского языка в 4-м классе)

Цель: Обобщение знаний об имени прилагательном.

Задачи:

  1. Развитие умения точно и правильно употреблять имя прилагательное в речи.
  2. Чувствовать красоту художественного слова

I. Оргмомент.

У.- Доброе утро! Я как говорила, у нас сегодня гости. Повернитесь к ним и поприветствуйте. Садитесь.

- Сейчас я вам прочитаю отрывки из сказок. Знакомы ли они вам? Кто их написал?

1.

Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть, кой-какого, товару.

2.

? тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных
? с ними дядька их морской.

3.

Свет мой зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

4.

Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность, где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся
? кричит: “Кири-ку-ку,
Царствуй, лёжа на боку!”

5.

Раз он в море закинул невод, -
Пришёл невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод, -
Пришёл невод с травою морскою.

У.- Это всеми нами любимые сказки А.С. Пушкина. Слайд 1

- Скажите, ребята, какая часть речи делает нашу речь полной красочной?

Д.- ?мя прилагательное.

II. Объявление темы, цели и задачи урока. Слайд 2

У.- Тема нашего урока имя прилагательное. Материалом урока будет текст сказки А.С.Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке”. Мы с вами обобщим наши знания об имени прилагательном, будем развивать наше умение точно и правильно употреблять прилагательное в нашей речи, чувствовать красоту нашей речи.

- Ребята, давайте пронаблюдаем, какие прилагательные использует автор для полноты и красочности произведения. Сначала рассмотрим их с точки зрения грамматики. Перед вами отрывки из сказки, прочитайте. Что вы можете о них сказать (работа в группах)?

(I группа)

“Я сегодня поймал, было, рыбку,
Золотая рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синий просилась,
Дорогое ценою откупалась:
Откупалась, чем только пожелаю”

Д.- В тексте мы заметили ловушки. Поймал не золотая рыбку, а золотую рыбку. Это окончание винительного падежа в жен. роде, в ед. числе. Потому что существительное рыбка, к которому относится прилагательное, стоит в винительном падеже, в жен. роде, в ед. числе. В море синее просилась, прилагательное стоит в вин. падеже, сред. роде, ед. числе, так как сущ. в море имеет такие грамматические формы. Дорогою ценою – окончание творительного падежа, жен. рода, ед. числа, так как сущ. ценою стоит в творительном падеже, жен. роде, ед. числе. Слайд 3

(II группа)

“Отвечает золотой рыбка:
“Не печалься, ступай себе с богом
Так и быть: изба вам уж будет”
Пошёл он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светёлкой,
С кирпичный, белёный трубою,
С дубовый, тесовый воротами.”

Д.- Аналогично дети комментируют свои ответы, анализируя имена прилагательные по их грамматическим формам. Слайд 4

(III группа)

“Воротился старик ко старухе,
Что ж он видит? Высокая терем
На крыльце стоит его старуха
В дорогую собольей душегрейке, Слайд 5
Парчовый на маковке кичка, Слайд 6
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотой перстни,
На ногах красная сапожки”

Д.- Аналогичный ответ детей 3 группы. Слайд 7

(IV группа)

“ Старик к старухе воротился.
Что ж? Пред ним царская палаты.
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморская вины,
Заедает она пряником печатным;
Вкруг её стоит грозный стража,
На плечах топорики держат.

Д.- Аналогичный ответ детей 4 группы. Слайд 8

У.- Какое обобщение сделаем из проделанной работы?

Д.- ?мя прилагательное имеет грамматическую связь с именем существительным: стоит в том же роде, числе и падеже, в каком стоит имя существительное.

Физминутка.

III. Лексическая разминка.

У. - Ребята, каким словом можно заменить слово ветхая (землянка)?

Д. - Старая (землянка)

У. - Это что?

Д. - Синоним.

У. - Подберите к прилагательному антоним.

Д. - Новая.

У. - Какое корыто было у старухи?

Д. - Старое.

У. - Подберите антоним.

Д. - Новое.

У. - Рыбка золотая. Почему автор использует слово “золотая”? Какое прилагательное использует для уточнения слова “золотая”?

Д. - Я сегодня поймал, было, рыбку,

Золотую рыбку не простую;

Прилагательным “золотая” автор подчеркивает волшебство этого персонажа и уточняет это прилагательным “не простую”.

У. - Дорогой откуп. Назовите антоним.

Д. - Дешёвый.

У. - Назовите прилагательные, которые использовал Пушкин для описания одежды старухи.

Д. - Парчовая (кичка), соболья (душегрейка).

У. - Какие ещё прилагательные называют материал предмета?

Д. - Дубовые, тесовые (вороты).

У. - Почему автор называет волны сердитыми?

Д. - Это в переносом смысле. Большие волны.

У. - Ласковое слово. Назовите противоположное.

Д. - Грубое (слово).

У. - Может ли прилагательное назвать внутренние качества людей? Как названы старуха, стража, слуги?

Д. - Сварливая баба (жадная, скупая). Стража грозная (жестокая, суровая, страшная).Слуги усердные (очень старательные).

У. - А рыбка?

Д. - Справедливая, добрая.

У. - Так с какой целью автор использует эти прилагательные в содержании сказки?

Д. - (Вывод) Чтобы выразить свою мысль точно, ясно, ярко, выразительно, живописно, чтобы речь была полной, богатой.

У. - Ребята, а можно ли по-своему переделать сказку Пушкина? Например: вместо “сердитые волны” поставить словосочетание “большие волны”?

Д. - Нет, нельзя. Потому что это сочинил Пушкин, это его видение мира.

У. - Обычно сказка заканчивается хорошо, добро побеждает зло. А в этой сказке конец плохой. Почему?

Д. - Старуха осталась с носом. Она злая. Зло наказано. Победила рыбка, она добрая, она взяла верх над злом. Значит, победила доброта.

IV. Творческая работа.

У.- Ребята, если бы вы поймали золотую рыбку, какие три желания попросили бы у неё? Запишите, постарайтесь употребить прилагательные для ясности, полноты, красоты текста.

Д.- (читают свои пожелания).

V. ?тог урока.

У.- ?так, какую работу проделали на уроке?

Д.- Обобщили знания об имени прилагательном. Прилагательное имеет тесную связь с существительным, стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное.

Слайд 9

У.- Вам было интересно на уроке? Чем заинтересовал урок? Спасибо за работу!



Поиск по всей базе материалов:

© Блог Димы Шпилера / Учебные материалы

Читать еще:

Новые материалы:

Самооборона: Приемчики против ножа :: Особенности гриппа "Мичиган" (штамм сезона 2017-2018 гг.) :: Что такое инсоляция и где можно покупать квартиры в новостройках :: Самая опасная игрушка :: Урок обучения грамоте в 1-м классе "Закрепление" :: Министр ( Il Ministro ), 2016 :: Столы/Кухонные столы/Столы с плиткой / TetChair / Стол обеденный с плиткой СТ 3045P (Прованс) ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Обитель зла: Последняя глава ( Resident Evil: The Final Chapter ), 2016

В предыдущей части франшизы Вескер предал Элис в Вашингтоне, и героиня лишилась своих сверхъестественных способностей и стала уязвимой для врагов. Однако она не бросила бороться за выживание человечества. Вместе со своими старыми знакомыми Элис отправляется туда, где все начиналось – в Раккун Сити. Тем временем корпорация «Амбрелла» готовит последний сокрушительный удар по выжившим в апокалипсисе людям. Элис предстоит сразиться с ордами зомби и новыми монстрами-мутантами ради спасения остатков человечества.

Детский оздоровительный лагерь: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный лагерь "Юность"

В предыдущей части франшизы Вескер предал Элис в Вашингтоне, и героиня лишилась своих сверхъестественных способностей и стала уязвимой для врагов. Однако она не бросила бороться за выживание человечества. Вместе со своими старыми знакомыми Элис отправляется туда, где все начиналось – в Раккун Сити. Тем временем корпорация «Амбрелла» готовит последний сокрушительный удар по выжившим в апокалипсисе людям. Элис предстоит сразиться с ордами зомби и новыми монстрами-мутантами ради спасения остатков человечества.

План-конспект занятия по сольфеджио «Игровые формы работы на уроке сольфеджио». 1-й класс музыкальной школы

Метод дидактической игры на уроках сольфеджио применяется, в основном, для учащихся младшего школьного возраста. Он делает занятия увлекательными и интересными, позволяет поддерживать у детей интерес к учебной деятельности, осуществлять её более успешно. Данный план-конспект занятия по сольфеджио раскрывает различные игровые формы работы на уроке с учащимися 1-го класса.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Простейшие геометрические фигуры на плоскости (обобщающе-контролирующий урок по математике в 5-м классе с использованием информационных
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD