детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.

Элективный курс "Дизайн в технике бумажная пластина"

Бумаги лист я положу перед собою,
Шаблоны разложу, представлю форму, цвет,
? на одном дыханье краски разведу водою.
Детали отформую, и соберу букет.
В бумажной пластике все слито воедино
Узор морозный, ягодки, цветы.
Фон, как пейзаж ложится дивно,
Вмиг ощущается пространство и воплощение мечты.
Ученье, опыт, все передается
С бумажной пластикой, мы обретаем все азы,
Но в сердце радость остается от творчества, любви и красоты.

В настоящее время стремительно возрастает роль образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом.

Возникла необходимость серьезной модернизации школьного образования, которая предусматривает его качественное изменение. Одним из направлений модернизации является профилизация старшей ступени общеобразовательной школы.

Подготовить растущего человека к жизни в обществе – цель общего и дополнительного образования.

Для выпускника школы становятся актуальны проблемы конкурентно способности и успешности на рынке труда. Мировой опыт свидетельствует, что из-за, быстрой смены технологий за время трудовой деятельности человек вынужден несколько раз менять профессию. Отсюда следует, что перед началом трудовой деятельности каждый человек должен получить широкий кругозор, познакомиться с различными возможностями преобразующей деятельности человека, оценить свои способности и выбрать направление своей профессиональной деятельности.

В документах, касающихся введения профильного обучения в школах России, важная роль отводится деятельности по организации предпрофильного обучения в 9-х классах.

Приложение 1 Мультимедийная презентация элективного курса “Дизайн в технике бумажная пластика”

Элективный курс “Дизайн в технике “бумажная пластика” направлен на достижение следующих целей:

  • определение роли бумажной пластики в декоративном творчестве и оформительском искусстве;
  • пробуждение интереса к новым, современным направлениям народного творчества;
  • освоение специфики работы с материалом (бумагой), инструментами и приспособлениями;
  • приобретение знаний о технологии изготовления объемных композиций для оформления квартиры, классов, рекреаций школ и общественных помещений;
  • формирование представлений о народном мастере, как творческой личности;
  • профессиональное самоопределение.

Элективный курс “Дизайн в технике “бумажная пластика” преследует решение следующих педагогических, методических и профессиональных задач:

  • освоение технологии изготовления декоративных изделий из бумаги;
  • изучение принципов составления композиции;
  • составление схем планируемых и изготовляемых изделий;
  • владение специальными терминами в разговорной речи;
  • изучение основ цветоведения, приемы работы с цветом, тоном;
  • умение рационально использовать материал;
  • развитие пространственного представления;
  • соблюдение правил техники безопасности при работе с электрическими приборами и колюще-режущими инструментами.

Приложение 2, приложение 3 Буклет “Дизайн в технике бумажная пластика”

Бумажная пластика менее трудоемка, чем аппликация, и больше напоминает скульптуру на плоскости, где форма создается за счет объема, поэтому картины, смотрятся как произведение искусства. В них ощущается пространство, образ, стиль, изящество, композиция. Они богаты по содержанию и целостны по восприятию.

Первые шаги бумажной пластики настолько просты, что не требуют больших усилий. Как, и из чего сделать красивую работу, чтоб она приносила чувство удовлетворения, гордости за свой труд? Что необходимо для выполнения работы?

Бумажная пластика, как и все виды работ с бумагой, выполняются в определенной последовательности:

  • выбор сюжета;
  • составление эскиза к картине;
  • подбор бумаги по цвету и качеству;
  • наложение фона на основу;
  • тонирование бумаги;
  • изготовление объемных деталей, при помощи инструментов для работы с бумагой;
  • раскладывание их на фоне;
  • наклеивание деталей на фон;
  • оформление готовой работы в рамку.

1. Материалы, инструменты и приспособления

  • Материалы:
  • плотный картон,
  • ватман,
  • бумага чертежная,
  • бумага для рисования,
  • клеенка,
  • обрезки кожи,
  • сухоцветы,
  • красители (пищевые, красители водо-растворимые),
  • калька,
  • копирка,
  • нитки,
  • тонкая проволока,
  • клей ПВА,
  • водоэмульсионная краска,
  • гуашь,
  • скрепки,
  • зажимы,
  • крупа манная;
  • ?нструменты:
  • линейка,
  • угольник,
  • карандаш,
  • циркуль,
  • ножницы,
  • нож,
  • канцелярский нож,
  • шило,
  • пинцет,
  • ножи для термической обработки бумаги (одинарный, двойной, бульки различного диаметра),
  • электрическая плита,
  • цветные карандаши,
  • кисточки для рисования №1, 7,
  • кисточки для клея.
  • Приспособления:
  • спичечные коробки,
  • трубки,
  • упаковочная тара из под одеколона, дезодоранта и т.д.,
  • рамки,
  • пластмассовые флаконы небольших размеров,
  • коробки разных размеров для хранения подготовленного материала,
  • подушки жесткая и мягкая (изготовленная при помощи войлока или драпа), размером 20х20см,
  • подушка с песком (размером 20х20см),
  • палочки для размешивания краски, небольшие пластиковые стаканчики для смешивания красок.
  • Нож однопазовый
  • Булька 5мм
  • Булька 10мм
  • Булька 15 мм

Подушки – песочная (мягкая), наполненная песком на 2/3 и зачехленная в две наволочки. Войлочная – (полумягкая), выполненная из 3-х слоев войлока или драпа. На мягкой подушке производятся все работы, выполненные бульками, а на полумягкой работаем однопазовым ножом, для термической обработки бумаги.

Нож однопазовый

Булька (d – диаметр шарика)

2. Организация рабочего места

  • На рабочем столе не должно быть ничего лишнего.
  • Располагать инструменты и материалы нужно так, чтобы они не мешали, работе и их было удобно брать. То, что левой, - слева, у дальнего края стола, чтобы не зацепить локтем во время работы.
  • Во время работы соблюдайте порядок на рабочем месте.
  • Будьте внимательны при работе с колющими и режущими предметами.
  • Соблюдайте правила ТБ при работе с электрооборудованием
  • Не забывайте об осанке, держите спину прямо.
  • После работы обязательно уберите за собой.

3. Подготовка к работе

Если вы хотите сделать что-нибудь своими руками, надо сначала выбрать подходящий материал, определить необходимые действия и возможность их выполнения, наличие нужных инструментов, материалов, рабочего места, рассчитать свои силы. Нужно овладеть техникой выполнения этих действий.

Техника - умение пользоваться инструментами и выполнять приемы работы.

Прежде чем приступить к работе, следует составить план действий.

В производстве план действий называется технологией.

Для изготовления работ потребуется бумага – ватман. В работе используется белый цвет бумаги и тонированный. Тонированная бумага с набрызгом служит хорошим фоном для будущей работы. Выполняя работы, учащийся не только сможет научиться различать цвет, но и закрепить на практике умение подбирать цвета.

Не ограничивая свободу выбора, напоминайте о разных вариантах цветового решения.

Выбор фона, играет большое значение. Работа получается намного красивее, если ее крепить не на белую бумагу, а на цветной фон (обои, набрызг, рисунок и т.д.)

Фон – цвет основного материала, на котором выполняется работа.

От сочетания цветов фона и деталей зависит выразительность сюжета.

  • Летние сюжеты хорошо будут смотреться на желтом, салатовом, голубом фоне.
  • Осенние – на сером, коричневом.
  • Зимние - на фиолетовом, синем.

Состав для тонирования бумаги для фона и для композиций:

  • 3 части - белой водоэмульсионной краски, 1 часть клея ПВА,

краситель (добавляется столько, сколько необходимо для получения желаемого цвета). Если цвет необходимо приблизить к более естественному, природному необходимо добавить гуашь (несколько капель);

  • тонирование бумаги пищевыми красителями – красители развести теплой водой, без добавления клея и водоэмульсионной краски и обработать бумагу;
  • для изготовления фона – подготовленную поверхность картона затонировать, просушить, затем при помощи зубной щетки, кисточки и гуаши произвести набрызг на поверхность.

4. Композиция

Композиция – соотношение и взаимное расположение частей.

Главный закон композиции заключается в согласовании частей целого. Какое многообразие форм, какая неповторимость в сочетании цветов окружающего мира. ?менно у природы учатся великие художники и мастера, придумывая красивые изделия и отражая в условной или причудливой форме деталей бесконечное разнообразие мира.

Лучший способ подчеркнуть особенности деталей – сопоставлять их по принципу контрастов формы и цвета. Рядом с высоким поставить низкое, с округлым угловатое, светлое подчеркнуть темным.

Место и форма каждой детали композиции должны быть определены общим замыслом.

При составлении композиции необходимо учитывать следующее:

  • самыми яркими и выразительными должны быть главные детали рисунка;
  • основные предметы должны располагаться в центре;
  • слишком маленький рисунок потеряется на большом листе;
  • деталям рисунка не должно быть тесно.

5. Технология холодной обработки бумаги

Для выполнения работы потребуются материалы: за тонированный ватман, шаблоны для лепестков и листьев цветов, канцелярский нож, ножницы, плотный картон на котором будут выполнены операции по надрезу бумаги, клей ПВА, кисточки для рисования №1,7, гуашь, засушенные растения, веточки и т.д.

При помощи шаблонов переведем детали на подготовленный ватман, аккуратно их вырежем, чтобы не остались следы от карандаша. Вырезанные детали разложим на фоне работы, убедившись, в том достаточное ли количество мы вырезали лепестков и цветов. Фон оформляем в рамку, достаточно приклеить за заднюю стенку рамки.

Любые цветы можно оформить не только плоскостно, но и как объемную аппликацию. Создать видимость объема помогают следующие приемы:

  • в центре заготовки ставим точку;
  • делим на 4 части, не дорезая 5мл, до центра;
  • делим еще пополам, должно получится 16 лепестков (такая заготовка используется в таких цветах как хризантема, ромашка; если цветок в диаметре крупный, то нижний ярус делим на 32 части);
  • срезаем уголки (для ромашки – полукругом, для хризантемы – острым углом);
  • делаем надрезы по центру канцелярским ножом, на каждом лепестке, затем выгинаем в противоположную сторону;
  • по центру каждого листика, проводим острием канцелярского ножа, затем, листик сгибаем;
  • отдельные элементы цветка приклеивают только частью своей плоскости;
  • цветы в композиции должны быть направлены в одну сторону; или нижние смотрят вниз, центральный – на нас, а верхние – вверх;
  • приклеиваем все на клей ПВА;
  • готовую работу художественно оформляем при помощи набрызга (см.выше) белой гуашью или водоэмульсионной краской.

6. Термическая обработка бумаги

Для выполнения работы потребуются материалы и инструменты:

Затонированный ватман, ножницы, канцелярский нож, бульки различного диаметра, электрическая плитка с закрытой спиралью, засушенные растения, коробочки маленьких размеров, подушки жесткая – войлок, драп, мягкая – песок, шаблоны листьев и цветов, кисточки для клея, клей ПВА, кисточки для рисования №1,7 и т.д.

Вырезаем детали при помощи шаблонов, и обрабатываем их при помощи горячих инструментов, нагретых на электрической плитке.

Ромашка – цветок состоит из 2 деталей, два круга одинакового диаметра.

в центре круга ставим точку, делим на четыре части, не дорезая до центра - 5мл, еще делим пополам, должно получится 16 лепестков. Затем эти лепестки обрабатываем с одной стороны по краям лепестка одинарным горячим ножом, переворачиваем заготовку и в центре аккуратно приглаживаем булькой, лепестки должны выгнуться. Серединку ромашки изготавливаем из круга меньшего диаметра, обрабатывая его с одной стороны булькой. Затем склеиваем заготовки, стараясь при этом, чтобы надрезы не совпадали.

Мальва – цветок состоит из трех деталей, два круга – одного диаметра и третий – диаметром поменьше. Мальвы обрабатываются с изнаночной стороны одинарным ножом по краям лепестков и полосой в центре. Тычинки выполняются из нарезанной тонко бумаги, скрученной в трубочку. Клеем ПВА слегка смазать краешки тычинок и обмакнуть в подготовленную смесь, для окрашивания тычинок.

Лилия - цветок состоит из шести лепестков, лепестки обрабатываются с изнаночной стороны одинарным ножом по краям лепестков и в центре. Затем внизу лепестка обрабатываем булькой среднего размера. Склеиваем цветок, лепестки должны располагаться равномерно, когда высохнет клей обрабатываем в центре булькой приподнимая лепестки, помогая при этом рукой. Кисточкой №1, рисуем точки внутри лилии, вклеиваем тычинки (см. выше).

Мак – цветок состоит из шести лепестков, лепестки обрабатываются с двух сторон при помощи одинарного ножа и средней бульки. Булькой обрабатываем с одной стороны. ?з полоски затонированного черного ватмана, скручиваем змейку в диаметре 1,5 – 2 см., затем режем тонко тонированный ватман, и огибаем змейку по диаметру, тычинки смазываем клеем и посыпаем манной крупой.

Склеиваем между собой подготовленные детали в центре, стараясь размещать круги, не попадая, разрезом друг на друга.

Чашелистики - выполняются для всех цветов одинаково. Берется круг нужного диаметра, и делаются надрезы до центра, круг делим на 8 частей, уголки срезаются остро и обрабатываются канцелярским ножом.

Чашелистики для мака, василька – выполняем термической обработкой. Вырезаем из бумаги овал и булькой нужного размера обрабатываем.

Листья - вырезаем необходимые листья и обрабатываем, горячим способом, одинарным ножом с изнаночной и лицевой стороны, можно только с изнаночной.

Приложение 4, приложение 5,приложение 6 “Технологические карты”>

Состав для окрашивания тычинок:

  • 1 столовая ложка манной крупы;
  • 1 чайная ложка спиртосодержащего вещества;
  • несколько капель красителя.

Спиртосодержащее вещество и краситель смешиваем вместе на палитре, затем на палитру насыпаем горкой манную крупу и медленно вливаем раствор, интенсивно размешивая. Подготовленный материал высушить, и сложить в коробочку. Данный исходный материал хранится очень долго и не теряет своих качеств.

Узелок на память:

  • чтобы работа в рамке смотрелась красиво, приподнято – используйте в качестве подставок спичечные коробки, упаковку из - под таблеток, стебли камыша;
  • используйте в работах сухоцветы, тесьму;
  • создавая картину или композицию, обязательно обрати внимание на сочетание зелени и выбор формы. Плоский лист на картине смотрится “мертвым”. В работе используйте от трех до пяти оттенков зелени.
  • надрезая лист, нож ведите плавно с изгибом;
  • красиво в работе смотрятся тонко нарезанные полоски бумаги, наклеенные на ребро, при помощи пинцета.

Приложение 7 “Творческий проект учащегося”



Поиск по всей базе материалов:

© Блог Димы Шпилера / Учебные материалы

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:
09.09.17: Чемпионский титул или смартфон? Выбор для подростка

26.08.17: Букеты из чая, кофе и конфет


11.08.17: Готовимся к 1 сентября: Модные букеты 2017

16.07.17: До какого возраста и на каком сиденье необходимо автокресло ребенку. Изменения в ПДД с июля 2017

09.07.17: Влияют ли позы партнеров на вероятность успешной беременности и если да, то как.

02.07.17: Режутся зубки у ребенка: чем снимать боль



Подписаться на новые статьи:





RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Рейтинг@Mail.ru