детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Комбинированный урок исследовательского типа "Люди или обломки" (М.Горький. "На дне")

Я готов поссориться с действительностью во имя человека, который мне дороже всего, выше всего.

М. Горький

Цели урока:

  • Обучающая: формирование навыков работы с драматическим произведением.
  • Развивающая: развитие навыков анализа и синтеза.
  • Воспитывающая: развитие коммуникативных умений и навыков.

Вопросы к уроку:

  1. Как вы думаете, почему в условиях назревающей революции Горький вновь обращается к теме босяков?
  2. Какую связь видит писатель между временем и человеком?
  3. Какова горьковская концепция жизни?
  4. Можно ли считать пьесу “На дне” продолжением горьковской темы гуманизма?
  5. Какой конфликт движет развитием пьесы “На дне”?

Словарь:

Концепция – система взглядов на те или иные явления действительности.

Лейтмотив – основная мысль, неоднократно повторяемая и подчёркиваемая.

Мизансцена – расположение актёров на сцене в отдельные моменты спектакля.

Альтернатива – выбор между двумя взаимоисключающими возможностями.

Домашнее задание к уроку:

  1. Хорошо знать текст 1-го действия, читать выразительно всё действие.
  2. Групповые задания по материалу всей пьесы: как и почему попали в ночлежку герои Горького? (1 группа – В.Пепел, 2 группа - Клещ, 3 группа – Настя, 4 группа – Бубнов, 5 группа – Барон, 6 группа – Сатин, 7 группа – Актёр)
  3. ?ндивидуальное задание: продумать мизансцену начала 1-го действия.

Ход урока

1. Слово учителя.

Вступление:

1.Сегодня мы начинаем читать пьесу М. Горького “На дне”, созданную в 1902г. –году переломном ( преддверие 1 русской революции), когда происходило гигантское расслоение общественных сил, вызвавшее появление различных политических партий, теорий, философских споров, в основе которых – народ.

?менно люди, человек становится главным героем его пьесы. Люди, изображённые в ней – босяки. Тема босячества (“Коновалов”, “Челкаш”) уже освещалась Горьким, но в преддверии революции он считает необходимым вернуться к ней снова.

Свою пьесу Горький писал по “заказу” МХТ; “ Всем нам хотелось, чтобы Горький написал пьесу из жизни босяков, и актеры, чтобы их игра была достоверна, совершали специальную экскурсию на так называемый Хитров рынок, где во множестве обитали босяки, и изумление их было беспредельно.

?сторическая справка: Что представлял собой Хитров рынок и почему Горький изобразил именно ночлежку?

Потому возникает закономерный вопрос №1. В условиях революции проблема: человек и время – характеризуют Горького не только как писателя, но и философа. Так как вопрос о соотношении человека и времени ведёт к вопросу о предназначении человека.

2. Всё, что мы уже знаем о Горьком, как о человеке, писателе, общественном деятеле, позволяет говорить о нём, как о величайшем гуманисте.

3. Так как мы будем говорить о драматическом произведении, давайте вспомним особенности драмы как рода литературы: произведение, предназначенное для постановки на сцене, т.е. речь идёт о прямом развитии действия перед глазами зрителя, а такое прямое развитие возможно только при наличии ярко выраженного конфликта, на основе которого развивается действие пьесы вообще ( вопрос урока №3)

Все три вопроса ( на которые мы будем отвечать, внимательно читая пьесу на всех уроках) позволяет ответить на самый важный, связанный с пониманием личности писателя: какова горьковская концепция жизни?

Вопросы сложные, но начнём с простого: будем учиться читать пьесу, попытаемся понять её героев, а через них – самого автора; пойдём вслед за автором по страницам его произведения, выявляя суть авторской позиции по отношению к каждому, о ком он говорит.

2. РАБОТА С АФ?ШЕЙ ПЬЕСЫ.

Если правильно прочитать афишу, вдуматься в неё, тогда будет понятен лейтмотив действия: почему автор представил своих героев именно так, а не по- другому, что сказано о героях?

Попробуем проанализировать и сравнить афиши пьес: Островского “Гроза”, Чехова ”Вишнёвый сад”, Горького ”На дне”.

ЗАДАН?Е ПО ГРУППАМ (3)

Островский: возраст ни у кого не указан, разве что неопределённо: “молодой”(17- 20). Борис – сословие не указано, молодой человек, живущий у значительного лица из милости на положении бедного родственника.

Чехов: Сословие, принадлежат к определённой среде – помещичьей, студенческой. Возраст: Ане – 17 лет, Фирсу – 87. заря имена, отчества – у всех?

Горький: Названы возраст каждого, его социальное положение (род занятий). Почему? ?мя, Отчество есть только у Костылёва, ему положено – хозяин, у Клеща – всё-таки рабочий человек; у других только прозвища. Почему?

Автор собрал под одной крышей людей разного возраста (разного уровня житейского опыта), разного социального положения, разных взглядов, разного осмысления окружающей действительности.

Вывод: итак, из афиши пьесы перед нами предстают персонажи с конкретным житейским опытом, накопленным в определённой среде.

3 ВОПРОСЫ. В чём выявляется разное отношение героев к окружающему миру? Какую единственную возможность имеют ночлежники, чтобы сказать о себе?

Задание

1. Чтение начала пьесы, ответы на вопросы (Как относятся герои друг к другу?)

2. Продумать мизансцену 1 действия, изобразить схематично (представить, как герои размещены на сцене), вычертить другие обобщения.

Вывод: герои разобщены, в центре интересов каждого – только собственная жизнь.

Реплики разбросаны, действующие лица обмениваются репликами далеко не мирного характера. Единого разговора не ведётся, поскольку они не интересуются друг другом, каждый интересуется только собой.

3. Работа с авторской ремаркой, предваряющей 1-ое действие (анализ средств изображения).

Задание по группам:

1. Детали “внешности” ночлежки.

2. Описание света.

3. Описание звуков.

Вопрос: что должен понять о героях читатель, знакомясь с физическими условиями их жизни?

Быт героев ужасен – общество бросило их на произвол судьбы; выстраивается цепочка: быт – общество – социальные проблемы – философия жизни отдельного человека, помещённого в определённые социальные условия. Философский вопрос: как и зачем жить?

4. Анализ системы образов.

Кто они, эти люди “дна”.

Работа с картиной Маяковского “Ночлежный дом”

В процессе работы над пьесой Горький сменил несколько названий: “Без солнца”, “Ночлежка”, “На дне жизни”, “На дне”. Почему? “На дне” – сильнее, почему? Дно жизни – понятие не только социальное, но и философское – философское осмысление окружающего мира.

Задание по группам: как и почему герои Горького оказались в ночлежке?

1 группа: Сатин, Бубнов.

2. группа: Актёр, Барон.

3. группа: Клещ, В. Пепел, Настя.

Автор указывает причины объективные (ряд обстоятельств) и субъективные: поведение человека в предложенных обстоятельствах.

Что сделали герои, чтобы не оказаться “на дне”?

Перед каким выбором ставил автор своих героев?

Выбор жизненной позиции: активная или пассивная.

Вывод: 1. автор с самого начала делает попытку убедить читателя в необходимости иметь концепцию жизни.

2. Если человек осуществляет, свою жизнь, то у него есть минимум требований к себе и жизни.

Вопросы:

  1. Чего хотят от жизни герои Горького?
  2. Почему они не разбегаются из ночлежки? Что заставляет героев быть вместе?
  3. Это причины внешнего характера (негде жить) или внутреннего?
  4. О чём мечтают герои? (Внутренний мир героев)

Задание по группам.

Каждый из героев хочет, чтобы в нём видели личность.

Вопросы:

  1. Насколько ясно осознают герои свою потребность быть личностью?
  2. Как показывает автор рождение личностного начала?
  3. О чём мечтают герои?

Чтение отрывка (речь о чести, совести, правде).

Вывод. Герои ведут разговор о важнейших категориях, с точки зрения которых оценивается человеческие личности вообще, и у Горького в частности.

Герои, сами того не замечая, говорят о важных философских проблемах, оценивая окружающую действительность.

Обобщение материалов анализа.

Ответы на вопросы урока.

Здание по группам:

1. В центре авторских размышлений о жизни – анализ социальной действительности, смысл которой – подвести читателя к мысли неблагополучии духовном: социальная действительность такова, что отнимает у человека саму возможность духовного развития, делает его пассивным потребителем того, что ему предоставляет общество.

2. Горький отвергает мысль о возможном насилии над духовной природой человека, показывал мир стремлений и мечтаний героев. Он выносит приговор обществу, низводящих своих членов до уровня животного существования и в тоже время приговор каждому члену такого общества; автор призывает человека освободится от уничижающего его состояние угнетения.

3. Главный конфликт – в отношениях между обществом и человеком, между миром угнетения и миром надежды. Автор не соглашается с позицией ни угнетателей, ни угнетаемых.



Поиск по всей базе материалов:

© Блог Димы Шпилера / Учебные материалы

Читать еще:

Новые материалы:

Урок социально-бытовой направленности "Дрожжевое тесто" :: Мониторинг образовательного процесса в профессиональном училище :: "Применение опорных схем в процессе изготовления швейного изделия" :: Художественный труд в начальной школе. 2-й класс :: Внеклассное мероприятие для учащихся 1–2-х классов "Новогодняя история" :: Стартрек: Бесконечность (Star Trek Beyond), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Стулья и Кресла/Компьютерные кресла/Детские кресла / TCT Nanotec / Стул компьютерный Orto-Duo ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Обитель зла: Последняя глава ( Resident Evil: The Final Chapter ), 2016

В предыдущей части франшизы Вескер предал Элис в Вашингтоне, и героиня лишилась своих сверхъестественных способностей и стала уязвимой для врагов. Однако она не бросила бороться за выживание человечества. Вместе со своими старыми знакомыми Элис отправляется туда, где все начиналось – в Раккун Сити. Тем временем корпорация «Амбрелла» готовит последний сокрушительный удар по выжившим в апокалипсисе людям. Элис предстоит сразиться с ордами зомби и новыми монстрами-мутантами ради спасения остатков человечества.

Детский оздоровительный лагерь: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный лагерь "Юность"

В предыдущей части франшизы Вескер предал Элис в Вашингтоне, и героиня лишилась своих сверхъестественных способностей и стала уязвимой для врагов. Однако она не бросила бороться за выживание человечества. Вместе со своими старыми знакомыми Элис отправляется туда, где все начиналось – в Раккун Сити. Тем временем корпорация «Амбрелла» готовит последний сокрушительный удар по выжившим в апокалипсисе людям. Элис предстоит сразиться с ордами зомби и новыми монстрами-мутантами ради спасения остатков человечества.

План-конспект занятия по сольфеджио «Игровые формы работы на уроке сольфеджио». 1-й класс музыкальной школы

Метод дидактической игры на уроках сольфеджио применяется, в основном, для учащихся младшего школьного возраста. Он делает занятия увлекательными и интересными, позволяет поддерживать у детей интерес к учебной деятельности, осуществлять её более успешно. Данный план-конспект занятия по сольфеджио раскрывает различные игровые формы работы на уроке с учащимися 1-го класса.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

?нформационные технологии на уроках математики
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD