детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Урок мировой художественной культуры в 3-м классе ДШ? по теме "Андрей Рублев"

Цели урока:

  • Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.
  • Воспитание патриотического чувства, нравственного отношения к миру через эстетическое развитие.
  • Активизация творческого потенциала учащихся.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийная приставка (по возможности), магнитофон, икона “Троица” с частичкой Мамврийского дуба.

Музыкальный материал:

“Благослови душе моя…” в исполнении Братского хора Свято-Введенского монастыря Оптиной пустыни (аудиокассета “Благословенная Оптина”), “Красный Лаврский перезвон” (Музыкальное пособие “Звуковая палитра” 1 класс кассета №2).

Наглядные пособия: слайды или репродукции.

Ход урока

1. Организация учащихся.

На прошлом уроке, ребята, мы говорили с вами о русских храмах, о возникновении иконописи, делали зарисовки орнамента для иконостаса. А сегодня мы поговорим об Андрее Рублеве. Трудно найти в вашем возрасте человека, которому не было бы известно это имя. Кто он? - (показ репродукции с изображением лика А.Рублёва, звучит Красный Лаврский перезвон.)

Не случайно наш урок начался Пасхальным Колокольным звоном. Вся жизнь Андрея Рублева была связана с Троице-Сергиевой Лаврой и Спасо-Андронниковым монастырем города Москвы (показ изображения Троице-Сергиевой Лавры).

Он был монахом.

Разными путями несли в народ святые подвижники веру и просвещение.

Великий иконописец А. Рублев до сих пор свидетельствует о православии через свои иконы во всём мире.

2. Лекция учителя.

О Рублеве известно очень мало. Предполагают, что родился он около 1360 года.

Сведений о его родителях история тоже не сохранила. Но, судя по тому, что Андрей имел фамилию, они занимали высокое положение. Ведь в то время фамилии были даже не у всех бояр.

Жизнь А. Рублева пришлась на один из самых трагичных периодов в истории Руси. Двадцатилетним он узнал о грандиозной Куликовской битве, надломившей, но не уничтожившей ненавистное Татарское иго. Через два года стал свидетелем сожжения Москвы ордами Тахтамыша.

А вскоре на Русь двинул свои полчища Тамерлан. Силы его были столь велики, что великий князь Василий Дмитриевич, отчаялся спасти страну. Не было единства среди князей, не было сильной дружины, негде было просить помощи...

Оставалась лишь одна надежда: не допустит Господь, смилостивится Богородица.

Патриарх Киприан призвал Русь к покаянию и молитве. Крестным ходом была принесена икона Божьей Матери Владимирской из Владимира в Москву.

Вскоре Андрей в толпе москвичей встретил эту икону (показ иконы Владимирской Божией Матери).

Позже на месте этой встречи будет построен Сретенский Монастырь.

3. Повторение материала изученного на прошлом уроке.

?стория этой иконы вам знакома.

1) Кто её написал? – Евангелист Лука, на досках стола за которым трапезничали ?осиф и Мария.
2) Как икона попала на Русь? Её подарили Юрию Долгорукому.
3) Почему её так почитают на Руси? – Она не раз спасала Русь от врагов.
4) Что является композиционным центром иконы? – Глаза Богородицы.
5) Почему её называют Владимирской? – Князь Андрей Боголюбский построил для неё во Владимире Успенский собор (показ изображения Успенского собора.)

4. Лекция с элементами беседы.

?так, вся Русь встала на колени перед образом Богородицы и чудо свершилось. Богородица явилась Тамерлану во сне в сияющей одежде с мечом в руке и бесчисленным ангельским войском и запретила идти на Русь. Утром, узнав о сне, военноначальники ему пояснили, что это мать русского Бога. Потрясенный хан повернул от Ельца обратно. ?менно с этого случая началось особое почитание Божьей Матери Владимирской.

Рублев пишет копию этой иконы для Успенского собора во Владимире (показ репродукции иконы Владимирской Божией Матери, писем А.Рублёва)

Традиции, заложенные Сергием Радонежским, оказали огромное влияние на Андрея Рублева. Неслучайно, в одном из документов XVI века иконописец прозван великим именем.

“Преподобный отец Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многие святые иконы написал, все чудотворные. А прежде жил в послушании у преподобного Никона Радонежского. Он повелел при себе образ написать Пресвятыя Троицы, в похвалу отцу своему Святому Сергию Радонежскому Чудотворцу…” Так просто и обыденно написано о появлении одного из шедевров мировой культуры – иконы Пресвятой Троицы Рублевского письма.

?кона “Троица” – воистину благословение в красках. Как в солнце едины свет, тепло и огонь, так и Отец, Сын и Дух Святой едины в Пресвятой Троице.

В основу иконы лег ветхозаветный сюжет, когда праведным супругам Аврааму и Саре у Мамврийской дубравы явился Бог в образе трех ангелов. Это откровение и изображают иконописцы. Рублев опустил подробности этой встречи, в отличие от других иконописцев. Нет на иконе ни красивых палат, ни раскидистых деревьев, ни суетящихся Авраама и Сары, слуг, закалывающих тельца.

Все внимание преподобный Андрей сосредоточил на небесных гостях. Возводит нас он (художник) от вещей земных к миру горнему.

Три ангела, знаменуют собой три лица единого Бога. Ангел слева – Бог-отец, Ангел посредине – Сын, Ангел справа – Дух Святой.

Строг и величав облик первого, прямая осанка говорит о его отеческом достоинстве. Сквозь нежно-розовый хитон просвечивает небесно-голубая туника. Жестом правой руки Отец благословляет чашу с жертвенным тельцом.

Ангел в центре – образ Сына Божия, на нем красно-пурпурный хитон и ярко-синяя накидка. Синий - цвет небес, бордовый знаменует кровь, пролитую Спасителем за род человеческий. Печален лик Сына. Со смирением и покорностью склоняется он к Отцу. Рука его также благословляет чашу.

Ангел справа символизирует Святого Духа. Воздушное одеяние его соткано из нежных оттенков голубого и зеленого. Три ангела ведут безмолвную беседу. Удивительное единство царит в их гармоничном мире. Единство согласия и любви. Взирая на Пресвятую Троицу, и мы должны жить в единении и любви.

Всегда ли мы так же покорны воле родителей? Любим ли мы ближнего своего?

(Беседа с учащимися. 2-3 минуты)

Этой иконе поэты посвящали свои стихи. Никого она не оставляет равнодушными.

Три Ангела, три странника у дуба
Мамврийского. Какая тишина
От них исходит. Как озарена,
Сияет глубь иконы! Сердцу любы
Они давно. Печалью мягкой светят
Глаза у одного, и нежный лик его задумчив.
Он главой поник.
В Другом – величье. Строг и светел третий.
Пред ними чаша. Посохи свои они поставили.
Пред вещей чашей дух замирает.
Тихи, не случайны сейчас их речи, полные любви.
Они здесь, близко. В мир сошли печали,
Чтоб осенить покровом и спасти, -
Три странника из озаренной дали,
Вкушающие хлеб и соль земли.

(В. Василенко “Троице” А. Рублева)

? вот я в Третьяковке снова
Смотрю на “Троицу” Рублева.
Как прежде, чувствую волненье
Пред светлым миром единенья
Трех кротких юношей Святых.
Как милосерден облик ?х.
Рублев замкнул их тесным кругом,
Они склоняются друг к другу
С любовью, лаской молчаливой.
Полны глубокого значенья
?х лица, позы, облаченья!
Воспитанник монастыря
Он Троицу писал не зря –
В раздорах плакала земля.
Как не хватает мне самой
Терпенья, кротости порой
? мудрого, святого слова
Великой “Троицы” Рублева.

(Татьяна Шарыгина)

Написана эта икона для Троицкого Собора Троице-Сергиевой Лавры (показ изображения Троицкого собора.)

5. Рассказ учителя о своих впечатлениях, о Лавре, об иконостасе, о том, как люди, туристы из разных стран, все молились, каждый по-своему в этом соборе.

А теперь у меня для вас сюрприз!

Эта икона из ?ерусалима с частичкой Мамврийского дуба – благословение со Святой Земли, вы все можете подержать ее в рукахвучит “Благослови душе моя…”.)

“Троица” стала вершиной творчества А. Рублева. В 1408 году Рублеву дают задание расписать Успенский собор во Владимире (показ репродукции или слайда с изображением Успенского собора.)

В летописи этого года значится “Того же лета мая 25 начато расписывание великой и соборной церкви Пречистой Владимирской повелением великого князя, а мастера – Данило-иконник да Андрей Рублев”.

?менно тогда Андрей встретился с выдающимся мастером-иконописцем Даниилом Черным. Дружба и совместная работа их продолжалась более 20 лет. До самой смерти они были неразлучны. Умерли они друг за другом и похоронили их рядом.

В рукописи XVII века упоминалось: “Святые их мощи погребены и почивают в том Андронниковом монастыре, под старою колокольнею” (показ репродукции или слайда с видом Андронникова монастыря и колокольни).

Велико наследие Рублева, ставшее национальным достоянием России. Его живописное видение стало каноном, т. е. обязательным правилом для всех в иконописи.

?коны и фрески Рублева – шедевры древнерусского искусства. Если мы постоим несколько минут рядом с Рублевским творением, то в душу сойдет такой покой и мир, которого тщетно добиваются иные проповедники.

В июле 1988 года на Поместном Соборе Русской православной церкви Андрея Рублева причислили к лику святых.

6. Подведение итогов урока, домашнее задание.

? в заключение нашего урока, мне хочется попросить вас воспроизвести дома в памяти наши занятия по архитектуре, внутреннему убранству храма, иконописи и сделать зарисовки к итоговому занятию.



Поиск по всей базе материалов:

© Блог Димы Шпилера / Учебные материалы

Читать еще:

Новые материалы:

Разработка конспекта урока алгебры с применением ИКТ по теме: "Решение квадратных уравнений по формуле" (урок 3) :: Использование проблемных ситуаций на уроках математики как средство творческого мышления младших школьников :: Особенности уровневой дифференциации :: Сценарий праздника "Первый школьный звонок" :: Урок английского языка :: Ловушка ( A Kind of Murder ), 2015 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Кровати/Детские кровати / МФ 4 Сезона / Кровать двухъярусная Golden Kids 4 ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Обитель зла: Последняя глава ( Resident Evil: The Final Chapter ), 2016

В предыдущей части франшизы Вескер предал Элис в Вашингтоне, и героиня лишилась своих сверхъестественных способностей и стала уязвимой для врагов. Однако она не бросила бороться за выживание человечества. Вместе со своими старыми знакомыми Элис отправляется туда, где все начиналось – в Раккун Сити. Тем временем корпорация «Амбрелла» готовит последний сокрушительный удар по выжившим в апокалипсисе людям. Элис предстоит сразиться с ордами зомби и новыми монстрами-мутантами ради спасения остатков человечества.

Детский оздоровительный лагерь: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный лагерь "Юность"

В предыдущей части франшизы Вескер предал Элис в Вашингтоне, и героиня лишилась своих сверхъестественных способностей и стала уязвимой для врагов. Однако она не бросила бороться за выживание человечества. Вместе со своими старыми знакомыми Элис отправляется туда, где все начиналось – в Раккун Сити. Тем временем корпорация «Амбрелла» готовит последний сокрушительный удар по выжившим в апокалипсисе людям. Элис предстоит сразиться с ордами зомби и новыми монстрами-мутантами ради спасения остатков человечества.

План-конспект занятия по сольфеджио «Игровые формы работы на уроке сольфеджио». 1-й класс музыкальной школы

Метод дидактической игры на уроках сольфеджио применяется, в основном, для учащихся младшего школьного возраста. Он делает занятия увлекательными и интересными, позволяет поддерживать у детей интерес к учебной деятельности, осуществлять её более успешно. Данный план-конспект занятия по сольфеджио раскрывает различные игровые формы работы на уроке с учащимися 1-го класса.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD