детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.

Урок изучения нового материала в 7-м классе "?сторическое прошлое Руси в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя ?вана Васильевича, молодо

Тип урока: изучение нового материала.

Тема урока: «?сторическое прошлое Руси в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя ?вана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Образы ?вана
Грозного, Кирибеевича, купца Калашникова».

Цель урока:

- раскрыть историческую тему в творчестве поэта, познакомить с эпохой 30-х годов 19 столетия, раскрыть образы главных героев;
- показать особенности поэмы и ее связь с историей; продолжить формирование умения анализировать текст;
- сделать увлекательным знакомство с поэмой М.Ю.Лермонтова, обсудить проблему долга и чести, справедливости

Оборудование: компьютерные слайды, портрет М.Ю.Лермонтова, опорная схема, выставка произведений М.Ю.Лермонтова, наглядное пособие по творчеству М.Ю.Лермонтова,
материалы из «?стории государства Российского» Н.М.Карамзина.

Ход урока.

1. Актуализация опорных знаний. Слово учителя.

?сторическая тема – одна из важнейших тем лирики М.Ю Лермонтова, она разрабатывалась на протяжении всего творчества поэта. (слайд 1-портрет)

Лермонтова можно без преувеличения назвать поэтом прошлого и настоящего. В ранний период своего творчества обращается к истории с позиции поэта - романтика и ищет в прошлом романтических героев. В первую очередь, это Наполеон. Основная мысль исторических стихов
Лермонтова зрелого периода с определенной четкостью выражена в стихотворении «Бородино».
Почему Лермонтов обращается к исторической теме?

Слово ученицы. (слайд 2 - Лермонтов в зрелом возрасте)

Лермонтов создавал свои произведения свои произведения в эпоху 30-ых годов 19 века. Это такое время , когда поэтическое отходит на второй план. Эпоха «мрачного десятилетия», эпоха николаевской реакции, наступившая после неудавшегося восстания декабристов. В русском обществе наступает период отказа от общественной деятельности . Лучшие люди России вместо того ,чтобы направлять ум, свои силы на достижение высокой цели, становились «нравственными калеками», так как никакой цели у них не было. Рабски покорная Россия ненавистна поэту, тяжелы и безрадостны размышления поэта о судьбе поколения 30-ых годов.

Слово учителя.

Что же Лермонтов может противопоставить такой современности?
Противопоставляет славное прошлое России, в котором видит сильных , мужественных людей, наделенных исключительными характерами. Среди своих современников же поэт искал и не находил такого героя.

2. Работа над изучением произведения.

а) Слово учителя.

Эпохе царствования ?вана Грозного посвящена поэма «Песня про царя ?вана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», написанная в 1837 году , опубликованная в 1840 году в первом и единственном прижизненном сборнике. Об эпохе правления ?вана Грозного расскажет учитель истории.

Учитель истории. (Слайд 3 - ?ван Грозный, слайд 4 - Москва, слайд 5 - старый Кремль)

Царь ?ван Васильевич Грозный стал великим князем московским в 1533 году. В 1547 году он принял царский титул, сделавшись таким образом , первым русским царем.
С его именем связан разгром Казанского и Астраханского ханств, в его правление русские перешагнули Урал и появились в Сибири. Но при нем же русский народ столкнулся с невероятным по своей жестокости деспотизмом и неслыханным по свому размаху террором.
В 1558 году царь начал войну за прибалтийские земли. Когда после первых побед начались поражения, он стал во всем обвинять «изменников –бояр».
В конце 1564 г. он покинул Москву и объявил, что собирается отречься от престола.

В январе следующего года он все же позволил уговорить себя вернуться на царство. Однако за это вытребовал себе особые полномочия. Вся страна была разделена на две части: одна называлась «земщиной», там продолжали существовать старинные государственные учреждения, которые, по мнению царя, только мешали ему править. Другая часть получила название «опричнина» (от слова «опричь», то есть «кроме») - здесь «земские» учреждения не действовали и власть царя была безраздельна. К себе в опричнину царь набрал наиболее преданных ему бояр и дворян. Они получали в опричнине земли, а те бояре и дворяне, которые там жили раньше, но в опричнину взяты не были, насильно переселялись в земщину. Отошла в опричнину и находившаяся к западу от Кремля часть Москвы, откуда изгнали всех «земских». Благодаря этому «перебору людишек», царю удалось создать преданное ему войско, члены которого назывались опричниками. Земским въезд на территорию опричнины был запрещен, зато опричные отряды разъезжали по земщине, безнаказанно совершая грабежи и убийства. В своих черных кафтанах, с притороченными к седлу собачьей головой и метлой, они наводили на «земских» ужас. Песья голова должна была означать их собачью преданность своему государю, а метла - готовность вымести всю «измену» из государства.

Со своими опричниками ?ван провел множество казней своих противников или тех, кто только ими казался, подверг жестокому разгрому Новгород и ряд других городов. Позднее он, впрочем, отменил деление на опричнину и земщину, расправился с большинством опричных предводителей, а само слово «опричнина» запретил употреблять - настолько ненавистным стало оно для тогдашнего русского общества. Но он добился главного - ему удалось стать полным самодержцем в своем государстве, истребив или запугав тех , кто мог оказать ему сопротивление. Правда, несмотря на все пытки и казни (при нем не только рубили головы, но также варили в кипятке, жарили заживо и резали на куски), он так и не смог выиграть войны за прибалтийские земли, а страна к концу его правления настолько была обескровлена, что местами просто обезлюдела, так что пришлось запрещать крестьянам покидать своих помещиков, чтобы те не остались совсем без рабочих рук...

В «?стории государства Российского» Н.М.Карамзина есть сведения о поощрении ?ваном Грозным похищения его любимцами красивых жен знатных людей. Некоторых женщин царь избирал для себя, а потом обесчещенных возвращал по домам.
?ван Грозный конфисковывал имущество казненных , не оставляя ничего семье.

Умер ?ван Грозный в 1584 г., незадолго до того в порыве ярости убив собственного старшего сына. После него осталась разоренная и взбаламученная страна, а также исторические предания о грозном царе, ставшем для одних символом безумной жестокости, а для дру­гих образцом сурового, но справедливого правителя. ?нтересно, что большим поклонником ?вана IV был ?.В. Сталин, требовавший от историков пересмотра оценок его правления.

б) Определение жанра произведения.

- ?так, мы познакомились с эпохой ?вана Грозного, она же предстает и в поэме М.Ю.Лермонтова. Обратимся к жанру произведения. Это поэма. В чем особенность поэмы, чем она отличается от других жанров?
(записи в тетрадях)
(слайд 6: Поэма – один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны сюжетность , событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств)

- Но это необычная поэма. Автор выбирает форму исторической песни. Как вы думаете , почему?
( Песня правдива, так как рассказывает о реальных легендарных событиях, с помощью этой формы появляется возможность выражения отношения к герою глазами народа. Народ слагает песню, когда испытывает сочувствие к герою).
- Значит, жанр этого произведения – историческая поэма в народном стиле.(записи в тетрадях)
- Обычно песня сопровождается игрой на музыкальном инструменте. Кто исполняет эту песню? Кто выражает народное мнение? (Слайд7: гусляры)

в) Проверка первичного восприятия текста. Комментированное чтение отрывков поэмы. Беседа.

- Какое чувство осталось после чтения поэмы? Кто из героев понравился больше других?
Как описывается в поэме опричник Кирибеевич? Почему невесел он на пиру?
Зачитайте по тексту.
(Он из рода Малюты Скуратова, приближенного царя, глава опричников. Влюблен,с проникновением говорит о полюбившейся женщине, но недоговаривает царю, что его возлюбленная- замужняя женщина, оттого любовь его несчастная, безответная. Царь ?ван Васильевич хочет помочь Кирибеевичу, жалует драгоценности )

Учитель: такая любовь вызывает сочувствие, автор называет героя «голубь сизокрылый» . Тем не менее он эгоистичен. Ослепленный любовью, он меньше всего думает о возлюбленной. О его поступках узнаем из рассказа Алены Дмитриевны.

- Как Лермонтов описывает купца Калашникова? Как ведет он себя в семье? С какими фольклорными персонажами перекликается образ Калашникова?
(Суровый, сдержанный, похож на былинного богатыря) .

- Зачитайте и прокомментируйте диалог между Аленой Дмитриевной и Калашниковым.

Что можем сказать о каждом из героев?
(Алена ищет , просит заступничества, а не прощения . За собой вины она не видит.Для нее муж-государь, красно солнышко, поэтому она боится его немилости. Калашников не обвиняет жену, а стремится защитить честь семьи, всего рода).

- Как защищает честь семьи купец Калашников?

(Выходит на честный бой, братья готовы помочь в его праведном деле. Он кланяется перед боем народу, царю) (Слайд 8,9 - кулачный бой)
(зачитывается отрывок: сцена боя Кирибеевича с Калашниковым)

- С какой целью выходит Кирибеевич на бой? (Потешить царя, он хвастается своим удальством, кланяется только царю). Боя еще нет, но мы понимаем ,что моральная , нравственная победа за Калашниковым, так как его дело правое.
Чем же заканчивается кулачный бой? (Чтение отрывка по тексту)

- Почему купец Калашников не открыл всю правду царю? (То, что глава обесчещенной семьи убил опричника «вольной волею» должно быть известно всем. ?менно это и смоет пятно позора. ?стинную причину убийства «скажет только Богу единому».)

- Справедливо ли казнил царь ?ван Васильевич Калашникова?
(Царь становится виновником чудовищной несправедливости по неведению)
- Как заканчивается поэма?
- Почему «Песня…» заканчивается не казнью, а описанием могилы Калашникова?

(Оставил о себе хорошую память, все отдают должное… Чтение отрывка)

- Значит, человек при жизни совершал только доброе, что даже после смерти отдают поклон.
-В произведении ярко выражено , кто противостоит власти царя. Какими качествами должен обладать человек, чтобы противостоять власти, защитить семью?

г) Сопоставление исторического и литературного героя. (Образ ?вана Грозного)

- Вернемся к рассказу учителя истории. Вспомните характеристику царя ?вана Грозного . В чем совпадают и чем отличаются историческая характеристика и описания Лермонтова.

д) Выводы по произведению. Составление схемы в тетради. (Слайд 9-схема)

3. Подведение итогов урока.

Кто в «Песне…» является настоящим героем ? Почему?
Каковы ваши представления о долге и чести? Есть ли в наше время люди, подобные Калашникову? (Приведите примеры)
Какие уроки можно извлечь из данного произведения ?

4. Домашнее задание.

1.Выразительно перечитать поэму.
2.Найти и выписать в тетрадь художественные средства выразительности (эпитеты, олицетворения, сравнения, повторы)
3.Подготовиться к тестированию по поэме.



Поиск по всей базе материалов:

© Блог Димы Шпилера / Учебные материалы

Читать еще:

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

02.11.17: «Стрепсилс» изымают из аптек: почему и что это для нас значит? (Спойлер: да, в общем-то, ничего)

30.10.17: Подробности об эпидемии пневмонии-2017

25.10.17: Что такое "внебольничная пневмония" 2017 года?

22.10.17: Особенности гриппа "Мичиган" (штамм сезона 2017-2018 гг.)

09.09.17: Чемпионский титул или смартфон? Выбор для подростка

26.08.17: Букеты из чая, кофе и конфет

11.08.17: Готовимся к 1 сентября: Модные букеты 2017

16.07.17: До какого возраста и на каком сиденье необходимо автокресло ребенку. Изменения в ПДД с июля 2017

09.07.17: Влияют ли позы партнеров на вероятность успешной беременности и если да, то как.

02.07.17: Режутся зубки у ребенка: чем снимать боль



Подписаться на новые статьи:



RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

контакты
 
Рейтинг@Mail.ru