детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Урок истории "Политическая раздробленность Руси. Возникновение самостоятельных княжеств"

Цели:

1. Формирование представлений об особенностях древнерусского феодализма; знакомство с особенностями развития различных регионов государства; выявление основных тенденций внутренней политики и политики внешних отношений отдельных княжеств друг с другом.

2. Совершенствование навыков сравнения, исторического анализа, работы с исторической картой.

3. Воспитание чувства ответственности, самостоятельности, внимательности, целеустремленности, толерантности. Формирование коммуникативных навыков.

Форма урока: деловая игра в интерактивном режиме.

Оборудование урока: Грамота князей Ярославичей, конверты группам с заданиями и дополнительным материалом, грамоты для голосования, таблицы для заполнения на листах формата А-4 (Приложение 2), таблицы для заполнения в группах на листах формата А-1, маркеры, фломастеры, контурные карты и атласы, карта «Политическая раздробленность на Руси», тема урока на отдельном плакате, костюмы для князей.

Методы: ?митационное моделирование, анализ исторических источников, текстов учебников, работа с контурной картой, исторической картой, беседа, элементы интерактивного обучения.

План урока:

  1. Организационный момент. Представление гостей.
  2. Введение в урок исторических героев. Целеполагание.
  3. Определение темы урока.
  4. Повторение изученного материала: беседа по выявлению причин феодальной раздробленности.
  5. Введение в игру. Постановка задач. Мотивация. Задание для гостей.
  6. Самостоятельная работа в группах.
  7. Представление каждой группой полученных результатов.
  8. Проверка выполнения заданий.
  9. Оценивание. Выполнение дополнительного задания.
  10. Подведение итогов. «Наказ» князей.
  11. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель здоровается, предлагает сесть.

- Сегодня у нас урок истории. Кажется, все как обычно. Как всегда, мы с вами открываем рабочие тетради, записываем на рабочих полях число.

Рисуем «мордашку» - свое настроение.

Необычно сегодня только то, что у нас сегодня на уроке присутствуют гости.

2. Введение в урок исторических героев.

Представление гостей.

После окончания представления открывается дверь, и входят 3 учащихся в княжеской одежде. Проходят к доске, начинают оживленно совещаться.

3. Определение темы урока

Вопрос учащимся: Кто это? Что они делают? О каком историческом событии идет речь?

«Князь» зачитывает грамоту.

«В лето 1097, собравшися в граде Любече, решили князья, сыны Ярославовы: « каждый да держит отчину свою».

Вопрос: Назовите, о каком событии идет речь?

Вопрос: Назовите тему нашего урока.

«Политическая раздробленность Руси. Возникновение самостоятельных княжеств».

4. Повторение изученного материала

?так, тема урока нам известна.

Вопрос: Что такое политическая раздробленность?

Князья задают вопрос: Назовите основные причины политической раздробленности на Руси?

Князья проводят беседу сами.

Причины раздробленности:

  1. Увеличение количества вотчин, развитие феодальной собственности на землю, присвоение земельных угодий;
  2. Увеличение количества зависимых крестьян;
  3. Перемещение торговых путей;
  4. Развитие земледелия и ремесла в условиях господства натурального хозяйства;
  5. «феодальный иммунитет»;
  6. Стремление князей освободиться от власти Киева, опора их на власть вече и поддержку местного боярства;
  7. Не был выработан принцип передачи княжеской власти.

Преподаватель: период с середины XII века по XV век называют периодом распада Русского государства на уделы, самостоятельные княжества.

В середине XII века княжеств насчитывалось около 15 крупных и мелких, накануне ордынского нашествия на Русь – около 50, а в XIV веке – около 250 княжеств.

5. Введение в игру. Мотивация

Наверно вы уже поняли, о чем мы сегодня будем говорить?

Верно, о тех крупных самостоятельных княжествах, которые образовались в период распада древнерусского государства. Нас интересуют сегодня три наиболее крупных и значимых:

- Новгородская земля (Приложение 3);
- Галицко-Волынское княжество (Приложение 4);
- Владимиро-Суздальское княжество (Приложение 5).

Для продолжения урока предлагаю князьям получить конверты с заданиями и вернуться в свои уделы.

?нструктаж.

Вы получили конверты с заданиями. Ваша задача сегодня – выполнить все задания «из конверта», в виде результата представить заполненную таблицу.

Представитель каждой группы будет рассказывать о своей земле, используя таблицу, а каждая группа будет одновременно заполнять свои таблицы на индивидуальных листах, которые потом можно будет вклеить в тетрадь. Те из учащихся, которые будут наиболее активны, будут пожалованы нашими уважаемыми гостями грамотами.

Время выполнения заданий – 15 минут.

В конвертах следующие задания (Приложение 1):

  1. Найдите княжество на карте. Нанесите его на свои контурные карты, подпишите. (Не забудьте подписать свои карты).
  2. ?спользуя материалы, которые вложены в конверт, материалы учебника, ответьте на вопросы, из которых состоит ваша индивидуальная таблица.
  3. Заполните таблицу, заполните таблицу для представления своей земли другим группам.
  4. Подготовьте рассказ и расскажите о своей земле, используя таблицу. Рассказ начните с показа на карте.

6. Самостоятельная работа в группах

Учащиеся выполняют работу в группах, преподаватель осуществляет индивидуальную поддержку и контроль деятельности каждой группы.

7. Представление полученных результатов

Время работы групп окончено, вызывается для представления своего княжества…(выступают все три княжества по очереди). Время выступлений – не более 5 минут.

Перед началом выступления представителя Новгородского княжества участники группы с криками «изгоняют» своего князя.

8. Проверка выполнения заданий

Задание для остальных участников: продолжить заполнение таблиц, написав название земли, краткие ответы на вопросы.

После трех выступлений сформирована большая таблица отличительных особенностей каждого княжества.

9. Оценивание

Преподаватель: наступил волнующий момент. Сейчас наши гости опустят грамоты в те конверты. Которые были у вас на столах, отметив наиболее активную группу, которая по их мнению, лучше всех справилась с заданиями.

Пока гости голосуют, все учащиеся продолжают заполнение контурных карт.

10. Подведение итогов. Наказ

Голосование окончено. Князья вновь приглашаются на совет. Получив конверты, подсчитывают результаты. Группа, набравшая наибольшее количество грамот, получает отметку «отлично».

Князьям предоставляется право назвать наиболее активных участников в своих группах, их также отмечаем отметкой «хорошо».

Вот и подходит к концу наш урок. Мы с вами сегодня: продолжите эту фразу.

Нарисуйте снова «мордашку» в своих тетрадях. ?зменилось ли ваше настроение?

11. Домашнее задание

Пока готовилась к уроку, потеряла страничку, в которой было записано домашнее задание. Поэтому предлагаю каждой группе посовещаться и выбрать задание для себя.

На этом урок окончен. Спасибо за урок!



Поиск по всей базе материалов:

© Блог Димы Шпилера / Учебные материалы

Читать еще:

Новые материалы:

Звуковые волны :: Практическая работа педагога-психолога в начальной школе :: Родительское собрание – конкурс "Мы – читающая семья" :: Диагностико-познавательный курс "Шаг за шагом" :: Школа как центр творческого развития личности школьника в пространстве дополнительного образования :: Ужин ( The Dinner ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Парты и стулья/Мебель/Детская/Столики и Стульчики/Столы детские / Дэми / Стол учебный СУТ 25-02-Д1 ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Обитель зла: Последняя глава ( Resident Evil: The Final Chapter ), 2016

В предыдущей части франшизы Вескер предал Элис в Вашингтоне, и героиня лишилась своих сверхъестественных способностей и стала уязвимой для врагов. Однако она не бросила бороться за выживание человечества. Вместе со своими старыми знакомыми Элис отправляется туда, где все начиналось – в Раккун Сити. Тем временем корпорация «Амбрелла» готовит последний сокрушительный удар по выжившим в апокалипсисе людям. Элис предстоит сразиться с ордами зомби и новыми монстрами-мутантами ради спасения остатков человечества.

Детский оздоровительный лагерь: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный лагерь "Юность"

В предыдущей части франшизы Вескер предал Элис в Вашингтоне, и героиня лишилась своих сверхъестественных способностей и стала уязвимой для врагов. Однако она не бросила бороться за выживание человечества. Вместе со своими старыми знакомыми Элис отправляется туда, где все начиналось – в Раккун Сити. Тем временем корпорация «Амбрелла» готовит последний сокрушительный удар по выжившим в апокалипсисе людям. Элис предстоит сразиться с ордами зомби и новыми монстрами-мутантами ради спасения остатков человечества.

План-конспект занятия по сольфеджио «Игровые формы работы на уроке сольфеджио». 1-й класс музыкальной школы

Метод дидактической игры на уроках сольфеджио применяется, в основном, для учащихся младшего школьного возраста. Он делает занятия увлекательными и интересными, позволяет поддерживать у детей интерес к учебной деятельности, осуществлять её более успешно. Данный план-конспект занятия по сольфеджио раскрывает различные игровые формы работы на уроке с учащимися 1-го класса.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Программа экспериментально-исследовательской деятельности по теме "Социальная адаптация младших школьников с ограниченными возможн
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD