детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.

Урок-исследование по литературе в 10-м классе с применением ?КТ

Цели урока:

  • на примере произведений Н.С. Лескова раскрыть особенности русского национального характера;
  • воспитывать чувство патриотизма, человеческого достоинства, гордости за свой народ, любовь к слову;
  • развивать логическое мышление, языковое чутье.

Вопрос урока. «Каковы основные черты русского национального характера?»

Оборудование:

  • медиапроектор, компьютерная презентация (Приложение);

  • музыкальное сопровождение;

  • тексты художественных произведений;

  • портрет писателя;

  • словари, энциклопедии, критическая литература.

Ход урока

I. Организационный момент. (Слайд 2)

Психологический настрой.

Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
? для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений-
Мы вместе сочиним урок!
Мои соавторы и судьи,
Оценкой вас не накажу.
За странный слог не обессудьте.
А дальше прозой я скажу.

II. Сообщение темы и цели урока. (Слайды 3-4)

- Раскрывая тему урока и решая данные цели, мы будем следовать следующему плану: (Слайд 5)

Музыкальное сопровождение (песни о России).

III. Беседа о Н.С. Лескове.

…С тех пор, как появилась письменность на Руси, каждый владеющий даром писать, поднимал проблему особенности русского национального характера.

Кто мы, русские? Каковы наши корни? Что значит «загадочная русская душа»? Почему за длительную историю российского государства никому так и не удалось победить русского человека, сломить его дух?

Сегодня, говоря о Лескове как о человеке, личности, анализируя его некоторые произведения, мы попытаемся ответить на эти и другие вопросы…

Н.С. Лесков, на мой взгляд, один из самых замечательных и сложных писателей в русской литературе. Об этом мы говорили с вами ранее, в средних классах, только знакомясь жизнью и творчеством писателя.

«Я люблю литературу как средство, которое даёт мне возможность высказать всё то, что я считаю за истину и благо; ... раз при помощи литературы нельзя служить истине и добру - нечего и писать…» - так говорит сам Н.С. Лесков о целях и задачах писательского труда. (Слайд 6)

Для себя и своего творчества он, по-видимому, определяет и такую задачу, как создание истинно национального характера. Можно только восхищаться той силе любви к России, которую пронёс через своё творчество писатель, он принимал не только Россию такой, какая она есть, но и людей русских – затрёпанных чиновников, полуголодных и полупьяных мужиков, и вполне искренне считал их способными ко всем добродетелям.

«Ах вы, сор славянский, ах вы, дрянь родная!» - восклицает у него один трезвый человек по адресу орловских мужиков.

Какое сочетание слов: «дрянь родная»! (?спользует оксюморон-стилистический прием-совмещение несовместимого.)

- Так кто же этот человек, этот писатель, откуда он «черпал» материалы для своих произведений? Что мы знаем о нем.

- Сын мелкого чиновника, выходца из духовенства, служащий Орловской палаты уголовного суда и киевской казенной палаты, а затем и частной коммерческой компании.

- По делам фирмы он «изъездил Россию в самых разнообразных направлениях».

- Служба дала обильный материал для творчества. Значительная часть ранних произведений написана в излюбленном писателями того времени жанре творческого очерка и т.д. (?нформация учеников).

- Всмотритесь в портрет автора сказов о русских мужиках.

Почти таким Лескова увидит каждый, посетивший памятник-ансамбль писателю и его персонажам в г. Орле.

Сам писатель изображен не в пору жизненного расцвета, а в пожилом возрасте.

Это старый, умудренный жизнью русский человек, человек сложной судьбы, обладатель редкостного художественного кругозора. Открытое русское широкое лицо. Мощная красивая голова, темные, пронзительные, чуть ироничные (с иных сторон), грозные, страстные (с других) глаза. Торжественность и величавость позы. Скульпторы языком бронзы сумели передать не только портрет, но и его психологическое состояние, тяжелый, неуживчивый характер, неукротимый, мятущийся дух.

О чем думает стареющий писатель?

Наверное, подводит итоги - жизненные и творческие…

- А что собой представляла Россия того времени?

- Экономически и культурно отсталая страна (по сравнению с западноевропейскими странами). Помеха - крепостное право. Лесков был уверен, что только с отменой крепостного права его страна пойдет по пути прогресса. Отменили крепостное право (1861 год) , но жизнь не изменилась. Это мы знаем как из истории, так и из других ранее изученных произведений. Тема крепостнических пережитков и судьбы русского народа становится одной из главных в творчестве писателя.

- А что же писатель? Он пробует свои силы в разных жанрах:

(Слайд 7) Работа со словарями.

  • Художественном очерке.

  • Рассказе.

  • Повести.

  • Романе.

  • Единственной пьесе «Расточитель».

Вопрос. Какие произведения великого мастера слова знаете? (Перечисляют.)

(Слайд 8) Краткая аннотация.

- А вы знаете, что почти все произведения Лескова пропитаны фольклорными мотивами? Что Николай Семенович Лесков - автор новообразований? Не могли бы вы привести соответствующие примеры?

- Действительно, в них звучат лирические (цыганки Груши) и обрядовые песни, пословицы (Поп Федот не с ветра взят (пословица) ( император Александр Павлович перед кончиной исповедовался у священника Алексея Федотова, который после этого всем рассказывал об этом обстоятельстве («Левша»). Шуба овечкина, зато душа человечкина («Левша»), заговоры, суеверия и предания (явление монаха, дух цыганки, магнетизер, бесы в монастыре… « Очарованный странник»), шутки-прибаутки («англичане из стали блоху сделали, а наши туляки ее подковали да им назад отослали»).

Лесков - автор новообразований.

  • дедичка (наследник по деду), профессорина, главариха, институтски-мечтательный, трехпогибельный тротуар

  • почивала надежда нации («Левша»)

  • город оевропеился («Печерские антики»)

  • заковычный друг («Полуночники»)

  • длинные цыбы (ноги)

  • канделябрия

  • боготворные иконы и гроботочивые главы (чудотворные иконы и мироточивые главы «Левша») и т.д.

- Какой же можно сделать вывод?

Да, это, без сомнения, так. Но все это не значит , что писатель старается буквально передать живую речь той среды, которой принадлежит выбранный им рассказчик. Нет, дела сложнее.

Лесков создает образ речи той эпохи - обобщенный, причудливый, узорный. Его странные словечки не подслушаны в народе, а придуманы писателем. Насколько были бы мы беднее без «клеветона», «нимфозории», «буреметра», «мелкоскопа», «водоглаза», «студинга», «Аболона Полведерского», «графа Кисельвроде», «кривопутка» и т.д.

- Не ради пустой игры занимался словесным изобретательством Лесков, нет, им освежен и обогащен наш литературный язык.

Кропотливо работая над словом, писатель на протяжении всего творчества отличался жанровыми поисками.

А особенности его дарования наиболее ярко проявились в малых жанрах (например, в сказе). (Слайд 9)

- Что это за жанр?

Сказ – повествование - это способ повествования, ориентированный на воспроизведение устной речи, имитирующей импровизированный рассказ, который рождается на глазах у слушателей, например, «Левша».

- Напомните содержание сказа.

А вот как об этом говорит Лесков.

Чтение по ролям из 15 главы (о патриотизме русского человека).

Автор -

Левша-

Англичане-

Лесков недаром говорил: «… там, где стоит «левша», надо читать «русский народ».

Да, все, чем был богат и нищ замордованный самодержавием русский народ, мы находим в левше: безмерную одаренность, высокую нравственность, патриотизм и … дремучую необразованность.

Удивительно точно пишет М. Горький. (Слайды 10-11)

- Каково значение слов «иконостас», «праведник»? (словарь)

?менно о таких людях писали критики творчества Лескова. (Слайд 12)

- Раздумывая над сказанным выше, остановимся на хронике «Очарованный странник», повествующей о жизни простого человека, жизни, богатой приключениями и необычными ситуациями, шире - о судьбе целого народа.

Само название произведения вызывает ряд вопросов.

«Очарованный»… Звучит поэтично и печально, чувствуется какая-то тайна, тоска и одиночество. Каково значение слова « очарованный»?

Очарованный…, может, заколдованный или скованный, находящийся в состоянии внутреннего оцепенения, или восхищённый чем – то?

«очарованный»- околдованный

«Странник»… А кто он?

- А что такое «очарованный странник»?

Реплики – размышления учащихся…

…Может это странник, на которого снизошло очарование, который остановился на перепутье и задумался о том, куда же он все- таки идет и что его ожидает, каково его предназначение в этой противоречивой жизни.

Может и так, никто не спорит… А очарованный странник в повести, кто он? Что он за человек? Каков его жизненный путь? (Слайд 13)

Флягин ?ван Северьяныч, он же ?ван Голован, отец ?змаля, господин Флягин-бывший конэсер, монах в «малом постриге», «очарованный странник», путешествующий в Соловецкий монастырь.

Он среди других пассажиров, следующих на остров Валаам, сначала кажется незаметным.

- А что автор о нем говорит уже в 1 главе? (работа с текстом стр.112, 121-125)

Но как только он включается в беседу, все видят, как он мог так долго оставаться незамеченным. Таким образом, Лесков сразу подчёркивает, с одной стороны, обычность своего героя, его невыделенность из общей массы, с другой же – его незаурядность и оригинальность. Эта двойственность, странность усиливается сочетанием в герое простодушия и бывалости. (стр.113)

Внешний облик героя напоминает русского богатыря ?лью Муромца. А каков же богатырь без коня? ? наш герой – знаток лошадей (конэсер).

Процитирую по этому поводу слова одного критика. (Слайд 14)

Сила и могущество русских богатырей, конечно, в их крестьянском происхождении.

- Каково же происхождение нашего героя?

Происхождение. (стр. 121-122)

(стр. 125) Предначертание влияет на жизнь героя, а его исполнение превращается в сюжет произведения. Душа героя ищет истины, нечто идеальное. Вот почему таким трудным и тернистым становится его жизненный путь, о котором он и рассказывает пассажирам. Флягин исповедует «повествование своего минувшего» открыто, спокойно, обстоятельно, без утайки.

А начинается всё со страстного увлечения ?вана лошадьми. (стр. 117)

Чтение по ролям стр. 124-125 гл. 2.

- автор

- Флягин

Заканчивается первый этап жизни ?вана убийством монаха, но ?ван не чувствует себя виноватым, спит его душа, не ведая сострадания и раскаяния.

Каждый дальнейший микросюжет - новая жизнь героя. ?х можно рассматривать изолированно друг от друга, однако целостное представление о русском характере возникает из своеобразной рифмовки этих микросюжетов.

- Кто помнит историю о «перепоре»(состязание в избиении плетью друг друга с азиатом за право получения скакуна- смерть азиата)

Стремление к активной жизни, страстная любовь к лошадям, богатырское озорство и желание не уронить достоинство русского человека перед азиатами заставляют ?вана вступить в кровавое единоборство с татарином Савакиреем.

? опять жестокое озорство заканчивается смертью.

? опять ?ван не испытывает чувства вины.

Насколько же неразвитой была его душа, чтобы не похолодеть от ужаса бессмысленной смерти. (стр. 151 гл. 6)

А судьба продолжает испытывать странника на прочность сил физических и душевных.

- Каким мы видим здесь героя?

(стр. 159-160 гл. 7) А ведь как красиво! Так и встают перед глазами эти церкви и степи, и музыка звучит, и каждое слово ворожит, пронзительное, простое, забытое, доброе. Несмотря на красоту чужой природы, неплохого отношения к нему татар , он много страдал, скучал по родине, где вряд ли ему жить будет легче. Он пытается бежать, терпит неудачу, снова совершает побег. Зачем? Ответ его прост: затосковал по родине, да негоже русскому человеку жить среди «бусурман», в неволе…А потом не силой, а хитростью вырывается он из татарского плена (стр.172 гл. 9) «… и все мне так радостно было, что я опять на святой Руси».

- и обретает, казалось бы, долгожданный покой, который находит в вине. Пьянство-это слабость, ставшая, по Лескову, русским национальным бедствием.

«Здесь своя нация, опять привыкнешь: пей!» (стр. 175 гл. 10) «начал ходить с ярмарки на ярмарку и везде бедных людей руководствую и собираю себе достаток и все магарычи пью». С какой горечью говорит об этом национальном бедствии Лесков, писатель 19 века! (стр. 179 187, гл. 10)

Опять новое испытание его душе готовит жизнь … встреча с цыганкой Грушей.

(стр. 194 гл. 13) «такое она со мною сразу сделала». Бросил пить (стр. 199 гл. 14)

Груша является ?вану как высшее создание природы, сохранившее естественность, искренность, «огонь-жизнь». (стр. 195 гл.13) «взглянула, как заразу какую в очи пустила». Ради красоты он готов на все: отдает деньги, огромную сумму, главное - отдает душу . Этот простой русский человек любил красоту так, как не каждый сможет любить, ибо он уверен , «женщина всего на свете стоит…» (стр. 201 гл. 14) Гибель Груши «зачеркнула» ?вана… Какая –то странность и нелогичность в поведении героя ( вспомним знамение убитого монаха): убивает женщину, которую любит. Опять в оцепенение впала его душа: «Ничего у меня на душе нет – ни чувства, ни определения, что мне делать…»

? снова испытание: служба в армии на Кавказе, 15 лет в солдатах под чужим именем. Это испытание завершается подвигом ?вана на переправе. ? вот здесь происходит именно то, за чем так страстно по жизни гонялся ?ван. Перед тем, как броситься в ледяные объятия смерти, в душе солдата раздается властный голос совести: ?ван Флягин считает себя повинным в смертном грехе. (стр. 224 гл. 19)

- «сделали меня за храбрость офицером»

- в артисты пошел

- Дорога странствий приводит ?вана в монастырь, место, где собирается горстка праведников, отгородившихся от внешнего мира. Повиновение, покой и послушание его жизнь теперь, и это ему нравится. Причиной окончательного прихода героя в монастырь становится его замечательная русская душа.

?так, жизнь героя - это цепь злоключений, да таких, что из каждого мог бы выйти целый роман. Чего стоит реестр профессиональных превращений ?вана.

(Слайд 15) Самостоятельная работа.

Столь же размашист географический масштаб его скитаний - Орловщина, Подмосковье, Карачов, Николаев, Пенза, Каспий, Астрахань, Курск, Кавказ, Петербург, Корела, Соловки...

На наших глазах в ходе странствий по российским просторам ?ван Северьянович из «вольного сына природы превращается в значительную личность, имеющую глубокие связи со своей родиной и народом». (?. Столярова)

Так заканчивается путь ?вана Флягина, по которому нас проводит автор. Это путь очарований, лежащий через грехи, оцепенение души, страдания и тоску, автор высказывает мысль о том, что хотя и труден путь духовного самоопределения, хоть и требует от человека подвижничества, порою превышает меру человеческих сил, но деятельная, творческая натура русского крестьянина, его богатырский дух дают основания верить в человеческую силу и несгибаемость.

- Каковы же основные черты русского национального характера? (Самостоятельные выводы учащихся.)

«Русский человек со всем справится».

Он безмерно одарен, талантлив и простодушен, добр , душевно щедр, силен физически, бесстрашен и стоек, всегда способен прийти на помощь слабому, ему присущи высокая нравственность и патриотизм, русскому человеку «за народ очень помереть хочется».

Это основные черты русского национального характера. (Слайд 16)

России и русскому народу суждено пережить множество горестей и бед, пока не найдут они свой единственный, праведный путь, ведущий к счастью.

Хочется верить, что наша страна скоро будет на самом деле великой державой, ибо сильна она многими очарованными странниками и очень хотелось бы, чтобы Вы сделали ее такой.

Читая книги Лескова, «лучше чувствуешь Русь со всем её дурным и хорошим, яснее видишь запутанного русского человека, который, даже искренне верует красоте и свободе, ухитряется быть рабом веры своей и угнетателя ближнего». (М. Горький)

Сегодня мы попытались прикоснуться к творчеству Н.С. Лескова, ответить на вопрос, что знали , ценили и жадно читали современники из Лескова, почему он остался недопонятым и странным современникам, чем дорого нам творчество этого кудесника волшебной русской прозы сегодня, каков он русский человек?

- Хотелось бы, чтобы вы высказали свое мнение об услышанном на уроке. (Самостоятельная работа.)

  1. Я думаю, что уникальность художественного дарования Лескова очевидна…

  2. Очарованный праведной русской душой и « старой сказкой», Лесков и сегодня остается.

  3. Мир, возникающий на страницах повести, увиден, пережит, оценен рассказчиком …

  4. Русский мир в произведениях Лескова …

  5. Необходимо отметить, что Русский мир в произведениях Лескова…

  6. После прочтения сделал выводы…

  7. Так и встают перед глазами)…

  8. Своеобразие творчества автора «Левши» я вижу в …

  9. Читаешь «Очарованного странника» и кажется, что…

  10. Услышав название произведения, мы видим …

  11. ?зучая творчество Лескова я спрашивала себя: «Один ли очарованный странник был на Руси?» и отвечала…

  12. Сегодня я узнал….
  13. Мне запомнилось…
  14. Это интересно…
  15. Я доказал себе…
  16. Я убедился ….
  17. Неожиданно для себя сделала открытие…
  18. Теперь я знаю, каковы основные черты русского национального характера. Это…
  19. Я поняла, что любить родину нужно такой, какая она есть.
  20. Думаю, «русский человек со всем справится».

- Думаю, урок целей своих достиг, мы будем помнить, что наша душа, душа русского человека и некоторых людей других национальностей, но близких нам по духу неисчерпаема и несокрушима. ? пусть будет больше очарованных странников, этих неуспокоенных замечательных людей в нынешней России.



Поиск по всей базе материалов:

© Блог Димы Шпилера / Учебные материалы

Читать еще:

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

06.12.17: Ямагатский грипп, надвигающийся на Россию: чем страшен, а чем нет? (Спойлер: прививки в данном случае не помогут)

05.12.17: Травля в детских коллективах (да и не только детских): коротко и образно в изложении Валерия Воскобойникова

01.12.17: Напоминаем, что мы уже больше 10 лет отбираем для Вас самые лучшие сценарии новогодних праздников и утренников для детей!

02.11.17: «Стрепсилс» изымают из аптек: почему и что это для нас значит? (Спойлер: да, в общем-то, ничего)

30.10.17: Подробности об эпидемии пневмонии-2017

25.10.17: Что такое "внебольничная пневмония" 2017 года?

22.10.17: Особенности гриппа "Мичиган" (штамм сезона 2017-2018 гг.)

09.09.17: Чемпионский титул или смартфон? Выбор для подростка

26.08.17: Букеты из чая, кофе и конфет

11.08.17: Готовимся к 1 сентября: Модные букеты 2017

16.07.17: До какого возраста и на каком сиденье необходимо автокресло ребенку. Изменения в ПДД с июля 2017

09.07.17: Влияют ли позы партнеров на вероятность успешной беременности и если да, то как.

02.07.17: Режутся зубки у ребенка: чем снимать боль



Подписаться на новые статьи:


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Урок "Триумф и трагедия Владимира Маяковского"
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru