детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся профильных классов на основе компетентностного подхода

На современном этапе уровень образования каждого человека и интеллектуально-профессиональный потенциал общества в целом рассматриваются как стратегический ресурс. ?менно поэтому учителю необходимо отойти от прежней системы трансляции знаний и строить образовательный процесс таким образом, чтобы раскрыть творческий потенциал, развить исследовательский тип мышления, обучить учащихся исследовательским навыкам, приобщить к традициям науки. Переход к профильному обучению обеспечивает создание условий для дифференциации содержания обучения с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ.

МОУ СОШ № 68 города Белореченска Краснодарского края – это школа развития и внедрения новых инновационных педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс. В режиме инновационной деятельности школа работает с 2001 года.

Система инновационной деятельности школы включает следующие основные направления (см. приложение 1):

- разработка и реализация общественно значимых инновационных проектов и программ развития школы в области здоровьесбережения;

- реализация профильного обучения на старшей ступени общего образования;

- осуществление научно-исследовательской деятельности учащихся и педагогов.

Ведущим направлением в системе инновационной работы является реализация профильного обучения. В 2005 году в школе на старшей ступени общего образования введено профильное обучение (химико-биологический профиль).

На профильном уровне изучаются следующие предметы (см. приложение 2):

- алгебра и начала анализа – 4 часа;

- геометрия – 2 часа;

- биология – 3 часа;

- химия – 3 часа (в объеме за один год обучения).

Компонент образовательного учреждения в объеме 9 часов за 2 года обучения используется для изучения элективных курсов:

- клетки и ткани;

- основы исследовательской деятельности;

- основы биологической химии;

- основы микробиологии;

- решение генетических задач;

- закономерности эволюционного процесса;

- химические основы экологии;

- химические процессы;

- систематика растений и животных.

Элективные курсы углубляют и расширяют знания учащихся по профильным предметам. Программы элективных курсов являются авторскими (кроме программы курса “Клетки и ткани”) и составлены учителями профильных дисциплин МОУ СОШ № 68.

Система реализации профильного обучения в школе включает следующие компоненты:

- подготовка к осознанному выбору профиля обучения;

- сетевое взаимодействие с учреждениями высшего профессионального образования;

- повышение качества обучения через совершенствование форм и методов внеклассной работы.

Подготовка к осознанному выбору профиля обучения начинается на ступени начального общего образования (пропедевтический этап), когда учащиеся знакомятся с проведением учебных исследований окружающего мира через систему экологического образования. С данной целью проводятся экскурсии, используются исследовательские задания экологического и природоведческого содержания.

На подготовительном этапе на ступени основного общего образования система эколого-биологического образования получает дальнейшее развитие через деятельность клуба “Эколог” для учащихся 5 – 9 классов. В рамках работы клуба ученики развивают навыки проведения учебных исследований, формируя познавательный интерес к предметам естественнонаучного цикла. Формами работы на данном этапе являются практикумы, массовые мероприятия и театрализации экологического содержания. В рамках предпрофильной подготовки учащиеся 9 классов изучают курсы по выбору (“Генетика и медицина”, “Биосфера и человек” и другие), посещают занятия информационной работы и профильной ориентации, что создает непосредственную основу для выбора профиля обучения. Для поступления в профильные классы в рамках государственной (итоговой) аттестации выпускников учащиеся сдают экзамены по выбору алгебру и биологию. Профильное обучение на старшей ступени общего образования является непосредственной формой реализации познавательных интересов учащихся, сформированных на ступенях начального и основного общего образования.

С целью повышения качества профильного обучения в школе разработан и реализуется проект “Сетевое взаимодействие как условие комплексного подхода к реализации профильного обучения”. Проектом предусматривается взаимодействие МОУ СОШ № 68 и факультета естествознания Адыгейского государственного университета.

Направлениями реализации проекта сетевого взаимодействия являются:

- организация научно-методического сопровождения реализации профильного обучения;

- проведение экскурсий и лекций преподавателями факультета естествознания Адыгейского университета;

- образовательные практики на базе университета.

Традиционным стало проведение экскурсий и учебных практик на базе зоологического музея и дендропарка университета.

Ведущим направлением в системе профильного обучения является развитие исследовательской компетенции учащихся. В педагогической теории понятие “компетентность” интерпретируется как центральное понятие, которое включает результаты обучения (знания и умения), а также систему ценностных ориентаций. ?сследователи отмечают деятельностную, актуальную сущность компетентности, подчеркивая, что в отличие от знаниевой характеристики, то есть характеристики “что”, здесь акцентируется способ и характер “как”; выделяют личностную характеристику компетентности. А.В. Хуторской понимает “под компетенцией наперед заданное требование (норму) к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью – уже состоявшееся его личностное качество (совокупность качеств) и минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере” [6]. Основываясь на различных подходах к содержанию, характеристике видов и компонентного состава компетентности, необходимо выделить понятие “исследовательская компетенция”. ?сследовательскую компетенцию можно определить как знания, представления, программы действий, системы ценностей и отношений, которые затем выявляются в исследовательской компетентности в деятельностных, актуальных проявлениях. Владение исследовательской компетенцией включает личностное отношение к ней и предмету деятельности.

В условиях профильного обучения существует противоречие между потребностью в организации исследовательской деятельности и низкой степенью готовности учащихся к осуществлению данной деятельности в силу недостаточно сформированной исследовательской компетенции. Сущность решения данной проблемы состоит в системном подходе к процессу целенаправленного обучения теоретическим знаниям и практическим умениям, необходимых учащимся профильных классов для овладения основами исследовательской деятельности.

С данной целью в школе разработана и реализуется модель системы развития исследовательской компетенции учащихся. Предлагаемая модель включает следующие компоненты: мотивационно-целевой, процессуально-технологический, критериально-оценочный, содержательный.

Мотивационно-целевой компонент (для чего необходимо формирование исследовательской компетенции? как сформировать мотивационную готовность к учебно-исследовательской деятельности?) предполагает определение целей, связанных с формированием исследовательской компетенции учащихся в условиях профильного обучения; формирование мотивационной готовности учащихся профильных классов к освоению и осознанию учебно-исследовательской деятельности, создание условий, положительно влияющих на процесс развития исследовательской компетенции.

Содержательный компонент (чему необходимо научить?) является ведущим в системе развития исследовательской компетенции, и заключается во введении в вариативную часть учебного плана профильного обучения исследовательского компонента (элективный курс “Основы исследовательской деятельности”).

Процессуально-технологический компонент (как сформировать исследовательскую компетенцию?) определяет организационные формы и методы работы с учащимися профильных классов; учитывает научно-методическое сопровождение формирующего процесса.

Критериально-оценочный компонент (как оценить уровень сформированности исследовательской компетенции?) включает разработку критериев сформированности исследовательской компетенции, а также выявление степени удовлетворенности участников эксперимента процессом учебно-исследовательской деятельности.

Организационными формами, методами, образовательными технологиями, направленными на формирование познавательных и личностных качеств ученика-исследователя профильных классов, являются: проблемные и исследовательские методы обучения, учебный эксперимент, практические работы исследовательского характера, домашнее задание, направленное на поисковую деятельность. Формами исследовательской деятельности во внеурочное время являются: практики и учебно-исследовательские экспедиции, работа над учебными проектами, олимпиады и конкурсы, научное общество учащихся, научно-практические конференции и Дни науки в школе.

В качестве исследовательской составляющей учебного плана нами разработана авторская программа элективного курса “Основы исследовательской деятельности” с целью обучения теоретическим знаниям и практическим умениям, необходимым для осуществления исследовательской деятельности (см. приложение 3). Предлагаемый курс в объеме 35 часов учебного времени предназначен для учащихся профильных классов (10 – 11 кл.) естественно-научного (химико-биологического) профиля обучения. Ведущие понятия, умения и навыки в ходе изучения курса формируются на примере биологии как науки.

В содержании курса можно выделить следующие направления:

- теоретические знания, включающие следующие основные вопросы, необходимые для овладения основами исследовательской деятельности: роль науки в развитии общества, возникновение и развитие науки, научное знание как система и его особенности, эмпирический и теоретический уровни научного познания, методы научного познания;

- формирование умений работать с различными источниками информации;

- формирование практических умений, необходимых для осуществления исследовательской деятельности, технология подготовки исследовательских работ, проведение исследовательской практики.

Методика курса предусматривает использование деятельностных технологий в форме обзорных лекций, интерактивных занятий, семинаров и практикумов. Курс завершается исследовательской практикой (написание учебно-исследовательской работы и ее защита на научно-практической конференции).

Таблица 1. Тематический план изучения элективного курса

“Основы исследовательской деятельности”

название темы

всего часов

теория

практика

  Введение

1

1

-

1. Наука: понятие и феномен

2

2

-

2. Эмпирический и теоретический уровни

научного познания

4

4

-

3. Метод и его роль в научном познании

7

4

3

4. Работа с различными источниками

информации

6

4

2

5. Технология подготовки

исследовательских работ

6

4

2

  ?сследовательская практика

9

-

9

  Всего часов

35

19

16

В условиях профильного обучения нами используется рейтинговая система оценивания, которая основывается на оценке всех видов учебной деятельности учащегося:

- рейтинг академической успеваемости (по итогам полугодия);

- “портфолио” (является накопительной системой учета самых разнообразных достижений: успешное участие в семинарских занятиях, исследовательских и практических работах, научно-практических конференциях и других видах деятельности).

Основными перспективными направлениями экспериментальной работы по совершенствованию системы профильного обучения являются:

- научно-методическое сопровождение;

- совершенствование форм и методов реализации профильного обучения;

- разработка и осуществление учебных проектов;

- совершенствование исследовательской деятельности учащихся и педагогов.

Профильное обучение – шанс для жизненного самоопределения. Сегодняшний ученик профильного класса, успешно овладевший необходимыми умениями и навыками, системой ценностей и отношений, в будущем – профессиональный исследователь, обеспечивающий воспроизводство культурного потенциала и ускорение научно-технического прогресса. Это означает, что одна из важнейших задач школы выполнена.

Список литературы

1. Зимняя ?.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. – М.: ?сследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. – 2002. - № 6. – С.11 - 40.

3. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования//Официальные документы в образовании. – 2002. - № 27.– С. 13 – 33.

4. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении // Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2005. – 96 с.

5. Стратегия модернизации содержания общего образования. – М.: ООО “Мир книги”, 2001.

6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. – 2003. - № 2. – С. 58 – 64.

7. Шамова Т.?., Подчалимова Г.Н. Методологические подходы к организации профильного обучения//Завуч. – 2006. - № 3. – С.105 – 110.



Поиск по всей базе материалов:

© Блог Димы Шпилера / Учебные материалы

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:
09.09.17: Чемпионский титул или смартфон? Выбор для подростка

26.08.17: Букеты из чая, кофе и конфет


11.08.17: Готовимся к 1 сентября: Модные букеты 2017

16.07.17: До какого возраста и на каком сиденье необходимо автокресло ребенку. Изменения в ПДД с июля 2017

09.07.17: Влияют ли позы партнеров на вероятность успешной беременности и если да, то как.

02.07.17: Режутся зубки у ребенка: чем снимать боль



Подписаться на новые статьи:





RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Авторская программа "АПК – отрасль материального производства"
Рейтинг@Mail.ru