детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Урок-конференция по вопросам развития, размещения и проблемам транспорта в России

Тип урока: урок новых знаний.

Формы организации учебной деятельности: групповая работа, ролевая игра, практикум.

Цели урока

образовательные:

  • сформировать представление об истории развития транспортного комплекса в России;
  • познакомить учащихся с основными показателями работы транспорта;
  • формировать знания об экономических понятиях “грузооборот”, “пассажирооборот”;
  • ознакомить с историей становления и развития транспорта в Пензенском крае.

развивающие:

  • способствовать формированию экономического мировоззрения и информационной культуры;
  • продолжить работу по формированию умений проводить научное исследование по выбранной теме, участвовать в проектной деятельности, вести публичное выступление;
  • развивать картографическую грамотность;
  • способствовать развитию логического мышления, умений самостоятельной деятельности и применению знаний в нестандартных ситуациях.

воспитательные:

  • развивать коммуникативные умения и навыки;
  • формировать бережное отношение к природе, любовь к родному городу, краю;
  • способствовать личностному восприятию общечеловеческих норм и образцов как ценностей.

Оснащение на уроке:

  • настенная экономическая карта России;
  • настенная карта транспорта России;
  • настенная экономическая карта Пензенской области;
  • атласы, рабочие тетради для практических работ с комплектом контурных карт (под ред. В. ?. Сиротина), карточки с творческим заданием;
  • фотографии транспортных средств Пензы разных лет (из фондов школьного музея);
  • мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран).

Основные этапы урока:

  1. ?стория развития транспорта в России, его роль в экономике страны.
  2. Экономические показатели разных видов транспорта.
  3. Важнейшие транспортные пути.
  4. Крупнейшие транспортные узлы.
  5. Проблемы и перспективы развития транспорта в России.
  6. Транспортная система в родном крае.

Тема урока охватывает достаточно большой по объёму материал и требует дополнительной самостоятельной подготовки. Поэтому была использована групповая форма работы учащихся. Каждая группа (секция) работает по одному из основных видов транспорта: железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт, водный транспорт.

Каждой секции предлагается дополнительная литература, картографический материал и практические задания.

Во время урока используется мультимедийное сопровождение в форме презентации PowerPoint: таблицы, фотографии, задания для практикума.

Ход урока

Учитель. Огромные просторы России, удалённость обширных её частей друг от друга, от мировых путей требуют развития и эффективной работы в стране разветвлённой транспортной системы. Это также необходимо, чтобы преодолеть пространственный разрыв между российскими территориями, которые богаты ресурсами, и территориями с разной концентрацией населения. Не зря многие специалисты называют транспорт “кровеносной системой мирового хозяйства”.

Сегодня мы проводим конференцию по вопросам развития, размещения и проблем транспорта в России. Работа будет идти по трём секциям: железнодорожного, автомобильного и водного транспорта. Кроме того, на нашей конференции работают специалисты проектной лаборатории, которые разработали проект транспортно-туристической карты нашей области с описанием маршрутов и обоснованием использования разных видов транспорта. Эксперты оценивают работу секций и поводят итоги конференции.

В каждой секции есть разделение по видам деятельности:

- историки знакомят с историей развития транспорта в России, его ролью в экономике страны;

- экономисты дают характеристику экономических показателей видов транспорта;

- картографы показывают размещение по территории России важнейших транспортных путей и крупнейших транспортных узлов;

- экологи предупреждают о вредном влиянии транспорта на природу и предлагают пути её сохранения;

- краеведы рассказывают о транспорте Пензенского края.

В ходе урока каждая секция выполняет практические задания.

Заполните таблицу “Характеристика основных видов транспорта”

Основные показатели Виды транспорта
Железнодорожный Автомобильный Морской Речной
Общая протяженность дорог, тыс.км        
Грузооборот, т/км        
Пассажирооборот, пас/км        
Средняя скорость перевозок, км/ч        
Крупные транспортные центры        
Воздействие на природу, примеры        
Развитие в Пензенской области        
Примечания        

Обозначьте в к/к России важнейшие железнодорожные и автомобильные магистрали, крупные транспортные узлы и морские порты.

Краеведческий материал.

Секция железнодорожного транспорта.

В книге “Пензенская Губерния” [9], изданной в 1895 г., автор Кузьмин так описывает железные дороги нашего края: “… по южной части Пензенской губернии проходит Сызрано-Вяземская железная дорога … в северной части, на протяжении 180 вёрст проходит Московско-Казанская железная дорога … Движение по Сызрано-Вяземской дороге в пределах губернии открыто в 1874 году. По железной дороге ездят люди, перевозятся товары и скот, пересылаются письма и газеты. Движение поездов распределяется по петербургскому времени (в те годы Пензенская губерния находилась на 1 час ранее Петербурга) ...”

В наше время Пензенское отделение Куйбышевской железной дороги обслуживает население и хозяйство не хуже столичных [11]. В 1987 г. в районе Ахун открыта детская железная дорога, в 1990 г. открыто движение первого в стране туристического фирменного пригородного поезда “Тарханы”.

Секция автомобильного транспорта.

Появление в Пензе первого автомобиля в 10-е годы XX века, на пересечении улиц Московской и Рождественской (ныне Горького) вызвало настоящую сенсацию [5].

Вот как это происходило: …(показ краеведческой сценки)

1 газетчик: Внимание! Только в нашей газете!..

2 газетчик: Читайте “Пензенские Губернские Ведомости”!!

3 газетчик: Сенсация! Не пропустите!!

Зачитывают отрывки из газет.

1 газетчик: “Лошадь – это интеллигентное животное, а автомобиль – безмозглая машина!”…

2 газетчик: Посмотрите на эту фотографию – бедный ребёнок плачет над трупом своей раздавленной собачки… и виной этому – автомобиль!!!

3 газетчик: “Вчера жители Саратовской губернии забросали палками и камнями новое исчадие ада - автомобиль!!!”…

Сбегается толпа людей, слышен шум мотора.

Крики из толпы: Сатана! Антихрист едет!

Диалог бабушек.

1-я: Ты глянь-ка, чего купец-лесопромышленник Андронов учудил…

2-я: ? не говори, лошадей ему мало, машину подавай!

3-я: Ой, бабоньки! А чего это колёса-то вертятся? Поди, под сиденьем-то чёрт сидит, он их и крутит! Свят, свят!..

Сейчас автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Уже после Второй Мировой войны в Пензе был пущен первый межрайонный автобус по маршруту Пенза – Нижний Ломов [7]. А в 1990-е годы по плотности автодорог наша область превосходит показатели в целом по России [3].

Отчёт секции сопровождается демонстрацией фотографий из фондов школьного краеведческого музея.

Проектная лаборатория.

Мы предлагаем проект, направленный на развитие туризма в нашем крае. От Наровчата до Золотарёвки неплохо бы провести детскую железную дорогу. Этот маршрут не только проходит по живописным местам, он также пересекает две самые большие водные артерии – реки Сура и Мокша. Туристы смогут посетить пещеры Троице-Сканова монастыря близ Наровчата, урочище “Сосновый Бор”, заповедные территории “Кунчеровская и Попереченская степь”, Чистые Пруды и Арбековскую Рощу. Проезжая по участку Беднодемьяновск – Марьевка на автомобиле, гости и жители области познакомятся с народными промыслами глиняной игрушки и вязания пуховых платков. В самой Пензе мы предлагаем поставить на рельсы трамвай – экологически чистый и очень красивый транспорт.

Рассказ сопровождается показом маршрута по карте Пензенской области.

Подведение итогов.

Представитель от каждой секции сдаёт заполненную таблицу и работу в контурной карте.

Выставление оценок.

Домашнее задание: подготовить презентацию (или web-сайт) одного из видов транспорта.

Приложение.

Литература для учащихся на уроке

Гладкий Ю.Н. и др. Экономическая география России. – М.: Гардарика, 1999.

Дронов В. П., Баринова ?. ?., Ром В. Я., Лобжанидзе А. А. География России. Хозяйство и географические районы. Учебник для 9 класса. – М.: Дрофа, 2005.

Курицын ?. ?., Марденский Н. А. География Пензенской области. – Саратов: Приволжское книжное издательство, 1991.

Плисецкий Е. Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. Учебник для 10 класса. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002.

Дополнительная литература для учителя

Власов А., Спиридонов В., Тюкалов В. Пензенский автотранспорт: история, события, люди. – Пенза: 1996.

Курицын ?. ?. Российская Федерация. Социальная география. Учебное пособие для студентов. – Пенза: 1995.

Пензенская энциклопедия. Под ред. Вишневского К. Д. – М.: Научное издательство “Большая Российская Энциклопедия”, 2001.

Полесских М. Р. Памятники материальной культуры Пензенской области. – Саратов: Приволжское книжное издательство,1985.

Пути сообщения. В книге “Пензенская губерния”. – Пенза: 1895.

Российский статистический ежегодник. – М.: Госкомстат России, 2007.

Сальников А. В. Путь в 100 лет. – Пенза: Приволжское книжное издательство, 1973.

Шлихтер С. В. География мировой транспортной системы. Взаимодействие транспорта и территориальных систем хозяйства: Учебное пособие. – М.: ?зд-во МГУ, 1995.

Энциклопедия Пензенского края. Под ред. Корниенко С. – Пенза: Приволжское книжное издательство, 2003.



Поиск по всей базе материалов:

© Блог Димы Шпилера / Учебные материалы

Читать еще:

Новые материалы:

Разработка урока истории в 5-м классе по теме: "Мифы Древней Греции" :: Издательский проект "Вода - источник жизни" :: Деловой немецкий :: Праздники в англоговорящих странах :: "Лето - радости пора" (из опыта работы муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) :: Робин Гуд: Начало ( Robin Hood ), 2018 :: Все для офиса/Мебель/Офис/Офисные кресла/Компьютерные кресла / Tetchair / Кресло компьютерное Boss ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.

Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Детский оздоровительный лагерь: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный лагерь "Юность"

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Самостоятельная работа "Строение атома и атомного ядра". 9-й класс

В работе проверяются знания о строении атома и атомного ядра, умения работать с информацией, представленной в виде связного текста физического содержания, решать задачи на нахождение энергии связи и дефекта масс.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Урок-путешествие "Восточные славяне в V–VI вв."
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD