детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Урок-исследование "Почва и ее состав" по учебнику А.А. Плешакова "Природоведение. 3-й класс" (1–4)

Цели:

  1. формировать у учащихся понятие “почва”;
  2. ознакомить с составом почвы, ее свойствами, значением почвы для жизни растений и мелких животных;
  3. продолжать учить детей выделять существенные признаки предметов (почвы и полезных ископаемых), делать выводы, обобщения, сопоставления на основе наблюдений, развивать исследовательский подход к изучению природных объектов; воспитывать заботливое отношение к природе.

Оборудование:

  • коллекции полезных ископаемых,
  • образцы почвы,
  • прозрачные стаканы с водой,
  • палочки,
  • стекло (лабораторное),
  • колба,
  • спиртовка,
  • штатив,
  • держатель,
  • промокательная бумага.

Ход урока

Организационный момент

Вступительное слово учителя

Учитель: Ребята! Сегодня на урок я принесла подарок своего друга, капитана дальнего плавания. Эта бутылка необычная. Она долго плавала по морям и океанам. В ней карта острова Чиа – Хоа, на котором произошло несчастье. Там истощились запасы полезных ископаемых. Люди просят о помощи. Ребята! Сумеем ли мы, помочь им в беде - найти новые месторождения.

Чтобы отправиться в опасное путешествие, нужно быть не только смелыми, находчивыми, сильными и решительными, но и хорошо знать природу.

Давайте проверим, хорошо ли вы знаете полезные ископаемые.

I. Проверка домашнего задания

1. ?гра “перекличка полезных ископаемых”

Учитель: назовите известные вам полезные ископаемые.

Дети: К полезным ископаемым относятся песок, глина, торф, каменный уголь, железная руда, известняк, мрамор, нефть, гранит, природный газ.

Учитель: В книгах по истории описывается один случай. Вы внимательно послушайте и скажите, о каком полезном ископаемом идет речь.

2. В VII веке арабы напали на Константинополь. Огромное количество кораблей окружило город с моря. Однажды, когда ветер дул от города в сторону кораблей, византийцы выкатили на берег большие сосуды и вылили из них в воду коричневую жидкость. Ветер погнал эту жидкость к кораблям. Арабы не обратили на это внимания. Когда жидкость окружила корабли, византийцы подожгли ее. Произошло чудо – море загорелось. Перепуганные арабы не успели опомниться, как огонь охватил их корабли. Так был уничтожен весь арабский флот, ведь он был построен из дерева.

Учитель: Как вы думаете, ребята, что это была за жидкость?

Дети: Эта жидкость – нефть.

Учитель: Какое основное свойство нефти?

Дети: Основное свойство нефти – горючесть.

3. Определение полезного ископаемого по внешним признакам, свойствам

Учитель: Сейчас мы проверим, как вы умеете определять полезные ископаемые по их внешним признакам и свойствам.

(Учитель вызывает ученика к доске. Ученик выбирает образец полезного ископаемого и описывает его).

Ученик: это полезное ископаемое темно-коричневого цвета, легче воды, хрупкое, пористое, хорошо впитывает влагу, горючее.

Дети: это торф.

Учитель: Ребята, а почему раньше торфяники считались святыми местами?

Какое растение действовало как йод?

Дети: Раньше торфяники считались святыми, потому что излечивали больных с незаживающими ранами.

Дети: Это мох сфагнум. Он убивал микробы и залечивал раны.

Учитель: Во время Великой Отечественной войны раненые партизаны страдали от гнойных ран, потому что у них не было необходимых медикаментов. Тогда к ранам стали прикладывать сухой мох сфагнум, который рос на болоте, и они быстро заживали. Вот почему из торфа и делают лекарства.

?з каких полезных ископаемых еще делают лекарства?

Дети: Лекарства делают из нефти и каменного угля.

4. Цифровой диктант

Учитель: Я вижу вы готовы к более серьезным испытаниям. Перед вами на партах лежит схема цифрового диктанта.

Задание: на листе бумаги укажите свою фамилию и вариант. Внимательно слушайте и пишите цифру, соответствующую правильному ответу.

I вариант II вариант
1 Нефть 3
2 Природный газ 4
3 Каменный уголь 1
4 Торф 2
5 Железная руда 6
6 ?звестняки 5
7 Песок 8
8 Гранит 7

Содержание диктанта:

а) прочный, хорошо полируется, необычайно красивая горная порода. ?спользуется для украшения зданий метро, сооружения памятников;

б) растительного происхождения, темного бурого цвета, хрупкий, пористый, тускло горит;

в) твердая и тяжелая, бурого и красного цвета, похожа на камень, из нее выплавляют метал;

г) ярко горит, выделяет тепло, черного цвета, хрупкий, растительного происхождения; на фарфоровой поверхности оставляет черную линию;

д) легко пропускает воду, используют в строительстве, изготовляют стекло;

е) маслянистая жидкость темно-коричневого цвета, горит коптящим пламенем;

ж) от огня загорается, горит синим пламенем, из него получают искусственные ткани, резину, пластмассы.

Работа в парах. Взаимопроверка. Выставление оценок.

Ответы:

I вариант: 8, 4, 5, 3, 7, 1, 2;

II вариант 7, 2, 6, 1, 8, 3, 4.

5. ?гра “Знаешь ли ты условные знаки”

Учитель: Посетив остров, месторождения полезных ископаемых мы будем обязательно обозначать специальными знаками. Давайте проверим, как вы знаете условные знаки.

Задание: cоединить стрелочками знак и полезное ископаемое.

 

Самопроверка. На парте в конвертах лежат карточки с готовыми ответами.

6. Минутка отдыха

Учитель: Закройте глаза. Представьте, что мы плывем на корабле. Послушайте шум морских волн и крики чаек. (Включается фонограмма)

II. ?зучение нового материала

Учитель: Попав на остров, мы не сможем обойтись без пищи. Нам придется самим добывать ее. ?нтересно прорастут ли наши зерна в той почве? В бутылке было немного почвы с острова. ? мы сможем прямо сейчас ее исследовать. ?так, мы превращаемся в исследователей.

? поможет нам ответить на вопросы новая тема – “Почва и ее состав”.

Учитель: Что мы называем почвой?

Дети: Почва – это верхний слой земли, на котором растут растения.

Учитель: Посмотрите, как выглядит почва на срезе.

Дети рассматривают схему – разрез верхних слоев земли

Практическая работа. Состав почвы.

Учитель: Сейчас мы узнаем, из чего состоит почва.

Опыт № 1

Учитель: Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидели?

Дети: ?з почвы выходят пузырьки воздуха.

Учитель: Какой вывод можно сделать?

Дети: В почве есть воздух.

Учитель: Размешайте почву палочкой и отставьте стакан в сторону.

(Дети делают запись в рабочих тетрадях)

Опыт № 2

Учитель: Посмотрите на лабораторный столик, я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло стало влажным. Что доказывает этот опыт?

Дети: В почве есть вода.

Опыт № 3

Учитель: Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?

Дети: Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах.

Учитель: Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. ?менно перегной придает почве темный цвет. Какой вывод мы с вами должны сделать?

Дети: В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, остатки насекомых, червей, из этого получается перегной.

Опыт № 4

Учитель: Возьмите стаканы с водой и почвой. Что вы видите?

Дети: На поверхности воды плавают останки насекомых, листьев. На дне стакана муть.

Учитель: Рассмотрите внимательно эту муть на дне стакана. Что вы видите?

Дети: Песок поверх которого осела глина.

Учитель: Какой вывод можно сделать?

Дети: В почве есть песок и глина.

Опыт № 5

Учитель: Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Помещаю их на стекло и подержу над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле остались белые кристаллики. Как вы думаете, что это?

Дети: Это похоже на соль.

(Дети рассматривают налет на стекле)

Учитель: Правильно. Это соли. А для чего нужны соли в почве?

Дети: Соли – это вещества, необходимые для роста и развития растения.

Учитель: Верно. Образуются они из перегноя под действием микробов, которые живут в почве.

Какие выводы можно сделать?

Дети: В почве есть соли, которые могут растворяться в воде.

Учитель: Пользуясь тетрадями, перечислите, из чего состоит почва.

Дети: Почва состоит из воздуха, воды, перегноя, песка, глины и минеральных солей.

III. Закрепление материала

1. ?гра “Хлопки”.

Учитель: А сейчас проверим, хорошо ли вы запомнили, что входит в состав почвы.

Песок, глина, стекло, вода, воздух, бумага, целлофановые пакеты, перегной.

(Дети не хлопают в ладоши, когда учитель называет стекло, бумагу, целлофановые пакеты)

Учитель: (Экологический момент): Стекло, бумага, целлофановые пакеты – не входят в состав почвы, а только наносят вред, засоряя ее. Бумага полностью разлагается в течение 100 лет. Стекло не разлагается вовсе, от него может возникнуть пожар.

Учитель: Прорастут ли наши зерна в почве с острова?

Дети: Да, в ней содержится всё необходимое для развития растения.

Учитель: Какое главное свойство почвы?

Дети: Плодородие – главное свойство почвы.

2. Работа с учебником

Учитель: откройте страницу 55 учебника “Природоведение”. Найдите в тексте то, о чем мы еще не говорили на уроке.

Дети: В тексте мы узнали, что в почве обитают мелкие животные.

Учитель: Что вы знаете об этих животных?

Дети: Кроты приносят пользу, уничтожая личинки вредных насекомых. Но они наносят и вред, когда прокладывают свои подземные ходы недалеко от поверхности и выбрасывают молодые ростки растений.

Дети: Дождевые черви – ночные животные. По ночам они выползают из земли в поисках пищи, а днём уползают в землю. Черви рыхлят почву. Через ходы в почве, которые делают черви, воздух и вода поступают к корням растений. Черви, пропуская землю через свой кишечник, удобряют её.

Общий вывод: все мелкие животные роют ходы, куда легко проникают вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так они повышают плодородие почвы.

IV. ?тог урока

Учитель: Что нового узнали на уроке?

Почему землю называют кормилицей?

Всякий ли слой земли можно назвать почвой?

Учитель: Молодцы, ребята. Очень хорошо работали на уроке. Но, наверняка, этих знаний не достаточно, чтобы спокойно и уверенно отправиться в опасное путешествие. На следующем уроке мы узнаем, как образуется почва, причины, по которым она разрушается, почему пропали полезные ископаемые на острове. А также продолжим готовиться к увлекательному путешествию на остров Чиа – Хоа. Нам еще много предстоит узнать, чтобы мы смогли помочь жителям, попавшим в беду.

V. Домашнее задание

Учитель: Ребята, чтобы проверить как вы усвоили новую тему, дома вам нужно будет разгадать кроссворд.

Кроссворд

 

 

Вопросы:

  1. Слой земли, на котором растут растения.
  2. Одна из основных частей почвы.
  3. Вещество, повышающее плодородие почвы.
  4. Основное свойство почвы.

Ответы:

  1. Почва
  2. Песок
  3. Перегной
  4. Плодородие


Поиск по всей базе материалов:

© Блог Димы Шпилера / Учебные материалы

Читать еще:

Новые материалы:

Делопроизводство в школе :: Как стать вождем Чесночного племени (урок технологии в 5-м классе) :: Использование тестовых заданий для проверки знаний учащихся по образовательной области "Технология" :: Художественный труд в начальной школе. 1-й класс :: Правление Ивана Грозного. Имя существительное как часть речи. Интегрированный урок (русский язык + история), 3-й класс :: Pigeon Impossible ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

06.12.17: Ямагатский грипп, надвигающийся на Россию: чем страшен, а чем нет? (Спойлер: прививки в данном случае не помогут)

05.12.17: Травля в детских коллективах (да и не только детских): коротко и образно в изложении Валерия Воскобойникова

01.12.17: Напоминаем, что мы уже больше 10 лет отбираем для Вас самые лучшие сценарии новогодних праздников и утренников для детей!

02.11.17: «Стрепсилс» изымают из аптек: почему и что это для нас значит? (Спойлер: да, в общем-то, ничего)

30.10.17: Подробности об эпидемии пневмонии-2017

25.10.17: Что такое "внебольничная пневмония" 2017 года?

22.10.17: Особенности гриппа "Мичиган" (штамм сезона 2017-2018 гг.)

09.09.17: Чемпионский титул или смартфон? Выбор для подростка

26.08.17: Букеты из чая, кофе и конфет

11.08.17: Готовимся к 1 сентября: Модные букеты 2017

16.07.17: До какого возраста и на каком сиденье необходимо автокресло ребенку. Изменения в ПДД с июля 2017

09.07.17: Влияют ли позы партнеров на вероятность успешной беременности и если да, то как.

02.07.17: Режутся зубки у ребенка: чем снимать боль



Подписаться на новые статьи:


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

контакты
 
Рейтинг@Mail.ru