детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Урок-исследование "Почва и ее состав" по учебнику А.А. Плешакова "Природоведение. 3-й класс" (1–4)

Цели:

  1. формировать у учащихся понятие “почва”;
  2. ознакомить с составом почвы, ее свойствами, значением почвы для жизни растений и мелких животных;
  3. продолжать учить детей выделять существенные признаки предметов (почвы и полезных ископаемых), делать выводы, обобщения, сопоставления на основе наблюдений, развивать исследовательский подход к изучению природных объектов; воспитывать заботливое отношение к природе.

Оборудование:

  • коллекции полезных ископаемых,
  • образцы почвы,
  • прозрачные стаканы с водой,
  • палочки,
  • стекло (лабораторное),
  • колба,
  • спиртовка,
  • штатив,
  • держатель,
  • промокательная бумага.

Ход урока

Организационный момент

Вступительное слово учителя

Учитель: Ребята! Сегодня на урок я принесла подарок своего друга, капитана дальнего плавания. Эта бутылка необычная. Она долго плавала по морям и океанам. В ней карта острова Чиа – Хоа, на котором произошло несчастье. Там истощились запасы полезных ископаемых. Люди просят о помощи. Ребята! Сумеем ли мы, помочь им в беде - найти новые месторождения.

Чтобы отправиться в опасное путешествие, нужно быть не только смелыми, находчивыми, сильными и решительными, но и хорошо знать природу.

Давайте проверим, хорошо ли вы знаете полезные ископаемые.

I. Проверка домашнего задания

1. ?гра “перекличка полезных ископаемых”

Учитель: назовите известные вам полезные ископаемые.

Дети: К полезным ископаемым относятся песок, глина, торф, каменный уголь, железная руда, известняк, мрамор, нефть, гранит, природный газ.

Учитель: В книгах по истории описывается один случай. Вы внимательно послушайте и скажите, о каком полезном ископаемом идет речь.

2. В VII веке арабы напали на Константинополь. Огромное количество кораблей окружило город с моря. Однажды, когда ветер дул от города в сторону кораблей, византийцы выкатили на берег большие сосуды и вылили из них в воду коричневую жидкость. Ветер погнал эту жидкость к кораблям. Арабы не обратили на это внимания. Когда жидкость окружила корабли, византийцы подожгли ее. Произошло чудо – море загорелось. Перепуганные арабы не успели опомниться, как огонь охватил их корабли. Так был уничтожен весь арабский флот, ведь он был построен из дерева.

Учитель: Как вы думаете, ребята, что это была за жидкость?

Дети: Эта жидкость – нефть.

Учитель: Какое основное свойство нефти?

Дети: Основное свойство нефти – горючесть.

3. Определение полезного ископаемого по внешним признакам, свойствам

Учитель: Сейчас мы проверим, как вы умеете определять полезные ископаемые по их внешним признакам и свойствам.

(Учитель вызывает ученика к доске. Ученик выбирает образец полезного ископаемого и описывает его).

Ученик: это полезное ископаемое темно-коричневого цвета, легче воды, хрупкое, пористое, хорошо впитывает влагу, горючее.

Дети: это торф.

Учитель: Ребята, а почему раньше торфяники считались святыми местами?

Какое растение действовало как йод?

Дети: Раньше торфяники считались святыми, потому что излечивали больных с незаживающими ранами.

Дети: Это мох сфагнум. Он убивал микробы и залечивал раны.

Учитель: Во время Великой Отечественной войны раненые партизаны страдали от гнойных ран, потому что у них не было необходимых медикаментов. Тогда к ранам стали прикладывать сухой мох сфагнум, который рос на болоте, и они быстро заживали. Вот почему из торфа и делают лекарства.

?з каких полезных ископаемых еще делают лекарства?

Дети: Лекарства делают из нефти и каменного угля.

4. Цифровой диктант

Учитель: Я вижу вы готовы к более серьезным испытаниям. Перед вами на партах лежит схема цифрового диктанта.

Задание: на листе бумаги укажите свою фамилию и вариант. Внимательно слушайте и пишите цифру, соответствующую правильному ответу.

I вариант II вариант
1 Нефть 3
2 Природный газ 4
3 Каменный уголь 1
4 Торф 2
5 Железная руда 6
6 ?звестняки 5
7 Песок 8
8 Гранит 7

Содержание диктанта:

а) прочный, хорошо полируется, необычайно красивая горная порода. ?спользуется для украшения зданий метро, сооружения памятников;

б) растительного происхождения, темного бурого цвета, хрупкий, пористый, тускло горит;

в) твердая и тяжелая, бурого и красного цвета, похожа на камень, из нее выплавляют метал;

г) ярко горит, выделяет тепло, черного цвета, хрупкий, растительного происхождения; на фарфоровой поверхности оставляет черную линию;

д) легко пропускает воду, используют в строительстве, изготовляют стекло;

е) маслянистая жидкость темно-коричневого цвета, горит коптящим пламенем;

ж) от огня загорается, горит синим пламенем, из него получают искусственные ткани, резину, пластмассы.

Работа в парах. Взаимопроверка. Выставление оценок.

Ответы:

I вариант: 8, 4, 5, 3, 7, 1, 2;

II вариант 7, 2, 6, 1, 8, 3, 4.

5. ?гра “Знаешь ли ты условные знаки”

Учитель: Посетив остров, месторождения полезных ископаемых мы будем обязательно обозначать специальными знаками. Давайте проверим, как вы знаете условные знаки.

Задание: cоединить стрелочками знак и полезное ископаемое.

 

Самопроверка. На парте в конвертах лежат карточки с готовыми ответами.

6. Минутка отдыха

Учитель: Закройте глаза. Представьте, что мы плывем на корабле. Послушайте шум морских волн и крики чаек. (Включается фонограмма)

II. ?зучение нового материала

Учитель: Попав на остров, мы не сможем обойтись без пищи. Нам придется самим добывать ее. ?нтересно прорастут ли наши зерна в той почве? В бутылке было немного почвы с острова. ? мы сможем прямо сейчас ее исследовать. ?так, мы превращаемся в исследователей.

? поможет нам ответить на вопросы новая тема – “Почва и ее состав”.

Учитель: Что мы называем почвой?

Дети: Почва – это верхний слой земли, на котором растут растения.

Учитель: Посмотрите, как выглядит почва на срезе.

Дети рассматривают схему – разрез верхних слоев земли

Практическая работа. Состав почвы.

Учитель: Сейчас мы узнаем, из чего состоит почва.

Опыт № 1

Учитель: Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидели?

Дети: ?з почвы выходят пузырьки воздуха.

Учитель: Какой вывод можно сделать?

Дети: В почве есть воздух.

Учитель: Размешайте почву палочкой и отставьте стакан в сторону.

(Дети делают запись в рабочих тетрадях)

Опыт № 2

Учитель: Посмотрите на лабораторный столик, я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло стало влажным. Что доказывает этот опыт?

Дети: В почве есть вода.

Опыт № 3

Учитель: Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?

Дети: Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах.

Учитель: Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. ?менно перегной придает почве темный цвет. Какой вывод мы с вами должны сделать?

Дети: В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, остатки насекомых, червей, из этого получается перегной.

Опыт № 4

Учитель: Возьмите стаканы с водой и почвой. Что вы видите?

Дети: На поверхности воды плавают останки насекомых, листьев. На дне стакана муть.

Учитель: Рассмотрите внимательно эту муть на дне стакана. Что вы видите?

Дети: Песок поверх которого осела глина.

Учитель: Какой вывод можно сделать?

Дети: В почве есть песок и глина.

Опыт № 5

Учитель: Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Помещаю их на стекло и подержу над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле остались белые кристаллики. Как вы думаете, что это?

Дети: Это похоже на соль.

(Дети рассматривают налет на стекле)

Учитель: Правильно. Это соли. А для чего нужны соли в почве?

Дети: Соли – это вещества, необходимые для роста и развития растения.

Учитель: Верно. Образуются они из перегноя под действием микробов, которые живут в почве.

Какие выводы можно сделать?

Дети: В почве есть соли, которые могут растворяться в воде.

Учитель: Пользуясь тетрадями, перечислите, из чего состоит почва.

Дети: Почва состоит из воздуха, воды, перегноя, песка, глины и минеральных солей.

III. Закрепление материала

1. ?гра “Хлопки”.

Учитель: А сейчас проверим, хорошо ли вы запомнили, что входит в состав почвы.

Песок, глина, стекло, вода, воздух, бумага, целлофановые пакеты, перегной.

(Дети не хлопают в ладоши, когда учитель называет стекло, бумагу, целлофановые пакеты)

Учитель: (Экологический момент): Стекло, бумага, целлофановые пакеты – не входят в состав почвы, а только наносят вред, засоряя ее. Бумага полностью разлагается в течение 100 лет. Стекло не разлагается вовсе, от него может возникнуть пожар.

Учитель: Прорастут ли наши зерна в почве с острова?

Дети: Да, в ней содержится всё необходимое для развития растения.

Учитель: Какое главное свойство почвы?

Дети: Плодородие – главное свойство почвы.

2. Работа с учебником

Учитель: откройте страницу 55 учебника “Природоведение”. Найдите в тексте то, о чем мы еще не говорили на уроке.

Дети: В тексте мы узнали, что в почве обитают мелкие животные.

Учитель: Что вы знаете об этих животных?

Дети: Кроты приносят пользу, уничтожая личинки вредных насекомых. Но они наносят и вред, когда прокладывают свои подземные ходы недалеко от поверхности и выбрасывают молодые ростки растений.

Дети: Дождевые черви – ночные животные. По ночам они выползают из земли в поисках пищи, а днём уползают в землю. Черви рыхлят почву. Через ходы в почве, которые делают черви, воздух и вода поступают к корням растений. Черви, пропуская землю через свой кишечник, удобряют её.

Общий вывод: все мелкие животные роют ходы, куда легко проникают вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так они повышают плодородие почвы.

IV. ?тог урока

Учитель: Что нового узнали на уроке?

Почему землю называют кормилицей?

Всякий ли слой земли можно назвать почвой?

Учитель: Молодцы, ребята. Очень хорошо работали на уроке. Но, наверняка, этих знаний не достаточно, чтобы спокойно и уверенно отправиться в опасное путешествие. На следующем уроке мы узнаем, как образуется почва, причины, по которым она разрушается, почему пропали полезные ископаемые на острове. А также продолжим готовиться к увлекательному путешествию на остров Чиа – Хоа. Нам еще много предстоит узнать, чтобы мы смогли помочь жителям, попавшим в беду.

V. Домашнее задание

Учитель: Ребята, чтобы проверить как вы усвоили новую тему, дома вам нужно будет разгадать кроссворд.

Кроссворд

 

 

Вопросы:

  1. Слой земли, на котором растут растения.
  2. Одна из основных частей почвы.
  3. Вещество, повышающее плодородие почвы.
  4. Основное свойство почвы.

Ответы:

  1. Почва
  2. Песок
  3. Перегной
  4. Плодородие


Поиск по всей базе материалов:

© Блог Димы Шпилера / Учебные материалы

Читать еще:

Новые материалы:

Волшебный праздник числа :: Сценарий занятия по духовно-нравственному воспитанию "Мир Души" :: Урок-практикум по ОБЖ на тему: "Оказание первой медицинской помощи при различных видах повреждений" :: Сценарий команды КВН "Витамины" :: Урок – филологический КВН для 5–6-х классов :: Человек-невидимка ( The Invisible Man ) :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Кровати/Детские кровати / Polini / Кроватка-трансформер Polini Simple 1100 ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Урок по технологии для 5-го класса на тему "Ткани из натуральных растительных волокон. Полотняное переплетение"
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD