детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Урок окружающего мира в 4-м классе по теме "Солнечная система: Земля и другие…"

Цели:

  • Сформировать знания о Солнечной системе, ее составе, о месте Земли в Солнечной системе.
  • Развивать абстрактное мышление, умение выделять главное в научно-популярном тексте, аргументировать свою точку зрения.
  • Воспитывать эстетические чувства и интерес к исследовательской работе.

Оборудование: фотографии планет Солнечной системы; таблицы: расстояния планет от Солнца, диаметров планет, количества спутников, температур на  поверхности планет; таблички-заголовки: Планеты-гиганты, Космические крошки, Планеты Земной группы; таблички-названия групп: Эксперты, Космонавты, ?сследователи, Наблюдатели; конверты с заданиями каждой группе, компьютер, магнитофон.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Введение в тему

Люди давно живут на Земле. Когда-то никто из них не умел читать и писать, тогда родители показывали детям звёзды и палочкой рисовали на песке узоры созвездий.
Звездное небо было первой Великой Книгой, которую люди учились читать и понимать. А потом, много лет спустя, появилась наука о звездах и других светилах, которая называется  астрономия в переводе с греческого языка означает астрон – звезда, номос – закон.
Наука развивалась и многие тайны Вселенной, которые она хранила разгаданы. Мы сегодня только прикоснемся к некоторым из них.

III. Сообщение темы урока

Учитель. Тема урока: Солнечная система: Земля и другие…  А кто это – другие? Какое место в Солнечной системе занимают они. Все это предстоит нам выяснить сегодня на уроке. Для этого мы отправляемся с вами в космическое путешествие группами. У каждой команды свое задание. Успешный результат будет зависеть от работы каждого из вас. К любому путешествию надо готовиться. С собой мы лишних предметов не берем. Нам необходимы: карандаш, умения сплоченно работать, быть внимательными и конечно же знания. Начнем с разминки. Кто помнит и  знает ответы на вопросы – говорит с места, а кто забыл, вспоминает.

IV. Разминка

  • Прибор для изучения Вселенной? (Телескоп)
  • Что ближе к Земле: Солнце или Луна?     ( Луна)
  • Луна – это …  (Спутник)
  • Путь движения планеты вокруг Солнца? (Орбита)
  • Как называется самая яркая ночная звезда? (Сириус)
  • По какой звезде можно ориентироваться ночью. (Полярная)
  • Самые горячие звезды по цвету? (Белые)
  • Какого цвета солнце? (Желтая)
  • Одежда для космонавтов. (Скафандр)
  • Газовая оболочка, окружающая  Землю. (Атмосфера)

– К путешествию готовы! Наступило время познакомить вас с заданиями

V. Задания группам

Учитель. Командиры получите задания и приступайте к работе. Желаю вам успехов!

1 группа. Космонавты

Задание. Расположите планеты по мере удаления их от Солнца.

(У детей: фотографии с названиями планет, план ответа, таблица расстояний планет от Солнца)

План ответа:

1. Сколько планет движутся,  как и Земля вокруг Солнца? ___________________________

2. В каком порядке?___________________________________________________________

Таблица 1

Название планеты

Расстояние от Солнца в млн. км.

Юпитер

777

Уран

2 869

Венера

108

Земля

150

Меркурий

58

Марс

227

Сатурн

1 426

Нептун

4 496

2 группа. ?сследователи

Задание. Прочитать описание всех планет Солнечной системы и выявить планеты похожие на Землю.

(У детей: фотографии  всех планет, план ответа, тексты-описания планет, табличка заголовок – Планеты земной группы)

План ответа:

?з восьми планет Солнечной системы есть планеты, которые похожи на Землю, другие – очень сильно от нее отличаются. Мы исследовали все планеты, сравнили с Землей и пришли к выводу, что есть планеты похожие на Землю:

1. Перечислите планеты______________________________________________________

2. Что общего у этих планет?

Размер (большой, небольшой)___________
– Твердая поверхность (да, нет)_________
– Атмосфера? (да, нет) _____________
– Спутники (да, нет)____________кроме___________________________
– Жизнь (да, нет)_________________

3. Как такие планеты называются? ___________________________

4. Тексты-описания планет.

Каждый ученик группы должен по описанию двух планет выбрать планету, похожую на Землю.

1. Самая близкая к Солнцу планета – Меркурий. По размерам он меньше Земли, у него твердая, каменная поверхность. На этой планете очень жарко днем, а ночью ужасный холод. На Меркурии слабая атмосфера. Спутников нет. Меркурий очень быстро движется вокруг Солнца в 3 раза быстрее,  чем Земля.

2. Пятая от Солнца планета – Юпитер. Это громадный шар, состоящий из жидкого водорода, самого легкого газа на свете, но его так много, что это самая тяжелая планета из всех.  Очень много спутников – 63. Юпитеру достается немного тепла от солнца, и поэтому там царит вечная зима.

3. Вторая от Солнца планета – Венера. Поверхность Венеры каменистая. У этой планеты есть плотная атмосфера, но она состоит из углекислого газа, которым ни люди, ни животные дышать не могут. На Венере невыносимая жара, приблизительно 500. Спутников нет. На небе эта планета видна как самая яркая звездочка голубоватого цвета. Очень красивая и привлекательная.

4. Уран расположен за Сатурном. Эта планета вращается лежа на боку. Поэтому к солнцу обращен то один его бок, то второй. Размер этой планеты гораздо больше Земли. ? она тоже состоит из газов, как ближайшие ее соседи. Удаленность от Солнца не позволяет нагреть эту планету. Спутников27.

5. Марс – четвертая планета. Он вдвое меньше Земли. Год на Марсе длится в два раза дольше земного. У Марса есть атмосфера, но состоит она в основном из углекислого газа. Ученым удалось установить, что твердая поверхность Марса покрыта оранжево-красной пылью, которая позволяет увидеть планету как красноватую звезду. Солнце греет хуже. Лето холоднее, чем на Земле, а зима суровее. На полюсах ледяные шапки. Бывают дни и ночи. Два спутника у Марса: Фобос (Страх) и Деймос (Ужас)

6. Шестая планета – огромный Сатурн. Он расположен далеко от Солнца, поэтому температура его очень низкая. Сатурн тоже газовая планета. Эта планета желтоватого цвета, ее окружают удивительные кольца, состоящие из ледяных глыб и камней, их видно в телескоп или сильный бинокль. Много спутников – 60.

7. Нептун – восьмая от Солнца планета Она кажется темно-голубой, потому что тоже состоит из газа, газа метана, который горит в наших газовых плитах. В телескопы астрономы замечают на Нептуне клочковатые белые облака. Вечная зима там царит. Спутников –13.

8. Самая близкая к Солнцу планета – Меркурий. По размерам он меньше Земли, у него твердая, каменная поверхность. На этой планете очень жарко днем, а ночью ужасный холод. На Меркурии слабая атмосфера. Спутников нет. Меркурий очень быстро движется вокруг Солнца в 3 раза быстрее,  чем Земля.

3 группа.  ?сследователи

Задание. Прочитать описание всех планет Солнечной системы и выявить планеты непохожие на Землю.

(У детей: фотографии планет, план ответа, тексты-описания планет, табличка заголовок – Планеты-гиганты)

План ответа:

Мы исследовали все планеты, сравнили с Землей и пришли к выводу, что есть планеты непохожие на Землю:

1. Перечислите планеты _________________________________

2. Что общего у этих планет?

Размер (большой, маленький) __________________
– Твердая поверхность (да, нет) _________ Они состоят из ___________________________
– Там царит (тепло, холод)  почему? ____________________________
– Планеты состоят из  _______________________________
– Спутники (много, мало) __________________
– Жизнь (да, нет)_________________

3. Как такие планеты называются? ______________________

4. Тексты-описания планет те же, что и у второй группы исследователей.

Каждый ученик группы должен по описанию двух планет выбрать планету, непохожую на Землю.

4 группа. Наблюдатели

Задание. Прочитать описание небесных тел и найти иллюстрацию к каждому описанию.

(У детей фотографии: комета, астероиды, метеоритные тела; тексты-описания небесных тел; табличка-заголовок – Космические крошки)

Тексты

1. Они маленькие, возникают, когда крохотные космические частички или камешки с большой скоростью врезаются в земную атмосферу, разогреваются в ней и вспыхивают на высоте около 100 км.  Некоторые падают на Землю, иногда оставляя след на поверхности Земли.

2. Многие эти космические тела по форме отличаются от шаров, они похожи на большие глыбы, мчащиеся вокруг Солнца. Они разместились двумя поясами:

1) между Марсом и Юпитером;
2) за планетой Нептун

3. Это не очень крупные объекты. Но, когда они находятся вблизи Солнца, их часто можно видеть с Земли невооруженным глазом. Обычно они      выглядят как маленькие, тускло светящиеся пятнышки. ?зредка появляются яркие объекты с длинными серебристым хвостом, прорезающим небо, словно прожектор. Давным-давно люди связывали появление этого объекта с войнами и стихийными бедствиями.

5 группа. Эксперты

Задание. Определите, какие планеты в Солнечной системе являются рекордсменами.

(У детей таблицы: диаметров планет,  расстояний планет от Солнца, температур на поверхности планет, количества спутников. Каждый ученик получает задание и выполняет его.)

1.

1. Самая далекая планета Солнечной системы? ________________
2. Самая ближайшая к Солнцу планета? ______________________
3.  Планета, сравнимая по размерам с Землей?_________________

Таблица 2

Название планеты

Диаметр планеты в км Расстояние от Солнца в млн. км.
1. Меркурий 4 880 58
2. Венера 12 100 108
3. Сатурн 116 000 1 426
4. Марс 6 800 227
5. Юпитер 140 000 777
6. Земля 12 742 150
7. Уран 50 800 2 869
8. Нептун 48 600 4 496

2.

1. Самая большая планета Солнечной системы________________
2. Самая маленькая планета?______________________________

Таблица 3

Название планеты

Диаметр планеты в км
1. Меркурий 4 880
2. Венера 12 100
3. Земля 12 742
4. Марс 6 800
5. Юпитер 140 000
6. Сатурн 116 000
7. Уран 50 800
8. Нептун 48 600

3.

1. Самая горячая планета
2. Самая холодная планета
3.У какой планеты больше всего спутников?

Таблица 4

Название планеты

Температура
на планете

Кол-во спутников

1. Меркурий + 430
2. Венера + 500
3. Земля + 30 1
4. Марс – 23 2
5. Юпитер – 160 63
6. Сатурн – 150 60
7. Уран – 220 27
8. Нептун – 210 13

4.

1. Самая медлительная планета________________
Подумайте, какой планете потребуется меньше всего времени для вращения вокруг Солнца. (Меркурий – 88 суток)
2. Самая быстрая планета______________________________________
Подумайте, какой планете потребуется больше времени для вращения вокруг Солнца? (Нептун – 165 лет)
3. Эта планета ни самая маленькая, ни самая большая, но у нее есть то, чего нет ни у одной планеты Солнечной системы? (Земля)

Дети оформляют свои ответы у доски.

VI. Физкультурная пауза

Учитель. Все группы справились с заданиями, а теперь давайте отдохнем. Встаньте, пожалуйста, и сделайте два вращения вокруг своей оси, как это делает наша Земля. (Дети вращаются против часовой стрелки. Если кто-то ошибся, учитель сообщает, что так вращается планета – Венера)

VII. Отчеты групп

VIII. Вывод

Учитель. Подводим итоги. Все справились с заданиями. Молодцы! Сегодня на уроке вы узнали, какие небесные тела входят в Солнечную систему.

Ответы детей. Солнечная Система – Солнце, Земля вместе с планетами и их спутниками, астероиды, кометы, метеорные тела.

Учитель. Единственная планета в Солнечной системе, на которой есть жизнь – это Земля, а мы ее жители! Наша Земля – третья от Солнца планета. На ней сложились благоприятные условия для жизни растений, животных и людей. Атмосфера, окутывающая Землю голубоватой дымкой, имеет пригодный для дыхания кислород и защищает Землю от перегрева, охлаждения и ударов небесных тел. Кроме этого, большую часть поверхности нашей планеты занимают водоемы. А вода необходима всем живым организмам.

От Солнца третья по счету планета,
Наша Земля меньше звезды.
Но ей хватает тепла и света,
Чистого воздуха и воды.
Жизнь на Земле – это разве не чудо?
Бабочки, птицы, жучок на цветке…
В самом далеком, глухом городке!

IX. Релаксация

Отдых под музыку Л. Бетховина «Лунная соната» (картинки «Земных просторов).

XII. Закрепление. ?гры

Учитель. Давайте поиграем.

1. Угадайте, какая из планет могла бы так сказать о себе.

  1. Я – самая горячая планета во Вселенной. Температура моей поверхности может достигать до +500  градусов. Названа женским именем. В Древнем Риме являлась богиней любви. (Венера)
  2. Я – ближайшая к Солнцу планета. Я получила свое название в честь римского вестника богов, бога торговли. Я вращаюсь очень быстро вокруг Солнца за 88 дней. (Меркурий)
  3. Я – очень стар, поэтому лежу на боку и очень мерзну. (Уран)

2. Послушайте стихи и узнайте по описанию, какая это планета.

Стихи:

(Юпитер) –  больше всех планет,
Но суши на планете нет.
Повсюду только водород
? лютый холод круглый год?

(Сатурн) – красивая планета
Желто-оранжевого цвета.
? кольцами камней и льда
Окружена она всегда.

Планета (Нептун) от Земли далеко,
Увидеть ее в телескоп нелегко.
От Солнца по счету планета восьмая,
Царит на ней вечно зима ледяная.

(Марс)таинственная планета.
Она по размерам чуть меньше Земли.
?з-за кроваво-красного цвета
Назвали планету в честь бога войны.

XI.  Рефлексия

Учитель. Отгадайте загадку:

Одним планетам в небе скучно,
? чтобы было веселей,
Блуждая по Вселенной целой,
Они нашли себе друзей.
Какие это друзья? (Спутники)

– Какой спутник у Земли? (Луна)

– Если вам понравилось космическое путешествие, покажите Луну рожками вверх, если нет – рожками вниз. (Дети показывают карточку Луны)

– Спасибо!

Учитель. Наука развивается. Люди многое узнали об огромной Вселенной, в которой мы живем, научились запускать искусственные спутники Земли и летать в космос. Направили космические ракеты на Луну и другие планеты, построили обсерватории, оснащенные современной техникой – все это для того, чтобы разгадать тайны Вселенной. Но еще многое предстоит понять и узнать, возможно, это делать придется Вам.

XII. Задание на дом

– Подготовьте рассказы о космонавтах-исследователях космоса. Урок окончен. Спасибо!



Поиск по всей базе материалов:

© Блог Димы Шпилера / Учебные материалы

Читать еще:

Новые материалы:

Применение модульной технологии на уроках истории на примере урока по теме "Русский национальный характер" :: Краеведческое образование дошкольников :: Развитие дискуссивных навыков старшеклассников на уроках французского языка :: Праздники и народные традиции Европы. Пасха :: Нахождение углеводородов в природе :: Ужин ( The Dinner ), 2017 :: Компьютерная техника/Аксессуары/Аксессуары и запчасти для ноутбуков/Подставки и столы/Мебель/Столы/Компьютерные столы/Угловые столы / МФ Мастер / Стол компьютерный Рикс-15 ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.

Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Детский оздоровительный лагерь: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный лагерь "Юность"

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Самостоятельная работа "Строение атома и атомного ядра". 9-й класс

В работе проверяются знания о строении атома и атомного ядра, умения работать с информацией, представленной в виде связного текста физического содержания, решать задачи на нахождение энергии связи и дефекта масс.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

?нформационные технологии как средства обучения русскому языку
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD