детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Урок внеклассного чтения "Делать чудеса своими руками" (по рассказу А.Грина "Алые паруса")

…когда душа таит зерно
Пламенного растения- чуда,
Сделай ему это чудо, если ты в состоянии…

А. Грин

Цель урока: помочь учащимся понять замысел писателя, уловить, в чём своеобразие гриновских творений, поверить в мечту, содействовать романтическому восприятию жизни, осмыслению того, что человек в порыве к счастью способен своими руками совершать чудеса, развитие чувства прекрасного в человеке.

Оборудование урока: рисунок “Алые паруса”, толковый словарь, набор открыток “А. С. Грин “Поэт мечты, романтики и моря”.

Словарь урока: феерия, романтическое произведение, человек-романтик.

Ход урока

1. Рассказ о Грине. ?ндивидуальное задание. Подготовила ученица.

2. Слово учителя.

Время идёт, книги Грина не забывают. В океане литературы не меркнет отблеск алых парусов. Послушайте, как волшебно, сказочно звучат слова: не знаю, сколько лет пройдёт, только в Каперне расцветёт одна сказка, памятная надолго. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнёт алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны.

Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу соберётся много народу, удивляясь и ахая. Корабль пройдёт величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывёт от него быстрая лодка. Зачем вы приехали? Кого вы ищете? - спросят люди на берегу. Тогда все увидят храброго красивого принца. Он будет стоять и протягивать к Ассоль руки. “Здравствуй, Ассоль! - скажет он. – Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в своё царство. Ты будешь там жить со мной в розовой глубокой долине. У тебя будет всё, что только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слёз и печали. Он посадит Ассоль в лодку, привезёт на корабль, и она уедет навсегда в блистательную страну, где всходит солнце и где звёзды спустятся с неба, чтобы поздравить её с приездом.

Учитель обращается к классу: убедились в том, что сказочно, волшебно звучат эти строчки? Однако эта феерия не волшебная сказка о неведомом мире, где таинственный принц принёс Золушке хрустальный башмачок. Это сказка о современной действительности. Чтобы убедиться в этом, обратимся к тексу произведения “Алые паруса”.

- Вспомните, как жила Ассоль, какие люди её окружали. Опишите город (деревушку), в котором жила Ассоль.

Ученик: Мрачные люди живут в этом городе, злых много, но есть и добрые (угольщик Лонгрен - отец девочки). Город, где не поют песен. Не любят людей.

Учитель: но это взрослая жизнь. А как относятся к Ассоль сверстники? Были ли у Ассоль верные друзья, подруги?

Что помогло девочке остаться доброй, мечтательной натурой?

Вы правильно подметили: отец.

Вспомним любимое занятие Ассоль.

А какое чувство возникло у Ассоль от яхты, сделанной Лонгеном?

Ученица. У Ассоль возникло чувство восхищения от яхты, сделанной Лонгреном. “Пламенный, весёлый цвет так ярко горел в её руке, как будто она держала огонь”.

Учитель. Маленький кораблик превратится в большой чудесный корабль! Ассоль так и засыпала на груди отца и снились ей чудесные сны. Немного пофантазируем. Опишите один из таких чудесных снов Ассоль. Что могла видеть девочка во сне?

Ученики делятся впечатлениями.

Давайте внимательнее приглядимся к героине. Найдите и прочитайте характеристику Ассоль, данную автором. Вспомните: чем отличается характеристика литературная от деловой? На что обращает особое внимание автор в описании девочки?

Встреча Ассоль с Эглем - известным собирателем песен, легенд, преданий, сказок. Какое влияние оказал этот человек на всю дальнейшую жизнь девочки?

Ученица. Он укрепил в сознании девочки веру в мечту, которая обязательно сбудется.

Учитель. Как он разговаривает с девочкой?

Ученица. “Мне хочется поговорить с тобой по душе”.

Учитель. Разговор по душам. Как важен этот разговор по душам для девочки.

Почему девочка поверила старику?

Рядом и одновременно далеко с этой милой девушкой живёт ещё один герой. Кто он? Расскажите о нём. Что объединяет этих героев?

Ученица. Этого героя зовут Грей. Он родился с живой душой, жил в своём мире, в этом мире возвышалась над всем фигура капитана. У него была своя мечта. Он жадно читал книги, за золотой дверью которых открывалось синее сияние океана.

Учитель. Представление о капитане, такой образ и такая истинная действительность заняли главное место в блистающем сознании Грея. Почему мечта Грея осуществилась, превратилась в действительность?

Ученик. Он очень хотел её осуществления.

Учитель. Прошло мало времени, и в порте Дубельт вечерняя звезда сверкнула над чёрной линией новой мечты. То был “Секрет” - новая мечта Грея.

Учитель. Что думают о своём капитане моряки?

Ученик. Не такой как все. Дельный! Загвозистый!

Учитель. Такие люди, как Ассоль и Грей должны были встретиться. Как же произошла их встреча? Расскажите.

Ученик читает из произведения отрывок.

Учитель. ? мечта Ассоль сбылась. Корабль её мечты скоро приплывёт к ней. А пока Грей занят подготовкой. Почему именно алый цвет выбирает Грей для парусов?

Ученики рассуждают.

Учитель. ? вот уже наяву видит девочка алые паруса. Какие чувства испытывает она в эти минуты?

Пусть не было Каперны, не было Грея и Ассоли, не было корабля с алыми парусами - всё это было и будет, пока на земле будут жить хорошие люди - романтики, умеющие так любить, так мечтать. Так верить в исполнение мечты. Грин уверял, что этот корабль рано или поздно приходит к каждому, кто умеет мечтать, кто всем сердцем, всем своим существом верит, что мечты не могут сбыться. Видите ли вы этот корабль? Если да, то вполне возможно, что на сей раз он идёт именно к вам, несёт на своих алых парусах исполнение вашей мечты.

Если же вы не видите, значит, вы не умеете мечтать, значит, вы скучный, серый человек. ? корабль с алыми парусами к вам никогда к вам не приплывёт.

Вот и подходит к концу наш разговор об этой удивительной книге, её замечательных героях. Я не хочу оценить его и ваши ответы математически, по пятибалльной системе. Пусть каждый поставит себе отметку сам! Оценка ваша пусть продемонстрирует то из трёх желаний, которое вы выберете:

1. материальное

2. для души

3. для других людей

Далее идёт обсуждение желаний.

Домашнее задание. Написать сочинение Мечта моей жизни.

Сочинительство всегда было моей профессией, а настоящей, внутренней жизнью

Являлся мир постепенно раскрываемой тайны воображения.

АЛЕКСАНДР ГР?Н.

А.Грин.



Поиск по всей базе материалов:

© Блог Димы Шпилера / Учебные материалы

Читать еще:

Новые материалы:

"Ключ" к немецкой грамматике :: Коллективные способы обучения на уроке литературы в 5-м классе при изучении темы "Поэма А.С. Пушкина "Руслан и Людмила" :: Урок литературы в 11-м классе по теме: "Нашедший подкову" (о жизни и творчестве Осипа Мандельштама) :: Урок-исследование по теме: "Построение графика квадратной функции, содержащей модуль" :: Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках математики. Урок обобщения и систематизации знаний "Решение тригонометрических уравнений" (10–11-й классы) :: Репродукция ( Replicas ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Столы и стулья / Ангстрем / Стол журнальный TRISTA Ангстрем ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Классный час "Права человека через призму русской народной сказки"
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD