детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.

"Вещественный состав и строение земной коры" (урок № 1 из темы "Литосфера" в 7-м классе средней школы)

Необходимые пояснения.

В 7 классе уроки темы «Литосфера и ее строение» несколько дублируют аналогичную тему в 6 классе. Материал этот сложный, поэтому объяснение его ведется с опорой на  знания, полученные в 5 и 6 классах, но на новом уровне. Ученикам  даются не готовые формулировки, но усвоение знаний методами анализа, аналогий и поиска. При объяснении материала задействовано много межпредметных связей: биологии, химии, физики. Есть элементы опережающего обучения. Например, понятие «щит», приуроченность полезных ископаемых к определенным формам рельефа и т.д.  

Планирование уроков темы 1 «Литосфера и ее строение»

1 урок – Вещественный состав и строение земной коры
2 урок - Дрейф материков и эволюция земной коры.
3 урок – Теория литосферных плит и ее практическое значение. Рельеф Земли.

Обобщающее повторение в форме  игры   «Географическое лото».

Дополнительный урок (по возможности) – «Камни-самоцветы» дается после 1 урока или после 3 урока совместно с учителем химии и требует обязательной красочно оформленной выставки.

Урок "Вещественный состав и строение земной коры"

Цель урока-  сформировать представление об эволюции оболочек Земли и возникновении в процессе эволюции земной коры различного типа и состава.

Оборудование:

  1. Коллекция минералов и горных пород.
  2.  Демонстрационная таблица или слайд «Образование Солнечной системы»
  3. Демонстрационные рисунки или слайды «Строение материковой и океанической земной коры».
  4. Демонстрационная таблица или слайд «Классификация полезных ископаемых».

Ход урока.

1. Повторение пройденного.

Знания о  строении нашей планеты и  ее оболочках  невозможно получить без правильных представлений и Вселенной.  Наша планета Земля – одна из планет Солнечной системы, расположенной во Вселенной. Вспомним  материал из курса природоведения 5 класса  и  физической географии 6 класса.

- Что такое Вселенная?

(Это огромное и бесконечное пространство, которое нас окружает)

- Что мы называет Галактикой?

(Это звездная система, часть Вселенной)

- Как называется наша Галактика?

(Млечный путь)

- За что она получила такое название?

(На небе можно разглядеть широкую светящуюся полосу неправильной формы, вид которой напоминал древним людям пролитое молоко)

- Сколько звезд расположено в нашей Галактике.

(100 миллионов звезд разных размеров и яркости)

- Назовите ближайшую к нам звезду.

(Солнце)

- Что называется Солнечной системой?

(Солнце с вращающимися вокруг него планетами)

- Чем отличаются планеты от звезд?

(Светят отраженным светом)

- Как можно охарактеризовать положение нашей планеты в Солнечной системе?

(Это третья от Солнца планета,  расположенная на расстоянии 149 млн. 600 тыс. километров.)

- Сколько лет существует Земля как космическое тело?

(Приблизительно 4,5 млрд. лет)

- Сколько лет назад сформировалась твердая поверхность планеты?

(Примерно 2 млрд. лет назад)

2. Объяснение нового материала.   

  • . Существует много гипотез о происхождении планет. Современные представления таковы. Солнечная система образовалась из холодного газово-пылевого облака, имеющего форму диска.   При  вращении облака  его  частицы слипались, сгущались и превращались в более крупные тела.  Облако уплотнялось. Вместо беспорядочного движения его содержимое  начало  медленное вращение.  В центе облака оформилось в округлое тело основная его масса, из которого вспыхнуло Солнце, вокруг сформировалась Земля и другие планеты. Планеты образовались примерно 5 млрд. лет назад. Наша Земля – первоначально холодная разогревалась изнутри, где сильнее было давление и трение. При повышении температуры в глубине Земли образовался расплав ее вещества.
    Тяжелые вещества  расплава скопились в центре, образовав ядро, а легкие – стремились к поверхности. Такое перераспределение вещества вызвало образование оболочек Земли.
    В результате длительных процессов изменения вещества Земли, она, из звездной стадии переходит в планетарную.  ?менно появление земной коры означает начало нового этапа развития Земли – его называют геологическим этапом. На этом этапе образуются горные породы и минералы. Они, как  и все, что нас окружает, состоят из мельчайших частиц, о существовании которых  догадались еще в Древней Греции.
  • Чтобы хорошо это представить, нам предстоит опять вернуться к тому, что мы проходили в 5 и 6 классах.

- ?з чего состоят все тела  и вещества природы?

(?з атомов и молекул)

- Как устроен атом?

(Атом состоит из положительно заряженного ядра и вращающихся вокруг ядра отрицательно заряженных электронов.)

- Чем отличаются атомы друг от друга?

(Массой ядра и количеством электронов)

- Как называется определенный вид атомов?

(Химическим элементом)

- Для чего атомы объединяются в молекулы?

(Для большей устойчивости)

- Как называется соединение разных химических элементов?

(Минералом)

- Какие бывают минералы?

(Аморфные и кристаллические.  Аморфных или бесформенных  минералов очень мало.)

  • ?ногда  кристаллы в земной коре вырастают крупные и красивые. У нас еще будет возможность поговорить об этих уникальных образованиях. Чаще же  при разглядывании камней мы видим в общей массе отдельные мелкие «зернышки», отличающиеся по цвету, блеску, шероховатости и т. д.  Это отдельные минералы образуют горные породы.  ?так, отличие минералов от горных пород в том, что минералы – это однородные по составу и строению части горных пород, а горные породы – чаще всего неоднородны и состоят из различных минералов.

Породы, слагающие земную кору, имеют разный возраст. Самые  древние -3,7 – 3,8 млрд. лет - были обнаружены в Антарктиде. 
Первичная земная кора была очень тонкой. ?з расплавов под земной корой изливалась магма, вырывались газы и водяной пар. Формировалась атмосфера. Когда температура на поверхности Земли опустилась ниже  100 градусов, начали выпадать первые дожди.

  • Рассмотрим схему 1 на стр. 9 «Классификация горных пород».

- Как вы думаете, образование каких горных пород происходило в начале геологической стадии развития Земли?

(Магматических)

Действительно, из верхней части мантии происходило образование базальтового слоя земной коры. Схема №1 напоминает вам, что магматические породы делятся на глубинные и излившиеся.
- К какому типу магматических пород относятся базальты?

(?злившихся)  

  • Давайте рассмотрим образцы базальта. Они имеют темный цвет и однообразную структуру. ?злившиеся базальты застывали быстро. Газ и водяной пар из них выделились, остались железо и магний, поэтому они тяжелые. Базальтовый слой составил основание земной коры, ее первый этаж.
  • Если же магма прорывала образовавшуюся земную кору и остывала в глубинах Земли, то  остывание  происходило по-другому: путем  перераспределения вещества. Молекулы успевали «устроиться»  рядом с себе подобными  - появлялись минералы в виде  кристаллов. Образовавшаяся порода в таком случае однородной выглядеть уже не будет.  
  • Сейчас я покажу вам одну из самых распространенных  кристаллических горных пород.

- Вспомните, как называется горная порода, название которой переводится как «зернистая».

(Гранит)

- К какому типу  магматических горных пород можно отнести гранит?

(Глубинные)

Граниты, поднявшиеся из глубины, могли образовывать поднятия в виде куполов. Одно из таких поднятий мы с вами найдем при изучении Австралии. Это очень красивая гора – Айерс Рок. При разрушении магматических горных пород образовались осадочные.  При изменении под действием температуры, давления и горячих растворов магмы магматические и осадочные породы превращались в метаморфические – измененные.

  • - С помощью схемы 1 на стр. 9  вспомните и назовите  группы осадочных пород земной коры.

(Обломочные, глинистые, органические, химические)

- Назовите  метаморфические горные породы, которые я вам продемонстрирую, и скажите, из каких пород они образовались.

(Гнейс – из гранита, мрамор – из известняка.)

  • Уже на ранней стадии формирования земной коры наметилось ее различие в материковой и океанической  части. Материковая и океаническая земная кора образовались из одного и того же вещества мантии, а различия между ними образовались в результате из-за разности в их выплавлении.

Вода, образовавшаяся в результате обращения пара в жидкость, скапливалась там, где земная кора  образовывала впадины и была тоньше. Наиболее устойчивые участки коры, состоящие из магматических и метаморфических горных пород, сцементированные внедряющейся магмой, образовывали ядра будущих материков.

  • Рассмотрим рис. 1 на стр. 10 и ответим на вопросы поставленной перед нами географической задачи:

- Определите различия в количестве слоев земной коры материков и океанов.

(Земная кора материков – базальтовый слой, гранитный слой, осадочный слой. Земная кора океанов – базальтовый слой, осадочный слой).

- Как отличается толщина земной коры материков и океанов?

(Земная кора материков толще океанической)

- Назовите толщину материковой и океанической земной коры, пользуясь информацией на стр. 8 учебника.

(5- 10 км в океанах и от 30 до 80 км на материках)

- Глядя на рисунок 1 стр. 10, объясните, что называется земной корой и что – литосферой.

(Земная кора – верхняя твердая оболочка Земли. Литосфера – оболочка Земли, включающая в себя земную кору и часть верхней мантии).

  • Границей между земной корой и мантией служит  раздел Мохо.Он назван  по  имени хорватского ученого – сейсмолога  Мохоровичича, который его открыл. 

Верхнюю часть мантии объединяют вместе с земной корой, потому что она обладает свойствами твердого тела. Раздел между верхней и нижней мантией происходит по слою, названному астеносферой. Это частично расплавленное и потому менее плотное вещество, по которому происходит скольжение верхнего твердого вещества. Она – основной источник магмы.
Астеносфера расположена  на глубине 100-250 км под материками и 50-100 км под океанами.
В земной коре обоих типов происходило образование полезных ископаемых – образований, которые человек использует в хозяйственной деятельности. Полезные ископаемые можно разделить как горные породы – по происхождению:  на магматические, осадочные и метаморфические. Можно разделить их по принципу использования человеком.

  • Рассмотрите классификацию на схеме 2 стр. 9.

- Приведите примеры горных пород каждой группы.

(Топливные – нефть, газ, уголь.
Строительные – песок, глина, гранит, базальт.
Рудные – соединения железа, алюминия, меди и др. с неметаллами
Химическое сырье – соли, апатиты, фосфориты).

К полезным ископаемым относят как некоторые  горные породы, так и минералы.
- Как вы думаете, что из перечисленного чаще встречается в недрах земли?

(Горные породы)

Действительно,  в природе, где происходит круговорот вещества и энергии,  взаимодействие и взаимопроникновение молекул и атомов, минералы  встретить труднее.  Особенно ценятся минералы, которые образовали крупные кристаллы. Некоторые кристаллы очень красивы. Бывают красивы и сочетания кристаллов в горных породах, выглядящие в виде различных  линий и расцветок. Такие горные породы и минералы образуют особую группу полезных ископаемых – поделочные и драгоценные камни. 

3. Закрепление  пройденного.

  • Расположите перечисленные процессы в нужной последовательности.

Образование газового облака во Вселенной,  разогрев недр в результате сближения частиц и нарастании сил трения, появление базальтовых пород, образование ядра планеты, вращение и сгущение газового облака, образование сгустков будущих планет и Солнца в центре облака, появление гранитов,  формирование мантии и первичной тонкой земной коры,  появление осадочных пород.  

(Образование газового облака во Вселенной,  вращение и сгущение газового облака, образование сгустков будущих планет и Солнца в центре облака,   разогрев недр в результате сближения частиц и нарастании сил трения,  образование ядра планеты, формирование мантии и первичной тонкой земной коры,  появление базальтовых пород, появление гранитов, появление осадочных пород).

  • Где и почему  следует искать осадочные полезные ископаемые – на возвышенностях или в понижениях? Поясните ответ.

(Осадочные породы накапливались в понижениях, поэтому  в месте древних прогибов следует искать осадочные полезные ископаемые)

  • Правда ли то, что магматические полезные ископаемые есть в любом месте, только не везде их можно достать? Поясните ответ.

(Так как магматический слой земной коры есть в любом месте, то теоретически, везде есть магматические полезные ископаемые. Только «добраться»  к ним   через  многокилометровый слой осадков трудно.  Надо искать места неглубоко залегания)

  • Может ли одно и то же полезное ископаемое  находиться  как в форме минерала, так и в составе горной породы?

(Конечно. Например кварц входит в состав как  горной породы – гранита, так может быть в виде минералов. Красивые и прозрачные кристаллы кварца называют горным хрусталем).

  • Может ли минерал быть искусственным?

(Если минерал – это соединение разных химических элементов, то такое соединение можно создать искусственным путем.  Первый искусственно созданный кристалл назвали фианитом.   Сейчас научились выращивать разные кристаллы.  Например, большинство рубинов в современных украшениях выращены искусственно).

4. Домашнее задание:

  1. Выписать в тетрадь определения:
    • минерал
    • горная порода
    • земная кора
    • литосфера
    • географическая оболочка

При желании сделать пояснительные  рисунки к  выписанным определениям.

  1. Узнать название ювелирных и поделочных  камней, которые хранятся дома у вас или у ваших знакомых. Расспросить, что им известно о свойствах камней, которые они надевают в виде украшений.

Презентация

5. Литература.

    1. Герасимова Т. П. «Общая география. Учебник для 10 класса». С-Пб. «Спец. Лит». 2001
    2. Детская энциклопедия. Земля. М. «Педагогика». 1971
    3. Крылова О. В. «Материки и океаны. Учебник для 7 класса». М. «Просвещение». 2002.
    4. Кондратьев Б. А. Метревели П. М. «Уроки географии». М. «Просвещение» 1985
    5. Музафаров В. Г. «Основы геологии». М. «Просвещение». 1982
    6. Сухов П. В. «География. Учебник для 8 класса» М. «Просвещение». 1991.
    7. Ушаков С. А., Ясаманов Н. А. «Дрейф материков и климаты Земли». М. «Мысль». 1984


    Поиск по всей базе материалов:

    © Блог Димы Шпилера / Учебные материалы

Читать еще:

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

02.11.17: «Стрепсилс» изымают из аптек: почему и что это для нас значит? (Спойлер: да, в общем-то, ничего)

30.10.17: Подробности об эпидемии пневмонии-2017

25.10.17: Что такое "внебольничная пневмония" 2017 года?

22.10.17: Особенности гриппа "Мичиган" (штамм сезона 2017-2018 гг.)

09.09.17: Чемпионский титул или смартфон? Выбор для подростка

26.08.17: Букеты из чая, кофе и конфет


11.08.17: Готовимся к 1 сентября: Модные букеты 2017

16.07.17: До какого возраста и на каком сиденье необходимо автокресло ребенку. Изменения в ПДД с июля 2017

09.07.17: Влияют ли позы партнеров на вероятность успешной беременности и если да, то как.

02.07.17: Режутся зубки у ребенка: чем снимать боль



Подписаться на новые статьи:





RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Урок-зачет по русскому языку. Тема "?мя прилагательное", 4-й класс
контакты
Рейтинг@Mail.ru