детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.

Урок мужества и доброты по рассказу В.Распутина "Уроки французского" в 6-м классе

Цели:

  • раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В.Распутина.,
  • формировать умение анализировать художественное произведение, развивать коммуникативные навыки и сценические умения учащихся.,
  • продолжить работу по развитию культуры речи учащихся.,
  • продолжить работу в микрогруппах: воспитывать умение распределять роли, представлять точку зрения писателя и собственные суждения, способствовать воспитанию этических норм взаимоотношений учащихся.

Тип урока: обобщающий.

Методы:

  1. Cловесный (слово учителя, сообщения детей, творческая беседа по содержанию повести, дискуссия);
  2. Наглядный (портрет писателя, выставка произведений, рисунки детей, инсценирование, карточки с заданиями);
  3. Активная методика распределения заданий.

Ход урока

Слово учителя. Сегодня на уроке попробуем раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В.Распутина в рассказе “Уроки французского”, выявить авторскую позицию и ваши точки зрения, продолжим учиться

анализировать художественное произведение и работать над культурой речи. Вам будет предложено поработать “искусствоведами”, “биографами”, “артистами”. Для этого вы распределились по микрогруппам и получили свои задания. Каждая группа имеет свою эмблему: библиографы – перо гусиное с чернильницей, искусствоведы – эмблему с изображением раскрытой книги, артисты – эмблему, изображающую лиру и скрипичный ключ.

- Давайте вспомним значение слов “этика”, “нравственность”, “милосердие”, “гуманность”.
- На примере каких произведений мы с вами уже рассматривали этику взаимоотношений подростков?

Ребята называют произведения В.Железнякова “Чучело”, “Чудак из 6 “б” и т.д.

Творчество В.Распутина неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным , бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый, внутренний мир героев, авторские размышления о жизни, о человеке, о природе не только помогают нам обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты, но и предупреждают: жизнь человека и природы хрупка, нужно ее беречь. Вот такие задатки мужества, добра и красоты мы постараемся сегодня обнаружить не только в герое повести В.Распутина, но и в себе. Поэтому эпиграфом к нашему уроку мы возьмем высказывание Л.Н.Толстого.

(Зачитывается эпиграф, записанный на доске. Он выражает суть урока.)

“Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях”.

- Первыми начинают работу ребята из группы библиографов (они подобрали краткие сообщения о творчестве В.Распутина).

В.Г.Распутин родился 15 марта 1937 года в селе Усть – Уда ?ркутской области. Трудное детство было у писателя, совпавшее с годами Великой Отечественной войны и тяжелыми послевоенными годами. Окончив в 1959 году филологическое отделение ?ркутского университета, он несколько лет работал в молодежных газетах ?ркутска и Красноярска, много ездил по стройкам, часто бывал в селах. Первый рассказ “Я забыл спросить у Лешки” написан в 1961 году и помещен в альманах “Ангара”.

В 1965 году в Чите на совещании молодых писателей Сибири и Дальнего Востока рассказы Распутина получили высокую оценку и были выпущены отдельной книгой в Красноярске под названием “Человек с этого света”. Первый большой успех писателю принесла повесть “Деньги для Марии” (1967). Широкое общественное признание получили и другие произведения Распутина: повести “Последний срок”, “Живи и помни”, “Прощание с Матерой”. За повесть “Живи и помни” (1974) удостоен Государственной премии СССР (1977).

В 1973 году написал повесть “Уроки французского”. В своих произведениях писатель исследует духовный мир современника. Его героям присущи деятельная доброта, совестливость, чувство ответственности за все, что происходит в мире. По словам писателя, “ есть такие понятия, как духовная память и духовный опыт человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста. Это то главное и как бы высшее, дающее нам нравственное направление наперед”.

Мы знаем, что рассказ “Уроки французского” автобиографичен, т.е автор изложил здесь свою биографию. О трудном послевоенном детстве автора и его героя мы узнаем с первых страниц книги. Не было в России такого дома, куда бы ни постучалась война. Сколько вдов, детей-сирот осталось после войны. Голод, разруха, нищета, беспризорничество…

Послушайте пересказ данного эпизода.

Теперь слово искусствоведам. Вам было предложено провести экскурсию на тему: “Дети и война” по рисункам, подготовленным вашей микрогруппой. ?так, защита рисунков.

“Артистам” нужно было поставить одну из сцен по повести “Уроки французского”. Представить, что ваша группа в составе фронтовой бригады художественной самодеятельности приезжает на фронт, через несколько минут бойцам идти в бой, требуется номер художественной самодеятельности или ваше напутственное слово.

(На стендах заранее оформлена выставка рисунков учащихся “Дети войны” по теме “Великая Отечественная война”).

Группа искусствоведов дает название рисунков, объясняет, почему избран данный сюжет в том или ином рисунке, что послужило основой для создания рисунка, что хотели изобразить своим рисунком юные художники, какие краски, тона, цвета использовались в работе, что наиболее удалось, какие чувства вызывают данные работы. Группа определяет лучшие рисунки.

После защиты рисунков выступают “артисты” (инсценирование). “Фронтовая бригада” читает стихотворение К.Симонова и исполняет военную песню. По окончании выступления “режиссер” подводит итоги, отмечает, насколько успешно выступали артисты.

Мы сейчас посмотрели, прослушали работы разных творческих групп. Вы постарались воссоздать фон времени Великой Отечественной войны, а также послевоенного времени.

Это позволит нам вспомнить содержание рассказа. (В беседе участвует весь класс).

  • О чем повествует произведение “Уроки французского”?
  • Что привлекает вас в мальчике? В его характере? В каких эпизодах эти черты характера проявляются?
  • Как жилось мальчику в родительском доме и у знакомых?
  • Как характеризует мальчика фрагмент с пропажей продуктов?
  • Охарактеризуйте игроков в “чику“ ? (Вадик, Птаха, Тишкин).

Обсудив данные вопросы, используя активную методику распределения ролей, учащиеся продолжают работать в группах, каждая из которых получает карточку “твое поведение в сложившейся ситуации”.

В работе микрогрупп используется активная методика распределения заданий. Детям предлагаются задания с различными ситуациями. В ответах учащиеся выражают собственные точки зрения. Ребята нацеливаются на глубокий, связный ответ, умение обобщать, делать выводы.

  1. Выходя из школы, ты заметил, как несколько старшеклассников вымогают деньги или избивают твоего товарища, какие действия ты предпримешь?
  2. Придя в школу, ты заметил, что у соседа по парте плохое настроение. Твои действия.
  3. Сформулируйте ситуацию из этики взаимоотношений подростков и предложите решить ее классу.
  4. Почему Вадик и Птаха избивают мальчика? Как ведет себя герой во время избиения?
  5. Как вы объясните “непедагогический поступок”Лидии Михайловны?
  6. Какие нравственные уроки преподает своему ученику Лидия Михайловна?

Ребята предлагают свои ответы, дополняют друг друга, обобщают высказывания. Все вместе делаем выводы по теме урока.

- Я пришел к выводу, что молодая учительница привлекает к себе голодного и упрямого мальчика, играя с ним в “пристенок” или “замеряшки”. Лидия Михайловна решилась на это, т.к. ее ученик, прежде упрямо не бравший ничего, теперь принимал от нее деньги, т.к. это был “честный” выигрыш, и опять бегал на базар покупать молоко.

- Писатель рассказывает о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки.

- Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души. Приобщаясь к нелегкой судьбе мальчика, мы сопереживаем вместе с ним, размышляем о добре и зле, испытываем “чувства добрые”.

?тоги урока.

Домашнее задание(по группам):

1 – напишите сообщение в школьную газету “Где проходит грань между мужеством и предательством, добром и подлостью”;
2 – напишите сообщение “Советую прочитать “Уроки французского”;
3 – запишите в тетрадь те нравственные уроки, которые вы вынесли из “Уроков французского”.



Поиск по всей базе материалов:

© Блог Димы Шпилера / Учебные материалы

Читать еще:

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

02.11.17: «Стрепсилс» изымают из аптек: почему и что это для нас значит? (Спойлер: да, в общем-то, ничего)

30.10.17: Подробности об эпидемии пневмонии-2017

25.10.17: Что такое "внебольничная пневмония" 2017 года?

22.10.17: Особенности гриппа "Мичиган" (штамм сезона 2017-2018 гг.)

09.09.17: Чемпионский титул или смартфон? Выбор для подростка

26.08.17: Букеты из чая, кофе и конфет

11.08.17: Готовимся к 1 сентября: Модные букеты 2017

16.07.17: До какого возраста и на каком сиденье необходимо автокресло ребенку. Изменения в ПДД с июля 2017

09.07.17: Влияют ли позы партнеров на вероятность успешной беременности и если да, то как.

02.07.17: Режутся зубки у ребенка: чем снимать боль



Подписаться на новые статьи:



RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Урок информатики в 9-м классе по теме "Массивы"
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru