детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.

Организация индивидуальной работы с детьми при подготовке к школе

Проблема адаптации детей к школе уже давно стала значимой не только для ученых, педагогов и родителей, она стала социально значимой для страны в целом. Многие связывают слабую эффективность начальной школы с низкой готовностью дошкольников к обучению, с низким уровнем их здоровья и умственного развития. Проблема так остра, что на повестке дня стоит, на первый взгляд, парадоксальная, а по сложившейся ситуации необходимая задача создания системы образования дошкольников.

Всем понятно, что нужна продуманная программа действий, обеспечивающая подготовку детей к школе, организацию и содержание перехода их в первый класс.

Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением места ребёнка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. Для ребёнка учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознаётся и переживается ребёнком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет справляться маленький школьник со своими школьными обязанностями, успех или неуспех в учебных делах имеет для него острую аффективную окраску. Следовательно, вопросы школьного обучения – это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребёнка, но и формирования его личности.

В связи с этим остро стоит проблема подготовки ребёнка к школьному обучению. Длительное время считалось, что критерием готовности к обучению является уровень умственного развития. Однако готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. Готовность к школьному обучению представляет собой, прежде всего, умение обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.

Различия в функциональном и психическом развитии детей, поступающих в школу, велики, поэтому наиболее реальными и эффективными могут быть только индивидуальные программы подготовки.

Таким образом, перед нами остро обозначилась проблема организации работы с детьми по подготовке их к обучению в школе через разработку индивидуальных адаптационных программ.

Целью организации занятий стало - разработать и практически проверить эффективность индивидуальных адаптационных программ, направленных на подготовку детей к школе.

В соответствие с поставленной целью предстояло решить задачи:

  1. Выявить значение возрастных особенностей функционального и психического развития детей, поступающих в школу.

  2. ?зучить факторы риска в развитии детей 6-7 лет (индивидуальные особенности развития).

  3. Разработать и апробировать индивидуальные адаптационные программы, как средства подготовки к школе и оптимизации психолого-педагогической адаптации будущих первоклассников.

  4. Определить эффективность разработанной системы психолого-педагогической подготовки будущих первоклассников.

I. Организация индивидуальной работы с детьми при подготовке к школе.

Ежегодно в Конзаводской средней общеобразовательной школе имени В.К. Блюхера организуются занятия в «Школе развития» для детей, не посещающих ДОУ и имеющих низкую готовность к обучению и проблемы в индивидуальном развитии. «Школа развития» представляет собой дошкольную ступень образовательного процесса с приоритетным осуществлением интеллектуального развития обучающихся, которое смогло бы обеспечить ребенку нормальную адаптацию в школе.

Проведенное в начале учебного года психодиагностическое исследование показало у всех детей недостаточное развитие основных компонентов организации деятельности: понимание инструкции и умение действовать по инструкции, планировать свою работу, вносить коррекцию по ходу деятельности, работать внимательно.

Результаты первичной диагностики

Название методик

Графический диктант

Фигуро - фоновое различие

Тест «Дорисуй фигуру»

Методика «Образец и правило»

Шифровка Векслера

Уровни

Высокий

15%

25%

10%

10%

35%

Средний

20%

25%

15%

20%

15%

Низкий

65%

50%

75%

70%

50%

Как показывает практика, несформированность механизмов организации деятельности ведет к возникновению комплекса специфических и неспецифических трудностей в обучении, является самостоятельной причиной школьных проблем или сопровождает несформированность других школьно-значимых функций. Например, нередки случаи, когда у ребенка выявляются дефекты зрительно-моторных координации, зрительно-пространственного восприятия, а реальной их основой являются нарушения организации деятельности.

?ндивидуальная работа по подготовке к школе должна быть направлена на комплексное развитие ребенка и формирование школьно-значимых функций.

Для этого нами была разработана и апробирована система развития школьно-значимых функций и подготовки детей к обучению в школе. Система включает набор заданий разной направленности и сложности, что позволяет работать с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Основу организации такой работы определяют следующие принципы:

  • Системность. Развитие ребенка – процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию. Необходима системная работа по развитию ребенка.

  • Комплексность (взаимодополняемость). Развитие ребенка – комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции (например, речи) определяет и дополняет развитие других функций.

  • Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. ?ндивидуальная программа подготовки к школе может и должна строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом факторов риска.

  • Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребенку в процессе занятий, способствует оптимизации занятий и повышению эффективности и дает опору на функции, не имеющие недостатков при одновременном «подтягивании» дефицитарных (отстающих) функций.

  • Постепенность (пошаговость) и систематичность в освоении и формировании школьно-значимых функций, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.

  • ?ндивидуализация темпа работы – переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.

  • Повторность (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции.

II. Разработка индивидуальных адаптационных программ.

Для создания и разработки индивидуальных программ педагог должен хорошо знать ребенка, его функциональные возможности и возрастные особенности, его адаптивные ресурсы, ограничения, которые связаны со здоровьем, спецификой раннего развития, и многое другое. Кроме того, педагогу необходимо уметь выделить факторы риска в развитии отдельного ребенка и на их основе разработать оптимальную систему подготовки.

Такая система должна быть многоплановой, а занятия с ребенком – ступеньками к школе, а не обучением его письму, чтению, математике. От того, как будут выстроены эти ступеньки, во многом зависят успешность последующей адаптации, эффективность обучения.

В разработке индивидуальных программ развития и индивидуальной работе с каждым ребенком по подготовке к школе помогли тетради для занятий с детьми «Ступеньки к школе», которые подготовлены специалистами ?нститута возрастной физиологии РАО М.М. Безруких, Т.А. Филипповой.

Комплект состоит из 12 рабочих тетрадей, каждая их которых имеет свое назначение и позволяет работать с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Формой организации индивидуальной работы стали занятия 1 раз в неделю (по субботам) в школе. Занятия проходят в малых группах, что позволяет вести дифференцированную и индивидуальную работу с каждым ребенком.

Занятия проводятся в первой половине дня с соблюдением всех санитарно-гигиенических требований к условиям обучения.

В течение дня бывает не больше трех - четырех занятий, каждое продолжительностью до 30 минут, с перерывами по 10 минут.

Занятия представляют собой систему не механической тренировки, а систему осознанной, творческой работы ребенка (даже в самых простых заданиях) под руководством и при помощи взрослого. Такую систему мы назвали индивидуальной адаптивной программой подготовки к школе.

Для разработки индивидуальной адаптивной программы необходимо было выделить факторы риска в развитии ребенка. В трудных случаях обращались за консультацией и помощью к врачу педиатру, психоневрологу, логопеду, психологу.

Можно выделить четыре этапа в составлении индивидуальной адаптивной программы.

I этап – диагностика функционального развития и выделение факторов риска.

По результатам обследования выделяются:

Неспецифические факторы риска, связанные с соматической ослабленностью из-за хронических или частых и длительных заболеваний либо с нарушениями психического здоровья (гиперактивность, синдром дефицита внимания, комплекс неврозоподобных расстройств – нарушение сна, тики, страхи и т. п.).

Неспецифические факторы риска, как правило, лежат в основе нарушения организации деятельности.

Специфические факторы риска, связанные с несформированностью познавательных (школьно-значимых) функций, таких как речевое развитие, моторное развитие, зрительное и зрительно - пространственное восприятие.

Компенсация специфических факторов риска возможна при систематических целенаправленных занятиях (этой цели и служит индивидуальная адаптивная программа подготовки к школе).

II этап – четкое определение целей и задач индивидуальной программы.

III этап – составление индивидуального плана работы.

IV этап – разработка планов каждого занятия, выбор адекватных форм и методов работы (с учетом особенностей ребенка).

Мы выделили организацию занятий индивидуально и в группах, можем использовать кольцевой принцип работы. Педагог вправе сокращать периоды работы, изменять последовательность.

В структуре каждого занятия включены творческие, поисковые задания. Основная цель учебного занятия не только достижение определенного результата, но и овладение способом (алгоритмом) действия. В ходе занятий постепенно формируется умение произвольно регулировать свою деятельность.

III. Результаты исследования первоклассников.

При поступлении детей в школу психологом и логопедом школы проводится диагностика будущих первоклассников. Для детей, занимающихся в «Школе развития» это повторная диагностика и проводится она как групповая. Как показывают результаты психологического исследования, все дети имеют оптимальный и достаточный уровень подготовки к школьному обучению. Дети, посещающие ДОУ, не все имеют достаточный уровень подготовки к обучению в школе.

Результаты повторной диагностики

Методики

Шифровка Векслера

(работоспособность)

ЗДК

(зрительная - двигательная координация)

«Бусы»

(внимание)

«Ёлочка»

(память)

Тест Н. Оттиса и Р. Леннона

(мышление)

Уровни

Высокий

80%

75%

85%

60%

65%

Средний

20%

20%

15%

40%

25%

Низкий

-

5%

-

-

10%

Начало обучения первоклассников в школе происходит при психологическом сопровождении – первичная адаптация ребенка в школе. Длится этот период ориентировочно первое полугодие.

Результаты школьной адаптации

Обследовано 52 учащихся.

Категории

Контингент учащихся

?тог

Дети, посещающие ДОУ

Дети, не посещающие ДОУ

тяжелая адаптация

4 (10,2%)

  4(7,7%)
в пределах нормы

(условная)

8 (20,5%)

2 (15,3%)

10 (19,2)

хорошая адаптация

14 (35,9%)

3 (23,1%)

17 (32,7%)

благополучная

13 (33,4%)

8 (61,6%)

21 (40,4%)

К первой категории относятся дети с явными признаками дезадаптации. Они нуждаются в особом внимании со стороны учителей и родителей.

Категория детей «в пределах нормы» имеет не совсем определенный характер. Эти дети по своему уровню могут находиться как на более низком, так и на более высоком уровне. Это будет зависть от совокупности и сложности, возникающих в ходе адаптации проблем у каждого конкретного ребенка. В основном, это проблемы, касающиеся тревожности, плохой успеваемости, низкой мотивации с преобладанием игрового мотива, низкого уровня эмоционально-волевой сферы, несформированности позиции школьника.

Категория «хорошая адаптация» включает в себя детей, которые имеют высокую мотивацию, нормальное психофизиологическое состояние, хорошие предпосылки для благополучного завершения адаптации. Однако эти дети используют некоторые частные проблемы, касающиеся в основном, общения со сверстниками, эмоциональной незащищенности и недостаточной сформированности позиции школьника.

У детей, попадающих под категорию «благополучная адаптация», ее можно считать завершившейся.

Для детей с проблемами в адаптации проводились коррекционно-развивающие занятия психологической службой школы во втором полугодии.

Таким образом, организация работы с детьми по подготовке их к обучению в школе через разработку индивидуальных адаптационных программ эффективна и имеет практическую значимость: материал может быть полезен учителям начальных классов, воспитателям дошкольных учреждений, педагогам-психологам.

Приложение 1.

Приложение 2.



Поиск по всей базе материалов:

© Блог Димы Шпилера / Учебные материалы

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:
09.09.17: Чемпионский титул или смартфон? Выбор для подростка

26.08.17: Букеты из чая, кофе и конфет


11.08.17: Готовимся к 1 сентября: Модные букеты 2017

16.07.17: До какого возраста и на каком сиденье необходимо автокресло ребенку. Изменения в ПДД с июля 2017

09.07.17: Влияют ли позы партнеров на вероятность успешной беременности и если да, то как.

02.07.17: Режутся зубки у ребенка: чем снимать боль



Подписаться на новые статьи:





RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Методические рекомендации по изучению программирования
Рейтинг@Mail.ru