детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

?нтегрированный урок в 6-м классе. Тема: "Вот и пришла матушка-зима"

Цель:

  • вырабатывать умения учащихся использовать в своей речи прилагательные - определения, делая свою речь красивой и эмоционально насыщенной;
  • привлечь внимание детей к красоте родного края, в частности, в зимний период;
  • развивать творческие способности детей через конструирование предложений и подбор необходимых эпитетов-прилагательных;
  • познакомить со стихами различных поэтов на заданную тему.

Эпиграф:

Пришла, рассыпалась, клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленой;
Блеснул мороз. ? рады мы
Проказам Матушки-зимы. (А.С.Пушкин)

ХОД УРОКА

  1. Организация детей:
  1. Тема нашего урока – неисчерпаемые возможности употребления прилагательных в нашей речи. А рассматривать ее мы будем на примере описания зимнего пейзажа. Мы проследим, какую роль играет имя прилагательное в поэтической речи, и попробуем сами использовать эпитеты-определения.
  2. Приготовьте на парте все необходимое: тетрадь, учебник, ручку, листочки-черновики, простые карандаши.
  1. ?так, ребята, начинаем.

Обратим внимание на эпиграф урока (записан на доске, читаем вслух). О ком же идет речь в нем? (о зиме). Какая это часть речи? Это одушевленный предмет? А почему же автор говорит, что она “пришла”? (этот прием в литературе называется олицетворением). Для чего писатели используют этот прием? (чтобы оживить предмет, придать ему динамику, сделать его более ярким, образным, выразительным и эмоциональным).

А теперь обратите внимание на стенд (на листочках стихи о зиме. Приложение). Найдите и прочитайте, какой рисуется зима в стихах различных поэтов (называем только сущ.+ прил.).Что помогло нам увидеть это время года разным? (прилагательные). Каким членом предложения эти прилагательные являются? (определением). А в литературе образные, устойчивые определения как называются? (это эпитеты).

  1. Творческая работа:

Попробуйте сами подобрать и вставить в текст пропущенные эпитеты-определения (выдаются листочки со стихами, в которых определения пропущены. Дети должны подобрать подходящие прилагательные и вписать их карандашом, соблюдая рифму). Например:

(Чудная) картина,
Как ты мне (мила):
(Белая) равнина,
(Полная) луна,
Свет небес (высоких),
? (блестящий) снег,
? саней (далеких)
(Одинокий)
бег. (А.Фет).

После проделанной работы зачитываем свои варианты, а затем учитель, похвалив их за труд, прочитает вариант автора стихов (или прослушаем в аудиозаписи).

  1. Письмо по памяти.

На уроке литературы мы читали с вами замечательный рассказ С.Т. Аксакова “Очерк зимнего дня” и даже заучивали наизусть отрывок из этого рассказа “Снегопад”. Вспомним его (чтение наизусть). А теперь запишите по памяти каждый свой отрывок (ребята учили наизусть различные отрывки). Не забудьте о правописании и знаках препинания (на листочках).

  1. Синтаксический разбор предложения.

Широка, долга и славна мать Печора (М.Голубкова).

Вспомните, каким членом предложения может быть полное и краткое прилагательное.

  1. Обратите внимание, как о своей малой родине пишут наши, ненецкие поэты

(На стенде напечатано на отдельных листах. Приложение):

Тундра- снежные дали без края,
Серебристый песцовый мех.
Без меня проживешь ты, я знаю,
Без тропинок моих и вех.
У тебя их, тропинок, - без меры,
Словно косы, сплелись на снегу.
Только я вот без тундры, наверно,
Вдалеке прожить не смогу. А.Пичков

Бескрайняя равнина,
Недвижные снега.
Стекает с гор лавина:
Рога, рога, рога… В.Ледков

Тундра – белый простор
? лосиные тропы,
? полярные ночи,
Как сны, глубоки. В.Ледков.

Снег лениво падал, лохматя порыжевшие травы, делая их пушистыми, белыми. К полудню он таял, сбегая ручейками в большие лужи на низине возле нашего чума и на дорогах между домами. А вчера, еще с вечера повалил так густо, что земля и небо сделались одинаково серыми, и утром все окрест было белым-бело. Земля казалась обновленной и посветлевшей (отрывок из повести В.Ледков “Раненый рассвет” - ученик читает наизусть).

  1. Теперь посмотрим, какой вы нарисовали зиму своего края (рассматриваем выставку рисунков учащихся на стенде и обсуждаем).
  2. В тетрадях запишем ряд прилагательных, которые характеризуют нашу северную зиму (образец дать на доске: Зима снежная, морозная…).

После записи поделимся своими определениями зимы со всем классом- читают по очереди, добавляя только те, которые не прозвучали.

  1. Закончим наш урок знакомыми стихами А.С. Пушкина:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
? ель сквозь иней зеленеет,
? речка подо льдом блестит.

Эти строчки поднимают нам настроение, бодрят, зовут на улицу.

  1. Подводим итог нашего урока:
  1. Мы сегодня с вами увидели, что прилагательные придают нашей речи поэтическую окраску, выразительность, эмоциональность, точность, помогают более конкретно увидеть предмет. С ними речь наша становится образной, красивой. Значит, будем стараться больше прилагательных употреблять в своей речи.
  2. Мы сегодня пронаблюдали, что прилагательное в предложении может быть определением, сказуемым, а в поэтической речи – эпитетом.

Домашнее задание: разобрать морфологически 5 “зимних” прилагательных.



Поиск по всей базе материалов:

© Блог Димы Шпилера / Учебные материалы

Читать еще:

Новые материалы:

Интегрированный урок. Чтение и письмо. "Начальная школа ХХI" (1-й класс). Тема: "Заколдованная буква (по В. Драгунскому). Письменные буквы Щ, щ" :: Групповое логопедическое занятие с детьми, имеющими фонетико-фонематические нарушения речи :: Эмоциональный интеллект и его развитие у детей :: Урок по теме: "Поэзия О.Мандельштама, Б.Пастернака, А.Ахматовой". 11-й класс :: Сценарий агитбригады по ПДД "Эта служба и опасна и трудна" :: Дело храбрых ( Only the Brave ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Шкафы/Шкафы / Ангстрем / Шкаф Лайна 200.01_3 Ангстрем ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Тихое место (A Quiet Place), 2018

Мистический триллер о семье фермеров, которые жили в тишине и уединении, – пока не стали мишенью для незримого преследователя потусторонней природы.

План-конспект урока по повести А.Алексина "А тем временем где-то" В 8-м классе

План-конспект урока-диспута в 8-м классе проводившегося с целью пробудить в учащихся чувство сострадания и понимания переживаний другого человека. Для решения поставленных целей на уроке создавались проблемные ситуации для размышления учащихся.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

План-конспект урока по гимнастике в 7-м классе
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD