детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.

Урок творческого письма в 8-м классе по теме "Знакомый незнакомец"

Сколько раз приходилось слышать отчаянные признания взрослых в том, что их подрастающие дети обнаруживают совершенное равнодушие к чтению классической литературы. В практике преподавания любого учителя-филолога так или иначе возникал вопрос: как сделать так, чтобы дорога к Пушкину в самом начале юной жизни, а затем неизменно и всю жизнь оставалась открытой, доступной, желанной? Потому что путь к поэту не устлан лаврами, а требует постоянного и кропотливого труда души, к которому необходимо приучаться с самых ранних лет. Наверное, Пушкина для себя нужно просто открыть, ибо этот яркий и глубокий поэт близок человеку любого возраста. А поводом для открытия может быть книга, статья, экскурсия, телевизионная передача и т. п.

2009 – памятный год в биографии А. С. Пушкина и одновременно русского православного философа ?вана Александровича ?льина. Личность великого поэта всегда находилась в центре внимания великого философа, написавшего ряд статей: “Пророческое призвание Пушкина” (1932), “Национальная миссия Пушкина” (1937), “Моцарт и Сальери. Гений и злодейство” (1941), “Александр Пушкин как путеводная звезда русской культуры” (1943), “Александр Пушкин как человек и характер” (1943), “Пушкин в жизни 1799-1837” (1937). Называя поэта ренессансной личностью, гармонически поющим классиком, родоначальником прекрасных художественных форм, уничтожающих своим светом хаос, ?льин неизменно подчеркивал качество поэта “гениальным искусством прозревать сущность вещей”. Поэтому мы и попытались объединить в уроке творческого письма две величайшие личности русской истории.

Особый интерес вызвали у нас и педагогические взгляды ?. А. ?льина, ставящего во главу угла духовное пробуждение ребенка. Его вопросы: куда идет, куда соскальзывает современный мир? что ожидает нас? что нам делать для того, чтобы предотвратить злейшие возможности и создать новую прекрасную жизнь? – получили достаточно простой ответ: нельзя упускать детство как самую важную пору в формировании духовности личности, нужно отойти от всего мелочного и приучить себя смотреть вдаль.

Урок творческого письма предназначен для учеников восьмого класса, которые к этому моменту уже знакомы с биографией поэта, изучили ряд программных произведений, совершили интегративную образовательную экспедицию в Болдино, просмотрели созданный к 200-летию поэта видеофильм “Древо жизни”. Занятие рекомендуется проводить в Дни памяти поэта, поздней осенью или в начале февраля.

Цель урока: способствовать открытию учениками новых граней личности А. С. Пушкина; поэта как идеала и как предмета споров для современников и последующих поколений художников и читателей; познакомить с русским философом ?. А. ?льиным и его творческим наследием, посвященным великому поэту.

Ход урока

Эпиграф – на доске:

Бессмертен тот, чья муза до конца
Добру и красоте не изменяла…
А. Плещеев

1. Слово учителя.

– Чтение стихотворения Н. Доризо “Посвящение”

Все в нем Россия обрела –
Свой древний гений человечий,
Живую прелесть русской речи,
Что с детских лет нам так мила,
Все в нем Россия обрела.

Мороз и солнце… Строчка – ода.
Как ярко белый снег горит!
Доныне русская природа его стихами говорит.
Все в нем Россия обрела –
Своей красы любую малость.
? в нем увидела себя,
? в нем собой залюбовалась...

– Конечно, вы догадались, что сегодня мы будем говорить о Пушкине. Хотелось бы, чтоб этот урок позволил вам иначе взглянуть на поэта, с чьим творчеством вы знакомы с самого раннего детства.

Стандартная фраза “Пушкин – великий русский поэт” сейчас способна вызвать негодование своей узостью и косностью. К сожалению, стоит признать, что мы имеем в своем багаже лишь жалкие крохи Пушкина. Так как Пушкин – цельный, громадный, трудноуловимый. Это национальный гений, который сумел через пропасть времени указать нам нужные русла, решить наши нравственные задачи.

Мир Пушкина – мир объемный, в нем время является пространством, а границ между прошлым и будущим нет. Удивительно пророческую характеристику поэту дал Гоголь, который назвал его “русским человеком в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет”. Мы убеждаемся сейчас, что Пушкин – это наша история и современность.

Хотелось бы процитировать отрывок статьи Доризо, стихотворение которого вы только что слышали: “Пушкин – поэт. Но Пушкин больше, чем поэт. Хотя слово “поэт” – великое слово, оно не может выразить все то, что для нас значит Пушкин. Пушкин – литература и история. Пушкин – философия и искусство. Если Петр Первый был государственным преобразователем России, то Пушкин был духовным ее преобразователем”.

В настоящее время существует множество возможностей ближе познакомиться, открыть для себя Пушкина. Это и посещение пушкинских мест, и чтение издаваемых о Пушкине книг, и изучение в курсе мировой художественной литературы богатого музыкального и изобразительного наследия, отражающего данную тему.

2. Задание классу

– Давайте вспомним запомнившиеся строки из наследия А. С. Пушкина. Запишите от трех до пяти строчек, которые всплывают в памяти.

– Прочитайте свои записи вслух классу. По ходу чтения записывайте строчки, которые лучше других подходят к вашему Пушкину.

3. Работа с текстом ?.А. ?льина.

– Сегодня хотелось бы познакомить вас еще с одним взглядом на творчество великого поэта – взглядом русского религиозного философа ?вана Александровича ?льина. ?ван Александрович в 1922 году вместе с большой группой деятелей был выслан из России. Провел долгие годы в эмиграции, был основателем русского научного общества в Берлине, издавал журнал “Русский колокол”, опубликовал ряд книг. Умер в Цюрихе 21 декабря 1954 года. В 2005 году прах ?льина перезахоронен в Донском монастыре в Москве.

Личность Пушкина были всегда в центре внимания ?льина, посвятившего ему целый ряд статей: “Пророческое призвание Пушкина” (1932), “Национальная миссия Пушкина” (1937), “Моцарт и Сальери. Гений и злодейство” (1941), “Александр Пушкин как путеводная звезда русской культуры” (1943), “Александр Пушкин как человек и характер” (1943), “Пушкин в жизни 1799–1837” (1937).

– Прочитайте 3 главу статьи ?льина “Пророческое призвание Пушкина”. Подчеркните важные на ваш взгляд цитаты, сделайте запись в тетради: “Мне открылось, что…”, “Мне запомнилось, что…”, “Меня удивило, что…”. Прочитайте свои записи. По ходу чтения записывайте мнение других, то, что особенно привлекло внимание.

4. Выбор эпиграфа.

– Прочитайте цитаты из статей ?. А. ?льина о Пушкине, выберите одну в качестве эпиграфа. Прочитайте ее вслух.

5. Создание авторского текста.

– Напишите текст на данную тему, не отступая от нее и используя выбранный вами эпиграф. “К чему изобретать национальный гений? Ведь Пушкин есть у нас…” (из стихотворения Н. Матвеевой “Пушкин”)

6. Презентация сочинений и чтение стихотворения Н. Матвеевой “Пушкин”

К чему изобретать национальный гений?
Ведь Пушкин есть у нас: в нем сбылся русский дух.
Но образ родины он вывел не из двух
Нужд или принципов и не из трех суждений;
Не из пяти берез, одетых в майский пух,
? не из тысячи гремучих заверений;
Весь мир – весь белый свет! – в кольцо его творений
Вместился целиком. ? высказался вслух.

…?збушка и… Вольтер, казак и … нереида.
Лишь легкой створкой здесь разделены для вида;
Кого-чего тут нет!.. Свирель из тростника
? вьюг полнощных рев; средневековый патер;
Золотокудрый Феб, коллежский регистратор,
Экспромт из Бомарше и – песня ямщика!

7. Домашнее задание

Хотелось бы, чтобы ваша встреча с Пушкиным длилась всю жизнь. Познать русского поэта невозможно без талантливо написанных о нем книг. Рекомендую прочитать роман Юрия Тынянова “Пушкин”, в котором создан духовный портрет поэта; дилогию Новикова “Пушкин в изгнании”, повествующую о Южной и Михайловской ссылках; путеводитель “Тропа к Пушкину”, созданный П. Боголеповой, Н. Верховским, М. Сосницкой; книгу Г. Волкова “Тебя, как первую любовь…”; Е. Маймина “Пушкин. Жизнь и творчество”, П. Е. Щеголева “Дуэль и смерть Пушкина”. К следующему уроку подготовиться к читательской конференции по произведениям, написанным о Пушкине.

Материалы к уроку.
?ван Александрович ?льин об Александре Сергеевиче Пушкине.

Его [А.С. Пушкина] внутренняя, жизненно-душевная свобода выражается в чертах, свойственных русскому характеру и русскому общественному укладу. Таковы эти черты: душевного простора, созерцательности, творческой легкости, страстной силы, склонности к дерзновению, опьянение мечтою, щедрости и расточительности, и, наконец, это искусство прожигать быт смехом и побеждать страдание юмором.

Пушкин всю жизнь предавался внешнему и внутреннему созерцанию, и воспевал “лень”; но чувствовал, что он имел право на эту “лень”, ибо вдохновение приходило к нему именно тогда, когда он позволял себе свободно и непринужденно пастись в полях и лугах своего созерцания.

?так, вот его [Пушкина] завещание русскому народу: гори, играй, импровизируй, но всегда учись сосредоточенному труду и требуй от себя совершенной формы.

Пушкин, как настоящий русский человек, жил в формах отваги и мужества: не только политического, но и общественного; не только общественного, но и личного; не только бытовою храбростью, но и духовным дерзанием.

Таково завещание его [Пушкина] русскому народу, в искусстве и в историческом развитии: добротою и щедростью стоит Россия; властною мерою спасается она от всех своих соблазнов.

… все, что он [Пушкин] создал прекрасного, вошло в самую сущность русской души и живет в каждом из нас; мы неотрывны от него так, как он неотрывен от России; мы проверяем себя его видением и суждениями; мы по нему учимся видеть Россию, постигать ее сущность и ее судьбы; мы бываем счастливы, когда можем подумать его мыслями и выразить свои чувства его словами; его творения стали лучшей школой русского художества и русского духа…

… чем дальше мы отходим от него [Пушкина], тем величавее, тем таинственнее, тем чудеснее рисуется перед нами его образ, его творческое обличие, подобно великой горе, не умаляющейся, но возносящейся к небу по мере удаления от нее…

Мы вместе с Языковым признаем поэзию Пушкина истинным “священнодействием”...Вместе с Баратынским мы именуем его “наставником” и “пророком”. ? вместе с Достоевским мы считаем его “великим и непонятым еще предвозвестителем”.

? мы не только не придаем значения пересудам некоторых современников его о нем, о его страстных проявлениях, о его кипении и порывах; но еще с любовью собираем и бережно храним пылинки того праха, который вился солнечным столбом за вихрем пушкинского гения. Нам все здесь мило, и дорого, и символически поучительно. ?бо мы хорошо знаем, что всякое движение на земле поднимает “пыль”; что ничто великое на земле невозможно вне страсти:

Мы, русские люди, уже научились и должны научиться до конца и навсегда – подходить к Пушкину не от деталей его эмпирической жизни и не от анекдотов о нем, но от главного и священного в его личности, от вечного в его творчестве… от тех духовных содержаний, которые он усмотрел в русской жизни, в русской истории и в русской душе, и которыми он утвердил наше национальное бытие.

 Единственный по глубине, ширине, силе и царственной свободе духа, Пушкин дан был нам для того, чтобы создать солнечный центр нашей истории, чтобы сосредоточить в себе все богатство русского духа и найти для него неумирающие слова...

Пушкин есть начало очевидности и радости в русской истории. В нем русский дух впервые осознал и постиг себя... Здесь русское древнее язычество (миф) и русская светская культура (поэзия) встретились с благодатным дыханием русского Православия (молитва) и научились у него трезвению и мудрости.

Все бремя нашего существования, все страдания и трудности нашего прошлого, все наши страсти, – все принято Пушкиным, умудрено, очищено и прощено в глаголах законченной солнечной мудрости.

Пушкин, наш шестикрылый серафим, отверзший нам зеницы и открывший нам и горнее, и подводное естество мира, вложивший нам в уста жало мудрыя змеи и завещавший нам превратить наше трепетное и неуравновешенное сердце в огненный угль...

?. ?льин.
Пророческое призвание Пушкина.

3.

Пушкин есть чудеснейшее, целостное и победное цветение русскости. Это первое, что должно быть утверждено навсегда.

Рожденный в переходную эпоху, через 37 лет после государственного освобождения дворянства, ушедший из жизни за 24 года до социально-экономического и правового освобождения крестьянства, Пушкин возглавляет собою творческое цветение русского культурного общества…

Пушкин стоит на великом переломе, на гребне исторического перевала. Россия заканчивает собирание своих территориальных и многонациональных сил, но еще не расцвела духовно: еще не освободила себя социально и хозяйственно, еще не развернула целиком своего культурно-творческого акта, еще не раскрыла красоты и мощи своего языка, еще не увидела ни своего национального лика, ни своего безгранично-свободного духовного горизонта. Русское дворянство еще не успело приступить к своей самостоятельной культурно-государственной миссии; оно еще не имеет ни зрелой идеи, ни опыта, а от XVIII века оно уже унаследовало преступную привычку терроризировать своих государей дворцовыми переворотами. Оно еще не опомнилось от Пугачева, а уже начинает забывать впечатления от этого кровавого погрома, этого недавнего отголоска исторической татарщины. Оно еще не срослось в великое национальное единство с простонародным крестьянским океаном; оно еще не научилось чтить в простолюдине русский дух и русскую мудрость и воспитывать в нем русский национальный инстинкт; оно еще крепко в своем крепостническом укладе, – а уже начинает в лице декабристов носиться с идеей безземельного освобождения крестьян, не помышляя о том, что крестьянин без земли станет беспочвенным наемником, порабощенным и вечно бунтующим пролетарием…

Россия стояла на великом историческом распутии, загроможденная нерешенными задачами и ни к чему внутренно не готовая, когда ей был послан прозорливый и свершающий гений Пушкина, – Пушкина пророка и мыслителя, поэта и национального воспитателя, историка и государственного мужа… Ему был дан поэтический дар восхитительной, кипучей, импровизаторской легкости; классическое чувство меры и неошибающийся художественный вкус; сила острого, быстрого, ясного, прозорливого, глубокого ума и справедливого суждения, о котором Гоголь как-то выразился: “если сам Пушкин думал так, то уже верно, это сущая истина”. Пушкин отличался изумительной прямотой, благородной простотой, чудесной искренностью, неповторимым сочетанием доброты и рыцарственной мужественности. Он глубоко чувствовал свой народ, его душу, его историю, его миф, его государственный инстинкт. ? при всем том он обладал той вдохновенной свободой души, которая умеет искать новые пути, но которая по существу подобала его гению и была необходима его пророческому призванию.

А призвание его состояло в том, чтобы принять душу русского человека во всей ее глубине, во всем ее объеме и оформить, прекрасно оформить ее, а вместе с нею – и Россию. Таково было великое задание Пушкина: принять русскую душу во всех ее исторически и национально сложившихся трудностях, узлах и страстях; и найти, выносить, выстрадать, осуществить и показать всей России – достойный ее творческий путь, преодолевающий эти трудности, развязывающий эти узлы, вдохновенно облагораживающий и оформляющий эти страсти…

Пушкину была дана русская страсть, чтобы он показал, сколь чиста, победна и значительна она может быть и бывает. Пушкину был дан русский ум, чтобы он показал, к какой безошибочной предметности, к какой сверкающей очевидности он бывает способен, когда он несом сосредоточенным созерцанием, благородною волею и всевнемлющей, всеотверстой духовно свободной душой.

Но в то же время Пушкин должен был быть и сыном своего века, и сыном своего поколения. Он должен был принять в себя все отрицательные черты, струи и тяготения своей эпохи, все опасности и соблазны русского интеллигентского миросозерцания, – не для того, чтобы утвердить и оправдать их, а для того, чтобы одолеть их и показать русской интеллигенции, как их можно и должно побеждать...



Поиск по всей базе материалов:

© Блог Димы Шпилера / Учебные материалы

Читать еще:

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

06.12.17: Ямагатский грипп, надвигающийся на Россию: чем страшен, а чем нет? (Спойлер: прививки в данном случае не помогут)

05.12.17: Травля в детских коллективах (да и не только детских): коротко и образно в изложении Валерия Воскобойникова

01.12.17: Напоминаем, что мы уже больше 10 лет отбираем для Вас самые лучшие сценарии новогодних праздников и утренников для детей!

02.11.17: «Стрепсилс» изымают из аптек: почему и что это для нас значит? (Спойлер: да, в общем-то, ничего)

30.10.17: Подробности об эпидемии пневмонии-2017

25.10.17: Что такое "внебольничная пневмония" 2017 года?

22.10.17: Особенности гриппа "Мичиган" (штамм сезона 2017-2018 гг.)

09.09.17: Чемпионский титул или смартфон? Выбор для подростка

26.08.17: Букеты из чая, кофе и конфет

11.08.17: Готовимся к 1 сентября: Модные букеты 2017

16.07.17: До какого возраста и на каком сиденье необходимо автокресло ребенку. Изменения в ПДД с июля 2017

09.07.17: Влияют ли позы партнеров на вероятность успешной беременности и если да, то как.

02.07.17: Режутся зубки у ребенка: чем снимать боль



Подписаться на новые статьи:


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Брак и семья у северных народов
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru