детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Реализация технологии совместного проектирования учебной деятельности на уроках физики

Любой учитель, которому не интересно работать по старинке, в последние годы стремится изменить свою педагогическую деятельность с целью вовлечения ребят в активную работу не только на уроках, но и после них. Заинтересовать учеников, заставить их по–новому взглянуть на изучаемый материал -  вот сегодня задача №1.

Для решения этой задачи я испробовала множество различных методов и методик обучения, но сегодня хочу остановиться на технологии совместного проектирования учебной деятельности. В чем же суть этой технологии? Возможности проектной деятельности в развитии творческих способностей учащихся необычайно велики, так например, процесс обучения наряду с образовательной функцией реализует развивающие и воспитательные задачи, способствует созданию условий для формирования субъективного внутреннего мира личности с учетом её уникальности, самооценки и неповторимости. Поскольку используемый материал опирается на знания,   полученные ранее на уроках физики, а основная исследовательская деятельность учащихся носит практический характер, то можно с уверенностью сказать, что данный вид деятельности рассчитан на учащихся с любым уровнем знаний по физике, будет вполне посилен для выполнения и достаточно интересен. Остановлюсь на организации работы учителя и учеников.

Для того чтобы в плотном графике тематического планирования найти время для проектной деятельности в старшем звене практикую блочную систему подачу материала. Этим я «убиваю двух зайцев»:

  • появляются свободные часы в тематическом планировании;
  • реализую методику работы с текстом: ведь ребятам часто приходится составлять и использовать опорные конспекты, выделять оптимальный алгоритм поиска информации, переводить информацию из одной знаковой системы в другую (текст, таблица, график, диаграмма, рисунок), делать выводы, обобщения  из содержания текста;
  • получаю в свое распоряжение ценнейший дидактический материал, который я могу использовать на уроках объяснения  и закрепления нового материала в младших классах и в среднем звене.

После прохождения достаточно большого раздела, например, «Основы кинематики» или « Основы МКТ», я предлагаю ребятам обобщить полученные знания в форме презентационных проектов (см. приложение 1).

Такой вид педагогической деятельности предусматривает последовательность построения учебных ситуаций, включая практическое руководство для ежедневной организации процесса обучения (см. рис.1)

Для поиска информации учащиеся широко используют ресурсы глобальной информационной сети, то есть выполняют задания на оптимальный поиск информации.

Предлагаю ребятам в свободной форме обсудить все возможные решения заданной проблемы, в качестве инструкции использую следующую диаграмму (см. рис.2):

В ходе подготовки проекта я стараюсь поощрять взаимодействие, терпимость к чужому мнению, обсуждение ценностных приоритетов и философствование. Это способствует развитию индивидуальной позиции каждого ребенка при разработке исследовательских проектов.

В чем же ценность проектного метода обучения?

Метод проектов – это  совокупность последовательных учебно-познавательных приёмов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов. Метод проектов развивает познавательные навыки обучаемых, критическое и творческое мышление, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

 

Работа по каждому проекту предусматривает:

Рисунок 1

Рисунок 2

В методике принято выделять 7 основных этапов работы над проектом:

  • Организационно- установочный;
  • Выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта;
  • Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся;
  • Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов;
  • Работа над проектом;
  • Подведение итогов, оформление результатов;
  • Презентация проекта.

В основе проектной работы, как форме обучения в сотрудничестве, лежат принципы проведения научного исследования. Подтверждением этого тезиса является то, что деятельность учащихся при работе над проектом проходит те же этапы, что и при проведении научного исследования:

(Рисунок 3)

Модель реализации метода проектов

Цели

Планирование содержания, способов и механизмов развития  учащихся в условиях проектной деятельности на основе знакового и предметного моделирования.

Содержание

Конструирование содержания, создание условий развития личности.
Моделирование содержания предметной, межпредметной и межсистемной интеграции образовательных областей на основе логики учебного процесса. Наполнение содержания новыми смыслами.

Средства и механизмы реализации

?спользование образовательных технологий: крупноблочного моделирования, проблемных, поисковых, исследовательских, компьютерных и др. приёмов проектной деятельности

Способы реализации в деятельности учащихся

Включение учащихся в самостоятельное решение поисковых задач.
Реконструирование и комбинирование знакомых учащемуся приёмов поисковой и творческой деятельности для решения новых задач, проблем.

Результаты

Разработка содержательной и процессуальной сторон проектной деятельности учащихся.
Обеспечение системности, взаимообусловленности всех компонентов процесса обучения, воспитания и развития.

На основании описанной выше методики я конструирую свои уроки. Приведу для примера один из них.



Поиск по всей базе материалов:

© Блог Димы Шпилера / Учебные материалы

Читать еще:

Новые материалы:

Наши далекие предки - славяне :: Цикл занятий: "Как ткани ткут и нитки прядут" :: Возможности использования текстового редактора MS WORD на уроках английского языка :: Технология формирования навыка анализа и самоанализа у учащихся старших классов на основе британского курса "Knockout FC" :: Развлечение "Край родной - земля Якутская" для подготовительных групп :: Барбадожкины истории, 2016 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для кухни/Новый Год/Праздничный стол/Стулья и табуреты / Мебель Трия / Стул Комфорт ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Сценарий выпускного вечера "Школьное радио 3FM"

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок: "Экскурсия — урок"

Урок по теме "Экскурсия в зимний лес". Приоритетное значение в деле воспитания любви к природе имеет непосредственное наблюдение в мире животных и растений. Лучше всего это делать во время проведения организационных экскурсий в лес, парк, к реке.

Детский оздоровительный лагерь: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный лагерь "Юность"

Урок по теме "Экскурсия в зимний лес". Приоритетное значение в деле воспитания любви к природе имеет непосредственное наблюдение в мире животных и растений. Лучше всего это делать во время проведения организационных экскурсий в лес, парк, к реке.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Проблемы загрязнения окружающей среды

Работа приурочена к Году экологии в России и посвящена загрязнению окружающей среды.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 5–6-х классов
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD