детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

?нформатизация образования: проблемы и возможности. Роль учителя в информационном обществе

Конец ХХ и начало ХХI века войдут в историю как время вхождения человечества в эпоху информационного общества.

?нформационное общество – общество, уровень которого в решающий степени определяется количеством и качеством накопленной и используемой информации, ее свободой и доступностью [1:11].

Характерной чертой периода информатизации общества является тот факт, что доминирующим видом деятельности во всех областях общественного производства, становится сбор, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на базе современных информационных технологий.

?нформация все больше наполняет жизнь современного человека, постепенно вступающего в информационную цивилизацию, где производится и потребляется интеллект, знания, что обязательно приводит к увеличению доли умственного труда.

От человека требуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания. Уменьшается доля физического труда и сокращается объем рутинного умственного труда. Отличительной особенностью информационного общества ХХI века, по мнению специалистов, будет ориентация на использование знаний и сетевых технологий.

В информационном обществе складываются новые формы массовой коммуникации, социального общения, стиль мышления и образа жизни, новые парадигмы экономики, политики, управления, к чему необходимо готовиться. На это и должна быть направлена сфера образования и воспитания.

Происходящий сейчас процесс информатизации общества влечёт за собой радикальные изменения в стратегии образования: в информационном обществе и школа должна быть информационной. Основополагающим элементом такой школы должна стать информационно-технологическая среда с постоянно развивающимися учебным пространством. Новое содержание обучения возможно на основе новых технологий: использование компьютера, проектора, разработка и внедрение нетрадиционных форм урока (презентации, телеконференции, ?нтернет, электронная почта). Таким образом, информатизация образования – это процесс трансформации содержания, методов и форм учебной деятельности, обеспечивающий подготовку школьников к жизни в условиях информационного общества.

Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогом, главный лозунг которого: “Быть с веком наравне”. На данном этапе, важнейшая задача преподавателя – научить подрастающее поколение жить в информационном мире, уметь находить и использовать необходимые знания. А чтобы успешно справиться с этой задачей каждому учителю информационного общества требуется:

  • глубоко знать процессы, происходящие в образовании;
  • оперативно и постоянно обновлять свои профессиональные знания;
  • уметь осваивать и использовать постоянно расширяющийся спектр новых технологий;
  • повышать свою компьютерную грамотность и информационную культуру;
  • собирать, оценивать, модифицировать и разумно использовать полученную информацию для совершенствования методики урока;
  • тесно и плодотворно сотрудничать с другими участниками образовательного процесса (администрации, педагоги, учащиеся, родители);
  • теоретически осмысливать результаты своей деятельности;
  • обладать широкой эрудицией.

Следовательно, эффективность образования напрямую зависит от уровня подготовки преподавателя. С переходом в новое информационное общество вырастают требования к профессиональному уровню педагога. Ставки делаются на специалистов, способных осваивать новшества, способных принести в школьный класс творческий дух и энергию.

Какие же перспективы открываются перед учителем ХХI века? Какими же возможностям наделяет новый век наше образование? С переходом на новый вид обучения, сочетающий традиционные формы с применением современных информационно-коммуникативных технологий, в образовании происходит:

Перенос центра тяжести с обучения на учение.

Учитель перестает быть источником первичной информации, превращаясь в посредника, помогающего ученикам добывать эту информацию [3:172]

Создание более тесных связей между изучаемыми предметами и окружающей действительностью.

Возможность моделирования жизненного пространства при помощи компьютера позволяет ввести изучаемые предметы в контекст жизни детей [3:172]

Смена модели “образование на всю жизнь” новым подходом – “образование в течении всей жизни”.

Это обусловлено ускорением темпов развития цивилизации. Знания быстро устраивают в меняющемся мире и требуют постоянного обновления, что ведет к непрерывному обучению.

Формирование сетевых сообществ в сфере образования, что позволяет эффективно использовать территориально распределенный человеческий потенциал. Учителя в режиме реального времени осуществляют обмен опытом с коллегами, ведут поиск необходимой информации для подготовки к уроку или мероприятию [2:68]

Получение образования независимо от места проживания и мобильности человека.

Образование постепенно становится доступным и открытым для всех (дистанционное обучение) [2:68]

Появление домашнего образования.

Учащиеся в современном мире имеет доступ к необходимой информации при помощи всемирной сети ?нтернет. Не выходя из дома, они могут посетить музеи, картинные галереи, пользоваться электронными книгами, компьютерными энциклопедиями, справочниками.

Колоссальная экономия социального времени.

Это очень важный аспект при известной загруженности учителя. Применение компьютера помогает преподавателю сократить время подготовки к урокам.

Развитие интеллекта человека, его творческого потенциала и критического мышления.

Школьники учатся самостоятельно добывать информацию, творчески преобразовывать ее, критически осмысливать эту информацию, привлекая дополнительные источники [2:68]

?нформатизация общества поражает не только новые возможности для человека, но также и принципиально новые проблемы. Эти проблемы охватывают все сферы жизнедеятельности человечества. А каковы эти проблемы в образовании?

Вот основные из них:

  1.  Недостаточная оснащенность школ компьютерами из-за нехватки средств на их приобретение.
  2. Многие имеющиеся школьные компьютеры морально устарели. Они, как правило, маломощны, редко оснащены доступом к сети ?нтернет.
  3. Еще часто встречается консерватизм педагогического состава, привыкшего работать по - старинке и испытывающего дискомфорт при работе с техническими новшествами.
  4. Трудности ориентации в гигантских потоках информации.
  5. Недолговечность используемых носителей информации. ?нформация может быть не найдена, потеряна, растворена, не сохранена.
  6. Трудности отбора качественной и достоверной информации, т.е. угроза дезинформации.
  7. ?нформационное неравенство людей, что обостряет социальное неравенство. Еще не у всех людей есть желание и материальная возможность приобщиться к техническим новшествам современного мира.
  8. Возможность манипулирования сознанием людей в результате влияния на общество средств массовой информации.
  9. Появление информационных болезней, когда человек полностью уходит в виртуальный мир компьютера, переставая осознавать реальность.

?з вышесказанного ясно, что информатизация общества, влекущая за собой и информатизацию образования, имеет свои плюсы и минусы. А педагогические работники, в свою очередь, должны чутко реагировать на все изменения в стратегии образования, разумно использовать информационно-коммуникативные возможности нового века, выявлять и решать актуальные проблемы отрасли.

Литература.

  1. .Гендина Н.?., Колкова Н.?. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях. Школьная библиотека - №3-2002.
  2. Колин К.К. Человек в информационном обществе: новые задачи для образования, науки и культуры. Школьная библиотека - №8 – 2007.
  3. Гузеев В.В. ?нформационные технологии. Школьная библиотека – № 6-2000.


Поиск по всей базе материалов:

© Блог Димы Шпилера / Учебные материалы

Читать еще:

Новые материалы:

Критерии оценки уровня речевого развития обучающихся начальных школ :: Разработка урока по чтению в 3-м классе (1–4) . Урок-исследование по теме: М.Ю.Лермонтов "Осень" :: Урок-праздник по литературному чтению на тему: "Сказочные человечки". 2-й класс :: Закрепление нумерации чисел 1–7. Письмо цифры 7 :: Таблица сложения. Закрепление. 1-й класс :: 1+1. Нарушая правила ( Inseparables ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Парты и стулья/Мебель/Детская/Столики и Стульчики/Столы детские / Дэми / Стол учебный СУТ 17-04-Д1 ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Сценарий выпускного вечера "Школьное радио 3FM"

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок: "Экскурсия — урок"

Урок по теме "Экскурсия в зимний лес". Приоритетное значение в деле воспитания любви к природе имеет непосредственное наблюдение в мире животных и растений. Лучше всего это делать во время проведения организационных экскурсий в лес, парк, к реке.

Детский оздоровительный лагерь: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный лагерь "Юность"

Урок по теме "Экскурсия в зимний лес". Приоритетное значение в деле воспитания любви к природе имеет непосредственное наблюдение в мире животных и растений. Лучше всего это делать во время проведения организационных экскурсий в лес, парк, к реке.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Проблемы загрязнения окружающей среды

Работа приурочена к Году экологии в России и посвящена загрязнению окружающей среды.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD