детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.

?нтеграция курса информатики и других школьных дисциплин

В современную жизнь все шире входят компьютеры. Они используются повсюду, во всех отраслях производства и жизнедеятельности. Как известно, содержание информатики постоянно меняется, в отличие от других, "классических" дисциплин. Все больше времени отводится на изучение раздела информационно-коммуникационных технологий. Если раньше компьютер выступал в роли устройства для решения задач путем создания программы, то сейчас компьютер – это инструмент, с помощью которого можно быстро и качественно, а главное, без особых усилий, выполнить определенную работу. Компьютер помогает показать варианты решения какой-либо задачи, смоделировать физический, химический или биологический процесс, создать литературное произведение, иллюстрируя его графическими объектами и т.д. В связи с тем, что учитель информатики не является специалистом в этих областях знаний, ему приходится обращаться за помощью к учителям-предметникам. Такая совместная работа активизирует познавательную деятельность обучающихся, формирует у них ключевые компетенции, расширяет кругозор; элементы интеграции различных предметных областей дают возможность представить наш мир как о единое целое.

?нтеграция (конецформыначалоформыобъединение, взаимопроникновение) помогает повысить интерес учащихся, в том числе и познавательный, способствует формированию научного представления о целостной картине мира.

Формы интеграции могут самыми разными: установление межпредметных связей между информатикой и другими предметами, интегрированные уроки, уроки с компьютерной поддержкой.

?нтегрированные уроки проводятся давно, хотя довольно редко в практике работы школ. Специфичностью такого вида урока является пересечение на каком-либо этапе учебного материала двух или более предметов.

?нтегрированный урок – это такая форма проведения урока, где происходит объединение знаний, умений и навыков, полученных при изучении различных предметов, который подразумевает, что обучающиеся смогут осуществить их получение средствами и методами различных учебных дисциплин. Это способствует формированию научного представления о мире как о целостной системе отдельных взаимосвязанных частей. Особое место при использовании интегрированного подхода отводится бинарному (интегрированному) уроку. Это не урок с компьютерной поддержкой, где учителем информатики проводится подготовительная работа, а в дальнейшем, он выступает в качестве лаборанта, обеспечивающего работу технических средств обучения. Безусловно, такие уроки тоже крайне важны. В практику работы школы внедряется метод использования различных видов технических средств обучения на всех уроках.

На интегрированном уроке учитель информатики выступает равным партнером своему коллеге. Целесообразно использовать сдвоенные уроки, что позволительно в старшем звене школы. В 5-8-х классах по нормам СанПина сдвоенные уроки проводить запрещено, поэтому на каждую дисциплину (в случае бинарного урока) отводится примерно 50% времени, отведенного на урок.

Виды интегрированных уроков могут быть различные: объяснение нового материала, закрепление и обобщение знаний, урок-практикум и т.д.

Важно, чтобы восприятие нового материала или закрепление ранее полученных знаний проводилось как по одному предмету, так и по другому. Компьютеру в этом случае должна отводиться роль не только как средства создания, обработки и хранения электронного документа, но и как объекта познания.

При проведении интегрированных уроков информатики и другого школьного предмета обучающиеся видят практическую направленность информатики и применение ее основ в дальнейшей деятельности.

Важно отличать интегрированные уроки от уроков с компьютерной поддержкой, где учитель информатики может выступить в качестве лаборанта или консультанта. Роль его в этом случае сводится к обеспечению унарного урока по какой-либо дисциплине техническими средствами обучения и демонстрации программного продукта, например, интерактивной презентации, учебного фильма, обучающей или тестирующей программы. ?нтегрированный урок подразумевает, что обе дисциплины равноправны, распределение времени на нем, отведенное для каждого предмета и учителя, примерно одинаково. На таком уроке ставятся цели и задачи, относящиеся как к одному предмету, так и к другому, таким же образом подводится итог урока и отметки выставляются по обоим предметам. Какие же предметы можно интегрировать с информатикой? Предметы гуманитарного цикла целесообразно изучать с помощью текстового редактора и интерактивных презентаций. Например, по русскому языку можно предложить выполнять задания не в тетради, а на компьютере, исторический материал можно оформить в виде интерактивной презентации, для решения математических, физических, биологических или экономических задачи можно использовать табличные процессоры или составить программу. Таким образом, интегрированные уроки и внеклассные мероприятия способствуют реализации принципа объединения разрозненных частей научного знания, а также добиваются достижению цели адаптации обучающихся в современных жизненных условиях.

?деям интеграции информатики и других школьных дисциплин отвечает использование элементов проектной технологии. Обучающимся предлагается выполнить проектно-исследовательскую работу с привлечением дополнительного материала по одному из школьных предметов. Компьютер дает возможность создать красочный мультимедийный продукт либо с помощью компьютерных презентаций, либо в формате Web-страницы, с привлечением исторических фактов и материалов, подборкой фотографий и других объектов графики, в том числе и создаваемых самостоятельно. В старших классах возможно создание интерактивных презентаций, представляющих собой электронный мини-учебник, в котором содержится материал какой-либо темы одной из школьных дисциплин. Как известно, в курсе физики, химии и биологии изучаются микро и нано объекты. ?х нельзя увидеть невооруженным глазом. Но важно знать и представлять себе процессы, которые происходят внутри клетки, молекулы, атома. Для иллюстрации этих явлений и процессов обучающимся можно предложить разработать мультимедийную презентацию для иллюстрации объяснительного материала, какого-либо процесса или явления. Это уже не просто слайд-шоу, а интерактивная презентация, по которой можно перемещаться в произвольном порядке, удобном пользователю. Здесь можно увидеть как взаимодействуют между собой атомы во время химической реакции, как живет клетка, как движется ток по проводам. Наиболее благоприятные условия для использования возможностей компьютера существуют в условиях профильной школы, где необходимо представить компьютер в качестве технического средства для обработки различного вида информации. Для обучающихся социально-экономического класса в рамках проектной деятельности предлагается разработать проект собственного предприятия. Состав такого проекта подразумевает творческую работу в различных офисных приложениях, которая включает в себя: визитную карточку директора предприятия, приглашение на презентацию и рекламный проспект, выполненные в текстовом редакторе со вставкой графических объектов; электронную презентацию предприятия, выполненную в режиме слайд-шоу; модель базы данных персонала и расчет рентабельности предприятия в табличном процессоре. Для выполнения такой работы необходимо обладать знаниями по экономике, а также самостоятельно овладевать умениями и навыками при работе с офисным приложением. Цель выполнения проекта - показать практическую направленность курса информационных технологий.

?деям интеграции отвечают также и работы, связанные с моделированием каких-либо процессов или явлений, происходящих в природных или техногенных объектах.

Мною разработана программа для проведения занятий спецкурсов и элективных курсов в 10–11-х классах по теме “Компьютерное моделирование” В качестве рассматриваемых задач обучающимся предлагается построить компьютерные модели, которые можно описать с помощью компьютерной программы и табличного процессора:

  • по физике - “Движение тела с учетом сопротивления окружающей среды”, “Свободное падение тела”, “Взлет ракеты”, “Движение заряженных частиц”;
  • по математике - “Приближенное решение уравнений методом половинного деления”, вероятностная модель Монте-Карло, “Построение графиков функций”.

Но физика и математика имеют много точек соприкосновений с информатикой, в частности, с теорией построения компьютеров, который является техническим устройством, а, следовательно, основан на законах физики; принципы работы компьютеров используют логико-математические законы и двоичную арифметику. Гораздо интереснее, на мой взгляд, связать с информатикой предметы, которые кажутся далекими друг от друга. Что может быть общего у биологии и информатики? Компьютер – это устройство, созданное человеком, а биология изучает явления и процессы, происходящие в живой природе. Оказывается, можно. В качестве примера можно предложить построить модель динамики популяций, где предусмотреть различные состояния экологической системы хищник-жертва и провести сложные расчеты в табличном процессоре при различном наборе данных.

?нтегрированный подход в обучении и образовании является составной частью технологии проблемного обучения, использует элементы других педагогических технологий, таких, как развивающего и личностно-ориентированного обучения, формирования приемов учебной работы, проектной деятельности. Он способствует формированию компетенций и компетентностей ученика, а, в конечном счете, активизирует познавательную и мыслительную деятельность, формирует творчески активную личность.

 Литература:

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.: [Электронный ресурс] – Режим доступа к ст. - /http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html
  2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования: [Электронный ресурс] – Режим доступа к ст. - /http://www.ug.ru/02.42/t9.htm
  3. Костарев ?.С. Концепция интегрированного обучения: [Электронный ресурс] – Режим доступа к ст. – /http://school4-perm.narod.ru/kio.htm
  4. Максимова В.Н. ?нтеграция в системе образования. - СПб, 1991.
  5. Рогушина Т.П. ?нтегрированный подход в обучении. [Электронный ресурс] – Режим доступа к ст. – /http://festival.1september.ru/2005–2006


Поиск по всей базе материалов:

© Блог Димы Шпилера / Учебные материалы

Читать еще:

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

02.11.17: «Стрепсилс» изымают из аптек: почему и что это для нас значит? (Спойлер: да, в общем-то, ничего)

30.10.17: Подробности об эпидемии пневмонии-2017

25.10.17: Что такое "внебольничная пневмония" 2017 года?

22.10.17: Особенности гриппа "Мичиган" (штамм сезона 2017-2018 гг.)

09.09.17: Чемпионский титул или смартфон? Выбор для подростка

26.08.17: Букеты из чая, кофе и конфет


11.08.17: Готовимся к 1 сентября: Модные букеты 2017

16.07.17: До какого возраста и на каком сиденье необходимо автокресло ребенку. Изменения в ПДД с июля 2017

09.07.17: Влияют ли позы партнеров на вероятность успешной беременности и если да, то как.

02.07.17: Режутся зубки у ребенка: чем снимать боль



Подписаться на новые статьи:





RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Урок английского языка "You"II be famous!"
контакты
Рейтинг@Mail.ru