детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Урок литературы в 10-м классе. Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание". Вступительный урок. Символика романа. Знакомство с главным

Цель: знакомство с символикой романа, с главным героем; побуждение к внимательному, вдумчивому чтению произведения.

Предварительное домашнее задание группам учащихся к данному уроку:

При чтении романа выписать в тетрадь примеры использования автором

1 группа: желтого и красного цвета;

2 группа: числа “четыре”;

3 группа: числа “семь”;

4 группа: числа “одиннадцать”;

5 группа: действий, происходящих на лестнице;

6 группа: действий, происходящих в незамкнутом пространстве (на площадях, улицах, в проходных комнатах).

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя.

Мы приступаем к изучению одного из самых сложных произведений мировой литературы. По словам академика Д. С. Лихачёва, роман “Преступление и наказание” не предназначен для быстрого чтения. В нём поставлены острые моральные и философские вопросы. Достоевский доверял внимательному и вдумчивому читателю и поэтому многое недоговаривал, рассчитывая на духовное приобщение читателя к своему миру. В этом духовном мире имеет значение и разное положение топора во время убийства процентщицы и Лизаветы, и описание внешности Раскольникова, и “жёлтый” цвет, наиболее устойчивый в романе, и тридцать копеек, которые Соня вынесла Мармеладову на похмелье, и слово “вдруг”, употребляющееся на страницах романа около 560 раз, и числа “семь”, “четыре”, “одиннадцать”, как бы преследующие Раскольникова, и многие другие детали.

При чтении романа “Преступление и наказание” имеет значение буквально всё: и числа, и имена, и фамилии, и петербургская топография, и время действия, и даже отдельные слова, – лишь медленное чтение романа даст возможность читателю постигнуть весь его замысел и понять редчайшее искусство мысли Достоевского.

Сегодня мы познакомимся со значением некоторых символов романа. Начнём с имён некоторых героев.

II. Работа над символикой романа.

(Сообщение учителя и наблюдения учащихся над использованием символов в тексте романа. Это задание было дано перед прочтением романа, чтобы самостоятельное чтение не было поверхностным, но значение символов объясняется только сейчас.)

Раскольников Родион Романович

Фамилия имеет двойное толкование:

1. Раскол – раздвоение (ведь в Раскольникове как бы два человека: гуманист и убийца; отсюда и двойники, двойное портретирование).

2. Раскол – раскольничество (старообрядчество, староверие) – течение, возникшее в XVII веке в русской церкви как протест против новшеств патриарха Никона. Раскол характеризуется одной мыслью, фанатизмом и упрямством.

Раскол родины Романовых, т.е. протест против нравственной атмосферы, порядков этого государства.

Порфирий Петрович.

Порфирий – “багряный”. Это цвет царской мантии. Отчество – намёк на монаршью власть (Пётр I). Раскольников, нарушив заповедь “не убий”, вступил в конфликт с двумя правдами – Божьей и человеческой.

Соня Мармеладова – символизирует Божью правду. Следователь представляет в романе правовое начало.

Жёлтый (желчный) – 1) цвет болезни, расстройства, надрыва печали. Сам грязно-жёлтый, уныло-жёлтый, болезненно-жёлтый цвет вызывает чувство внутреннего угнетения, психической неустойчивости, общей подавленности; 2) в русской литературе образ Петербурга прочно ассоциируется с жёлтым цветом. (Учащиеся приводят примеры использования жёлтого цвета из текста).

Красный цвет – символизирует кровь: Раскольников приносит старухе кольцо с красным камнем.

Лестница – это символ подъёма, борьбы, усилий. Это восхождение и нисхождение. Путь Раскольникова – это буквально путь “вверх” и “вниз”. Раскольников спускается и поднимается по лестнице 48 раз. (Примеры учащихся из текста).

Незамкнутое пространство (порог, прихожая, площадка, улица) – получают значение точки, где совершается кризис, неожиданный перелом судьбы, где принимаются решения, переступают заветную черту, обновляются или гибнут. Комната Раскольникова, комната Мармеладовых (проходная) – символизируют незащищённость (ср. “мой дом – моя крепость”), это и открытость (Мармеладов), и деталь образа Петербурга (уличные сцены) – города – преступника и соучастника преступлений. (Примеры из текста).

Цифровая символика

Вы уже заметили, что в романе некоторые числа настойчиво повторяются. Это не случайно. Цифровая символика в романе основана на фольклорных и библейских образах, а также на теории пифагорейцев, которая была известна Достоевскому. Это теория о влиянии чисел на жизнь человека. Существует такая легенда: Пифагор утверждал, что он сын бога Гермеса и земной женщины. Однажды отец сказал Пифагору, что он может просить всё, что захочет, кроме бессмертия. Пифагор просил сохранить ему память обо всех жизнях, которые ему предстоит прожить. Пифагор известен как талантливый стратег, экономист, математик. В Греции он организовал школу для юношей, но с каждого взял клятву, что тот будет молчать о знаниях, полученных в школе. Один из учеников нарушил клятву, и мир узнал о теории пифагорейцев, которая утверждает, что число играет в жизни человека решающее значение.

“4” – число человека. Четыре Евангелия, четыре стороны света, четыре этапа жизни человека, четыре времени года, четыре стены и угла у дома и т. д. Раскольников совершил преступление против человека. (Учащиеся приводят примеры использования числа 4 в романе).

“7” – единение Бога и человека. 3 – число Бога (библейское): Бог триедин, трижды Петр отрекается от Христа и т. д. 3 + 4 = 7- это залог провала дела, неугодного Богу и человеку. (Учащиеся приводят примеры использования числа 7 в романе)

“11” – связь с евангельским текстом. Притча о хозяине, который выходил нанимать работников на виноградник в 3-м часу, в 6-м, в 9-м и, наконец, в 11-м. А вечером заплатил всем поровну, начав с тех, кто пришёл в 11. В этом высшая справедливость. Никогда не поздно опомниться. Это число надежды на возрождение. (Учащиеся приводят примеры из текста).

Это, конечно, не все символические детали романа. Об этих и других мы подробнее поговорим при работе над текстом.

III. Работа над 1 главой.

Знакомство с героем. Многие из вас при написании сочинений мучаются над первой фразой. Это и понятно. ?менно 1-я фраза должна быть очень точной, неслучайной. Давайте посмотрим, насколько информативно 1-е предложение романа.

1)В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, 2) один молодой человек 3) вышел из своей каморки, 4) которую нанимал от жильцов 5) в С-м переулке, на улицу и 6) медленно, как бы в нерешимости, отправился 5) к К-ну мосту.

1. Бедность: богатые старались выехать из города на лето, т. к. невыносимая грязь, вонь от “канав” делали жизнь невыносимой. Это атмосфера преступления.

2. Герой молод.

3. Жильё его даже не комната – каморка.

4. Символ крайней неустроенности, неукоренённости героя: даже каморку нанимал “от жильцов”.

5. Точное указание места действия (для людей, знающих город).

6. Нерешимость (и однокоренные слова) – одно из ключевых слов романа.

“Преступление и наказание” – роман неразрешимых ситуаций и роковых решений.

?так, герой молод, крайне беден и явно что-то задумал, но не решается исполнить. Ключевое слово 1 главы, пожалуй, безобразный и его синонимы.

Безобразная мечта.

  • Как это слово характеризует героя? Как показывает двойственность его натуры?
  • Что же за мечта занимала мысли героя? Что он задумал? (Убить старуху и на эти деньги продолжить образование и помочь потом всем обездоленным; срочно нужны деньги, чтобы помочь сестре и матери).
  • Зачитайте портрет героя. Что же подтолкнуло такого обаятельного человека решиться на убийство? Назовите причины (ответ найдите в 1 главе (3-й абзац).
  • Чего не договаривает герой? В тексте масса многоточий, умолчаний (теория наполеонизма) (4-й абзац, о трусости)
  • С какой целью Раскольников вышел из дому? Почему он шёл нерешительно? (Шёл “делать пробу”)
  • Кто должен стать его жертвой? Зачитайте портрет старухи. Какое впечатление произвела на вас процентщица? – Почему автор сталкивает героя с такой безобразной, жалкой старухой?
  • Почему это не добрая милая женщина? (Заповедь “не убий” распространяется на каждого человека, даже на такого мерзкого, как
  • эта старуха. В этом и гуманизм писателя, и его предупреждение всем).

Вывод: таким образом, мы убедились, что понять автора и его героев можно только внимательно читая роман, не пропуская детали и подробности. Только так мы можем вместе с Достоевским искать истину, ибо литература – это и есть поиск истины.



Поиск по всей базе материалов:

© Блог Димы Шпилера / Учебные материалы

Читать еще:

Новые материалы:

Методическое пособие "Человек и его защита" посвящено воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста по теме: Мой веселый башмачок" :: Разработка "Памятки по русскому языку" для уроков работы над ошибками :: Сокровища русского музыкального искусства в пространстве школьного урока :: Активизация логического мышления учащихся на уроках русского языка при выполнении работы над ошибками :: Коллективные творческие проекты по технологии :: Вечеринка ( The Party ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Гостиная/Шкафы/Стеллажи / Сокол / Стеллаж ПК-9 ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок окружающего мира на тему Когда придет суббота и когда наступит лето?

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тест по экономике для 10–11-х классов общеобразовательного учреждения с социально-экономическим профилем

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Сценарий спортивно-физико-математической эстафеты между учащимися 10–11-х классов и учителями
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD