детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся по информатике в 9-х классах

Программирование – это раздел информатики, задачей которого является разработка программного обеспечения для ЭВМ. В узком смысле слово “программирование” обозначает процесс разработки программы на определенном языке программирования. Разработку средств системного программного обеспечения принято называть системным программированием; разработку прикладных программ называют прикладным программированием. По этому принципу программистов делят на системных и прикладных программистов, в зависимости от типа создаваемых ими программ.

В период существования ЭВМ 1-2-3 поколений для использования компьютера в любой области специалист должен был уметь программировать. В 1985 году, когда в школе вводился курс информатики, авторами первого школьного учебника был провозглашен лозунг “Программирование – вторая грамотность”. Средства прикладного программного обеспечения стали появляться на ЭВМ 3-го поколения. ?х называли пакетами прикладных программ. Но лишь на ЭВМ 4-го поколения, на персональных компьютерах, прикладное программное обеспечение стало массовым и общедоступным. Теперь уже необязательно уметь программировать, знать языки программирования для того, чтобы воспользоваться компьютером. В наше время к программированию (прикладному) специалисты обращаются лишь в том случае, если отсутствует подходящее средство прикладного программного обеспечения для решения нужной задачи. Со временем такая ситуация становится все более редкой.

Возникает вопрос: для чего же тогда нужно изучать программирование? Есть два ответа на этот вопрос. Во-первых, принцип программного управления работой компьютера является одним из фундаментальных принципов информатики. А во-вторых, с точки зрения профориентационной функции предмета программирование является профессиональной областью деятельности, весьма важной, современной и престижной. Профессия программиста – одна из самых дефицитных в мире. Программированию учатся всю жизнь. Подготовка программиста начинается с изучения основных понятий и овладения простейшими приемами. В третьих, язык программирования TURBO PASCAL в настоящее время широко используется в технических ВУЗах для изучения основ программирования. В школьном курсе информатики на программирование выделяется недостаточное количество часов.

Элективный курс по информатике “Программирование на языке TURBO PASCAL” ориентирован на учащихся 9-х классов. Данный курс поможет получить более глубокие знания в области программирования по определенным темам.

Основная цель курса:

  • раскрытие значения программирования и сути профессии программиста;
  • ознакомление учащихся со средой TURBO PASCAL и основами программирования;
  • подготовка учащихся к практическому использованию полученных знаний при решении учебных задач в старшем звене, а затем – в профессиональной деятельности.

Задачи:

  • сформировать навыки программирования линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов;
  • развивать логическое мышление учащихся.

Данная программа рассчитана на 34 часа, один час в неделю.

Дополнительные требования: программное обеспечение TURBO PASCAL.

По окончании курса учащиеся должны

знать:

  • правила представления данных на языке программирования TURBO PASCAL;
  • правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления цикла;
  • правила записи программы;
  • содержание этапов разработки программы: алгоритмизация-кодирование-отладка-тестирование;

уметь:

  • составлять программы решения вычислительных задач;
  • программировать простой диалог;
  • работать в среде программирования;
  • осуществлять отладку и тестирование программы TURBO PASCAL.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Программист – профессия будущего.

1

1

-

2

Язык программирования TURBO PASCAL.

33

15,5

17,5

2.1

Работа в среде TURBO PASCAL.

1

0,5

0,5

2.2

Алфавит TURBO PASCAL. Структура программы.      

2.3

Типы данных языка TURBO PASCAL.

2

1

1

2.4

Переменные и константы в TURBO. PASCAL’е. Арифметические выражения и оператор присваивания.

4

2

2

2.5

Организация ввода – вывода. Программирование линейных алгоритмов.

6

3

3

2.6

Программирование ветвящихся алгоритмов.

8

4

4

2.7

Программирование циклических алгоритмов.

10

5

5

  Практическая работа.

2

 

2

  ?того:

34

16,5

17,5

Содержание

1. Программист – профессия будущего.

Профессия программиста. Программирование. Языки программирования и история их развития.

2. Язык программирования TURBO PASCAL.

2.1. Работа в среде TURBO PASCAL. Вход в среду. Выход из среды. Открытие нового окна. Открытие уже существующего файла (программы).

2.2. Алфавит TURBO PASCAL. Структура программы.

2.3. Типы данных языка TURBO PASCAL.

2.4. Переменные и константы в TURBO PASCAL. Арифметические выражения и оператор присваивания.

2.5. Программирование линейных алгоритмов. Теоретическая часть: понятие алгоритма, виды алгоритмов, линейный алгоритм.  Практические занятия: составление программ.

2.6. Программирование ветвящихся алгоритмов.

Теоретическая часть: определение ветвящегося алгоритма, условный оператор, полная и неполная форма условного оператора, оператор выбора. Практические занятия: составление программ.

Программирование циклических алгоритмов.

Теоретическая часть: определение циклического алгоритма, цикл с предусловием, цикл с постусловием, цикл с параметром.

Практические занятия: составление программ.

Методы обучения

?спользуются следующие методы обучения:

№ п./ п.

Основные группы методов обучения

Основные подгруппы методов обучения

Примеры

1.

Методы организации и осуществления учебных действий и операций

1.1. Перцептивные методы (передачи и восприятия учебной информации посредст- вом чувств):

Словесные методы
Наглядные методы
Аудиовизуальные  методы
Практические
Методы

Лекция, рассказ, беседа

?ллюстрации, демонстрации

Сочетание словесных и наглядных методов

Упражнения, выполнение практических заданий

    1.2. Логические мето- ды:

?ндуктивный метод
Дедуктивный метод
Метод аналогий

 

   

1.3. Диагностические методы (организация и осуществление мысли-тельных операций):

Проблемно-поисковый метод

Репродуктивный метод

Проблемное изложение, исследовательский метод, эвристический метод

?нструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическую тренировку

   

1.4. Методы самоуп -равления учебными действиями

Самостоятельная работа с книгой, обучающими программами, объектами труда и так далее

3.

 

2.1. Методы контроля

Лабораторный контроль, машинный контроль, самоконтроль

Мониторинг

В конце каждого занятия учащиеся составляют мини – программы. В завершении элективного курса ребятам предлагается выполнить итоговое задание. Например, составить тестовую программу.

Ожидаемые результаты

  1. Раскрытие значения программирования и сути профессии программиста.
  2. Ознакомление учащихся со средой и основами программирования на языке TURBO PASCAL
  3. Учащиеся должны уметь применять полученные знания при решении учебных задач в старших классах, а затем – в профессиональной деятельности.

Литература

  1. ?нформатика. Базовый курс. 7-9 классы / ?.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2003. – 384с.: ил.
  2. ?нформатика: Базовый курс / С.В. Симонович и др. – СПб.: Питер, 2003.
  3. ?нформатика. Задачник-практикум в 2 т. / Под ред. ?.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1. – М.: Б?НОМ. Лаборатория знаний, 2003.
  4. Н. Культин. TURBO PASCAL в примерах и задачах.- БХВ-Петербург, 2003
  5. Лебедева Э.В. Методическая поддержка курса “Программирование на языке TURBO PASCAL.
  6. Г.Г. Рапаков, С.Ю. Ржеуцкая TURBO PASCAL для студентов и школьников.- БХВ-Петербург, 2003
  7. В.?. Тишин. Основы программирования. 2002 г.


Поиск по всей базе материалов:

© Блог Димы Шпилера / Учебные материалы

Читать еще:

Новые материалы:

Урок москвоведения в 4-м классе начальной школы по теме: "Я — москвич, Москва — мой дом" :: Нестандартный урок истории по теме: "Иван Грозный — государь всея Руси" :: Тема урока: И.А. Крылов. Басня "Зеркало и обезьяна" :: Урок по теме: "Изменение глаголов по числам" (русский язык, 2-й класс, 1—4) :: Урок русского языка на тему: "Однородные члены предложения. Знаки препинания между ними" (4-й класс) :: Форма воды ( The Shape of Water ), 2017 ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Российские студенты продолжают сходить с ума. Теперь и в Орле!

Не успел один несчастный влюбленный студент из Бауманки угробить сначала предмет своей влюбленности, а потом и себя, как в Орле уже, наоборот, девушка поступает со своим возлюбленным еще круче, и тоже исключительно из романтических чувств. Правда, на себя ей решимости уже не хватило.

Масленица - 2018

Бакшевская Масленица (Маслострой) - самая массовая самодеятельная масленица современной России - ждет новых участников!

Масленица - 2018

Бакшевская Масленица (Маслострой) - самая массовая самодеятельная масленица современной России - ждет новых участников!


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

контакты
 
Рейтинг@Mail.ru