детские
Хелси и Смарт официальный сайт
Хелси и Смарт официальный сайт

Закон убывания маржинальной отдачи : Экономика

Цель урока: научить учащихся считать маржинальные затраты, маржинальную выручку, маржинальную прибыль.

Учащиеся должны знать: понятия “затраты”, “выручка”, “прибыль”, “маржинальная выручка”, “маржинальные затраты”, “маржинальная прибыль”. Суть закона убывания маржинальной отдачи. Различие между общей и маржинальной выручкой, общими и маржинальными затратами, общей и маржинальной прибылью. Различие между краткосрочным и долгосрочным периодами.

Учащиеся должны уметь: вычислять на примерах общие, маржинальные затраты, общую и маржинальную выручку, общую и маржинальную прибыль. Анализировать причины убывания маржинальной отдачи.

План урока:

  1. Объяснение закона убывания маржинальной отдачи на основе деловой игры “Фабрика пиццы” - 20 мин.
  2. Практическое занятие: расчет маржинальной отдачи на примере работы типографии – 25 мин.
  3. Самостоятельная работа – 30 мин.
  4. Домашнее задание: условно “открыть” любое производство, рассчитать маржинальную выручку, маржинальные затраты, и определить, сколько следует нанимать работников в их конкретной ситуации – 5 мин.

ОПИСАНИЕ УРОКА:

Определение:

Маржинальные (предельные) затраты – реальная сумма затрат, в которую обходится изготовление каждой дополнительной единицы продукции.

I. Деловая игра “Фабрика пиццы”.

На листок бумаги кладется перевернутая тарелка, обводится фломастером. Вырезается. На вырезанной “пицце” следует нарисовать оливки (два синих маленьких кружочка), колбасу (два красных больших кружочка) и грибы (два гриба желтым цветом).

Задание: за 2 минуты изготовить как можно больше пиццы. Каждый делает все сам от начала и до конца.
Нужны факторы производства или ресурсы: трудовые ресурсы (люди), капитал (один стол, бумага, фломастер, тарелка, ножницы), земля (пол помещения). Ресурсы не меняются.

Кол-во работников

Кол-во изг.пиццы (общий выпуск,общая отдача от ресурсов)

Марж.выпуск (отдача)

0
1
2
3
4
5

0
4
10
17
22
19


+4
+6
+7
+5
-3

Из проведенной игры видно, что следует нанять 4 человека (как только маржинальный выпуск с "–" – никого не следует нанимать).

Определение:

Маржинальная (дополнительная) отдача – это изменение общей отдачи (общего выпуска) в результате найма одной дополнительной единицы.

Закон убывающей предельной производительности факторов производства: если фирма наращивает объем использования только некоторых или одного из факторов производства, то прирост выпуска, приносимый дополнительными объемами этих факторов, в конце концов начнет снижаться. В рассмотренной выше игре именно это и произошло. Увеличив объем использования труда, фирма не увеличила объема использования капитала. В результате дополнительно нанятый работник не смог полностью реализовать свой трудовой потенциал и его личная производительность оказалась ниже, чем у других, нанятых ранее.

Увеличение масштабов производства всегда требует тщательного обоснования – как бы не получилось, что маржинальные (предельные) затраты на производство дополнительной единицы товара сравняются с выручкой от ее продажи и прибыль станет нулевой.

При такой экономической ситуации фирме следует прекратить наращивание выпуска товаров, пока она не найдет способ либо снизить предельные затраты на их изготовление, либо довиться сбыта товаров по более высокой цене.

II. Практическое задание.

Вы – владелец небольшой типографии. Вы решили напечатать настенные календари.
Вы рассчитали, сколько календарей может произвести типография с разным количеством рабочих, и теперь вам предстоит решить, сколько рабочих имеет смысл нанять.

Число нанимаемых рабочих 1 2 3 4 5 6
Кол-во календарей, производимое в месяц 150 400 650 850 950 1000
Изменение в кол-ве производимых календарей (марж.выпуск) 150 250 250 200 100 50

При увеличении числа работников количество производимой продукции также растет, но, начиная с четвертого работника дополнительное количество выпускаемых календарей становится все меньше по мере найма новых и новых работников.

Ситуация на рынке такова, что типография может продавать сколько угодно календарей по 30 рублей за каждый. При этом есть возможность нанять сколько угодно квалифицированных типографских рабочих, платя им по 4000 рублей в месяц.

Во-первых, необходимо подсчитать выручку, которую сможет получить типография при каждой возможной величине выпуска. Затем надо определить, какая дополнительная выручка может быть получена при найме еще одного работника. Это можно сделать, сравнив выручку при одной величине выпуска с общей выручкой, которая будет получена при найме дополнительно еще одного рабочего. Надо сравнить дополнительную выручку от найма каждого последующего рабочего (она называется маржинальной выручкой) с дополнительными (маржинальными) затратами, связанными с оплатой его труда (которые в примере всегда составляют 4000 рубля в месяц).

Число нанятых рабочих 0 1 2 3 4 5 6
Полный выпуск, шт 0 150 400 650 850 950 1000
Маржинальный выпуск,шт 0 150 250 250 200 100 50
Цена, руб. 0 30 30 30 30 30 30
Общая выручка 0 4500 12000 19500 25500 28500 30000
Маржинальная выручка 0 4500 7500 7500 6000 3000 1500
Общие затраты   4000 8000 12000 16000 20000 24000
Маржинальные затраты 0 4000 4000 4000 4000 4000 4000
Общая прибыль   +500 +4000 +7500 +9500 +8500 +6000
Маржинальная прибыль   +500 +3500 +3500 +2000 -1000 -2500

Маржинальный выпуск :

  1. 150 – 0 = 150
  2. 400 – 150 = 250
  3. 650 – 400 = 250
  4. 850 – 650 = 200
  5. 950 – 850 = 100
  6. 1000 – 950 = 50

Общая выручка = полный выпуск * цена :

  1. 150 * 30 = 4500
  2. 400 * 30 = 12000
  3. 650 * 30 = 19500
  4. 850 * 30 = 25500
  5. 950 * 30 = 28500
  6. 1000*30 = 30000

Маржинальная выручка:

  1. 4500 – 0 = 4500
  2. 12000 – 4500 = 7500
  3. 19500 – 12000 = 7500
  4. 25500 – 19500 = 6000
  5. 28500 – 25500 = 3000
  6. 30000 – 28500 = 1500

Общие затраты:

  1. 4000 * 1 = 4000
  2. 4000 * 2 = 8000
  3. 4000 * 3 = 12000
  4. 4000 * 4 = 16000
  5. 4000 * 5 = 20000
  6. 4000 * 6 = 24000

Маржинальные затраты :

  1. 4000 – 0 = 4000
  2. 8000 – 4000 = 4000
  3. 12000 – 8000 = 4000
  4. 16000 – 12000 = 4000
  5. 20000 – 16000 = 4000
  6. 24000 – 20000 = 4000

Общая прибыль = общая выручка – общие затраты

Маржинальная прибыль = маржинальная выручка – маржинальные затраты

Из расчетов видно, что следует нанять 4 работника ( если маржинальная прибыль положительная, то общая прибыль больше, если маржинальная прибыль отрицательная, то общая прибыль меньше – маржинальная прибыль +2000, общая прибыль самая большая +9500).

III. Самостоятельная работа.

Постановка задачи: Предположим, что ваша типография является монополистом. Это значит, что вы не испытываете конкуренции при продаже календарей. Вы обнаружили, что положение монополиста позволяет назначать цену выше 30 рублей, если сократить производство и продавать ежемесячно меньшее число календарей. Наоборот, чтобы продать больше календарей, типографии придется снизить цену. Сколько рабочих вам следует нанять в данной ситуации. Рабочим по-прежнему заработная плата начисляется в размере 4000 рублей в месяц.

Число нанятых рабочих 0 1 2 3 4 5 6
Полный выпуск 0 150 400 650 850 950 1000
Маржинальный выпуск 0 150 250 250 200 100 50
Цена, руб.   60 50 40 30 23 20
Общая выручка 0 9000 20000 26000 25500 21850 20000
Маржинальная выручка 9000 11000 6000 -500 -3650 -1850
Маржинальные затраты 0 4000 4000 4000 4000 4000 4000
Маржинальная прибыль   +5000 +7000 +2000 -4500 -7650 -5850

Следует взять 3-х работников, как только маржинальная прибыль стала отрицательной.

© Блог Хелси и Смарт / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Внеклассное занятие по чтению на тему: "Зимушка-зима" в форме викторины "Поле чудес" :: Применение математических знаний на уроках физики :: Урок физики по теме: "Параллельное и последовательное соединения проводников" (8-й класс, базовый курс) :: Вежливый отказ :: Урок чтения: "Стихи Агнии Львовны Барто" :: Математический кружок, 1-й класс :: Исследовательская работа в начальной школе ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:
Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Карта ветров и загрязнения воздуха в режиме реального времени

Пока сайт Мосэкомониторинга никак не откроется вновь, предлагаю посмотреть на глобальную карту ветров с данными загрязненности воздуха диоксидом серы, предоставляемую NASA. Эта карта настолько завораживает, что на нее можно смотреть вечно.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Карта ветров и загрязнения воздуха в режиме реального времени

Пока сайт Мосэкомониторинга никак не откроется вновь, предлагаю посмотреть на глобальную карту ветров с данными загрязненности воздуха диоксидом серы, предоставляемую NASA. Эта карта настолько завораживает, что на нее можно смотреть вечно.

Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD