детские
Хелси и Смарт официальный сайт
Хелси и Смарт официальный сайт

Интегрированный урок пресс-конференция "Что в имени твоем, Байкал" : География

Задачи: углубить и расширить знания учащихся по данной теме, развитие познавательного интереса, творческого мышления учащихся; совершенствовать умения школьников в работе с дополнительной литературой; формирование умения выступать перед аудиторией, развивать экологическую культуру школьников.

Тип урока: урок совершенствования  знаний, умений и навыков.

Вид урока: пресс-конференция.

Оборудование: атласы, энциклопедии, справочники, физическая карта России, картосхемы озера Байкал, схема ветров Байкала, стенды "По Байкалу", "Байкал - жемчужина Сибири", "Баргузинский заповедник", видеофильм.

Ведущий (учитель географии).

Группа ученых в составе географов, биологов, экологов организовала экспедицию в один из красивейших уголков нашей необъятной России. В ходе экспедиции собран материал об удивительном озере.

Для подведения итогов экспедиции в этот зал (кабинет географии) приглашены ученые-эксперты, корреспонденты СМИ, тележурналисты.

Я приветствую всех участников и объявляю тему сегодняшней пресс-конференции "Что в имени твоем, Байкал?"

Эксперты-географы.

Общие сведения об озере Байкал: самое глубокое, прозрачное, наиболее значительное по объему водной массы (23 тыс.куб.км), что составляет одну пятую часть пресных вод мира, уникальное по составу животного мира. Длина озера 636 км, ширина максимальная - 81 км, средняя - 50 км, глубина - средняя 731 м, максимальная - 1637 м.

Вопрос из зала. Кого считают первым исследователем Байкала?

Русские землепроходцы появились на берегу Байкала в XVII веке. Первым исследователем, который оставил для потомков "Чертеж Байкала и в Байкал падучим рекам", а также сведения о рыбах озера и пушных зверях прибрежной тайги, следует считать казачьего пятидесятника, землепроходца Курбата Иванова, который в 1643 году из Верхоленского острога с группой казаков и промышленных людей достиг западных берегов Байкала, побывав на острове Ольхон.

Вопрос из зала. Что означает слово "Байкал"?

"Байкал" - слово тюркоязычное, происходит от Бай-Куль, что значит "богатое озеро". Некоторые авторы полагают, что это слово происходит от монгольского Байгал - "богатый огонь", или Байгал-Далай - "большое озеро". Но эти гипотезы научно недостаточно обоснованы и широкого признания не получили.

Народы, обитающие в Прибайкалье, вероятно, каждый по-своему именовали озеро: эвенки называли его Ламу, т.е. "море", а буряты Байгал-Нуур - "озеро Байкал". Но это, скорее, переводы на свой язык уже существовавшего названия. В общем, этот вопрос окончательно еще не решен и ждет своих исследователей.

Эксперты-георгафы.

Озеро Байкал расположено на юге Восточной Сибири. Байкал - одно из древнейших озер мира, ему около 25 млн лет, но, в отличие от многих других озер, никаких признаков его старения нет. Геофизики выдвинули предположение  о том, что Байкал - это зарождающийся океан. Подтверждение этого они видят в расхождении берегов озера (со скоростью до 2 см в год).

Начало формирования котловины: образование в конце мезозоя, возрождение в начале кайнозоя (современные очертания - недавно - несколько млн. лет), прибрежные хребты - в протерозое. Технические процессы продолжаются и сейчас.

Озеро окружено горами, довольно крутые берега, хребты Приморский, Байкальский, Хамар-Дабан, Баргузинский. Много, более 20 островов. Самый крупный - Ольхон.

Вопрос из зала. Бывают ли на Байкале землетрясения?

Да, бывают, и довольно часто - в течение года до 2 тысяч, но они, в основном, слабые и фиксируются только сейсмографами. Примерно один раз в 10 -12 лет бывают землетрясения в 5 -6 баллов, а один раз в 20 -23 года - более сильные и разрушительные землетрясения - от 7 до 9 баллов и выше. К примеру, в 1959 году наблюдалось катастрофическое землетрясение в средней котловине озера, а мае и июне 1981 года  в котловине озера произошло несколько землетрясений, одно из них силой 9 баллов в эпицентре.

Эксперт-географ.

Климат вокруг резко-континентальный, а на Байкале свой микроклимат: по берегам температура января -14, -17 градусов, t июля +15, +18 градусов. t воды +3,+10 градусов, у берегов +19 градусов. Причины: размеры озера, объем воды, рельеф.

Под влиянием климатических особенностей рельефа сформировался местный ветровой режим: ветер сарма, верховик, баргузин, култук и др.

Вопрос из зала. Какой ветер считается на Байкале самым свирепым?

Сарма. Ни один рыбак не станет выходить в море при таком ветре.

Вопрос из зала. Почему на о.Ольхон выпадает мало осадков, хотя он расположен посередине Байкала?

При переваливании через Приморский и Байкальский хребет воздушные массы скатываются с гор в котловину, значительно ускоряются и нагреваются. При этом предел насыщения водяного пара повышается, относительная влажность падает, и осадки на западном берегу озера и на острове не выпадают.

Эксперт-географ.

Ледовый режим: в среднем замерзание Байкала начинается 21 декабря, а кончается 16 января, т.е. на полное замерзание требуется около месяца. В первую очередь, в конце октября льдом покрываются заливы. Северная часть Байкала замерзает на месяц раньше, настолько же позднее вскрывается.

Вопрос из зала. Был ли Байкал в ледниковый период постоянно покрыт льдом?

Постоянного ледяного покрова даже в период максимального развития ледников на Байкале не было. Если бы Байкал в течение длительного времени был покрыт сплошным ледяным покровом, жизнь в озере стала бы невозможной. А в настоящее время в Байкале живут организмы, которые возникли задолго до ледникового периода и, почти не изменившись, дожили до наших дней (например, губки, голомянки, бокоплавы и др.)

Эксперты-биологи.

Растительный и животный мир Байкала очень богат. В настоящее время в нем известно 1550 видов животных и 1085 видов растительных организмов. Из водорослей наиболее многочисленные - диатомовые (509) , из животных - гаммариды. В Байкале насчитывается 52 вида рыб, к эндемичным относится 27 видов.

В целом, организмы, обитающие в Байкале, характеризуются глубоким эндемизмом (602)

На каменистых грунтах, в пределах солнечного освещения дна, распространены колонии 6 видов губок. Они нигде больше в пресных водоемах не встречаются. Более того, некоторые из них в современных морях уже вымерли. Их остатки находят только в палеоген-неогеновых горных породах, а вот в Байкале они до сих пор живут и процветают. Эти животные поглощают часть минеральных частиц, приносимых в озеро притоками.

Но главные смотрители за чистотой и прозрачностью воды - рачки-гаммариды - бокоплавы. Их в Байкале 255 видов. Около 90% массы рачков составляют 2 вида: эпишура и веслоногий макрогектопус. Они встречаются только на Байкале и надежно хранят чистоту воды, а вместе с ней всю байкальскую неповторимость. Они - родня креветкам. Эпишуру с полным основанием можно назвать  "дворником" Байкала. Длина ее примерно 15 мм. Но под каждым квадратным метром поверхности воды до глубины 50 м его насчитывают до 3 млн. Ими охотно питаются рыбы, не понимая, что каждая эпишура в год очищает 15 кубических метров воды, и чем их больше, тем чище вода. Днем и ночью, летом и зимой пропускают через себя многие литры воды, оставляя из нее себе для пропитания пылеватые частицы и растворенные элементы. Но стоит попасть какому-либо металлу другому из тех 97 веществ, что сбрасывается в воду человеком, эпишуры тут же погибают! Она появилась в Байкале примерно 20млн лет назад, и все ее поколения питались только естественными соединениями. Гибель эпишуры - нарушение чистоты Байкала.

Макрогектопус бесцветный трудно заметить в воде, длина до 3 см. Живет глубже 100 м, но каждую ночь поднимается на поверхность. Он работает ассенизатором. Все, что перестает двигаться, отмирает, тонет - его пища. Попробуй оставить не вытащенными на ночь сети - вытащишь утром только рыбьи скелеты. Но в промышленных стоках, содержащих хотя бы 1-2 элемента, чуждых Байкалу, макрогектопус погибает сразу. Близ Байкальского целлюлозного завода, на мелководье находят мертвых, задохнувшихся омулей - макрогектопус отказывается "убирать" загрязненную промышленными отходами прибрежную часть.

Из рыб в Байкале обитают уникальные виды: голомянка большая и голомянка малая, Они сохранились потому, что не плавают косяками, как другие, а поодиночке. Голомянка на 1/3 состоит из чистого рыбьего жира. Во время Великой Отечественной войны вылавливали ее для раненых, чтобы восстановить силы, она не имеет чешуи, плавательного пузыря. Хорошо амортизирующий жир позволяет без напряжения подниматься и опускаться на глубину 1,5 км.

В Байкале обитает красная рыба - осетр, знаменитая байкальская рыба омуль. Единственный представитель млекопитающих - тюлень, или нерпа. Ученые предполагают, что она проникла из Ледовитого океана по Енисею и Ангаре в ледниковый период.

Вопрос из зала. Чем вызывается изменение цвета воды в Байкале?

Цвет воды в озере зависит от присутствия взвешенных в нем частиц, от глубины, от состояния неба, характера облачности, высоты стояния солнца и др. В открытом Байкале вода обычно синего цвета, вблизи берегов - голубовато-серая. Зеленый цвет воде придают зеленые и диатомовые водоросли.

Вопрос из зала. Можно ли переселять байкальские организмы в другие водоемы?

Омуль, например, переселен и успешно развивается в водоемах Англии, Чехии, Словакии, Японии.

Вопрос из зала. Какая наука занимается изучением озер?

Лимнология - это комплексная наука об озерах. Она изучает взаимодействие протекающих в них физических, химических и биологических процессов, а также историю и эволюцию, как самих водоемов, так и их животного и растительного мира.

Вопрос из зала.  А в каких вузах читается курс  лимнологии?

Специалистов-лимнологов не готовит ни один вуз страны. С основами лимнологии знакомят студентов на кафедрах гидрологии в университетах и гидрометеорологических техникумах.

Вопрос из зала. Какие исследовательские учреждения являются основными на Байкале в настоящее время?

Лимнологический институт Сибирского отделения Академии наук РФ - старейшее научно-исследовательское учреждение в Сибири. Баргузинский и Байкальский заповедники биостанция Иркутского государственного университета и др.

Вопрос из зала. По мнению некоторых  ученых - геофизиков, как мы услышали, Байкал - это зарождающийся океан. Тогда почему в его водах нет китов, и могли бы они здесь жить?

Киты - обитатели открытых морей и океанов. Байкал с самого начала формировался как озеро и с океанами непосредственно никогда не был связан. Поэтому китам в Байкале неоткуда взяться. Если даже допустить, что киты каким-либо  образом могли оказаться в Байкале, то им не хватило бы корма. Планктоноядные киты, (голубой кит, например) в сутки съедают до 4 -5 тонн планктонных рачков - криля. Аналогом криля мог бы быть рачок макрогектопус, но его биомасса слишком мала, чтобы обеспечить прокорм даже небольшого стада из нескольких особей китов.

Ведущий. "Жемчужина Сибири", "Музей живых древностей", "Чудо природы во всех отношениях"- все эти прекрасные слова о Байкале!

К великому сожалению, в последние десятилетия к озеру привлечено внимание в связи не с его уникальностью, а со сложными экологическими проблемами. Давайте послушаем, что нам скажут экологи.

Эксперты-экологи. В условиях бурного развития хозяйства Сибири Байкал не мог полностью избежать влияния человеческой деятельности. Озеро обладает богатыми ресурсами: только общие уловы рыбы здесь превышают многие тысячи тонн. Важное значение имеет судоходство, лесосплав, рекреация. На берегах Байкала проживают около 70 тыс. человек. Режим Байкала изменился с постройкой Иркутской ГЭС (увеличение уровня Байкала на 1 м => помутнение вод => уменьшение общей массы планктона => падение численности омуля). Сказались на Байкале также вырубка лесов, молевой сплав леса по рекам, впадающим в Байкал, применение удобрений, ядохимикатов в его бассейне, строительство БАМа и т.д.

Но в фокусе борьбы за чистоту Байкала оказались два комбината (Байкальский целлюлозный и Селенгинский картонный) - одни из самых опасных загрязнителей воды. Несмотря на длительную и упорную борьбу ученых и общественности против строительства этих комбинатов, их все же построили. Хотя они и оборудованы очистными сооружениями, загрязнение Байкала началось.

Правда, зона загрязнения сравнительно невелика, но зона влияния, в пределах которой отмечают повышение минерализации воды, достигает 250 квадратных км. Вот почему было принято решение о перепрофилировании этих комбинатов на выпуск другой продукции. Однако, и сейчас, после более чем 20 летней борьбы, все необходимые уроки не извлечены. Достаточно сказать о том, что был разработан проект превращения в большой промышленный город поселка Северобайкальск, расположенного в прибрежной полосе озера, которая подлежит строгой охране. Тревогу вызывает и неорганизованный наплыв туристов.

Ведущий. Предлагаю посмотреть видеофильм о Байкале.

Разумеется, мы не можем сохранить природу в ее первозданной чистоте, но обязательным требованием должно быть строгое, экологически обоснованное планирование развития хозяйства, при котором предусматривалось бы бережное отношение к таким уникальным объектам, как Байкал.

Ведущий читает стихотворение А. Вознесенского "Озеро".

Я ночью проснулся. Мне кто-то сказал:

"Мертвое море - священный Байкал".

Я на себе почувствовал взор,

Будто я моря убийца и вор.

Слышу - не спит иркутянин во мгле.

Курит. И предок проснулся в земле.

Когда ты болеешь, все мы больны.

Байкал, ты хрустальная печень страны!

И кто-то добавил из глубины:

"Байкал - заповедная совесть страны".

Плыл я на лодке краем Байкала.

Вечер подсвечивал вполнакала.

Но неужели наука солгала

Над запрокинутым взором Байкала?

И неужели мы будем в истории -

"Эти, Байкал загубили которые?"

Надо вывешивать бюллетень,

Как себя чувствует омуль, тюлень.

Это не только отстойников числа -

Совесть народа должна быть чистой.

Вот почему, указав показуху,

Борются наши прорабы духа,

Чтоб заповедником стало озеро,

Чтоб его воды не целлюлозило,

Чтобы никто никогда не сказал:

"Мертвое море - священный Байкал".

© Блог ВМЭШ / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Уроки по физике и астрономии :: Урок литературного чтения по произведению В.Осеевой "Добрая хозяюшка" (1-й класс) :: Краеведческая мозаика для начальной школы :: Эффективность интегрированного обучения в начальных классах общеобразовательной школы :: Конспекты уроков по теме: "Зеленая аптека" (12 уроков) Региональный компонент спецкурса "Человек и природа" :: Конспект урока математики "Три веселых поросенка и таблица умножения" (3-й класс) :: Конспект занятия для детей старшего дошкольного, младшего школьного возраста. Тема: "Сорок одежек, да все без застежек". Секрет 3 ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:


Школьные занятия: Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Приемы самообезболивания родов - Хелси и Смарт

Приемы самообезболивания родов


RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD