детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Программа элективного курса для 9-го класса по теме: "Основы общей геологии" : География

Пояснительная записка

Геология – в переводе с греческого языка наука о Земле. Изучением нашей планеты занимаются также астрономия, география, геодезия, геофизика и др. Особенность геологии заключается в том, что она изучает состав, строение и историю развития Земли как космического тела и ее наружной оболочки – литосферы, в особенности.

Прикладное значение геологии состоит в том, что эта наука является теоретической основой для поисков, разведки и разработки всех без исключения месторождений полезных ископаемых. Большое значение имеет геология и в других отраслях народного хозяйства, например, в строительстве, сельском хозяйстве, здравоохранении. Дело в том, что ни одно строительство таких объектов, как электростанции, каналы, плотины, мосты, дороги, нефте- и газопроводы и другие сооружения, не может быть начато без предварительных геологических исследований и заключения о возможности строительства в данных геологических условиях. Развитие сельского хозяйства немыслимо без решения комплекса вопросов, связанных с водоснабжением, мелиорацией, обеспечением минеральными удобрениями, защитой сельхозугодий от эрозии и т.п. Решение всех этих вопросов находится в компетенции специалистов-геологов. Обеспечение лечебных учреждений бальнеологическими средствами (минеральными водами, лечебными грязями, медикаментами минерального происхождения) также невозможно без геологических знаний.

Курс состоит из шести разделов, дающих общее представление о форме и размерах Земли, основных геологических процессах, происходящих в земной коре, а также на поверхности Земли. В курсе предусмотрена лекционно-семинарская форма работы, самостоятельная работа учащихся с дополнительной литературой, практические занятия с коллекциями минералов и горных пород по формированию элементарных навыков и умений их определения, практические занятия с геологической картой и на местности.

Цели данного курса:

  • сформировать общее представление о геологии,
  • ознакомить с методами исследования,
  • дать представление об объектах исследования этой науки,
  • развивать умения самостоятельно работать с источниками информации.

Изучение данного курса будет способствовать развитию профессиональной направленности личности школьников.

Планируемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

что изучает геология; определение понятия “геология”, роль геологии в современном мир, методы исследования, связь геологии с другими науками и расчленение ее на отдельные дисциплины, выдающихся деятелей науки; форму и размеры Земли, состав и строение земной коры; минералы, их происхождение, классификацию; главные породообразующие минералы, классификацию горных пород по их происхождению и применению; геологический возраст Земли, геохронологию; понятия экзогенные, эндогенные геологические процессы, геодинамические процессы, магматизм и основные виды их проявления; значение геологических процессов в жизни планеты

Учащиеся должны уметь:

характеризовать влияние природных явлений на формирование Земли; применять полученные знания для объяснения событий, происходящих на поверхности Земли или связанных с ее внутренним строением; объяснять формирование месторождений полезных ископаемых под воздействием геологических процессов; работать с учебной литературой, другими источниками знаний; пользоваться геохронологической таблицей, читать геологическую и тектоническую карту, описывать геологические обнажения; строить разрезы по геологической карте, определять самые распространенные горные породы и минералы, пользуясь определителем.

CОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение (2час)

Геология. Предмет и методы исследования. Связь геологии с другими науками и расчленение ее на отдельные дисциплины.

Раздел I (6 часов)

Общие вопросы.

Тема 1. Форма и размеры Земли.

Общие сведения. Земля в мировом пространстве и ее происхождение. Внешние оболочки Земли.

Тема 2. Земная кора, ее состав и строение.

Физические свойства, строение и состав земной коры,. Минералы, их происхождение, классификация. Главные породообразующие минералы. Горные породы.

Практическая работа №1 . Определение минералов.

Практическая работа №2. Определение горных пород.

Раздел II (8 часов)

Экзогенные геологические процессы

Тема 3. Выветривание.

Выветривание физическое, химическое. Продукты выветривания. Значение выветривания при формировании и изменении месторождений полезных ископаемых.

Тема 4. Деятельность текучих вод.

Работа рек. Речные террасы. Перенос материала временными потоками. Образование россыпных месторождений. Шлиховое опробование.

Тема 5. Ледники.

Распространение ледников, их геологическая роль. Условия существования ледников, образование фирна и ледникового льда. Типы ледников. Аккумулятивная деятельность ледников. Оледенения в истории Земли. Возможные причины оледенений.

Тема 6. Подземные воды.

Распространение подземных вод и их значение. Физические свойства и химический состав. Классификация подземных вод по типам, химическому составу, степени минерализации. Происхождение, источники. Геологическая деятельность. Изменение физических свойств горных пород под влиянием подземных вод.

Тема 7. Озера, болота.

Геологическая деятельность озер и болот. Озера и их типы. Озерные отложения. Болота , болотные отложения. Ископаемые угли.

Тема 8. Осадки и осадочные горные породы.

Общая характеристика осадочных пород. Классификация осадочных пород: обломочные, органогенные, хемогенные. Каустобиолиты.

Раздел III (6 часов)

Эндогенные процессы.

Тема 9. Тектонические движения.

Колебательные тектонические движения. Складкообразовательные и разрывообразовательные движения.

Тема 10. Землетрясения.

Землетрясения как одно из проявлений тектонических движений. Физическая природа землетрясений. Генетическая классификация землетрясений. Причины землетрясений. Сейсмическое районирование и прогноз землетрясений.

Тема 11. Метаморфизм и метаморфические горные породы.

Типы метаморфизма, метаморфические горные породы. Формы залегания метаморфических пород.

Тема 12. Формы залегания осадочных пород. Представление о геологических структурах.

Первичные формы залегания осадочных горных пород. Вторичные формы залегания осадочных горных пород. Складчатые нарушения, разрывные нарушения.

Раздел IV (4 часа)

Геодинамические процессы. Магматизм.

Тема 13. Вулканы.

Морфология вулканов. Продукты извержений. Пирокластические горные породы. Типы вулканов. Распространение вулканов.

Тема 14. Интрузивный магматизм.

Изверженные горные породы. Классификация магматических горных пород. Описание главных магматических горных пород. Распространение различных изверженных пород. Связь месторождений с изверженными породами.

Раздел V (2 час)

Определение времени в геологии.

Тема 15. Определение времени в геологии и геохронологическая шкала.

Основы метода относительной геохронологии, палеонтологический метод определения возраста горных пород. Стратиграфический метод определения возраста. Основы абсолютной геохронологии. Геохронологическая таблица. Теории возникновения жизни на Земле.

Раздел VI (3 часа)

Геологические карты и разрезы.

Тема 16. Геологическая карта.

Геологическая карта, значение, разнообразие.

Практическая работа №3. Описание обнажений.

Практическая работа №4. Построение разрезов по геологической карте.

Раздел VII (3 часа)

Защита рефератов.

Примерные темы рефератов

  1. Земля в мировом пространстве и ее происхождение.
  2. Внутреннее строение Земли и методы его изучения.
  3. Тектоника литосферных плит – современная геологическая теория.
  4. Островные дуги.
  5. Особенности распределения очагов землетрясений на континентах.
  6. Геологическая роль океанов и морей.
  7. Геологическая деятельность текучих вод.
  8. Геологическая деятельность озер и болот.
  9. Геологическая деятельность ветра.
  10. Геологическая деятельность ледников.
  11. Вулканизм на Кавказе.
  12. Формирование рудных месторождений полезных ископаемых на Кавказе.
  13. Осадочные породы как индикатор развития Земли
  14. Эрозионные формы рельефа, останцы.
  15. Осадконакопление в океане.
  16. Ресурсы дна океанов.
  17. Оледенения в истории Земли.
  18. Хозяйственная деятельность в криолитозоне.
  19. Геологическая позиция действующих вулканов.
  20. Прогноз землетрясений.
  21. Техногенные изменения природной среды.
  22. Катастрофические события и вымирание биоты в истории Земли.
  23. Карст, формы, развитие, распространение.
  24. Термокарст и формы его проявления, криптозона и строительство.
  25. Осадочные породы как ключ к пониманию истории Земли.
  26. Влияние атмосферы на геологические процессы.

Учебно-тематический план (34 часа)

№ п/п

Раздел. Тема

Кол-во часов

Методы и формы
обучения
1 Введение

Геология. Предмет и методы исследования. Связь геологии с другими науками и расчленение ее на отдельные дисциплины.

2

Лекционно-семинарские занятия

2

Раздел I. Общие вопросы.

Тема 1. Форма и размеры Земли.

Тема 2. Земная кора, ее состав и строение

6

Лекционно-семинарские занятия

3

Раздел II .Экзогенные геологические процессы

Тема 3. Выветривание.

Тема 4. Деятельность текучих вод.

Тема 5. Ледники.

Тема 6. Подземные воды.

Тема 7. Озера, болота.

Тема 8. Осадки и осадочные горные породы.

8

Лекционно-семинарские занятия

4

Раздел III. Эндогенные процессы

Тема 9. Тектонические движения.

Тема 10. Землетрясения.

Тема 11. Метаморфизм и метаморфические горные породы.

Тема 12. Формы залегания осадочных пород. Представление о геологических структурах.

6

Лекционно-семинарские занятия

5

Раздел IV. Геодинамические процессы. Магматизм.

Тема 13. Вулканы.

Тема 14. Интрузивный магматизм.

4

Лекционно-семинарские занятия

6

Раздел V. Определение времени в геологии.

Тема 15. Определение времени в геологии и геохронологическая шкала.

2

Лекция,
практическое занятие.

7

Раздел VI. Геологические карты и разрезы.

Тема 16. Геологическая карта.

Геологическая карта, значение, разнообразие.

3

Лекционно-семинарские занятия

8

Итоговые занятия

3

Защита рефератов

 

Литература:

1. Общая геология. Рапацкая Л.А. Москва, “Высшая школа”, 2005 г.

2. Общая геология. Короновский Н.В. Изд-во Московского университета, 2002 г.

3. Общая геология. Курс лекций. Кухарчик Ю.В. Минск, 2002 г.

4. Определитель горных пород, минералов и окаменелостей. Музафаров В.Г. “Недра”, 1979 г.

5. Справочник техника-геолога. Солодухин М.А. Архангельский И.В. “Недра”, 1982 г.

6. Энциклопедия для детей. Геология. Москва, “Аванта”, 2000 г.

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Коррекционно-развивающая программа: "Развитие эмоциональной волевой сферы средствами арт-терапии" для работы с дезадаптированными детьми 7–8 лет :: "Нетрадиционный урок – обобщение пройденного материала по теме "Вязание крючком" в форме русских посиделок" :: Как стать вождем Чесночного племени (урок технологии в 5-м классе) :: Как измерить сотрудничество в классе :: Урок математики "Считаем четверками" :: Распрекрасный ( Charming ), 2017 :: Мебель/Мебель для дома/Стулья/Обеденные стулья / ELE / Стул для кабинета ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок окружающего мира на тему Когда придет суббота и когда наступит лето?

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тест по экономике для 10–11-х классов общеобразовательного учреждения с социально-экономическим профилем

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Урок обществознания "?збирательная кампания"
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD