детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Программа факультативного курса по географии "Краеведение с основами экологии" : География

Тема 1. Физико-географическое положение Мурманской области. История исследования Кольского Севера. (4 часа).

Изучение географии, как один из способов познания окружающего мира. География и краеведение. Мурманская область на карте России. Географическое положение и размеры территории. Крайние точки территории, ее протяженность. Административно-территориальное устройство. Пограничные территории . Исследование Кольского Севера.

Практическая работа № 1. Обозначение на контурной карте Мурманской области островов, полуостровов, входящих в состав области, пограничных территорий, крайних точек, Полярного круга.
Практическая работа № 2. Составление маршрута путешествий исследователей Севера.

Тема 2. Природа Мурманской области. (22 часа).

Моря, омывающие Мурманскую область. Природа Баренцева и Белого морей.

Практическая работа № 3. По результатам экскурсии в краеведческий музей и рассказа учителя составить сравнительную характеристику Белого и Баренцева морей.

Понятие рельефа. Строение земной коры на территории Мурманской области . Значение и влияние рельефа на природу, хозяйство, жизнь людей. Важнейшие особенности рельефа Мурманской области . Современное развитие рельефа. Кольская сверхглубокая скважина. Рельефообразующая деятельность древних ледников . Богатство недр Кольского полуострова. Место Мурманской области в России и мире по запасам и добыче полезных ископаемых.

Практическая работа № 4. Обозначение на картосхеме основных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых Мурманской области, объяснение зависимости расположения форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.

Понятие климата. Общие особенности климата Мурманской области. Важнейшие климатообразующие факторы: географичечкая широта, циркуляция воздушных масс, подстилающая поверхность. Степень благоприятности природных условий для жизни человека. Климат и человек. Источники загрязнения атмосферы в Мурманской области. Охрана атмосферного воздуха от загрязнений.

Практическая работа № 5. Определение по синоптической карте особенностей погоды. Составление прогноза погоды.

Практическая работа № 6. Оценка основных климатических показателей, составление графиков хода температур и давления, розы ветров.

Внутренние воды. Роль воды на Земле. Состав внутренних вод. Реки, их значение. Особенности и виды рек Мурманской области. Рыбы Мурманской области. Разнообразие и значение озер. Происхождение озерных котловин в Мурманской области. Озеро Могильное. География многолетней мерзлоты.

Влияние вечной мерзлоты на природные условия местности, на условия жизни и деятельности человека. Болота, их виды. Источники загрязнения гидросферы в Мурманской области. Охрана вод от загрязнений. Экологические последствия загрязнений.

Практическая работа № 7. Составление характеристики одной из рек Мурманской области с использованием тематических карт и климатограмм.

Почва – “особое природное тело”. Типы почв Мурманской области. Строение почвы. Почвенная карта Мурманской области. Загрязнение почв Мурманской области. Пути охраны почв от загрязнений.

Практическая работа № 8. Знакомство с образцами почв Мурманской области, выявление условий почвообразования.

Природные зоны области. Растительный и животный мир Мурманской области. Тундра и лесотундра. Хрупкое равновесие природы в нашем крае. Натиск современной цивилизации в районах Севера . Таежная зона. Характерные особенности таежных ландшафтов. Последствия индустриального освоения тайги.

Практическая работа № 9 . Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

Практическая работа № 10 . Выявление влияния природных условий и ресурсов природной зоны тайги на условия жизни, быт, трудовую деятельность и отдых людей.

Тема 3. Охрана природы Мурманской области. (7 часов).

Охрана природы и охраняемые территории при современных масштабах хозяйственной деятельности. Роль охраняемых природных территорий. Заповедники, заказники и памятники природы Мурманской области. Влияние окружающей среды Кольского Севера на жизнь и быт человека (на примере коренных жителей - саамов). Север и здоровье человека . Влияние экологических факторов на здоровье человека. Классификация загрязнений окружающей среды . Оценка экологического состояния г. Мурманска.

Практическая работа № 11 . Обозначение на картосхеме охраняемых природных территорий.

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Викторина по страноведению для учащихся 9–11-х классов "Up-to-date Multiple Choice Test on English Speaking Countries Study" :: Об истории зарождения традиций славянского фольклора на уроках литературы и во внеурочной деятельности :: Технология обеспечения успеха школьников в учении :: Урок по теме: "Умножение и деление степеней с целым показателем" :: Урок по теме "Ядро". 9-й класс :: Безымянный проект студии Disneytoons ( Untitled Disneytoons Studios Project ), 2019 ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Российские студенты продолжают сходить с ума. Теперь и в Орле!

Не успел один несчастный влюбленный студент из Бауманки угробить сначала предмет своей влюбленности, а потом и себя, как в Орле уже, наоборот, девушка поступает со своим возлюбленным еще круче, и тоже исключительно из романтических чувств. Правда, на себя ей решимости уже не хватило.

Масленица - 2018

Бакшевская Масленица (Маслострой) - самая массовая самодеятельная масленица современной России - ждет новых участников!

Масленица - 2018

Бакшевская Масленица (Маслострой) - самая массовая самодеятельная масленица современной России - ждет новых участников!


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Коллективный способ обучения как один из путей повышения эффективности процесса обучения
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru