детские
Хелси и Смарт официальный сайт
Хелси и Смарт официальный сайт

Программа факультативного курса по географии "Краеведение с основами экологии" : География

Тема 1. Физико-географическое положение Мурманской области. История исследования Кольского Севера. (4 часа).

Изучение географии, как один из способов познания окружающего мира. География и краеведение. Мурманская область на карте России. Географическое положение и размеры территории. Крайние точки территории, ее протяженность. Административно-территориальное устройство. Пограничные территории . Исследование Кольского Севера.

Практическая работа № 1. Обозначение на контурной карте Мурманской области островов, полуостровов, входящих в состав области, пограничных территорий, крайних точек, Полярного круга.
Практическая работа № 2. Составление маршрута путешествий исследователей Севера.

Тема 2. Природа Мурманской области. (22 часа).

Моря, омывающие Мурманскую область. Природа Баренцева и Белого морей.

Практическая работа № 3. По результатам экскурсии в краеведческий музей и рассказа учителя составить сравнительную характеристику Белого и Баренцева морей.

Понятие рельефа. Строение земной коры на территории Мурманской области . Значение и влияние рельефа на природу, хозяйство, жизнь людей. Важнейшие особенности рельефа Мурманской области . Современное развитие рельефа. Кольская сверхглубокая скважина. Рельефообразующая деятельность древних ледников . Богатство недр Кольского полуострова. Место Мурманской области в России и мире по запасам и добыче полезных ископаемых.

Практическая работа № 4. Обозначение на картосхеме основных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых Мурманской области, объяснение зависимости расположения форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.

Понятие климата. Общие особенности климата Мурманской области. Важнейшие климатообразующие факторы: географичечкая широта, циркуляция воздушных масс, подстилающая поверхность. Степень благоприятности природных условий для жизни человека. Климат и человек. Источники загрязнения атмосферы в Мурманской области. Охрана атмосферного воздуха от загрязнений.

Практическая работа № 5. Определение по синоптической карте особенностей погоды. Составление прогноза погоды.

Практическая работа № 6. Оценка основных климатических показателей, составление графиков хода температур и давления, розы ветров.

Внутренние воды. Роль воды на Земле. Состав внутренних вод. Реки, их значение. Особенности и виды рек Мурманской области. Рыбы Мурманской области. Разнообразие и значение озер. Происхождение озерных котловин в Мурманской области. Озеро Могильное. География многолетней мерзлоты.

Влияние вечной мерзлоты на природные условия местности, на условия жизни и деятельности человека. Болота, их виды. Источники загрязнения гидросферы в Мурманской области. Охрана вод от загрязнений. Экологические последствия загрязнений.

Практическая работа № 7. Составление характеристики одной из рек Мурманской области с использованием тематических карт и климатограмм.

Почва – “особое природное тело”. Типы почв Мурманской области. Строение почвы. Почвенная карта Мурманской области. Загрязнение почв Мурманской области. Пути охраны почв от загрязнений.

Практическая работа № 8. Знакомство с образцами почв Мурманской области, выявление условий почвообразования.

Природные зоны области. Растительный и животный мир Мурманской области. Тундра и лесотундра. Хрупкое равновесие природы в нашем крае. Натиск современной цивилизации в районах Севера . Таежная зона. Характерные особенности таежных ландшафтов. Последствия индустриального освоения тайги.

Практическая работа № 9 . Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

Практическая работа № 10 . Выявление влияния природных условий и ресурсов природной зоны тайги на условия жизни, быт, трудовую деятельность и отдых людей.

Тема 3. Охрана природы Мурманской области. (7 часов).

Охрана природы и охраняемые территории при современных масштабах хозяйственной деятельности. Роль охраняемых природных территорий. Заповедники, заказники и памятники природы Мурманской области. Влияние окружающей среды Кольского Севера на жизнь и быт человека (на примере коренных жителей - саамов). Север и здоровье человека . Влияние экологических факторов на здоровье человека. Классификация загрязнений окружающей среды . Оценка экологического состояния г. Мурманска.

Практическая работа № 11 . Обозначение на картосхеме охраняемых природных территорий.

© Блог Хелси и Смарт / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Изучение темы "Письменность Древнего Востока" на уроках истории в 5-м классе :: Возможности использования текстового редактора MS Word на уроках английского языка :: Урок по теме: "Travelling and Transport" для учащихся 5-х классов школ с преподаванием углубленного курса английского языка :: Заключительный урок в 10-м классе, Unit 3, Unit 4. Тема: "Счастье… — Это деньги?" :: "Веселый зоопарк". Интегрированное физкультурно-сенсорное занятие для 2-й младшей группы :: Первая российская революция в сатирической поэзии 1905—1907 гг. :: Проект для детей 5–6 лет "Времена года" ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD