детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Великая война в истории страны и г. Томска : История и обществознание

Цели:

образовательная – на ограниченном фактологическом материале рассуждать о стра- нностях и закономерностях, о роли субъективных и объективных факторов в истории;
познавательная – продолжить работу по использованию навыков критического анализа материала учебника и документальных текстов;
развивающая – развивать историческое мышление;
воспитательная – формировать чувства патриотизма и собственного отношения к прошлому, интерес к истории своей семьи и своего города.

Необходимое оборудование:

видеомагнитофон;
видеокассета с кадрами начального этапа Великой Отечественной войны “Нападение”;
доска;
проектор;
вопросы, распечатанные для отдельных групп;
тезисы выступлений глав государств – СССР, Англии, Германии;
краеведческий материал.

Опережающее задание.

Прочитать материал учебника о начале Великой Отечественной войны. Повторить основные события Bторой мировой войны до июня 1941 года.

План урока

1. Вводное слово учителя.
2. Работа с документами.
3. Презентация работы.
4. Работа с таблицей в группах.
5. Презентация работы.
6. Краеведческий материал.
7. Подведение итогов.

Ход урока.

1. Вводное слово.

В 1941 году началась Великая Отечественная война. В исторической памяти она сохранилась как символ горя и бедствий, мужества и Победы. Она стала серьёзным испытанием и уроком. Нам предстоит воссоздать картину начала войны, вычленить такие проблемы: как национальные лидеры объяснили своим народам причины войны; почему в первые дни войны Красная армия оставила так много городов и населённых пунктов; оценить вклад сибиряков в Победу, а также томичей - жителей города, который в 2004 году будет праздновать своё 400-летие.

2. Первый этап (работа с документами).

Учащиеся делятся на группы – четыре группы.

Предлагается просмотреть начальные кадры фрагмента “Нападение” видеофильма “Великая Отечественная война 1941-1945 гг.”. 3мин.

Каждая группа получает тезисы выступлений глав государств и вопросы для сравнения.

Вопросы для сравнения (на доске).

1. Какие расхождения есть в источниках относительно причин войны?
2. На какой отклик могли рассчитывать национальные лидеры после таких ярких и убедительных обращений?
3. К каким идеологическим уловкам прибегают выступающие перед своими народами и народами мира?

Для работы с документами даётся 5 минут.

Тезисы из выступлений национальных лидеров.

А. Гитлер, 22 июня 1941 года:

“Немецкий народ! Национал-социалисты!

…Вы все, вероятно, почувствовали, что этот шаг был для меня горьким и тяжёлым. Никогда немецкий народ не питал враждебных чувств к народам России. Однако уже более двух десятилетий еврейско-большевистское правительство из Москвы пытается разжечь огонь вражды не только в Германии, но и во всей Европе. Не Германия пыталась привнести в Россию своё национал-социалистическое мировоззрение, а именно … правители в Москве непрестанно предпринимали попытки навязать нашему и другим европейским народам своё господство, причём не только идеологическими, но и милитаристскими методами. Последствиями деятельности такого режима во всех странах были лишь хаос, нищета и голод. Поэтому мне стоило больших усилий послать в августе 1939 года своего министра в Москву, для того чтобы попытаться противодействовать британской политике изоляции Германии. Я сделал это только из сознания ответственности перед немецким народом и, прежде всего, в надежде на то, что в конце концов удастся достичь длительной разрядки и, может быть, как-то уменьшить количество востребованных от нас жертв. Но уже во время нашего наступления на Польшу советские правители предъявили вопреки договору и неожиданно претензии на Литву…. Несмотря ни на что, я примирился и с этим новым требованием русских. Но это было только начало новых беспрерывных попыток шантажа, которые с тех пор постоянно повторялись…. И поэтому я решился снова передать судьбу и будущее Германского рейха и нашего народа в руки наших солдат. И да поможет нам Бог в этой борьбе”.

В.М. Молотов, 22 июня 1941 года:

“Граждане и гражданки Советского Союза! Советское правительство и его глава тов. Сталин поручили мне сделать следующее заявление:

Сегодня, в четыре часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали нашу границу во многих местах и подвергли бомбёжке со своих самолётов наши города – Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие, причём убито и ранено более 200 человек. Налёты вражеских самолётов и артиллерийский обстрел были совершены также с румынской и финляндской территорий….

Уже после совершившегося нападения германский посол в Москве Шуленбург в 5.30 минут утра сделал мне … заявление… о том, что германское правительство решило выступить с войной против СССР в связи с сосредоточением частей Красной Армии у восточной германской границы. В ответ на это…мною было заявлено, что до последней минуты германское правительство не предъявляло никаких претензий к советскому правительству, что Германия совершила нападение на СССР, несмотря на миролюбивую позицию Советского Союза, и что тем самым фашистская Германия является нападающей стороной.

Правительство призывает вас, граждане и гражданки Советского Союза, ещё теснее сплотить свои ряды вокруг нашей славной большевистской партии, вокруг нашего Советского правительства, вокруг нашего великого вождя товарища Сталина. Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!”.

У. Черчилль,22 июня 1941 года:

“Нацистскому режиму присущи худшие черты коммунизма. У него нет никаких устоев и принципов, кроме алчности и стремления к расовому господству. По своей жестокости и яростной агрессивности он превосходит все формы человеческой испорченности. За последние 25 лет никто не был более последовательным противником коммунизма, чем я. Я не возьму обратно ни одного слова, которое я сказал о нём. Но всё бледнеет перед развёртывающимся сейчас зрелищем. Прошлое с его преступлениями, безумствами и трагедиями исчезает….

Мы полны решимости уничтожить Гитлера и все следы нацистского режима…. Отсюда следует, что мы окажем России и русскому народу всю помощь, какую только сможем.

Это не классовая война, а война, в которую втянуты вся Британская империя и Содружество наций без различия расы, вероисповедания или партии.

Его вторжение в Россию – это лишь прелюдия к попытке вторжения на Британские острова. Он … надеется, что сможет снова повторить… процесс уничтожения своих врагов поодиночке…

Поэтому опасность, угрожающая России, - это опасность, грозящая нам и Соединённым Штатам, точно так же, как дело каждого русского солдата, сражающегося за свой очаг и дом, - это дело свободных людей и свободных народов во всех уголках земного шара. Усвоим же уроки, уже преподанные нам столь горьким опытом. Удвоим свои усилия и будем бороться сообща, сколько хватит сил и жизни”.

И.В. Сталин, 3 июля 1941 года:

“Товарищи! Граждане!

Братья и сёстры!

Бойцы нашей армии и флота!

К вам обращаюсь я, друзья мои!

Вероломное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину, начатое 22 июня, продолжается…

Как могло случиться, что наша славная Красная Армия сдала фашистским войскам ряд наших городов и районов? Неужели немецко-фашистские войска в самом деле являются непобедимыми войсками, как об этом трубят неустанно фашистские хвастливые пропагандисты?

Конечно, нет! История показывает, что непобедимых армий не бывает…то же самое можно сказать о нынешней немецко-фашистской армии Германии. Эта армия не встречала ещё серьёзного сопротивления на континенте Европы. Только на нашей территории встретила она серьёзное сопротивление…

Что касается того, что часть нашей территории оказалась всё же захваченной немецко-фашистскими войскам, то это объясняется главным образом тем, что война фашистской Германии против СССР началась при выгодных условиях для немецких войск и невыгодных для советских войск. Дело в том, что войска Германии, как страны, ведущей войну, были целиком отмобилизованы…. Немаловажное значение имело здесь и то обстоятельство, что фашистская Германия неожиданно и вероломно нарушила пакт о ненападении, заключённый в 1939 году… Могут спросить: как могло случиться, что Советское правительство пошло на заключение пакта о ненападении с такими вероломными людьми и извергами, как Гитлер и Риббентроп? Не была ли здесь допущена… ошибка? Конечно, нет!.. Я думаю, что ни одно миролюбивое государство не может отказаться от мирного соглашения с соседней державой, если во главе этой державы стоят такие изверги, как Гитлер и Риббентроп… Враг жесток и неумолим….

Мы должны организовать всестороннюю помощь Красной Армии…

Мы должны организовать беспощадную борьбу со всякими дезорганизаторами тыла, дезертирами, паникёрами, распространителями слухов, уничтожать шпионов, диверсантов…

При вынужденном отходе частей Красной Армии нужно угонять подвижной железнодорожный состав... не оставлять противнику ни килограмма хлеба, ни литра горючего… Всё ценное имущество, которое не может быть вывезено, должно безусловно уничтожаться.

В занятых врагом районах нужно создавать партизанские отряды…

Войну с фашистской Германией нельзя считать войной обычной. Она является не только войной между двумя армиями. Она является вместе с тем великой войной всего советского народа против немецко-фашистских войск. Целью этой всенародной Отечественной войны против фашистских угнетателей является не только ликвидация опасности, нависшей над нашей страной, но и помощь всем народам Европы, стонущим под игом германского фашизма…. В этой освободительной войне мы не будем одиноки…

В целях быстрой мобилизации всех сил народов СССР… создан Государственный комитет Обороны, в руках которого сосредоточена вся полнота власти в государстве.

Все силы народа – на разгром врага!

Вперёд за нашу победу!”.

3. Презентация проделанной работы.

4. Второй этап работы.

На листочках и на доске группам (высвечиваются) предлагается характеристика военных действий в начале войны, а так же вопросы для сравнения

Вопросы для сравнения:

Что можно сказать о скорости продвижения немецких войск?
Какие факторы повлияли на ускорение или снижение темпов наступления или отступления?
Пояснить количество потерь среди военнослужащих и гражданского населения в сравнении с темпами наступления.

1 группа: за первые три недели враг продвигался вперёд по советской территории в среднем на 20-30 километров в сутки.

2 группа: в июле и начале августа – на 3–8 километров.

3 группа: в августе и сентябре – 23 километра.

4 группа: в сентябре и ноябре немецкие войска развернули наступление на Москву; 6 декабря войска Калининского, Западного и правого крыла Юго-Западного фронтов перешли в контрнаступление, и были возвращены Калуга, Орёл, Калинин, на некоторых участках фронта продвижение советских дивизий достигло 120 километров только за декабрь.

Информация о потерях Германии и СССР:

Время

Потери Германия

Потери СССР

июнь – первая половина июля

более 100 000 военнослужащих. Свыше 1,5 тыс. танков и 1 тыс. самолётов.

28 дивизий были разгромлены полностью, а 72 более чем наполовину.750 000, из них 588 000 безвозвратные потери

летне - осенняя кампания

750 000 военнослужащих

убито, попало в плен, пропало без вести 2 841 900 человек, ранено 1 145 800 человек

5. Презентация работы.

На доске высвечивается перечень возможных предложений и мнений для сравнения со своими рассуждениями:

потери СССР несоизмеримо большие, несмотря на то что по военным правилам наступающая сторона теряет больше;
потери возросли из-за гибели гражданского населения, заблаговременно не эвакуированного из-за поспешного отступления;
они могли возрасти из-за усилившегося сопротивления советских войск;
план блицкрига выполнялся неукоснительно;
военно-экономический потенциал Германии значительно превышал военно-экономический потенциал СССР;
поворот всего народного хозяйства страны на “военные рельсы”.

Учитель. Операция “Тайфун” провалилась, план “молниеносной войны” был сорван.
В разгроме немецких войск огромную роль сыграли сибирские дивизии, которые были подготовлены и отправлены на фронт из Томска. Как город встретил сообщение о начале войны? Каков же вклад наших земляков в разгром врага?

6. Третий этап. Краеведческий материал (сообщения ребят о своих родных и близких – очевидцах и участниках этих событий).

“Июнь 1941 года, в Томске день был необыкновенно тёплым и солнечным. Под вечер 21 июня состоялись линейки выпускников школ города, а затем гулянье в городском саду. Погожее воскресное утро 22 июня позвало многих жителей на отдых в Лагерный сад, дачный городок, на Басандайку и в другие живописные окрестности города. День обещал быть хорошим и радостным.

В 16 часов местное радио прервало свою работу, а затем прозвучало сообщение, болью и тревогой отозвавшееся в сердце каждого томича.

Мой дед, Исаев Владимир Степанович, ушёл из дома 7 января 1943 года, когда ему было 17 лет.
"Сначала был год учёбы в школе сержантов в Боготоле Красноярского края, а затем Омск. Там прошли через газокамеры: надевали противогазы, и в помещение запускался газ. Из Омска прямо на фронт. Через Днепр переправились уже по наведённому понтонному мосту. Выстроились в колонну: “сосунки” посерёдке, “старики” - слева и справа. Тут налетели немцы и начали бомбить. Мы разбежались по кустам, начали маскироваться. Немцы отбомбились, мы опять собрались в колонну и пошли дальше.

Были бои в Белоруссии в составе 1-го Белорусского фронта, Польше, где получил ранение. После лечения в госпитале попал в часть, которая уже была на Одере. Помню, был апрель 1945 года. Наши готовили наступление с прожекторами с Кюстринского плацдарма. Нас предупредили, чтобы назад не оглядывались. Наступление началось в 4 часа утра. Прожекторы путь освещают, мы не оглядываемся. Немцев ослепило, они в панике. У них к тому времени мальчишки были, совсем сопляки. Мы сделали стремительный бросок и заняли передовую. Здесь я получил ранение в голову, но в госпитале не собирался лежать, попросился на фронт. Мы брали немецкие доты, а потом был Берлин…”

“За годы войны из Томска и районов ушло 129 тысяч человек. Первый эшелон ушёл на фронт 26 июня 1941 года. Он вёз воинов сформированной ещё до войны, в сентябре 1939 года, 166-й стрелковой дивизии. Вместе с другими соединениями Западного фронта этой дивизии суждено было встретить первый вал “Тайфуна”. Долгих 75 дней нечеловеческими усилиями своих воинов сдерживала она яростный натиск врага.

В конце августа 1941 года начала формироваться 366-я стрелковая дивизия под командованием полковника С.И.Буланова. Город взял над ней шефство, по мере возможности обеспечивая самым необходимым.

В годы войны Томск выполнял ещё одно чрезвычайно важное дело – готовил командирские кадры для фронта. В городе действовали два артиллерийских училища, а кроме того, прибывшие в эвакуацию Белоцерковское военно-пехотное, Тульское оружейно-техническое и другие.

В Лагерном саду со времён 1812 года находились огневые позиции с настоящими гаубицами и пушками, с наблюдательными пунктами вдоль обрыва реки. В излучине Томи на левом берегу на минном поле рвались снаряды. Шли учения, курсанты военных училищ готовились стать в боевой строй. Потом на стенах поверженного рейхстага кто-то из них написал: “Знай сибиряков! Мы из ТАУ!”. 35 Золотых Звёзд Героев Советского Союза заслужили выпускники Томского артиллерийского училища”.

“Маршал Конев писал в Томск:

Сибиряки – значит, из Сибири. Но в годы войны с Гитлером мы по-другому переводили слово Сибиряк. Сибиряк – значит, мужественный, исключительно стойкий, воевал я с томичами, что сказать, - Сибиряки!

Сибиряки воевали не только в составе сибирских формирований, но и в дивизиях, формировавшихся в других регионах Советского Союза. Например, среди 28 героев-панфиловцев были 9 воинов-сибиряков. В Ленинградском небе повторил подвиг Николая Гастелло лётчик-сибиряк из шахтёрского города Киселёвска И.С.Черных (одна из улиц Томска названа именем героя)”.

“Оружие победы ковалось и в тылу. К декабрю 1941 года в Томск прибыли из западных районов 30 заводов. Всего за годы войны наш город принял около 40 промышленных предприятий, 15 учреждений, 16 научно-исследовательских институтов и учебных заведений, 6 госпиталей. Насчитывавший перед войной 150 тысяч населения, Томск разместил около 50 тысяч эвакуированных из Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова, Смоленска и других городов. Остро встал вопрос с водоснабжением, стояли суровые морозы, не хватало топлива, реальную угрозу производству представляло практическое отсутствие грузового транспорта. В короткий срок были построены четыре железнодорожные ветки, четыре электрофицированных агрегата, четыре водо- насосные станции.

Крестьянство поставило стране 16,5 миллионов пудов хлеба, 2,5 миллионов пудов картофеля, более 1 миллиона пудов мяса, почти 1,9 миллионов пудов рыбы, кроме того, много других ценных продуктов – масло, мёд, овощи, ягоды, орехи.

В Томске было развёрнуто 16 госпиталей”.

“Небольшой эпизод из рассказа участника Сталинградской битвы ветерана 79-й гвардейской дивизии гвардии сержанта Казака Василия Филипповича:

Однажды я пошёл на кухню, получил обед и стал готовиться обедать. В это время открывается дверь и в комнату входит девушка и что-то говорит по-немецки, я ничего не могу понять, тогда она жестами показала, что хочет есть. Я также жестами показал на еду, а сам вышел из комнаты. Через некоторое время она вышла с оставшимся от обеда кусочком хлеба, завёрнутым в платочек, и упала передо мной на колени. От неожиданности и смущения я отпрянул от неё, она встала и пошла, оглядываясь на меня, а я остался без обеда”.

7. Подведение итогов.

Учащиеся обмениваются мнениями по поводу урока. Учитель:

Завершением вашей работы сегодня будет домашнее задание: написать эссе, эпиграфом к которому будут слова из поэмы А.Блока “Скифы”:

– Ты и во сне необычайна!
Дремлю – и за дрёмою тайна.
И в тайне – ты почиешь Русь.
…Россия – сфинкс. Ликуя и скорбя,
И обливаясь чёрной кровью,
Она глядит, глядит, глядит в тебя,
И с ненавистью, и с любовью.

Список литературы

    1. Россия и мир: Учебная книга по истории. Часть 2. М.: Владос, 1994.
    2. Вторая мировая война (в 3-х книгах). М., 1991.
    3. Т.В.Коваль. История России XX век. М.: Владос-Пресс, 2001.
    4. История. Еженедельное приложение к газете “Первое сентября”.1996. №18.
    5. Статья “От Волги до Берлина”. Газета “Томская неделя”. 1999. №11.
    6. Энциклопедия. История Росcии XX век. М.: Владос –Пресс, 2003.

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Праздник "Посвящение в гимназисты" :: Игры для учащихся 8-го класса "Слабое звено", "В поисках клада" :: Методика оценки уровня общей физической подготовленности ребенка на основе индивидуально-личностного подхода :: Урок "Введение в школьную жизнь"по теме: "Ловушка"(1-й класс) :: Учебно-методический комплект "Синяя птица", 5-й класс. Урок с использованием считалок и скороговорок :: Хэппи-энд ( Happy End ), 2017 ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Российские студенты продолжают сходить с ума. Теперь и в Орле!

Не успел один несчастный влюбленный студент из Бауманки угробить сначала предмет своей влюбленности, а потом и себя, как в Орле уже, наоборот, девушка поступает со своим возлюбленным еще круче, и тоже исключительно из романтических чувств. Правда, на себя ей решимости уже не хватило.

Масленица - 2018

Бакшевская Масленица (Маслострой) - самая массовая самодеятельная масленица современной России - ждет новых участников!


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

контакты
 
Рейтинг@Mail.ru