детские
Научный Центр Детского Здоровья И Подготовки К Школе
Научный Центр Детского Здоровья И Подготовки К Школе
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Программа факультативного курса по истории для 10-го класса "Знаменитые россиянки" : История и обществознание

Долгое время в нашей истории женские имена незаслуженно отодвигались на второй план. Причиной тому было представление о русских женщинах как об униженных, подчинённых мужу домашних “рабынях”, якобы ничего не сотворивших для блага Отечества.

Но, вглядываясь в прошлое, мы видим в нём женщин-правительниц, воительниц, дальновидных дипломатов, умных собеседниц, художниц и актрис. Исторические силуэты их порой ярки, а порой бледны из-за недостатка сохранившихся источников. Но каждая судьба самобытна и величественна. Они всегда интересны и близки россиянам, потому что это история нашего Отечества.

Факультативный курс “Знаменитые россиянки X-XVII веков” рассчитан на углубление знаний учащихся по данному периоду курса истории Отечества.

Работа с историческими документами, давними изданиями способствует выработке у учащихся навыков исследовательской деятельности. Экскурсы в историю, увязывание материалов курса с историческими событиями способствует более прочному усвоению программного материала учащимися, прививает интерес к истории, расширяет их кругозор и эрудицию.

Этот курс может быть рекомендован для классов с углубленным изучение истории и рассчитан на 34 часа.

1 - 2 урок.

Положение женщины Киевской Руси.

Положение простой женщины-труженицы.
Положение знатной женщины.
Зависимость прав женщины от собственности.

Литература:

Вс. Иванов “Русь изначальная”, М., 1972.
В. Осетров “Живая Древняя Русь”, М., 1976.

3 - 4 урок.

Великая княгиня Ольга (944 - 969 гг).

Отмщение древлянам.
Определение размеров дани в Древней Руси и погостов.
Поездка в Константинополь, крещение Ольги.
Русское посольство в Германию - 959 год.
Противоречия в отношениях с сыном Святославом.

Литература:

Б.Д. Греков. “Киевская Русь”, М., 1953.
С. М. Соловьёв. “История России с древнейших времён”, кн. 1,М.
Журнал “Крестьянка” №3, 1993.
В. Панова. Сказание об Ольге”, Л., 1975.

Оборудование:

Миниатюра “Великая княгиня Ольга в гостях у К. Багрянородного”.
Иллюстрации в журнале “Крестьянка” -  №3,1993.
Реферат “Сватовство в Константинополе”

5 - 6 урок

“Трёхвековое иго” и судьба русской женщины.

Женщина – первая жертва грабежа, полона и разбоя.
Отсутствие дипломатических браков.
Женщина – идеал верной жены.

Литература:

В. Ян “Нашествие Батыя”, М., 1975.
Б. Изюмский “Ханский ярлык”, М., 1971.

Оборудование:

Эпиграф “Да разве об этом расскажешь, в какие ты годы жила...”

7 - 8 урок

Русская женщина в XIV - XV веках.

Освобождение от монголо-татарского ига.
Положение женщин правящих фамилий, их роль в политической жизни.
Сходство русской женщины с современницами в Западной Европе.

Литература:

Б. Тумасов “Русь залесская”, М., 1971.
С. Кайдаш “Сила слабых. Женщины в истории России (XI - XIX вв), М., Сов. Россия, 1989.

9 - 10 урок.

Барыня Марфа Борецкая, Посадница.

Брак Марфы с новгородским посадником Исааком Борецким.
Марфа Борецкая – богатейшая вдова Новгородской земли.
Стремление Марфы установить единовластное Могущество Новгорода, объединить его с Литвой.
Битва на р. Шелони 20 июня 1471 г.
Заточение в монастырь.

Литература:

СИЭ, М., 1962, т.2.
С. Кайдаш “Сила слабых. Женщины в истории России (XI - XIX вв), М., Сов. Россия, 1989.

Оборудование:

Репродукция картины Д. Иванова “Марфа-посадница у Феодосия Борецкого”.

11 - 12 урок

Великая княгиня Елена Васильевна Глинская.

Брак Елены Глинской с московским князем Василием III;
Регентство княгини Елены при малолетнем сыне Иване IV (1533 - 38 гг.).
Раскрытие боярских заговоров.
Успешная война с Литвой 1534 г.
Заключение договора со Швецией о свободной Торговле и нейтралитете 1537 г.
Строительство городов на литовской границе.
Неожиданный уход из жизни Великой княгини 1538 г.

Литература М. Н.

Тихомиров “Записки о регентстве Елены Глинской (1533 - 37 гг.), И., 1954.
С. М. Каштанов “Иммунитетные грамоты в период регентства Е.Глинской”, М., 1959 СИЭ, т.4, стр. 418.

Оборудование

Миниатюра “Великая княгиня Елена Васильевна Глинская с новорождённым сыном Георгием”.

13 - 14 урок.

Великая княгиня Московская Софья Фоминична Палеолог.

Брак по политическому расчёту.
“Антитатарский курс” Софьи, его влияние на Ивана III.
“Боярский заговор” Софьи против Ивана III.
смерть “при всех почестях и славе” - 1503 г.

Литература:

В. О. Ключевский “Курс русской истории”,М., 1988, л.26.
С. Кайдаш “Сила слабых. Женщины в истории России (XI - XIX вв), М., Сов. Россия, 1989.
СИЭ, т.13, стр.364.

Оборудование:

Пелена с изображением Великой княгини Софьи.
Миниатюра “Свадебный поезд. В возке – Великая княгиня Софья Фоминична с подругами”.

15 - 16 урок

Сужение правомочий русской женщины в XVI - XVII веках.

Введение “Домостроя”.
Затворническое воспитание.
Положение жён служилых дворян.
Деспотизм в отношении к крестьянкам и горожанкам.

Литература:

Рассказы русских летописей X - XVIII вв., М., 1976.
А. С. Орлов “Домострой”. Исследование, М., 1917.

17 - 18 урок.

Барыня Феодосия Прокопьевна Морозова, раскольница.

Смерть мужа – Глеба Ивановича Морозова в 1662 г.
Устройство домашнего уклада по монастырскому укладу.
Боярыня Морозова – сторонница всех старообрядцев.
Конфликт Морозовой с патриархом и царём.
Арест и заключение Феодосии Морозовой.

Литература:

В. И. Ключевский “Курс русской истории”, М., 1988, т.3, л.32 СИЭ, и., 1966 Т.9.
Н. Тихонравов “Боярыня Морозова”, Русский вестник,1865.

Оборудование:

Картина В. Сурикова “Боярыня Морозова” и этюды к ней.
Реферат “Последние годы Ф. Морозовой и Е. Урусовой в Пафнутьевом монастыре”.

19 - 20 урок.

Царевна Софья Алексеевна.

Детство и юность Софьи.
Регентство Софьи (1682 - 89 гг.).
“Вечный мир” с Польшей.
Заключение Нерчинского договора с Китаем 1689 г.
Подавление восстания стрельцов в Москве 1682 г.
Казнь раскольников в 1683 г.
Свержение Софьи.
Заточение в Новодевичий монастырь.
Пострижение в монахини (1697).

Литература:

Н. И. Костомаров “Царевна Софья”, 1874 г.
В. Ф. Шмурло “Падение царевны Софьи”, ЖМНИ, 1896 г. СИЭ, Т. 13, стр.363.

Оборудование:

Картина И. Репина “Царевна Софья в Новодевичьем монастыре”.
Гравированный портрет Софьи Алексеевны.

21 - 22 урок.

Раскрепощение русской женщины в XVIII веке.

Реформы в области просвещения.
Ослабление давления церкви на общественное положение женщины на Западе.

Литература:

Ю. Герман “Русь молодая”, Л., 1973.
С. Кайдаш “Сила слабых. Женщины в истории России (XI - XIX вв), М., Сов. Россия, 1989.

23 - 24 урок.

Наталья Борисовна Долгорукая (1714 - 1771).

Детство Наташи Шереметьевой.
Обручение Натальи с князем Иваном Долгоруким.
Опала И. Долгорукого и его венчание.
Ссылка в Березово, Тобольск.
Кказнь И. А. Долгорукого в 1738 г.
Пострижение в монахини.
“Своеручные записки” Н. Долгорукой – гимн великой любви.

Литература:

В. О. Ключевский “Курс русской истории”, М., 1988, т.4, л.36
С. Кайдаш “Сила слабых. Женщины в истории России (XI - XIX вв), М., Сов. Россия, 1989.
СИЭ, м., 1964, т.5.

Оборудование:

Эпиграф: “Пусть долговечнее мрамор могил.
Чем крест деревянный в пустыне.
Но мир Долгорукой ещё не забыл…” (Н. А. Некрасов).
Портрет Н. Б. Долгорукой.
Реферат “Судьба Натальи Долгорукой”.

25 - 26 урок.

Царевна Наталья Алексеевна (1673 - 1716 гг.).

Природная одарённость, тяга к знаниям.
Сторонница реформ брата Петра I.
Наталья Алексеевна – организатор первого российского театра.
Создание “Комедийной хоромины” в Петербурге в 1710 году.
Поддержка Петром I начинаний сестры.
Наталья Алексеевна – автор пьес для собственного театра, образованнейшая женщина России.

Оборудование:

Художник И. Никитин “Портрет царевны Натальи Алексеевны”.

27 - 28 урок.

Императрица Екатерина II (1729 - 1796 гг.).

Принятие православия в 1744 г.
Венчание с Петром Фёдоровичем – 1745 г.
Свержение Петра III.1762 г.
Правление Екатерины II (1762 - 1796 гг.).
Расширение привилегий дворянства.
Успешные войны России (10 войн).
Просвещённая императрица.

Литература:

В. Н. Иванов “Императрица Фике”, М., Сов. Россия, 1977 г.
В. С. Пикуль “Фаворит”, Л., Лениздат, 1974, 1-2 т.
Ключевский “Курс русской истории”, М., 1988, т.5, л.56.

Оборудование:

Художник Левицкий “Портрет Екатерины II”
Таблица “Сподвижники Екатерины II".
Реферат “Фавориты Екатерины II”.

29 - 30 урок.

Княгиня Екатерина Романовна Дашкова (1743 - 1810 гг.)

Страсть к чтению, природная одарённость, прекрасные учителя Кати Воронцовой.
Брак с М. И. Дашковым – офицером Преображенского полка.
Участие Е. Дашковой в дворцовом перевороте 1762 г.
Заграничные поездки и встречи с Вольтером, Дидро, Рейналем.
Назначение Дашковой директором Петербургской Академии наук -1783 г.
Отставка и последние годы.

Литература:

Современник “Е. Р. Дашкова”, С-Петербург, 1893 (очерк В. В. Огаркова).
Е. Р. Дашкова “Литературные сочинения”, М., Правда, 1990 г.,
СИЭ. М.,1964. т.5.

Оборудование

Портрет княгини Е. Р. Дашковой художника Д. Левицкого.
Гравюра “Портрет княгини Е. Р. Дашковой” художника Г. Скородумова.
Фонозапись “Речь при открытии Российской Академии 21 октября 1783 г.”

31 - 32 урок.

“Крепостная интеллигенция” - как особый социальный слой России второй половины XVIII века.

“Музы в цепях”
Обречённая воля.

Литература:

Ю. Сальников “И вольностью жалую”, М., 1974 г.,

Оборудование:

Эпиграф: “Они знают горьким опытом,
Что за малейшую оплошность
Их будут сечь и сечь ужасно…”

Набор открыток “Знаменитые россиянки”, М., Панорама, 1991г.

33 - 34 урок.

Прасковья Ивановна Ковалёва (Жемчугова) (1768 - 1803 гг.)

Театральная жизнь в Кусково.
Прасковья Ковалёва – примадонна Шереметьевского театра крепостных (Жемчужина) – 1780 г.
любовь графа Н П. Шереметьева к Прасковье.
освобождение Прасковьи от неволи – 1798 г.
тайный брак – 1801 г.
рождение сына и смерть Прасковьи – 1803 г.

Литература:

В. Ф. Антонов “Книга для чтения по истории”, М., Просвещение, 1984 г.
Рассказ “Музы в цепях”.
А Рогов “Давняя пастораль” (Роман-газета №11-12, 1993 г.)

Оборудование:

Эпиграф: “Мой дом, мой родной театр, вновь на сцене я…"
Картина “Имение в Кусково”.
Портрет П. И. Ковалёвой (Жемчуговой) художника Н. Аргунова

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Школа обновляется, но взгляды не меняются. Роль руководителя в период проведения социальных реформ :: Рейтинговый контроль знаний как один из способов мотивации самостоятельной работы учащихся при преподавании технологии :: Тема урока: "Отделка изделия" :: Классный час "Я и мое внимание" :: Интегрированное занятие "Виды геометрических фигур. Цвет и форма". Плоскостное моделирование и конструирование. :: Зверопой ( Sing ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Комоды/Детская мебель/Шкафы, тумбы, комоды/Комоды / Bambolina / Комод Bambolina ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:


Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 341

Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www) [function.include]: failed to open stream: No such device in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 341

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/detishka.ru/www/' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 341

1 сентября, в День Знаний, уроки должны быть особенными, запоминающимися и задающими тон на весь учебный год!

Программа факультативного курса по истории для 10-го класса "Знаменитые россиянки" : История и обществознание

Долгое время в нашей истории женские имена незаслуженно отодвигались на второй план. Причиной тому было представление о русских женщинах как об униженных, подчинённых мужу домашних “рабынях”, якобы ничего не сотворивших для блага Отечества.

Но, вглядываясь в прошлое, мы видим в нём женщин-правительниц, воительниц, дальновидных дипломатов, умных собеседниц, художниц и актрис. Исторические силуэты их порой ярки, а порой бледны из-за недостатка сохранившихся источников. Но каждая судьба самобытна и величественна. Они всегда интересны и близки россиянам, потому что это история нашего Отечества.

Факультативный курс “Знаменитые россиянки X-XVII веков” рассчитан на углубление знаний учащихся по данному периоду курса истории Отечества.

Работа с историческими документами, давними изданиями способствует выработке у учащихся навыков исследовательской деятельности. Экскурсы в историю, увязывание материалов курса с историческими событиями способствует более прочному усвоению программного материала учащимися, прививает интерес к истории, расширяет их кругозор и эрудицию.

Этот курс может быть рекомендован для классов с углубленным изучение истории и рассчитан на 34 часа.

1 - 2 урок.

Положение женщины Киевской Руси.

Положение простой женщины-труженицы.
Положение знатной женщины.
Зависимость прав женщины от собственности.

Литература:

Вс. Иванов “Русь изначальная”, М., 1972.
В. Осетров “Живая Древняя Русь”, М., 1976.

3 - 4 урок.

Великая княгиня Ольга (944 - 969 гг).

Отмщение древлянам.
Определение размеров дани в Древней Руси и погостов.
Поездка в Константинополь, крещение Ольги.
Русское посольство в Германию - 959 год.
Противоречия в отношениях с сыном Святославом.

Литература:

Б.Д. Греков. “Киевская Русь”, М., 1953.
С. М. Соловьёв. “История России с древнейших времён”, кн. 1,М.
Журнал “Крестьянка” №3, 1993.
В. Панова. Сказание об Ольге”, Л., 1975.

Оборудование:

Миниатюра “Великая княгиня Ольга в гостях у К. Багрянородного”.
Иллюстрации в журнале “Крестьянка” -  №3,1993.
Реферат “Сватовство в Константинополе”

5 - 6 урок

“Трёхвековое иго” и судьба русской женщины.

Женщина – первая жертва грабежа, полона и разбоя.
Отсутствие дипломатических браков.
Женщина – идеал верной жены.

Литература:

В. Ян “Нашествие Батыя”, М., 1975.
Б. Изюмский “Ханский ярлык”, М., 1971.

Оборудование:

Эпиграф “Да разве об этом расскажешь, в какие ты годы жила...”

7 - 8 урок

Русская женщина в XIV - XV веках.

Освобождение от монголо-татарского ига.
Положение женщин правящих фамилий, их роль в политической жизни.
Сходство русской женщины с современницами в Западной Европе.

Литература:

Б. Тумасов “Русь залесская”, М., 1971.
С. Кайдаш “Сила слабых. Женщины в истории России (XI - XIX вв), М., Сов. Россия, 1989.

9 - 10 урок.

Барыня Марфа Борецкая, Посадница.

Брак Марфы с новгородским посадником Исааком Борецким.
Марфа Борецкая – богатейшая вдова Новгородской земли.
Стремление Марфы установить единовластное Могущество Новгорода, объединить его с Литвой.
Битва на р. Шелони 20 июня 1471 г.
Заточение в монастырь.

Литература:

СИЭ, М., 1962, т.2.
С. Кайдаш “Сила слабых. Женщины в истории России (XI - XIX вв), М., Сов. Россия, 1989.

Оборудование:

Репродукция картины Д. Иванова “Марфа-посадница у Феодосия Борецкого”.

11 - 12 урок

Великая княгиня Елена Васильевна Глинская.

Брак Елены Глинской с московским князем Василием III;
Регентство княгини Елены при малолетнем сыне Иване IV (1533 - 38 гг.).
Раскрытие боярских заговоров.
Успешная война с Литвой 1534 г.
Заключение договора со Швецией о свободной Торговле и нейтралитете 1537 г.
Строительство городов на литовской границе.
Неожиданный уход из жизни Великой княгини 1538 г.

Литература М. Н.

Тихомиров “Записки о регентстве Елены Глинской (1533 - 37 гг.), И., 1954.
С. М. Каштанов “Иммунитетные грамоты в период регентства Е.Глинской”, М., 1959 СИЭ, т.4, стр. 418.

Оборудование

Миниатюра “Великая княгиня Елена Васильевна Глинская с новорождённым сыном Георгием”.

13 - 14 урок.

Великая княгиня Московская Софья Фоминична Палеолог.

Брак по политическому расчёту.
“Антитатарский курс” Софьи, его влияние на Ивана III.
“Боярский заговор” Софьи против Ивана III.
смерть “при всех почестях и славе” - 1503 г.

Литература:

В. О. Ключевский “Курс русской истории”,М., 1988, л.26.
С. Кайдаш “Сила слабых. Женщины в истории России (XI - XIX вв), М., Сов. Россия, 1989.
СИЭ, т.13, стр.364.

Оборудование:

Пелена с изображением Великой княгини Софьи.
Миниатюра “Свадебный поезд. В возке – Великая княгиня Софья Фоминична с подругами”.

15 - 16 урок

Сужение правомочий русской женщины в XVI - XVII веках.

Введение “Домостроя”.
Затворническое воспитание.
Положение жён служилых дворян.
Деспотизм в отношении к крестьянкам и горожанкам.

Литература:

Рассказы русских летописей X - XVIII вв., М., 1976.
А. С. Орлов “Домострой”. Исследование, М., 1917.

17 - 18 урок.

Барыня Феодосия Прокопьевна Морозова, раскольница.

Смерть мужа – Глеба Ивановича Морозова в 1662 г.
Устройство домашнего уклада по монастырскому укладу.
Боярыня Морозова – сторонница всех старообрядцев.
Конфликт Морозовой с патриархом и царём.
Арест и заключение Феодосии Морозовой.

Литература:

В. И. Ключевский “Курс русской истории”, М., 1988, т.3, л.32 СИЭ, и., 1966 Т.9.
Н. Тихонравов “Боярыня Морозова”, Русский вестник,1865.

Оборудование:

Картина В. Сурикова “Боярыня Морозова” и этюды к ней.
Реферат “Последние годы Ф. Морозовой и Е. Урусовой в Пафнутьевом монастыре”.

19 - 20 урок.

Царевна Софья Алексеевна.

Детство и юность Софьи.
Регентство Софьи (1682 - 89 гг.).
“Вечный мир” с Польшей.
Заключение Нерчинского договора с Китаем 1689 г.
Подавление восстания стрельцов в Москве 1682 г.
Казнь раскольников в 1683 г.
Свержение Софьи.
Заточение в Новодевичий монастырь.
Пострижение в монахини (1697).

Литература:

Н. И. Костомаров “Царевна Софья”, 1874 г.
В. Ф. Шмурло “Падение царевны Софьи”, ЖМНИ, 1896 г. СИЭ, Т. 13, стр.363.

Оборудование:

Картина И. Репина “Царевна Софья в Новодевичьем монастыре”.
Гравированный портрет Софьи Алексеевны.

21 - 22 урок.

Раскрепощение русской женщины в XVIII веке.

Реформы в области просвещения.
Ослабление давления церкви на общественное положение женщины на Западе.

Литература:

Ю. Герман “Русь молодая”, Л., 1973.
С. Кайдаш “Сила слабых. Женщины в истории России (XI - XIX вв), М., Сов. Россия, 1989.

23 - 24 урок.

Наталья Борисовна Долгорукая (1714 - 1771).

Детство Наташи Шереметьевой.
Обручение Натальи с князем Иваном Долгоруким.
Опала И. Долгорукого и его венчание.
Ссылка в Березово, Тобольск.
Кказнь И. А. Долгорукого в 1738 г.
Пострижение в монахини.
“Своеручные записки” Н. Долгорукой – гимн великой любви.

Литература:

В. О. Ключевский “Курс русской истории”, М., 1988, т.4, л.36
С. Кайдаш “Сила слабых. Женщины в истории России (XI - XIX вв), М., Сов. Россия, 1989.
СИЭ, м., 1964, т.5.

Оборудование:

Эпиграф: “Пусть долговечнее мрамор могил.
Чем крест деревянный в пустыне.
Но мир Долгорукой ещё не забыл…” (Н. А. Некрасов).
Портрет Н. Б. Долгорукой.
Реферат “Судьба Натальи Долгорукой”.

25 - 26 урок.

Царевна Наталья Алексеевна (1673 - 1716 гг.).

Природная одарённость, тяга к знаниям.
Сторонница реформ брата Петра I.
Наталья Алексеевна – организатор первого российского театра.
Создание “Комедийной хоромины” в Петербурге в 1710 году.
Поддержка Петром I начинаний сестры.
Наталья Алексеевна – автор пьес для собственного театра, образованнейшая женщина России.

Оборудование:

Художник И. Никитин “Портрет царевны Натальи Алексеевны”.

27 - 28 урок.

Императрица Екатерина II (1729 - 1796 гг.).

Принятие православия в 1744 г.
Венчание с Петром Фёдоровичем – 1745 г.
Свержение Петра III.1762 г.
Правление Екатерины II (1762 - 1796 гг.).
Расширение привилегий дворянства.
Успешные войны России (10 войн).
Просвещённая императрица.

Литература:

В. Н. Иванов “Императрица Фике”, М., Сов. Россия, 1977 г.
В. С. Пикуль “Фаворит”, Л., Лениздат, 1974, 1-2 т.
Ключевский “Курс русской истории”, М., 1988, т.5, л.56.

Оборудование:

Художник Левицкий “Портрет Екатерины II”
Таблица “Сподвижники Екатерины II".
Реферат “Фавориты Екатерины II”.

29 - 30 урок.

Княгиня Екатерина Романовна Дашкова (1743 - 1810 гг.)

Страсть к чтению, природная одарённость, прекрасные учителя Кати Воронцовой.
Брак с М. И. Дашковым – офицером Преображенского полка.
Участие Е. Дашковой в дворцовом перевороте 1762 г.
Заграничные поездки и встречи с Вольтером, Дидро, Рейналем.
Назначение Дашковой директором Петербургской Академии наук -1783 г.
Отставка и последние годы.

Литература:

Современник “Е. Р. Дашкова”, С-Петербург, 1893 (очерк В. В. Огаркова).
Е. Р. Дашкова “Литературные сочинения”, М., Правда, 1990 г.,
СИЭ. М.,1964. т.5.

Оборудование

Портрет княгини Е. Р. Дашковой художника Д. Левицкого.
Гравюра “Портрет княгини Е. Р. Дашковой” художника Г. Скородумова.
Фонозапись “Речь при открытии Российской Академии 21 октября 1783 г.”

31 - 32 урок.

“Крепостная интеллигенция” - как особый социальный слой России второй половины XVIII века.

“Музы в цепях”
Обречённая воля.

Литература:

Ю. Сальников “И вольностью жалую”, М., 1974 г.,

Оборудование:

Эпиграф: “Они знают горьким опытом,
Что за малейшую оплошность
Их будут сечь и сечь ужасно…”

Набор открыток “Знаменитые россиянки”, М., Панорама, 1991г.

33 - 34 урок.

Прасковья Ивановна Ковалёва (Жемчугова) (1768 - 1803 гг.)

Театральная жизнь в Кусково.
Прасковья Ковалёва – примадонна Шереметьевского театра крепостных (Жемчужина) – 1780 г.
любовь графа Н П. Шереметьева к Прасковье.
освобождение Прасковьи от неволи – 1798 г.
тайный брак – 1801 г.
рождение сына и смерть Прасковьи – 1803 г.

Литература:

В. Ф. Антонов “Книга для чтения по истории”, М., Просвещение, 1984 г.
Рассказ “Музы в цепях”.
А Рогов “Давняя пастораль” (Роман-газета №11-12, 1993 г.)

Оборудование:

Эпиграф: “Мой дом, мой родной театр, вновь на сцене я…"
Картина “Имение в Кусково”.
Портрет П. И. Ковалёвой (Жемчуговой) художника Н. Аргунова

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок истории в 5-м классе по теме "Жизнь египетского вельможи"

Данная статья включает организацию самостоятельной работы учащихся на разных этапах урока с использованием различных методов и приемов.

Задания для проведения школьной олимпиады по химии для учащихся 8–10-х классов

В работе представлены задачи для проведения школьного тура олимпиады по химии для обучающихся 8–10-х классов. Олимпиада может включать заочный и очный туры. Задания должны быть разнообразными по содержанию и типу. Уровень сложности заданий должен быть доступен для большинства школьников, но по своей форме задания должны отличаться от контрольной работы по химии необычностью постановки вопроса, а в ответах на них должны допускаться приемы решений, которые не являются стандартными.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD