детские
Хелси и Смарт официальный сайт
Хелси и Смарт официальный сайт

Программа факультативного курса по истории для 10-го класса "Знаменитые россиянки" : История и обществознание

Встречаем год свиньи!

Долгое время в нашей истории женские имена незаслуженно отодвигались на второй план. Причиной тому было представление о русских женщинах как об униженных, подчинённых мужу домашних “рабынях”, якобы ничего не сотворивших для блага Отечества.

Но, вглядываясь в прошлое, мы видим в нём женщин-правительниц, воительниц, дальновидных дипломатов, умных собеседниц, художниц и актрис. Исторические силуэты их порой ярки, а порой бледны из-за недостатка сохранившихся источников. Но каждая судьба самобытна и величественна. Они всегда интересны и близки россиянам, потому что это история нашего Отечества.

Факультативный курс “Знаменитые россиянки X-XVII веков” рассчитан на углубление знаний учащихся по данному периоду курса истории Отечества.

Работа с историческими документами, давними изданиями способствует выработке у учащихся навыков исследовательской деятельности. Экскурсы в историю, увязывание материалов курса с историческими событиями способствует более прочному усвоению программного материала учащимися, прививает интерес к истории, расширяет их кругозор и эрудицию.

Этот курс может быть рекомендован для классов с углубленным изучение истории и рассчитан на 34 часа.

1 - 2 урок.

Положение женщины Киевской Руси.

Положение простой женщины-труженицы.
Положение знатной женщины.
Зависимость прав женщины от собственности.

Литература:

Вс. Иванов “Русь изначальная”, М., 1972.
В. Осетров “Живая Древняя Русь”, М., 1976.

3 - 4 урок.

Великая княгиня Ольга (944 - 969 гг).

Отмщение древлянам.
Определение размеров дани в Древней Руси и погостов.
Поездка в Константинополь, крещение Ольги.
Русское посольство в Германию - 959 год.
Противоречия в отношениях с сыном Святославом.

Литература:

Б.Д. Греков. “Киевская Русь”, М., 1953.
С. М. Соловьёв. “История России с древнейших времён”, кн. 1,М.
Журнал “Крестьянка” №3, 1993.
В. Панова. Сказание об Ольге”, Л., 1975.

Оборудование:

Миниатюра “Великая княгиня Ольга в гостях у К. Багрянородного”.
Иллюстрации в журнале “Крестьянка” -  №3,1993.
Реферат “Сватовство в Константинополе”

5 - 6 урок

“Трёхвековое иго” и судьба русской женщины.

Женщина – первая жертва грабежа, полона и разбоя.
Отсутствие дипломатических браков.
Женщина – идеал верной жены.

Литература:

В. Ян “Нашествие Батыя”, М., 1975.
Б. Изюмский “Ханский ярлык”, М., 1971.

Оборудование:

Эпиграф “Да разве об этом расскажешь, в какие ты годы жила...”

7 - 8 урок

Русская женщина в XIV - XV веках.

Освобождение от монголо-татарского ига.
Положение женщин правящих фамилий, их роль в политической жизни.
Сходство русской женщины с современницами в Западной Европе.

Литература:

Б. Тумасов “Русь залесская”, М., 1971.
С. Кайдаш “Сила слабых. Женщины в истории России (XI - XIX вв), М., Сов. Россия, 1989.

9 - 10 урок.

Барыня Марфа Борецкая, Посадница.

Брак Марфы с новгородским посадником Исааком Борецким.
Марфа Борецкая – богатейшая вдова Новгородской земли.
Стремление Марфы установить единовластное Могущество Новгорода, объединить его с Литвой.
Битва на р. Шелони 20 июня 1471 г.
Заточение в монастырь.

Литература:

СИЭ, М., 1962, т.2.
С. Кайдаш “Сила слабых. Женщины в истории России (XI - XIX вв), М., Сов. Россия, 1989.

Оборудование:

Репродукция картины Д. Иванова “Марфа-посадница у Феодосия Борецкого”.

11 - 12 урок

Великая княгиня Елена Васильевна Глинская.

Брак Елены Глинской с московским князем Василием III;
Регентство княгини Елены при малолетнем сыне Иване IV (1533 - 38 гг.).
Раскрытие боярских заговоров.
Успешная война с Литвой 1534 г.
Заключение договора со Швецией о свободной Торговле и нейтралитете 1537 г.
Строительство городов на литовской границе.
Неожиданный уход из жизни Великой княгини 1538 г.

Литература М. Н.

Тихомиров “Записки о регентстве Елены Глинской (1533 - 37 гг.), И., 1954.
С. М. Каштанов “Иммунитетные грамоты в период регентства Е.Глинской”, М., 1959 СИЭ, т.4, стр. 418.

Оборудование

Миниатюра “Великая княгиня Елена Васильевна Глинская с новорождённым сыном Георгием”.

13 - 14 урок.

Великая княгиня Московская Софья Фоминична Палеолог.

Брак по политическому расчёту.
“Антитатарский курс” Софьи, его влияние на Ивана III.
“Боярский заговор” Софьи против Ивана III.
смерть “при всех почестях и славе” - 1503 г.

Литература:

В. О. Ключевский “Курс русской истории”,М., 1988, л.26.
С. Кайдаш “Сила слабых. Женщины в истории России (XI - XIX вв), М., Сов. Россия, 1989.
СИЭ, т.13, стр.364.

Оборудование:

Пелена с изображением Великой княгини Софьи.
Миниатюра “Свадебный поезд. В возке – Великая княгиня Софья Фоминична с подругами”.

15 - 16 урок

Сужение правомочий русской женщины в XVI - XVII веках.

Введение “Домостроя”.
Затворническое воспитание.
Положение жён служилых дворян.
Деспотизм в отношении к крестьянкам и горожанкам.

Литература:

Рассказы русских летописей X - XVIII вв., М., 1976.
А. С. Орлов “Домострой”. Исследование, М., 1917.

17 - 18 урок.

Барыня Феодосия Прокопьевна Морозова, раскольница.

Смерть мужа – Глеба Ивановича Морозова в 1662 г.
Устройство домашнего уклада по монастырскому укладу.
Боярыня Морозова – сторонница всех старообрядцев.
Конфликт Морозовой с патриархом и царём.
Арест и заключение Феодосии Морозовой.

Литература:

В. И. Ключевский “Курс русской истории”, М., 1988, т.3, л.32 СИЭ, и., 1966 Т.9.
Н. Тихонравов “Боярыня Морозова”, Русский вестник,1865.

Оборудование:

Картина В. Сурикова “Боярыня Морозова” и этюды к ней.
Реферат “Последние годы Ф. Морозовой и Е. Урусовой в Пафнутьевом монастыре”.

19 - 20 урок.

Царевна Софья Алексеевна.

Детство и юность Софьи.
Регентство Софьи (1682 - 89 гг.).
“Вечный мир” с Польшей.
Заключение Нерчинского договора с Китаем 1689 г.
Подавление восстания стрельцов в Москве 1682 г.
Казнь раскольников в 1683 г.
Свержение Софьи.
Заточение в Новодевичий монастырь.
Пострижение в монахини (1697).

Литература:

Н. И. Костомаров “Царевна Софья”, 1874 г.
В. Ф. Шмурло “Падение царевны Софьи”, ЖМНИ, 1896 г. СИЭ, Т. 13, стр.363.

Оборудование:

Картина И. Репина “Царевна Софья в Новодевичьем монастыре”.
Гравированный портрет Софьи Алексеевны.

21 - 22 урок.

Раскрепощение русской женщины в XVIII веке.

Реформы в области просвещения.
Ослабление давления церкви на общественное положение женщины на Западе.

Литература:

Ю. Герман “Русь молодая”, Л., 1973.
С. Кайдаш “Сила слабых. Женщины в истории России (XI - XIX вв), М., Сов. Россия, 1989.

23 - 24 урок.

Наталья Борисовна Долгорукая (1714 - 1771).

Детство Наташи Шереметьевой.
Обручение Натальи с князем Иваном Долгоруким.
Опала И. Долгорукого и его венчание.
Ссылка в Березово, Тобольск.
Кказнь И. А. Долгорукого в 1738 г.
Пострижение в монахини.
“Своеручные записки” Н. Долгорукой – гимн великой любви.

Литература:

В. О. Ключевский “Курс русской истории”, М., 1988, т.4, л.36
С. Кайдаш “Сила слабых. Женщины в истории России (XI - XIX вв), М., Сов. Россия, 1989.
СИЭ, м., 1964, т.5.

Оборудование:

Эпиграф: “Пусть долговечнее мрамор могил.
Чем крест деревянный в пустыне.
Но мир Долгорукой ещё не забыл…” (Н. А. Некрасов).
Портрет Н. Б. Долгорукой.
Реферат “Судьба Натальи Долгорукой”.

25 - 26 урок.

Царевна Наталья Алексеевна (1673 - 1716 гг.).

Природная одарённость, тяга к знаниям.
Сторонница реформ брата Петра I.
Наталья Алексеевна – организатор первого российского театра.
Создание “Комедийной хоромины” в Петербурге в 1710 году.
Поддержка Петром I начинаний сестры.
Наталья Алексеевна – автор пьес для собственного театра, образованнейшая женщина России.

Оборудование:

Художник И. Никитин “Портрет царевны Натальи Алексеевны”.

27 - 28 урок.

Императрица Екатерина II (1729 - 1796 гг.).

Принятие православия в 1744 г.
Венчание с Петром Фёдоровичем – 1745 г.
Свержение Петра III.1762 г.
Правление Екатерины II (1762 - 1796 гг.).
Расширение привилегий дворянства.
Успешные войны России (10 войн).
Просвещённая императрица.

Литература:

В. Н. Иванов “Императрица Фике”, М., Сов. Россия, 1977 г.
В. С. Пикуль “Фаворит”, Л., Лениздат, 1974, 1-2 т.
Ключевский “Курс русской истории”, М., 1988, т.5, л.56.

Оборудование:

Художник Левицкий “Портрет Екатерины II”
Таблица “Сподвижники Екатерины II".
Реферат “Фавориты Екатерины II”.

29 - 30 урок.

Княгиня Екатерина Романовна Дашкова (1743 - 1810 гг.)

Страсть к чтению, природная одарённость, прекрасные учителя Кати Воронцовой.
Брак с М. И. Дашковым – офицером Преображенского полка.
Участие Е. Дашковой в дворцовом перевороте 1762 г.
Заграничные поездки и встречи с Вольтером, Дидро, Рейналем.
Назначение Дашковой директором Петербургской Академии наук -1783 г.
Отставка и последние годы.

Литература:

Современник “Е. Р. Дашкова”, С-Петербург, 1893 (очерк В. В. Огаркова).
Е. Р. Дашкова “Литературные сочинения”, М., Правда, 1990 г.,
СИЭ. М.,1964. т.5.

Оборудование

Портрет княгини Е. Р. Дашковой художника Д. Левицкого.
Гравюра “Портрет княгини Е. Р. Дашковой” художника Г. Скородумова.
Фонозапись “Речь при открытии Российской Академии 21 октября 1783 г.”

31 - 32 урок.

“Крепостная интеллигенция” - как особый социальный слой России второй половины XVIII века.

“Музы в цепях”
Обречённая воля.

Литература:

Ю. Сальников “И вольностью жалую”, М., 1974 г.,

Оборудование:

Эпиграф: “Они знают горьким опытом,
Что за малейшую оплошность
Их будут сечь и сечь ужасно…”

Набор открыток “Знаменитые россиянки”, М., Панорама, 1991г.

33 - 34 урок.

Прасковья Ивановна Ковалёва (Жемчугова) (1768 - 1803 гг.)

Театральная жизнь в Кусково.
Прасковья Ковалёва – примадонна Шереметьевского театра крепостных (Жемчужина) – 1780 г.
любовь графа Н П. Шереметьева к Прасковье.
освобождение Прасковьи от неволи – 1798 г.
тайный брак – 1801 г.
рождение сына и смерть Прасковьи – 1803 г.

Литература:

В. Ф. Антонов “Книга для чтения по истории”, М., Просвещение, 1984 г.
Рассказ “Музы в цепях”.
А Рогов “Давняя пастораль” (Роман-газета №11-12, 1993 г.)

Оборудование:

Эпиграф: “Мой дом, мой родной театр, вновь на сцене я…"
Картина “Имение в Кусково”.
Портрет П. И. Ковалёвой (Жемчуговой) художника Н. Аргунова

© Блог Хелси и Смарт / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Технологии обучения физике в школе. Физические диктанты :: Составление психологического портрета класса — одно из условий успешной организации образовательного процесса :: Разработка урока по чтению во 2-м классе ("Растрепанный воробей" К.Г. Паустовского) :: Использование художественных текстов на уроках русского языка в начальной школе :: Урок русского языка по теме: "Основной закон русского письма (или общее правило проверки орфограмм слабых позиций)" :: Урок русского языка во 2-м классе "Слова с разделительным мягким знаком" :: Факультативное занятие по экологии в начальных классах: "Эти удивительные животные". 2-й класс ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:


Школьные занятия: Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD