детские
Научный Центр Детского Здоровья И Подготовки К Школе
Научный Центр Детского Здоровья И Подготовки К Школе
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Интегрированный урок по истории Ханты-Мансийского округа и истории России в 10-м классе: "Поход дружины Ермака в Сибирь. Присоединение Сибири к России" : История и обществознание

Цели:

  • формирование различных взглядов на проблему присоединения Сибири к России;
  • развитие умения работать с различными историческими источниками;
  • продолжить работу по формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, выделение главного; хронологических и географических умений и навыков;
  • воспитание коммуникативной культуры, интереса к истории родного края.

Задачи:

  • создать рабочие группы, мотивировать их на достижение результатов работы, поставить проблемы урока;
  • организовать самостоятельную работу в группах;
  • подвести итоги урока в совместной дискуссии; организовать рефлексию.

Оборудование:

  • карта “ Россия в XVI веке”;
  • карта-схема “Походы Ермака и его атаманов”;
  • репродукция картины В .И.Сурикова “Покорение Сибири Ермаком”;
  • видеокассета “Ермак”;
  • материалы из школьного краеведческого музея “Экспедиция на Ермакову горку”.

1-й урок

I. Актуализация опорных знаний. Мотивирующее начало. Исторические справки.

Происходит личностный контакт учителя с учениками, их взаимное принятие и включение мотива на совместную работу. Я пожелаю своим “коллегам-исследователям” успехов и скажу им, что я предвкушаю радость от урока, который сейчас начнется.

Вводное слово учителя.

– Далекий и таинственный край северо-восточной Азии, названный Сибирью, привлекал внимание людей давно, хотя его реальные географические очертания не были известны до 18 века.
Открытие Сибири шло постепенно, первыми ее узнали новгородцы. Их торговые и деловые интересы были движущей силой, побуждающей к освоению Сибири.
Тяжелое время переживала Россия в начале 80-х годов XVI века. Поражение русских ратей на западных границах, угроза, нависшая с юга, со стороны крымских и азовских татар.
В начале мая 1581 года стало известно о нападении на русские земли и ногайских татар. Неспокойно было и на северо-востоке, за Уралом. Сложно складывались отношения России с Сибирским ханством. В 1580 году Кучум решил выступить против России. Сложились такие обстоятельства, при которых правительство России не могло выделить дополнительных сил для защиты северо-западных владений.
Поход дружины Ермака в Сибирь стал самым знаменательным событием в ее открытии и началом присоединения к России. Образ казачьего атамана вырос до легендарной фигуры, хотя начало его жизненного пути так и осталось неизвестным.
В разгроме ханства Кучума были заинтересованы правительство Ивана Грозного и солепромышленники Строгановы, но кто был инициатором и организатором похода Ермака – осталось загадкой истории. Более 400 лет отделяют нас от тех событий, а неразрешенные вопросы продолжают волновать историков.
Поход дружины Ермака в Сибирь стал границей , которая разделяет историю открытия и познания нашего края на две части, до похода – это неизведанный край, чем меньше о нем знали, тем больше сообщали фантастических сведений. После похода – реальное знакомство с нашим краем, о котором остались документы, написанные как донесения властям: отчеты, или “скаски”, т.е. устные рассказы о реках, природе и народах Сибири, записанные дьяками воеводских канцелярий, челобитные на имя царя и др.. Начался новый этап удивительной эпопеи открытия нашей земли.

Работа с картой.

– Представьте, что вам необходимо разработать стратегический план спасения русских земель.
Какое направление во внешней политике вы считаете наиболее важным для России в 16 веке? Какими военными силами будете располагать при решении этой проблемы?
Докажите необходимость для развития торговых связей России защиту и присоединение к государству земель, лежащих за Уралом. Основной военной силой считаем казачество.

Исторические справки.

Сообщения учащихся по темам:

  • “Казаки на Волге и Яике”,
  • “Купцы Строгановы”,
  • “Ермак Тимофеевич”,
  • “Сибирские летописи”.

II. Постановка проблемы.  Сибирские летописи как источник знаний о походе Ермака.

– Как и почему в сибирских летописях возникло три разных взгляда на присоединение Сибири к России?

Работа в группах с фрагментами трех сибирских летописей.

Летопись 1 (Кунгуровская летопись)

“Во времена государя царя и великого князя всея России Ивана Васильевича на реке Волге и на Дону было много казаков. И по царскому повелению началось на них жестокое гонение и преследование на Волге и на дону: хватал, их по темницам сажали и предавали смертной казни. И потому атаманы и казаки ушли с Волги и Дону; Ермак Тимофеев с соратниками – 9 атаманов, Матвей Мещеряк, Иван Кольцов, с ними 540 человек – и пришли в Сибирь в 1581 году”.

Летопись 2 (Строгановская летопись)

“В 1582 году, 1 сентября, на память преподобного отца нашего Столпника, Семен, и Максим, и Никита Строгановы отправили против сибирского султана атаманов и казаков, Ермака Тимофеева с соратниками, а с ними отпустили, собрав из крепостей своих разных служилых вольных людей: Литву, и татар, и русских – отважных и смелых, достойных воинов 300 человек все вместе, сообща; и в том их войске собралось всего 840 человек, смелых и отважных. И удоволили их вознаграждением и в различные доспехи облачили их, вооружением пушками, и пищалями, и всяким оружием, и разными припасами, и всем остальным в достатке снабдили их, и проводников, знающих тот сибирский путь, и переводчиков с бусурманского языка им дали и отпустили в Сибирскую землю с миром...”

Летопись З. (Есиповская летопись)

“А Ермак каждый струг для дружины своей у Максима снаряжал по принуждению, а вовсе не по доброй воле или взаймы, но убить хотел, имущество его разграбить, хозяйство его и при нем живущих разорить вконец. И напал на Максима с угрозами. Максим же убеждал Богом и государем, чтобы по счету им запасов давать. И для того просил у них кабалу: “Когда возвратитесь, то с кого за те запасы плату взять и как вернете – точно или с прибылью?”. Тогда из войска громче всех Иван Кольцов и есаулы кричали: “Эй, мужик, что ты уже мертв, возьмем и разнесем тебя в клочья! Дай нам под расписку на каждый струг поартельно, всякому человеку из 5000 поименно З фунта пороха, свинца и оружие, три пушки полковые, по З пуда муки ржаной, несколько пудов масла и знамена полковые с иконами – каждой сотне по знамени.” Тогда напуганный до смерти Максим с помощниками своими отворил амбары хлебные и по распискам полковых писарей, соблюдая вес, выдавал денно и нощно каждому по требованию “общим счетом на струги” После работы с историческими летописями каждая группа заполняет схему, затем представители групп сообщают результаты совместной исследовательской деятельности, опираясь на проблемные вопросы. Наглядная схема заполняется и на доске. (Смотрите схему)

III. Ролевая игра.

Учащиеся делятся на три группы представителей государства, народа и купцов. От их имени они вырабатывают цели похода и освоения Сибири. Затем эти цели обобщаются, и выводится значение присоединения Сибири к России.

2-й урок.

IV. Самостоятельная работа учащихся в группах.

Группы получают различные задания.

Задание для первой группы. Работая с картосхемой, текстом учебника и документами хрестоматии определите основные этапы похода Ермака, обоснуйте свой выбор.

Задание для второй группы. Используя документы хрестоматии и текст учебника, выскажите ваше мнение об участниках похода Ермака. Какими людьми вы их представляете?

Задание для третьей группы. Используя материалы документов, иллюстрации учебника, ответьте на вопросы: “Почему имя Ермака сохранилось в песнях и легендах? Почему вокруг его имени так много споров?”

Подведение итогов работы. Обобщение выводов.

Просмотр фрагмента видеофильма “Ермак” (сюжет взятия казаками Кашлыка) и работа с репродукцией картины В.И.Сурикова “Покорение Сибири Ермаком”.

Группы получают новые задания:

1 группа.

  • Каков исторический фон данного источника знаний?
  • Какую информацию содержит источник?
  • В чем отличие этих источников от исторических летописей?

2 группа.

  • Используя карто-схему и текст учебника, составьте историческую справку о “ясачном походе в земли остяков”.
  • Когда казаки проходили по территории нашего поселка?

З группа.

  • Используя данные экспедиции на Ермакову горку, опираясь на материалы музея, попытайтесь найти объяснение названию археологическому памятнику.

Выступления представителей групп.

V. Рефлексия.

  • Какой этап урока понравился больше?
  • Какие знания помогли решать проблемы урока?
  • Каких знаний вам не хватало, и чем вы воспользовались?
  • Какие действия ваших друзей помогли вам решить эту проблему?

VI. Итоги.

Итоговые выступления групп явились содержательным итогом урока. Подчеркиваю в завершении занятия, что в ходе сегодняшнего урока ученикам удалось увидеть на примере собственной деятельности, как возникают оценочные суждения о больших исторических событиях.
Предельно кратко вспоминаю цели урока, поставленные в начале урока, анализирую работу групп и благодарю своих учеников за интересную, совместную, творческую работу.

Литература:

1. История ХМАО, Екатеринбург, “Волот”, 1999 год стр. 121-131;

2. Кузнецова Ф.С. “История Сибири” ч. 1 Новосибирск: “ I4НФОЛI4О” 1999 г., стр.3б-59;

3. Хрестоматия “История ХМАО” Издательство “Волот”,стр.47- 55.;

4. Сахаров А.Н., Буганов В.И. “История Сибири с древнейших времен до конца XVII века”, М. Просвещение, 1995 г. стр 207 -209.

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Интегрированный урок в 10-м классе: "Наедине с совестью". Урок-мастерская "Верь в великую силу добра" (6-й класс) :: "Путешествие из Петербурга в Москву" — вечно актуальное и универсальное произведение :: Русская стихотворная пародия второй половины XIX века — ее место в литературной борьбе :: Урок "Преобразование целых выражений" :: Взаимосвязи организмов в экосистемах :: Одержимость ( Obsession ), 2015 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Стеллажи/Стеллажи и полки / Ангстрем / Полка МФ-401.01 Ангстрем ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:


Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www) [function.include]: failed to open stream: Not a directory in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 341

Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www) [function.include]: failed to open stream: No such device in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 341

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/detishka.ru/www/' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 341

1 сентября, в День Знаний, уроки должны быть особенными, запоминающимися и задающими тон на весь учебный год!

Интегрированный урок по истории Ханты-Мансийского округа и истории России в 10-м классе: "Поход дружины Ермака в Сибирь. Присоединение Сибири к России" : История и обществознание

Цели:

Задачи:

Оборудование:

1-й урок

I. Актуализация опорных знаний. Мотивирующее начало. Исторические справки.

Происходит личностный контакт учителя с учениками, их взаимное принятие и включение мотива на совместную работу. Я пожелаю своим “коллегам-исследователям” успехов и скажу им, что я предвкушаю радость от урока, который сейчас начнется.

Вводное слово учителя.

– Далекий и таинственный край северо-восточной Азии, названный Сибирью, привлекал внимание людей давно, хотя его реальные географические очертания не были известны до 18 века.
Открытие Сибири шло постепенно, первыми ее узнали новгородцы. Их торговые и деловые интересы были движущей силой, побуждающей к освоению Сибири.
Тяжелое время переживала Россия в начале 80-х годов XVI века. Поражение русских ратей на западных границах, угроза, нависшая с юга, со стороны крымских и азовских татар.
В начале мая 1581 года стало известно о нападении на русские земли и ногайских татар. Неспокойно было и на северо-востоке, за Уралом. Сложно складывались отношения России с Сибирским ханством. В 1580 году Кучум решил выступить против России. Сложились такие обстоятельства, при которых правительство России не могло выделить дополнительных сил для защиты северо-западных владений.
Поход дружины Ермака в Сибирь стал самым знаменательным событием в ее открытии и началом присоединения к России. Образ казачьего атамана вырос до легендарной фигуры, хотя начало его жизненного пути так и осталось неизвестным.
В разгроме ханства Кучума были заинтересованы правительство Ивана Грозного и солепромышленники Строгановы, но кто был инициатором и организатором похода Ермака – осталось загадкой истории. Более 400 лет отделяют нас от тех событий, а неразрешенные вопросы продолжают волновать историков.
Поход дружины Ермака в Сибирь стал границей , которая разделяет историю открытия и познания нашего края на две части, до похода – это неизведанный край, чем меньше о нем знали, тем больше сообщали фантастических сведений. После похода – реальное знакомство с нашим краем, о котором остались документы, написанные как донесения властям: отчеты, или “скаски”, т.е. устные рассказы о реках, природе и народах Сибири, записанные дьяками воеводских канцелярий, челобитные на имя царя и др.. Начался новый этап удивительной эпопеи открытия нашей земли.

Работа с картой.

– Представьте, что вам необходимо разработать стратегический план спасения русских земель.
Какое направление во внешней политике вы считаете наиболее важным для России в 16 веке? Какими военными силами будете располагать при решении этой проблемы?
Докажите необходимость для развития торговых связей России защиту и присоединение к государству земель, лежащих за Уралом. Основной военной силой считаем казачество.

Исторические справки.

Сообщения учащихся по темам:

II. Постановка проблемы.  Сибирские летописи как источник знаний о походе Ермака.

– Как и почему в сибирских летописях возникло три разных взгляда на присоединение Сибири к России?

Работа в группах с фрагментами трех сибирских летописей.

Летопись 1 (Кунгуровская летопись)

“Во времена государя царя и великого князя всея России Ивана Васильевича на реке Волге и на Дону было много казаков. И по царскому повелению началось на них жестокое гонение и преследование на Волге и на дону: хватал, их по темницам сажали и предавали смертной казни. И потому атаманы и казаки ушли с Волги и Дону; Ермак Тимофеев с соратниками – 9 атаманов, Матвей Мещеряк, Иван Кольцов, с ними 540 человек – и пришли в Сибирь в 1581 году”.

Летопись 2 (Строгановская летопись)

“В 1582 году, 1 сентября, на память преподобного отца нашего Столпника, Семен, и Максим, и Никита Строгановы отправили против сибирского султана атаманов и казаков, Ермака Тимофеева с соратниками, а с ними отпустили, собрав из крепостей своих разных служилых вольных людей: Литву, и татар, и русских – отважных и смелых, достойных воинов 300 человек все вместе, сообща; и в том их войске собралось всего 840 человек, смелых и отважных. И удоволили их вознаграждением и в различные доспехи облачили их, вооружением пушками, и пищалями, и всяким оружием, и разными припасами, и всем остальным в достатке снабдили их, и проводников, знающих тот сибирский путь, и переводчиков с бусурманского языка им дали и отпустили в Сибирскую землю с миром...”

Летопись З. (Есиповская летопись)

“А Ермак каждый струг для дружины своей у Максима снаряжал по принуждению, а вовсе не по доброй воле или взаймы, но убить хотел, имущество его разграбить, хозяйство его и при нем живущих разорить вконец. И напал на Максима с угрозами. Максим же убеждал Богом и государем, чтобы по счету им запасов давать. И для того просил у них кабалу: “Когда возвратитесь, то с кого за те запасы плату взять и как вернете – точно или с прибылью?”. Тогда из войска громче всех Иван Кольцов и есаулы кричали: “Эй, мужик, что ты уже мертв, возьмем и разнесем тебя в клочья! Дай нам под расписку на каждый струг поартельно, всякому человеку из 5000 поименно З фунта пороха, свинца и оружие, три пушки полковые, по З пуда муки ржаной, несколько пудов масла и знамена полковые с иконами – каждой сотне по знамени.” Тогда напуганный до смерти Максим с помощниками своими отворил амбары хлебные и по распискам полковых писарей, соблюдая вес, выдавал денно и нощно каждому по требованию “общим счетом на струги” После работы с историческими летописями каждая группа заполняет схему, затем представители групп сообщают результаты совместной исследовательской деятельности, опираясь на проблемные вопросы. Наглядная схема заполняется и на доске. (Смотрите схему)

III. Ролевая игра.

Учащиеся делятся на три группы представителей государства, народа и купцов. От их имени они вырабатывают цели похода и освоения Сибири. Затем эти цели обобщаются, и выводится значение присоединения Сибири к России.

2-й урок.

IV. Самостоятельная работа учащихся в группах.

Группы получают различные задания.

Задание для первой группы. Работая с картосхемой, текстом учебника и документами хрестоматии определите основные этапы похода Ермака, обоснуйте свой выбор.

Задание для второй группы. Используя документы хрестоматии и текст учебника, выскажите ваше мнение об участниках похода Ермака. Какими людьми вы их представляете?

Задание для третьей группы. Используя материалы документов, иллюстрации учебника, ответьте на вопросы: “Почему имя Ермака сохранилось в песнях и легендах? Почему вокруг его имени так много споров?”

Подведение итогов работы. Обобщение выводов.

Просмотр фрагмента видеофильма “Ермак” (сюжет взятия казаками Кашлыка) и работа с репродукцией картины В.И.Сурикова “Покорение Сибири Ермаком”.

Группы получают новые задания:

1 группа.

2 группа.

З группа.

Выступления представителей групп.

V. Рефлексия.

VI. Итоги.

Итоговые выступления групп явились содержательным итогом урока. Подчеркиваю в завершении занятия, что в ходе сегодняшнего урока ученикам удалось увидеть на примере собственной деятельности, как возникают оценочные суждения о больших исторических событиях.
Предельно кратко вспоминаю цели урока, поставленные в начале урока, анализирую работу групп и благодарю своих учеников за интересную, совместную, творческую работу.

Литература:

1. История ХМАО, Екатеринбург, “Волот”, 1999 год стр. 121-131;

2. Кузнецова Ф.С. “История Сибири” ч. 1 Новосибирск: “ I4НФОЛI4О” 1999 г., стр.3б-59;

3. Хрестоматия “История ХМАО” Издательство “Волот”,стр.47- 55.;

4. Сахаров А.Н., Буганов В.И. “История Сибири с древнейших времен до конца XVII века”, М. Просвещение, 1995 г. стр 207 -209.

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок истории в 5-м классе по теме "Жизнь египетского вельможи"

Данная статья включает организацию самостоятельной работы учащихся на разных этапах урока с использованием различных методов и приемов.

Задания для проведения школьной олимпиады по химии для учащихся 8–10-х классов

В работе представлены задачи для проведения школьного тура олимпиады по химии для обучающихся 8–10-х классов. Олимпиада может включать заочный и очный туры. Задания должны быть разнообразными по содержанию и типу. Уровень сложности заданий должен быть доступен для большинства школьников, но по своей форме задания должны отличаться от контрольной работы по химии необычностью постановки вопроса, а в ответах на них должны допускаться приемы решений, которые не являются стандартными.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD