детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Урок в 6-м классе по теме: "Средневековая деревня" : История и обществознание

Цели.

  • Дать представление о феодальной вотчине – сеньории; показать на чём основывались отношения между феодалом-сеньором и зависимыми от него крестьянами, что собой представляло их положение, каковы условия их жизни и труда; выявить сущность натурального хозяйства и причины его господства в средние века, подвести к выводу, что прежняя свободная община попала в зависимость к феодалу, но продолжала развиваться и укрепляться и играть огромную роль в жизни крестьян.
  • Продолжить формирование умений анализировать исторические явления, описывать их на основании нескольких источников знаний. Формировать умение прослеживать причинно – следственные связи и выявлять признаки понятий.
  • Воспитывать уважение к крестьянскому труду.

Термины и понятия: сеньория (вотчина), повинности, барщина, оброк, община, натуральное хозяйство.

Источники и средства обучения.

  • В.А. Ведюшкин. История средних веков § 13. Просвещение. 2000г.
  • М.Л. Несмелова. Конспекты уроков для учителя истории. 6-7 кл. Владос-пресс. 2002г.
  • В.В. Сухов и др. История средних веков. 5-6 кл.: дидактические материалы. Дрофа 2000г.
  • Г.Д. Донской. Задания для самостоятельной работы по истории средних веков. Просвещение, 1987 г.
  • И.Я. Эльфонд. История средних веков: тетрадь с печатной основой для учащихся 6 кл. Саратов: “Лицей”, 1997 г.
  • В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко. История средних веков (5-15 вв.): хрестоматия ч.1. Просвещение, 1990 г.
  • Схема сеньории.
  • Рабочие листы с отрывками из документов для учащихся.
  • Словарь урока.

ХОД УРОКА

I. Изучение нового материала.

Учитель. В эпоху средневековья самым ценным, что было у человека, являлась земля, так как она его кормила и одевала.

Вопросы:

  1. Кому принадлежала тогда земля?
  2. Как они стали её владельцами? (Бонифаций-феод)
  3. Была ли земля у крестьян?
  4. Каким образом они утратили на неё право?
  5. Кто обрабатывал эту землю? На каком основании?
  6. Кем являлся феодал по отношению к крестьянам?

Учитель. Таким образом, мы можем сделать вывод: земля принадлежала феодалу-сеньору, на ней работали зависимые крестьяне и выполняли в пользу феодала работы. Историки её называют сеньорией (вотчиной).

Сеньория (вотчина) – земля, принадлежащая феодалу и передающаяся по наследству.

Обратимся к схеме “План феодальной вотчины-сеньории”.
Представим себе, что мы решили пройти в одну из них. Для этого нам необходимо пройти через лес и по тропинке выйти на поляну, где паслись коровы и бродили свиньи. Вдали слева виднелась деревня. Она довольно большая. Число жителей, наверное, около 200. Крестьянские дома построены из дерева. Двор средневекового крестьянина представлял собой сложный комплекс: он включал дом с прилегающими строениями, сад, виноградник, небольшие участки, засеянные льном и коноплей. В центре деревни – площадь и колодец. Территория деревни обнесена изгородью; за пределами ограды селиться было запрещено.
А вон там вдалеке – крестьянские поля. Земля здесь очень разная, поэтому каждая семья имеет несколько участков в разных местах.
За крестьянскими полями, пересекая луг, протекала бурная речка, через которую был переброшен грубо сколоченный мост. За речкой и за деревней – поля феодала. А вдали виднеется господский дом.

Вопросы:

  1. Как называлась земля, которую мы описали? Кому она принадлежала?
  2. Что вы увидели здесь?
  3. Кому принадлежали лес, луг, речка?
  4. На какие две части делилась пахотная земля (поля)?

За то, что феодал дал крестьянину в пользование землю, он работал на него, нёс в его пользу повинности.

Повинности – принудительные обязанности перед сеньором.

Задание №1. На основании документа №1 “Поэма о версонских вилланах” попробуйте разделить повинности, которые несли крестьяне, на две группы. Чем они различаются? Как они называются?

Барщина

косить луга и убирать сено;
чистить мельничные канавы;
выгребать навоз;
пахать поля, сеять и убирать хлеб;

Оброк

сдавать хлеб;
нести поросят;
выпекать лепёшку к празднику;
сдавать ячмень и пшеницу;

Задание (продолжение): Как вы поняли, что такое оброк и барщина? Дайте определения этим понятиям.

Оброк – платежи зависимых крестьян феодалу продуктами, изделиями или деньгами.

Барщина – даровой принудительный труд феодально-зависимых крестьян, работающих собственным инвентарём в хозяйстве феодала.

Учитель. Барщина и оброк были главными повинностями зависимых крестьян, но были и другие виды повинностей.

Задание №2. Прочтите вторую часть документа и назовите их.

Пошлина (плата)

  • за вступление в брак;
  • на овец;
  • за помол зерна на мельнице сеньора;
  • за выпечку хлеба в сеньориальной печи

и другие.

Вопросы:

  1. Чем можно объяснить, что крестьянин должен был отбывать столь обременительные повинности? (Он был зависимый)
  2. В какой зависимости он находился? (Поземельной)

Учитель. Но ещё тяжелее было положение лично зависимых крестьян (крепостных).

Задание №3. Познакомимся с двумя документами (№2 и №3). По какому документу степень зависимости была выше. Докажите.

Задание №4. Обратимся к документу №4. В нём мы найдём подтверждение разной степени зависимости.

Задание №5. Прочтите документ №5. Подумайте, какие ещё поборы были с крестьян, кроме выплат феодалу, (налог королю, т.е. в пользу государства). Также крестьяне ещё несли повинность в пользу церкви. Как она называлась? (Церковная десятина).

Учитель. Повинности крестьян были весьма обременительны, но, как правило, они не менялись. Мы уже знаем, что все крестьяне были несвободны по-разному, а это значит, что у одних барщина несколько раз в году, у других – несколько дней в неделю. Одни несли оброк только на великие праздники (2-3 раза в год), а другие – отдавали до половины урожая. Феодалы пытались изменять повинности, увеличивая их, но крестьяне этому активно сопротивлялись.

Задание №6. Прочтите документ, помещённый в учебнике на стр. 133. Как сопротивлялись крестьяне? (пожаловались королю). Добились ли крестьяне улучшения в своём положении? А если бы король их услышал, изменилось бы что в их положении?

Учитель. Мы увидели, что крестьяне могли жаловаться на своих господ и нередко добивались справедливости. Также защищала крестьян от феодала и помогала им выжить в тех условиях крестьянская община.

Община – экономическое объединение крестьян, низшая административная единица в деревне.

Учитель. На основании документа (Гийом Жюмъежский. “История норманнов”), ответьте на вопрос: как община защищала крестьян от притеснения феодалов?

Учитель. Кроме крестьян в поместье проживали и ремесленники.

Задание №7. Прочтите документ №6(45). Перечислите их (ремесленников).

Вопрос: была ли необходимость у жителей сеньории что-либо покупать?

Учитель. Мы можем сделать вывод: все необходимое для жизни феодалов и крестьян производилось на месте, почти ничего не покупалось. Такое состояние экономики называется натуральным хозяйством.

Натуральное хозяйство – тип хозяйства, при котором продукты труда производятся для удовлетворения потребностей самих производителей, а не для продажи их на рынке.

Задание №8. Выясним, почему в первые столетия Средневековья в Европе господствовало натуральное хозяйство (т.е. ничего не продавалось и ничего не покупалось)?

Учитель. Урожайность была низкой. В 11-13 вв. составляла сам-два, или сам-три, в лучшем случае – сам-четыре. Собрав урожай, крестьянин должен был оставить семена для следующего посева, отдать налог государству, заплатить оброк феодалу, церковную десятину, а на остальное прожить с семьёй до следующего урожая. Оставалось мало, поэтому крестьяне в основном, недоедали. А ещё возьмите во внимание неурожаи и недороды. В таком случае крестьян ожидал голод. (“Хроника” Рауля Глабера).

Вопросы:

  1. Как вы думаете, оставались ли у крестьянина излишки, которые можно было бы продать?
  2. А имели ли феодалы излишки? Могли ли они торговать этими излишками? (содержание своего двора, запас на чрезвычайный случай, продавать не кому – во всех поместьях такие же продукты).

Причины:

  1. Низкий уровень техники и незначительность получаемых излишков.
  2. Повсеместное производство одинаковых продуктов.

Учитель. Однако натуральное хозяйство господствовало не полностью: кое-что приходилось покупать, а кое-что хотелось бы купить.

Задание №9. Обратимся к документу №6. На основании его выберем те продукты, которые не производили в королевских поместьях.

II. Закрепление материала.

Составьте план рассказа о феодальной сеньории.

III. Домашнее задание.

Составить рассказ“Один день из жизни зависимого крестьянина”.

Приложения

Документ №1.

Часть 1.

…Вилланы должны косить луга, сгребать и собирать сено в копны и складывать его стогами на лугах, а потом везти на барский двор, куда укажут….

Затем они должны чистить мельничные канавы, каждый приходит со своей лопатой, с лопатой на шее идут они выгребать сухой и жидкий навоз….

Но вот наступает август, а с ним новая работа. Они обязаны барщиной, и её не следует забывать. Вилланы должны жать хлеб, собирать и связывать его в снопы, складывать скирдами среди поля и отвозить немедленно к арабам…. Если их земли подлежат шампару ( оброку в виде части урожая), то…идут они искать сборщика и приводят его с великой неохотой… И вот нагружает он шампар на свою двуколку, не смея скинуть не единого снопа, везёт к амбару общего шампара… Сдав хлеб, виллан, наконец, уходит, кляня на своём наречии того, кто наградил его такой судьбой, а потом и допустил над ним такое измывательство.

А потом подходит время ярмарки “на лугу” и сентябрьский богородичный день, когда надо нести поросят… Когда они распахали землю, то идут за зерном в амбар, сеют и боронят. На долю каждого приходится один акр. После этого они должны нести лепёшку к “вотчинному” Андрееву дню, что бывает за три недели до рождества… К рождеству надо сдавать кур… Затем идёт пивная повинность: ячмень и пшеница с каждого…

Часть 2.

… если виллан выдаёт дочь замуж, за пределы сеньории, то сеньор получает пошлину – “кюлаж”. Затем приходит вербное воскресенье, богом установленный праздник, когда нужно везти сеньору пошлину на овец, так как с вилланов по наследству требуется эта повинность… Кроме того, на них лежит обязанность молоть на мельнице сеньора… Но вот наступает самое худшее – виллан должен заплатить ещё и за выпечку своего хлеба. Жена виллана отправляется к сеньориальной печи и исправно платит свой форнаж (печной сбор, плата за выпечку хлеба)...

Э. Ле Гоз. “Поэма о версонских вилланах”

Документ №2

Всем достоверно известно, что я не имею ничего, чем кормится и одеваться. Посему я просил благочестие ваше, и вышло мне ваше разрешение отдастся…под ваше покровительство; так я и сделал, именно на условии, чтобы вы помогали мне и снабжали меня пищею и одеждою, сообразно тому, как я буду служить, и угождать вам…. И пока я буду жив, должен буду нести вам службу и послушание свободного человека и не буду иметь права выйти из под вашей власти и покровительства.

Документ № 3.

Всем ведомо, что крайняя бедность и тяжкие заботы меня постигли, и совсем не имею чем пить и одеваться… По просьбе моей вы в величайшей нужде моей не отказали вручить мне из своих денег столько-то солидов… У меня совсем нечем платить эти солиды… Я прошу совершить и утвердить закабаление вам моей свободной личности… Отныне вы имеете полную свободу делать со мной всё, что полномочны, делать со своими прирождёнными рабами, именно: продавать, выменивать, подвергать наказанию…

Документ № 4.

Есть много состояний личности зависимости; один из крепостных так подчинен своим сеньорам, что эти сеньоры могут распоряжаться всем их имуществом, имеют право жизни и смерти, могут держать их в заключении по своей воле за вину или без вины, и ни кому за них не ответственны, кроме как одному богу. С другими обращаются более человечно, ибо сеньоры не могут не чего от них требовать, если только они не провинятся, кроме их чиншей и повинностей, уплачиваемых за их крепостное состояние.

Документ № 5.

У нас есть много нахлебников, ожидающих нашего добра…. Произвол шествует по стране и вся рыцарская спесь опирается на труд бедняков. Они грабят бедняка, богатые лорды делают это без всякого права. А потом является судебный пристав, под видом штрафов они притесняют нас, охотясь за нами. Чтобы уплатить налог королю, я продал зерно, предназначенное для посева.

Документ № 6.

…34. Со всяким тщанием наблюдать должно, чтобы всё изготавливаемое или совершаемое руками, именно: сало, вяленное мясо, окорока, свежепосоленное мясо, вино, виноградный уксус… рыбные консервы, горчица, сыр, масло, солод, пиво, мед – напиток, мед натуральный, воск и мука – всё это делалось и изготовлялось с величайшей опрятностью.

43. Женским помещениям нашим, как установлено, вовремя давать материал для работы, именно: лён, шерсть… алую и красную краски, гребень для чесания шерсти… мыло, жиры, сосуды и прочую мелочь.

45. Чтобы каждый управляющий имел в своём ведении добрых мастеров, именно: кузнецов, серебряных и золотых дел мастеров, сапожников, токарей, плотников, оружейников, рыболовов, птицеловов, мыловаров, пивоваров… людей, хорошо умеющих плести тенета для охоты и сети для рыбной ловли и ловли птиц.

Карл Великий. “Капитулярий о поместьях”, IX в.

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

История предмета "трудовое обучение девочек" :: Урок черчения по теме: "Виды проецирования" :: Повышение статуса классного руководителя и успешное взаимодействие с родителями :: Классный час: "Путешествие в Страну Знаний" :: Разработка урока литературного чтения "Начало пути: волшебные предметы и помощники" (1-й класс) :: Фантастические твари и где они обитают 2 ( Fantastic Beasts and Where to Find Them 2 ), 2018 :: Дом и дача/Текстиль/Постельное белье/Комплекты/Текстиль/Текстиль для детской/Комплекты постельного белья/Комплекты в кроватку / HOBBY Home Collection / Комплект детский LITTLE SHEEP ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Обитель зла: Последняя глава ( Resident Evil: The Final Chapter ), 2016

В предыдущей части франшизы Вескер предал Элис в Вашингтоне, и героиня лишилась своих сверхъестественных способностей и стала уязвимой для врагов. Однако она не бросила бороться за выживание человечества. Вместе со своими старыми знакомыми Элис отправляется туда, где все начиналось – в Раккун Сити. Тем временем корпорация «Амбрелла» готовит последний сокрушительный удар по выжившим в апокалипсисе людям. Элис предстоит сразиться с ордами зомби и новыми монстрами-мутантами ради спасения остатков человечества.

Детский оздоровительный лагерь: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный лагерь "Юность"

В предыдущей части франшизы Вескер предал Элис в Вашингтоне, и героиня лишилась своих сверхъестественных способностей и стала уязвимой для врагов. Однако она не бросила бороться за выживание человечества. Вместе со своими старыми знакомыми Элис отправляется туда, где все начиналось – в Раккун Сити. Тем временем корпорация «Амбрелла» готовит последний сокрушительный удар по выжившим в апокалипсисе людям. Элис предстоит сразиться с ордами зомби и новыми монстрами-мутантами ради спасения остатков человечества.

План-конспект занятия по сольфеджио «Игровые формы работы на уроке сольфеджио». 1-й класс музыкальной школы

Метод дидактической игры на уроках сольфеджио применяется, в основном, для учащихся младшего школьного возраста. Он делает занятия увлекательными и интересными, позволяет поддерживать у детей интерес к учебной деятельности, осуществлять её более успешно. Данный план-конспект занятия по сольфеджио раскрывает различные игровые формы работы на уроке с учащимися 1-го класса.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Урок творчества в 1-м классе
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD