детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Урок истории "Крепостное право" : История и обществознание

Цели урока:

  • дать первоначальное представление о крепостной зависимости в России;
  • продолжать работу над прослеживанием событий истории через деяния людей и развивать умение ориентироваться в исторических событиях и датах;
  • воспитывать уважение к культуре и традициям прошлого.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение целей урока

III. Повторение пройденного материала

– Расположите даты событий, как на ленте времени, в порядке возрастания.

(988 г., 1147 г., 1242 г., 1380 г., 1480 г., 1547 г., 1703 г., 1709 г., 1812 г., 1825 г.;)

– К каким векам относятся эти года? ( 988г. – X век, 1147г. – XII век, и т.д. )

– Какое историческое событие происходило в этот год?

– Назовите имена людей, связанные с этим событием.

– Вставьте в таблицу карточку с названием исторического события и карточку с именами людей, связанными с данным событием (карточки можно разложить на столе и дать возможность детям поочередно заполнить таблицу).

Заполнение хронологической таблицы.

(В таблицу можно заносить основные даты и события, после знакомства с новой темой и использовать ее для повторения изученного материала.)

Событие, происходившее в этот год Дата события Имена людей, связанные с этим событием
Принятие христианства на Руси

988 г.

Князь Владимир
Первое упоминание о Москве

1147 г.

Юрий Долгорукий
Ледовое побоище

1242 г.

Александр Невский
Куликовская битва

1380 г.

Дмитрий Донской
Иван III

1480 г.

Падение ордынского ига
Провозглашение первого русского царя

1547 г.

Иван IV. Грозный
Основание Санкт-Петербурга

1703 г.

Петр I

Полтавская битва

1709 г.

Петр I

Отечественная война

1812 г.

М. И. Кутузов
Восстание декабристов

1825 г.

К.Ф. Рылеев, С.Г. Волконский, А. и М.Бестужевы

IV. Проверка домашнего задания

Кто такие были декабристы? Чего хотели?

Обобщение:

Участники тайного общества, вошедшие в историю под именем декабристы, 14 декабря 1825 года вывели на Сенатскую площадь воинские части, требуя освобождения крестьян от зависимости помещиков.

Декабристы считали крепостную неволю величайшим злом для России, тормозящим ее развитие.

V. Работа с новым материалом

а) Вводная беседа.

Крепостное право – совокупность юридических норм феодального государства, закреплявших наиболее полную и суровую форму зависимости крестьянина от феодала (помещика).

Крепостное право в России складывалось на протяжении с XI по XVII век и просуществовало до середины XIX века. Сначала князья и бояре стали захватывать земли свободных смердов (землевладелец, крестьянин), сами князья и бояре вели между собой войны, а в мирное время забавлялись охотой. Захваченных смердов заставляли работать на себя, пользовались их трудом, после смерти смерда все его имущество переходило князю или боярину. Трудно жилось и холопам (человек, находящийся в зависимости, близкой к рабству). Холоп был полной собственностью господина, не имел возможности распоряжаться своей жизнью, она принадлежала князю или боярину. Если крестьянину жилось у хозяина худо, он мог воспользоваться своим правом в Юрьев день. Что это за право узнаете из сообщения.

б) Сообщение, может быть подготовлено детьми дома к уроку.

Был на Руси и Юрьев день (осенний). Он отмечался 26 ноября старого стиля. Определенный законодательством день, когда крестьяне по окончании осенних сельскохозяйственных работ за неделю до Юрьева дня и неделю после Юрьева дня могли перейти от одного землевладельца к другому, предварительно выплатив пожилое (плата, взимавшаяся с крестьянина при переходе от одного владельца к другому). В конце XVI века вышел указ, отменивший право крестьян на переход от одного землевладельца к другому. Запрещение крестьянам перехода в Юрьев день породило поговорку: “Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!”

Крестьянин, с выходом этого указа, был лишен возможности перейти к другому хозяину. Расширялись права помещика на личность работников, и постепенно крепостные лишались почти всех гражданских прав. Зависимость от барского произвола делала жизнь крестьянина необычайно тяжелой. А еще тяжелее жизнь крепостных становилась после выхода следующих указов.

Указы об ужесточении крепостного права:

1747 г. – помещику предоставляется право продавать своих крестьян в рекруты (солдаты) любому лицу;

1760 г. – помещик получил право ссылать крестьян за предерзостные поступки в Сибирь без следствия, суда и проверки. Как правило, помещик старался сбыть старых, увечных, негодных к работе людей. Почти все они погибали в пути.

1764 г. – крестьянам было запрещено подавать челобитные (жалобы) на своих помещиков. При этом тех, кто осмелился написать жалобу, били кнутом и ссылали на каторгу.

в) Труд крепостных.

Труд крепостных использовался в те времена не только в сельском хозяйстве. Были крепостные, делавшие всю черную тяжелую работу по двору. Подневольные мастера: кузнецы, плотники, каретники. Прислуга: повара, кухарки, лакеи. Некоторых способных и смышленых девочек и мальчиков еще в детстве начинали обучать разным наукам, музыке, пению, рисованию. Послушайте рассказ о девочке, дочери деревенского кузнеца, которая стала одной из самых известных актрис России в XVIII веке.

Иван Ковалев работал у барина кузнецом. Приходили к нему из окрестных деревень – коня подковать, скобу выковать, косу, ковш. От слова “ковать” и прозвище ему дали – Коваль. А потом фамилия появилась – Ковалев. И вся семья была Ковалевы. Жила семья в деревушке, вокруг леса да пашни. В избе стены темные, вечерами жгли лучину, а окна светлые оттого, что родные места славились мастерами по дереву. Украшали избы резными наличниками – все веселее жить. Часов в деревне не было. Вставали по солнышку и шли в поле работать на барина. Со стариками и старухами, с малолетними детьми. Садилось солнышко – возвращались домой. Когда праздник и не надо работать на барщине (даровой принудительный труд крепостного крестьянина в хозяйстве помещика), мать весело звала своих дочерей в дальний лес. В руки – лукошки плетеные, на ноги – лапти липовые, и – в дорогу. Там на воле, на просторе, возле любимого клена начинали петь. Низким грудным голосом запевала мама – Матрена Ивановна, дочери Прасковья и Матрена начинали ей подпевать. Паша брала высоко и тонко, а мать низко. Красиво звучала песня! Колокольчиком называла дочку мать и обнимала ее.

Однажды приехал управляющий, велел показать детей, которые к пению и танцам расположены. Увидев Парашу, приказал петь. Девочка растерянно взглянула на мать. Обе были напуганы. Тогда отец подтолкнул дочь и басом заревел:

Калинка, калинка…

Мать нерешительно подтянула:

В саду ягодка малинка…

Параша одна высоко, с переливами продолжила:

Под сосною, под зеленою
Спать положите вы меня…

Управляющий приказал собираться. “Веселить надобно графа. Кто господину услужить должен? Слуги, холопы его! Вы есть собственность графа Шереметева, как эта скамейка или деревня” – сказал он. Родители Паши долго просили и умоляли управляющего не забирать их любимую дочь. Вечером Иван Ковалев пришел из своей кузнецы почерневший, злой, совсем сгорбившийся. Он знал свое крепостное, зависимое положение, знал, что “приписан” к графу и ни паспорта, ни права куда-нибудь уехать или пожаловаться не имел.

Так девочка семи лет, Прасковья Ковалева, была взята в барский дом и определена к “театру”. В 1779 году в небольшой роли, в возрасте одиннадцати лет, впервые выступила на сцене подмосковного Кусковского театра Шереметевых. Около пятидесяти оперных партий исполнила актриса. Сыграла десятки ролей. Среди ее героинь – бедные воспитанницы, барышни, госпожи. Особенно удавались актрисе бытовые роли девушек-крестьянок, страдающих от социального неравенства, в них звучали ноты протеста против угнетения. Прасковья всегда скучала по своим родным, но покинуть барский дом не имела права. Граф Шереметев занимался театральным делом всерьез, бывал горяч, требовал полного повиновения от крепостных актеров, ему и голову не приходило, что крепостные могли его ослушаться. Графу понравилась застенчивая черноглазая девушка. Он дал Прасковье звучную фамилию – Жемчугова. Ковалева – Жемчугова выступала на сцене до 1797 года. Лишь в1798 году получила “вольную”. В 1801 году, был оформлен брак с Н.П. Шереметевым. После выступлений в туманном Петербурге Прасковья Ивановна заболела чахоткой и умерла в тридцать три года.

г) Работа с иллюстрациями.

Рассматривание иллюстрации “Аукцион в XVIII веке”. Художник К. В. Лебедев.

Обмен впечатлениями после просмотра.

Обобщение: На продажу выставлены не только вещи и мебель, но и живые люди, целая семья. На лицах крестьян тревога, волнение, ужас от возможно предстоящей разлуки и неизвестного будущего. Некоторые помещики даже не считали своих крепостных за людей. По поводу крепостных они так прямо и говорили:

– Моя вещь. Что хочу, то с ней и делаю. Я хозяин!

И так продолжалось несколько десятилетий. Только в 1861 году указом императора Александра II этот позорный и унизительный порядок был отменен. Крепостные крестьяне получили свободу и больше не принадлежали барину, что имело, конечно, очень большое значение. В России перестали торговать людьми. И уже никто, даже самые богатые и знатные помещики, не могли безнаказанно обижать крестьян. А если такое случалось, то обидчику приходилось отвечать перед судом.

VI. Итог урока

– Что такое крепостная неволя?

VII. Домашнее задание

Составить рассказ о жизни крепостных крестьян в России, используя материал учебника или произведения классиков.

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Против новой волны гриппа прививки не помогут :: Исландия впервые в истории едет на чемпионат мира по футболу. Почему? Как??? :: Соль на улицах: как уберечь собачьи лапы? :: Расширенная вселенная Простоквашино: новые мультфильмы пасторальной саги :: Формирование орфографической зоркости обучающихся через систему комплексного изучения словарных слов с непроверяемыми написаниями :: Лига справедливости ( Justice League ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Столы и стулья/Растущие / ДЭМИ / Растущая парта ДЭМИ ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Тихое место (A Quiet Place), 2018

Мистический триллер о семье фермеров, которые жили в тишине и уединении, – пока не стали мишенью для незримого преследователя потусторонней природы.

План-конспект урока по повести А.Алексина "А тем временем где-то" В 8-м классе

План-конспект урока-диспута в 8-м классе проводившегося с целью пробудить в учащихся чувство сострадания и понимания переживаний другого человека. Для решения поставленных целей на уроке создавались проблемные ситуации для размышления учащихся.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

?нформационные технологии на уроках физики
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD