детские
Хелси и Смарт официальный сайт
Хелси и Смарт официальный сайт

Урок истории "Крепостное право" : История и обществознание

Встречаем год свиньи!

Цели урока:

  • дать первоначальное представление о крепостной зависимости в России;
  • продолжать работу над прослеживанием событий истории через деяния людей и развивать умение ориентироваться в исторических событиях и датах;
  • воспитывать уважение к культуре и традициям прошлого.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение целей урока

III. Повторение пройденного материала

– Расположите даты событий, как на ленте времени, в порядке возрастания.

(988 г., 1147 г., 1242 г., 1380 г., 1480 г., 1547 г., 1703 г., 1709 г., 1812 г., 1825 г.;)

– К каким векам относятся эти года? ( 988г. – X век, 1147г. – XII век, и т.д. )

– Какое историческое событие происходило в этот год?

– Назовите имена людей, связанные с этим событием.

– Вставьте в таблицу карточку с названием исторического события и карточку с именами людей, связанными с данным событием (карточки можно разложить на столе и дать возможность детям поочередно заполнить таблицу).

Заполнение хронологической таблицы.

(В таблицу можно заносить основные даты и события, после знакомства с новой темой и использовать ее для повторения изученного материала.)

Событие, происходившее в этот год Дата события Имена людей, связанные с этим событием
Принятие христианства на Руси

988 г.

Князь Владимир
Первое упоминание о Москве

1147 г.

Юрий Долгорукий
Ледовое побоище

1242 г.

Александр Невский
Куликовская битва

1380 г.

Дмитрий Донской
Иван III

1480 г.

Падение ордынского ига
Провозглашение первого русского царя

1547 г.

Иван IV. Грозный
Основание Санкт-Петербурга

1703 г.

Петр I

Полтавская битва

1709 г.

Петр I

Отечественная война

1812 г.

М. И. Кутузов
Восстание декабристов

1825 г.

К.Ф. Рылеев, С.Г. Волконский, А. и М.Бестужевы

IV. Проверка домашнего задания

Кто такие были декабристы? Чего хотели?

Обобщение:

Участники тайного общества, вошедшие в историю под именем декабристы, 14 декабря 1825 года вывели на Сенатскую площадь воинские части, требуя освобождения крестьян от зависимости помещиков.

Декабристы считали крепостную неволю величайшим злом для России, тормозящим ее развитие.

V. Работа с новым материалом

а) Вводная беседа.

Крепостное право – совокупность юридических норм феодального государства, закреплявших наиболее полную и суровую форму зависимости крестьянина от феодала (помещика).

Крепостное право в России складывалось на протяжении с XI по XVII век и просуществовало до середины XIX века. Сначала князья и бояре стали захватывать земли свободных смердов (землевладелец, крестьянин), сами князья и бояре вели между собой войны, а в мирное время забавлялись охотой. Захваченных смердов заставляли работать на себя, пользовались их трудом, после смерти смерда все его имущество переходило князю или боярину. Трудно жилось и холопам (человек, находящийся в зависимости, близкой к рабству). Холоп был полной собственностью господина, не имел возможности распоряжаться своей жизнью, она принадлежала князю или боярину. Если крестьянину жилось у хозяина худо, он мог воспользоваться своим правом в Юрьев день. Что это за право узнаете из сообщения.

б) Сообщение, может быть подготовлено детьми дома к уроку.

Был на Руси и Юрьев день (осенний). Он отмечался 26 ноября старого стиля. Определенный законодательством день, когда крестьяне по окончании осенних сельскохозяйственных работ за неделю до Юрьева дня и неделю после Юрьева дня могли перейти от одного землевладельца к другому, предварительно выплатив пожилое (плата, взимавшаяся с крестьянина при переходе от одного владельца к другому). В конце XVI века вышел указ, отменивший право крестьян на переход от одного землевладельца к другому. Запрещение крестьянам перехода в Юрьев день породило поговорку: “Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!”

Крестьянин, с выходом этого указа, был лишен возможности перейти к другому хозяину. Расширялись права помещика на личность работников, и постепенно крепостные лишались почти всех гражданских прав. Зависимость от барского произвола делала жизнь крестьянина необычайно тяжелой. А еще тяжелее жизнь крепостных становилась после выхода следующих указов.

Указы об ужесточении крепостного права:

1747 г. – помещику предоставляется право продавать своих крестьян в рекруты (солдаты) любому лицу;

1760 г. – помещик получил право ссылать крестьян за предерзостные поступки в Сибирь без следствия, суда и проверки. Как правило, помещик старался сбыть старых, увечных, негодных к работе людей. Почти все они погибали в пути.

1764 г. – крестьянам было запрещено подавать челобитные (жалобы) на своих помещиков. При этом тех, кто осмелился написать жалобу, били кнутом и ссылали на каторгу.

в) Труд крепостных.

Труд крепостных использовался в те времена не только в сельском хозяйстве. Были крепостные, делавшие всю черную тяжелую работу по двору. Подневольные мастера: кузнецы, плотники, каретники. Прислуга: повара, кухарки, лакеи. Некоторых способных и смышленых девочек и мальчиков еще в детстве начинали обучать разным наукам, музыке, пению, рисованию. Послушайте рассказ о девочке, дочери деревенского кузнеца, которая стала одной из самых известных актрис России в XVIII веке.

Иван Ковалев работал у барина кузнецом. Приходили к нему из окрестных деревень – коня подковать, скобу выковать, косу, ковш. От слова “ковать” и прозвище ему дали – Коваль. А потом фамилия появилась – Ковалев. И вся семья была Ковалевы. Жила семья в деревушке, вокруг леса да пашни. В избе стены темные, вечерами жгли лучину, а окна светлые оттого, что родные места славились мастерами по дереву. Украшали избы резными наличниками – все веселее жить. Часов в деревне не было. Вставали по солнышку и шли в поле работать на барина. Со стариками и старухами, с малолетними детьми. Садилось солнышко – возвращались домой. Когда праздник и не надо работать на барщине (даровой принудительный труд крепостного крестьянина в хозяйстве помещика), мать весело звала своих дочерей в дальний лес. В руки – лукошки плетеные, на ноги – лапти липовые, и – в дорогу. Там на воле, на просторе, возле любимого клена начинали петь. Низким грудным голосом запевала мама – Матрена Ивановна, дочери Прасковья и Матрена начинали ей подпевать. Паша брала высоко и тонко, а мать низко. Красиво звучала песня! Колокольчиком называла дочку мать и обнимала ее.

Однажды приехал управляющий, велел показать детей, которые к пению и танцам расположены. Увидев Парашу, приказал петь. Девочка растерянно взглянула на мать. Обе были напуганы. Тогда отец подтолкнул дочь и басом заревел:

Калинка, калинка…

Мать нерешительно подтянула:

В саду ягодка малинка…

Параша одна высоко, с переливами продолжила:

Под сосною, под зеленою
Спать положите вы меня…

Управляющий приказал собираться. “Веселить надобно графа. Кто господину услужить должен? Слуги, холопы его! Вы есть собственность графа Шереметева, как эта скамейка или деревня” – сказал он. Родители Паши долго просили и умоляли управляющего не забирать их любимую дочь. Вечером Иван Ковалев пришел из своей кузнецы почерневший, злой, совсем сгорбившийся. Он знал свое крепостное, зависимое положение, знал, что “приписан” к графу и ни паспорта, ни права куда-нибудь уехать или пожаловаться не имел.

Так девочка семи лет, Прасковья Ковалева, была взята в барский дом и определена к “театру”. В 1779 году в небольшой роли, в возрасте одиннадцати лет, впервые выступила на сцене подмосковного Кусковского театра Шереметевых. Около пятидесяти оперных партий исполнила актриса. Сыграла десятки ролей. Среди ее героинь – бедные воспитанницы, барышни, госпожи. Особенно удавались актрисе бытовые роли девушек-крестьянок, страдающих от социального неравенства, в них звучали ноты протеста против угнетения. Прасковья всегда скучала по своим родным, но покинуть барский дом не имела права. Граф Шереметев занимался театральным делом всерьез, бывал горяч, требовал полного повиновения от крепостных актеров, ему и голову не приходило, что крепостные могли его ослушаться. Графу понравилась застенчивая черноглазая девушка. Он дал Прасковье звучную фамилию – Жемчугова. Ковалева – Жемчугова выступала на сцене до 1797 года. Лишь в1798 году получила “вольную”. В 1801 году, был оформлен брак с Н.П. Шереметевым. После выступлений в туманном Петербурге Прасковья Ивановна заболела чахоткой и умерла в тридцать три года.

г) Работа с иллюстрациями.

Рассматривание иллюстрации “Аукцион в XVIII веке”. Художник К. В. Лебедев.

Обмен впечатлениями после просмотра.

Обобщение: На продажу выставлены не только вещи и мебель, но и живые люди, целая семья. На лицах крестьян тревога, волнение, ужас от возможно предстоящей разлуки и неизвестного будущего. Некоторые помещики даже не считали своих крепостных за людей. По поводу крепостных они так прямо и говорили:

– Моя вещь. Что хочу, то с ней и делаю. Я хозяин!

И так продолжалось несколько десятилетий. Только в 1861 году указом императора Александра II этот позорный и унизительный порядок был отменен. Крепостные крестьяне получили свободу и больше не принадлежали барину, что имело, конечно, очень большое значение. В России перестали торговать людьми. И уже никто, даже самые богатые и знатные помещики, не могли безнаказанно обижать крестьян. А если такое случалось, то обидчику приходилось отвечать перед судом.

VI. Итог урока

– Что такое крепостная неволя?

VII. Домашнее задание

Составить рассказ о жизни крепостных крестьян в России, используя материал учебника или произведения классиков.

© Блог Хелси и Смарт / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Педсовет "Творчество учителя" :: "Серьезные" задачки для детей среднего возраста, или Как трудные темы изучать играючи :: История предмета "трудовое обучение девочек" :: Тема мероприятия: "Волшебная сказка на плечах…" :: "Применение опорных схем в процессе изготовления швейного изделия" :: Использование проектного метода на уроках черчения :: Урок-игра по технологии. Тема: "Обработка тонколистового металла" ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:


Школьные занятия: Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD